Развитие общения ребенка в игровой деятельности

Развитие общения ребенка в игровой деятельности thumbnail

Ирина Сеньковская
Развитие навыков общения в игровой деятельности

Игра – основной вид детской деятельности. В игре ребенок лучше усваивает новые знания, овладевает новыми навыками и умениями. Ни одна игра не возможна без общения. Когда дошкольники играют, они всегда объясняют, что делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание игрового пространства. Играя, например, в больницу, обязательно нужно договориться, кто будет врачом, а кто – пациентом, где будет кабинет и какие инструменты и материалы понадобятся; когда врач назначает лекарства, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать.

Умение играть предполагает достаточно высокий уровень речевого и умственного развития. Однако, дети, плохо владеющие речью, затрудняются планировать сюжет, не всегда могут взять на себя роли, самостоятельно вести ролевой диалог.

Как же мы взрослые можем повлиять на развитие навыков общения детей в игровой деятельности?

Мы обращаем внимание на развитие у детей сговора на игру. Например, в игре «Подбери нужные слова» проигрываем ситуации приглашения в игру.Проводим тренинги: «Пригласи в игру друзей»

Особое внимание в своей работе мы уделяем комплексному руководству сюжетно-ролевой игрой, потому что оно является подготовительным этапом к самостоятельной деятельности детей. В обучении навыкам общения особую роль имеют обучающие игры (проигрывание воспитателем игровой ситуации) и активизирующее общение. Здесь дети наглядно получают образцы речевого общения. Например, в обучающей игре «Ателье» проигрывали ситуацию «Как заказать платье (костюм)». Организуя активизирующее общение, мы заранее составляем диалоги между персонажами, продумываем разнообразные ситуации для побуждения детей вступить в общение. Заучивание диалогов служит речевым образцом (основой) для организации игры. Например, перед игрой «Овощной магазин», предварительно разучивали с детьми и обыгрывали диалог «продавец»«покупатель». Такие диалоги являются основой для построения ролевой беседы. Для ее дальнейшего развертывания предлагаем детям поучаствовать в обсуждении возможных игровых ситуаций. Например, для развития общения и развертывания сюжета в игре «Магазин»предлагали следующие ситуации: «Закончился товар», «Реклама товара» и т. д. В игре «Школа» дети обсуждали решение следующих игровых ситуаций «Как начать урок», «Что можно делать на перемене». Это способствовало обогащению представлений детей о ролевом взаимодействии и как следствие общению детей.

В своей работе мы используем приемы для формирования навыков общения у детей в игровой деятельности.

Одним из них является, изменение игровой среды. Динамичная, изменяющаяся игровая среда дает толчок к возникновению игры, побуждает детей вступать в общение. Например, мы наблюдали у детей интерес к жителям подводного царства (многие дети собирали наклейки «Океаномания», поэтому в оформление группы добавили карту обитателей мира, на передвижной стойке создавали морскую композицию. Это способствовало возникновению желания организовать игру «Морское путешествие». Дети договаривались о том, кто может отправиться в путешествие, какое оборудование необходимо взять с собой, на чем можно отправиться в путешествие (распределение ролей, создание дополнительных атрибутов и т. д.). Так же, для изменения игровой среды, можно использовать карты-схемы, сюжетные картины, панно со сменными элементами, разнообразные макеты, заставки, и конечно же новые атрибуты, в том числе созданные руками детей.

Побуждать детей к общению можно и во время привлечения их к самостоятельному созданию игровой среды. Предварительно обсуждали с детьми, на что следует обратить внимание. Например, в игре «Школа» уточняли, где работает учитель (классе, какие предметы необходимы ему. Используя макет «Класс», дети имели возможность поупражняться в создании игровой обстановки из строителя, коробочек, как лучше расставить столы, где будет стоять доска. После обсуждения дети самостоятельно договаривались о подготовке игрового места и используемом оборудовании, а при его нехватке о подборе предметов заместителей.

