Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками урунтаева

Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками урунтаева thumbnail

Общение рассматривается
как взаимодействие людей,
направленное
на согласование и объединение их усилий
с целью налаживания отноше­ний и
достижения общего результата (М.И.Лисина).
Этот особый вид
деятельности имеет мотивы, предмет,
содержание, средства, результат.
В
процессе общения складываются
субъектно-субъективные отношения,
по­скольку каждый его участник
выступает субъектом, проявляет активность,
адресующуюся к личности другого человека,
попеременно выражая ему свое отношение
и воспринимая отношение партнера к
себе.

Общение направлено на удовлетворение
важной духовной потребности, которая
является одной из ведущих на протяжении
всей жизни человека. По­требность в
общении состоит в стремлении к особого
рода познанию себя и других как личностей,
которое неотделимо от отношения, т.е.
от стремления к оценке и самооценке.
Продуктом общения выступает образ
другого человека и самого себя, на основе
чего совершается регуляция деятельности.

Среди средств общения выделяют две
группы: вербальные (речь) и невер­бальные
(экспрессивно-мимические – улыбка, мимика
и предметные – позы, жесты, предметные
действия). Причем речь – это ведущее
средство, позволяю­щее передать
максимально богатое содержание. В то
же время речевые средст­ва подкрепляются
невербальными, которые дают дополнительную
информа­цию о собеседнике.

Процесс общения составляют три стороны:
социально-перцептивная -восприятие и
понимание другого человека; интерактивная
– межличностное взаимодействие и
коммуникативная – передача информации.

§ 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми

У
ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения
со взрослы­ми: ситуативно-личностная,
ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная
и внеситуативно-личностная. Под формой
общения имеется в виду коммуникативная
деятельность на определенном этапе ее
развития, характеризуемая несколькими
параметрами. Таковыми считают:

– время возникновения
данной формы общения;

– место, которое
она занимает в жизни ребенка;

– главное содержание
потребности, которая удовлетворяется
детьми в ходе общения;

– ведущие мотивы,
побуждающие малыша к общению со взрослыми;

– основные средства
общения, с помощью которых осуществляется
коммуникация с другими людьми.

Период
новорожденности – это подготовительный
этап к общению со взрослым (ребенок
учится выделять взрослого). В первые
две недели новорожденный не реагирует
на взрослого. И только в положении «под
грудью» появляется сосредоточение.
Ребенок замирает и напрягается при
длительном ласковом разговоре и
поглаживании. В 3 недели воздействие
взрослого вызывает ориентировочно-исследовательскую
активность младенца. Он пристально
вглядывается во взрослого, позднее
начинает следить за его передвижениями,
рассматривать лицо. В начале 4-й недели
жизни ребенок улыбается в ответ на
улыбку взрослого, а потом начинает
улыбаться по своей инициативе. На втором
месяце у младенца складывается сложная
реакция на взрослого -комплекс
оживления,
которая
включает двигательное оживление, речевые
реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша
завершается формирование потребности
в общении со взрослым..
О
ее наличии говорят следующие критерии:
внимание и интерес ко взрослому (когда
ребенок направлен на его познание);
эмоциональные проявления, адресованные
взросло­му, свидетельствующие о том,
что младенец его оценивает и определенным
образом относится к нему; инициативные
действия малыша с целью привлечь внимание
взрослого к себе; чувстви­тельность
младенца к отношению взрослого, что
обнаруживает восприятие малышом той
оценки, которую дает взрослый, и
собственной самооценки. Указанные
показатели возникают один за другим в
описанной последовательности.

Потребность в
общении возникает на основе тех
требова­ний, которые начинают
функционировать раньше. Основой
коммуникативной потребности являются
органические нужды ребенка. Беспомощный
младенец своим беспокойством и криком
оповещает взрослого о дискомфорте и
тем самым добивается устранения
неприятных факторов. Такие сигналы
малыш первоначально никому не адресует,
но его неудовольствие каж­дый раз
привлекает взрослого и побуждает к
определенным дей­ствиям: накормить,
сменить пеленки и пр. Жизненная практика
помогает младенцу выделить существование
взрослого в качест­ве источника
удовлетворения своих потребностей. А
стремление управлять таким источником
побуждает малыша его исследовать.

В основе возникновения
потребности в общении лежит и потребность
в новых впечатлениях, ведь взрослый для
младен­ца самый богатый информационный
объект. Но решающее зна­чение для
появления коммуникативной потребности
имеет по­ведение и позиция взрослого
по отношению к ребенку (он с само­го
начала относится к малышу как к субъекту,
полноправному партнеру по общению).
Нередко взрослый даже «играет» за
ре­бенка как за второго участника
общения, наделяя его действия смыслом,
которого они еще не имеют.

При выполнении
бытовых процедур ребенок все яснее
улав­ливает коммуникативные воздействия
взрослого. Они вызыва­ют удовлетворение
у младенца от ощущения своей важности
и значимости для других. Отношение к
ребенку как к личности -решающее условие
для становления коммуникативной
деятель­ности. Ребенок почти одновременно
выделяет свойство «личностности»,
«субъективности» у себя и у взрослого.

Первой
формой общения является ситуативно-личностная.
Она
считается сложившейся, если малыш
смотрит в глаза взрос­лого, отвечает
улыбкой на его улыбку, адресует ему
инициативные улыбки, а также двигательное
оживление и вокализа­ции, стремится
продлить эмоциональный контакт со
взрослым, когда ребенок готов перестроить
свое поведение в соответст­вии с
поведением старшего партнера. Содержание
потребности в общении составляет
стремление к доброжелательному внима­нию.
Мотив общения – личный. Общение происходит
с помощью экспрессивно-мимических
средств, которые младенец интенсив­но
осваивает в течение 4-6 недель. Функцию
общения выполняет комплекс оживления.
В этом возрасте общение является ведущей
деятельностью. Оно обусловливает
адаптацию малыша к обсто­ятельствам
его жизни и в конечном счете выживание.

С 6
мес. жизни ребенка данная форма общения
сменяется ситуативно-деловой,
которая
разворачивается в процессе со­вместных
со взрослым манипулятивных действий и
удовлетво­ряет новую потребность
малыша – в сотрудничестве. Ребенку
недостаточно доброжелательного внимания.
Ему необходимо, чтобы взрослый имел
отношение к тому, чем занимается малыш
и участвовал в этом процессе. На первый
план выступают деловые мотивы. А взрослый
рассматривается младенцем как эксперт,
образец, помощник, участник и организатор
совместных действий. Экспрессивно-мимические
средства дополняются предметными.
Ребенок выражает свое стремление к
сотрудничеству позами, жестами. Общение
ярко эмоционально окрашено, но не только
положительными эмоциями. Дети могут
выражать обиду, гнев, если поведение