Еще одним приемом, способствующим развитию общения детей в игре, является решение проблемных ситуаций. Проблемные ситуации можно использовать для организации общения как в ходе выбора темы игры, так и для развертывания сюжета игры детей. Они побуждают детей договариваться, принимая единое решение, и действовать в дальнейшем в соответствии с ним. Помогаем детям советами, наводящими вопросами, напоминанием. Например, в игре «Парикмахерская»использовали следующие проблемные ситуации:дети обсуждали решение следующих проблемных ситуаций: сломался фен; много клиентов и один парикмахер не успевает обслуживать всех; в первом случае дети находят выход из ситуации – вызывают мастера; во втором случае обговаривают кто ещё может стать парикмахером, совместно обсуждают подготовку дополнительных атрибутов, оборудуют рабочие места.

Чтобы общение детей было целенаправленным, а не спонтанным (воспитатель предварительно ставит цели к игре, игровому взаимодействию детей, мы заранее продумываем примерное содержание проблемных ситуаций, которые будут использоваться во время игры.

Эффективным приемом, способствующим формированию общения детей в игре, является введение дополнительной роли или второстепенной основной роли. Причем эту роль первоначально может брать на себя воспитатель. Например, в игре «Такси»: сначала таксист везет пассажиров, затем в машину необходимо залить бензин, поэтому один из пассажиров берет на себя роль заправщика на автозаправке, затем в случае поломки машины принимает роль ремонтника. Т. о. увеличивается количество ролей и как следствие более разнообразным становится ролевое общение детей. Второй вариант, в игру «Такси» вводится дополнительно еще одна роль таксиста («встретились два таксиста», в ситуации когда, «все пассажиры не умещаются в одно такси» и т. д.).

Следует отметить, что в нашей группе есть дети, игровые навыки которых находятся на низком уровне, поэтому мы регулярно включаемся в игру детей в роли равноправного партнера. Например, в игре «Поликлиника», заметив, что дети передают только предметную сторону деятельности врача, мы с куклой в роли пациента посещаем врача. В ролевой беседе акцентируем внимание ребенка на общении, задаём вопросы: «Может быть, дочке поставить горчичники? Что вы мне посоветуете?» Скажите, пожалуйста, что мне нужно делать, чтобы дочка не болела? и т. д. В такой совместной игре ребенок, отвечая на поставленные вопросы, незаметно вступает в ролевую беседу, приобретает тем самым более сложный опыт общения. Ролевые беседы с воспитателем готовят ребенка к вступлению в активизирующее общение со сверстниками.

Читайте также:  Какие книги нужны для развития ребенка

Одним из способов формирования навыков общения является объединение в игре детей с хорошо сформированными игровыми навыками и теми, кто недостаточно ими овладел. В результате такого взаимодействия дети, которые хорошо овладели игрой, начинают передавать свой игровой опыт сверстникам, вступая с ними в активизирующее общение. Например, в ходе игры «Ателье» у Кирилла (исполняющего роль закройщика) возникли затруднения в изготовлении «выкройки», работа приостановилась,взрослый в роли клиента посоветовал: Может быть модельеру позвонить! Между закройщиком и модельером состоялся разговор, пришла Алиса (модельер, и показала, как делать «выкройку». В результате Кирилл стал увереннее выполнять ролевое действие, а при затруднениях обращаться за помощью. Зная интересы детей, кто с кем любит играть, можно ненавязчиво вовлечь их в игру. Так, Данила и Кирилл малоактивны в сюжетно – ролевых играх, но в игре «Поликлиника», используя «неожиданный звонок по телефону» (воспитатель от лица мамы, попросила отвезти на машине сына к врачу) мальчики откликнулись на просьбу, и, договорившись между собой, приехали к врачу. Или, заметив, что ребенок один «едет» на машине,советуем: «Пригласи с собой друзей, вместе куда-нибудь съездите. Им будет приятно…». Используем поощрение за то, что дети играют вместе, дружно.

Во время игры уделяем большое внимание формированию положительных взаимоотношений между детьми.

Если у детей возникают ссоры по поводу новых атрибутов или внесённой игрушки,мы предлагаем разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много». Обсуждаем различные варианты разрешения конфликтной ситуации. У детей появляется возможность выбора и необходимость соотнести своё решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.

Таким образом, целенаправленное обучение детей через проигрывание различных ситуаций, тренингов, заучивание ролевых диалогов и использование при организации сюжетно – ролевых игр разнообразных приёмов, побуждающих детей к общению, способствует формированию навыков общения у детей.

Список литературы:

1. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской – М. ; Педагогика, 1989 г.

2. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно –ролевыми играми в детском саду: Издательство «Скрипторий 2003»,- 2012

3. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников; практическое пособие –М: Айрис – пресс, 2008

Источник

Потребность в общении развивается на основе игровой деятельности.

Ребенок сталкивается с необходимостью:

  • устанавливать контакты в игре;
  • соблюдать нормы поведения;
  • приспосабливать свое поведение к конкретной ситуации;
  • владеть навыками игровой деятельности (рис. 9.12).

Рис. 9.12. Общение по поводу игры

В старшем дошкольном возрасте (5-7лет) взаимоотношения в игре усложняются. Игровая деятельность требует от ребенка:

  • ставить цель и добиваться ее осуществления;
  • сосредоточенности на выполнении игровых действий;
  • проявления волевых усилий;
  • координации своих действий с действиями сверстников;
  • инициативности;
  • рефлексии (способности осмысливать свои собственные действия);
  • эмоциональности, переживания чувств симпатии, сочувствия и др.;
  • общительности.

Перечисленные качества проявляются в игре и развиваются в ней (рис. 9.13).

Общение детей друг с другом

Рис. 9.13. Общение детей друг с другом

Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Ведь если дети не умеют договариваться между собой, то их совместная игра распадается.

Признаки популярных и не популярных детей

Рис. 9.14.Признаки популярных и непопулярных детей

В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные (рис. 9.14).

Вызывают раздражение сверстников дети:

  • с которыми трудно договориться;
  • которые нарушают правила;
  • которые не умеют играть;
  • которые являются медлительными;
  • которые несообразительны;
  • неумелые.

Для детей 5-6 лет значимо быть принятыми сверстниками.

Они:

  • придирчиво относятся к выполнению роли (так «бывает» и так «не бывает»);
  • стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая свою вину, говорят: «Я больше не буду!»);
  • отрабатывают нужные для игры действия (дополнительно занимаются с родителями, отрабатывая игровые действия).

Дети испытывают потребность взять на себя интересную роль в игре и проявить в ней себя.

По-разному дети ведут себя в ситуации «успеха». Одни испытывают чувство радости, у других может проявляться злоба при неудаче другого.

В ситуации «неудачи» дети испытывают чувство огорчения или зависти, досаду.

В 3 года оценки взрослого особенно не волнуют детей: они спокойно продолжают интересную для них игру. В 5 лет, напротив, ребенок обостренно чувствителен к оценкам взрослого: каждое замечание вызывает у него обиду. К 6-7 годам отношение к оценкам становится более спокойным и деловым, дети стремятся что-то изменить в своих действиях.

Взрослый предупреждает появление нежелательных качеств личности, таких как:

  • злорадство;
  • пренебрежение;
  • хвастовство;
  • зависть;
  • недоброжелательность.

Игра со сверстниками способствует развитию речи ребенка, умению общаться.

Игровая ситуация требует от ребенка соблюдения нескольких условий, которые необходимы ему для успешности игровой деятельности.

  • Определенный уровень речевого общения. Ребенку необходимо объясняться со сверстниками, что стимулирует развитие его речи.
  • Умение замещать одни предметы другими. Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов.

В этом качестве выступают:

  • игрушки;
  • полифункциональные предметы.

Схема таких преобразований следующая: «предмет — его знак — его наименование». Различаются индивидуальные условные знаки (имеют мало общего с обозначаемым предметом, например: щепка — градусник) и иконические (приближены к замещаемому предмету, например: игрушка — копия реального предмета). Процесс замещения одних предметов другими способствует развитию знаковой функции речи, ведет к перестройке всех психических функций ребенка.

  • Наличие рефлексии — способности человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Развитие рефлексии происходит в связи с тем, что в игре возникает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
Читайте также:  Развитие личности ребенка в системе дополнительного образования

Взрослый должен:

  • видеть взаимоотношения детей в игре;
  • стараться определить причины их объединения (или необъединения);
  • направлять взаимоотношения детей, проявлять при этом свою инициативу;
  • оценивая действия 4-5-летних детей, помнить об их обостренной чувствительности;
  • помогать ребенку анализировать собственную личность;
  • обращать внимание на выбор игр и игрушек, имея в виду половую идентификацию;
  • осуществлять общение с детьми с учетом их пола;
  • при общении взрослого с детьми придерживаться личностно-ори-ентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат (приучать детей к общению в этом стиле необходимо именно в возрасте 4-5 лет);
  • обучать детей сопереживанию и сорадости.

-214-

Ситуация. Мама Миши (6 лет) считает, что игра, на которую сын тратит много времени, дело пустое. Миша же любит играть. При этом он испытывает беспомощность, так как не может противостоять маме.

Следует ли поощрять игры детей?

Решение. Примерно до 10-11 лет дети от игры получают большое удовольствие. В играх ребенок учится проявлять инициативу и отстаивать свое мнение, познавать систему социальных отношений. А взрослые, поощряя детей в их игровых начинаниях, тем самым помогают им обрести ощущение собственной компетентности, воспитывают в них целеустремленность и помогают осваивать ролевые отношения.

-215-

Ситуация. Петя (6 лет) в игре должен был бросить мяч в цель. А Коля в этот момент «под руку» говорит: «Мимо! Мимо!»

С проявлением каких качеств личности может быть связана подобная ситуация?

Каким должно быть поведение взрослого, если он видит, что взаимоотношения между детьми складываются подобным образом?

Решение. Нормально, если ребенком движет потребность быть признанным (попасть в цель). Со стороны Коли проявляется чувство зависти (чувство злой досады, вызванной успехами других, чувство неприязни, вражды). Взрослый должен:

  • выяснить причину возникновения этого чувства;
  • приучать ребенка радоваться успехам других;
  • обучать его навыкам игровых действий, приводящих к успеху, и учить его не обижаться в случае неудачи.

-216-

Вопрос. Что, по вашему мнению, может облегчить детям выполнение правил игры?

Ответ. Есть несколько условий, способствующих облегчению выполнения правил игры.

Обучение детей общению в совместной игре

Рис. 9.15. Обучение детей общению в совместной игре при опережающей инициативе взрослого

  • Для правил, связанных с движениями, важны наглядность их выполнения, простота (например: «Нельзя переступить черту…»).
  • Если ребенок следит за поведением своих сверстников, то потом он начинает контролировать и свои действия.
  • Любое действие должно осуществляться совместно и одновременно.
  • Необходимо учитывать стремление ребенка к подражанию, которое позволяет быстро освоить правило.
  • Принятие игровой роли обеспечивает активность воображения ребенка (рис. 9.15 и 9.16).

Общение в игровой деятельности

Рис. 9.16. Обучение детей организации игры

В ходе игры и после нее нужно постепенно вовлекать ребенка в общение. Например, после игры в «кошки-мышки» можно:

  • рассказать о жизни и поведении животных;
  • разговор сопроводить показом иллюстраций (детских книг, картинок, зоологического лото и др.);
  • включить ребенка в беседу, в ходе которой необходимо использовать его жизненный опыт, направлять его на правильные ответы, стимулировать на собственные вопросы; поддерживать и поощрять любую его активность, любознательность и хвалить за интересные вопросы и ответы на них.

-217-

Ситуация. Игру ребенок может выбрать сам, может предложить ее и взрослый.

В чем принципиальное различие этих ситуаций?

Решение. Если игра выбрана ребенком, если она есть его свободный выбор, то он будет играть до тех пор, пока сам не выберет другое занятие. Взрослый, предлагая игру, должен вызвать у ребенка определенный интерес, то есть предложить ему мотив. Взрослый должен взять на себя роль организатора и участника игры и следить за соблюдением правил, оценивать действия ребенка и в то же время сам включаться в игру.

После игры можно вовлечь ребенка в разговор на познавательные темы. Например, после игры «Зайки» можно спросить, чем заяц отличается от кролика (по внешнемувиду, по повадкам). Показывая картинки и сообщая интересные сведения, нужно включить ребенка в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Любую познавательную активность ребенка надо поддерживать, хвалить за интересные вопросы и отвечать на них, поддерживая общий разговор. При этом следует периодически менять темы разговора.

Вернуться к оглавлению

Источник

Александра Иванова
Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста

Основные положения

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве; воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшего гармоничного развития. При этом центральную роль в полноценном развитии личности дошкольника играет общение.

Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Читайте также:  Мультики для развития ребенка скачать торрент

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, – со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Всё вышесказанное позволяет нам сделать вывод о необходимости создания психолого-педагогических условий для обеспечения наиболее успешного общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка, этическими нормами и правилами (Т. И. Бабаева). Познавательный компонент социального опыта раскрывает начальную информированность дошкольников относительно принятых в обществе норм и правил поведения, представлений о социально приемлемых и неприемлемых способах действий и отношений, о соответствующих оценках поступков и нравственных качествах людей. Это составляет основу, формирующийся в дошкольном детстве первичной социальной осведомленности ребенка как субъекта поведения, доступной деятельности и взаимодействия.

Общение достаточно широко изучалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности (М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, О. Е. Смирнова и другие). Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения (Л. Я. Коломинский, Т. А. Репина).

В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции, самоорганизации, умение следовать общим правилам. Как показывают многие исследования (М. И. Лисина, Е. О Смирнова, С. А. Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Репина, на протяжении дошкольного возраста взаимоотношения между детьми развиваются в общении, которое существенно изменяется с возрастом детей: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста.

Особенности в общении старших дошкольников:

– В старшем дошкольном возрасте значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками. Это создает естественную предпосылку для формирования гуманности в общении детей.

– В этом возрасте выражен интерес к нормативным основам общения и регуляции взаимоотношений.

– Контакты старших дошкольников со сверстниками становятся более длительными, устойчивыми и личностно обусловленными. В старших группах детского сада складывается определенная система межличностных отношений, совместной деятельности, ценностных ориентаций, оказывающая влияние на гуманистические проявления детей в общении.

– В старшем дошкольном возрасте начинает проявляться интерес дошкольника к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается симпатия.

Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников. Дружба не возможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Интерес к деятельности других детей и умение договориться (о совместной игре, пользовании игрушкой, материалом, посчитаться с интересом друзей; проявление заботы об общем деле, игре, помощь и взаимопомощь, готовность выручить друга, товарищей по группе; объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей (по справедливости, получая при этом удовлетворение.

Старшие дошкольники хорошо осознают нормы и правила взаимоотношений со сверстниками. Они уже умеют соответствующим образом оценивать поступки своих товарищей, их достоинства, придают большое значение нравственным качествам личности сверстника. Их привлекают такие проявления, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь. Главным содержанием общения детей в старшем дошкольном возрасте становится сотрудничество, партнерство.

Таким образом, на ступени старшего дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях детей наблюдаются качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации. Вместе с тем, достижения в социально-личностном развитии детей и взаимодействии со сверстниками во многом обусловлены воспитательным влиянием педагогов, их умении найти эффективные методы развития и обогащения опыта общения дошкольников.

Итак, подводя итог всей работы, хочется отметить, что общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К. Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрастечеловек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо.

Источник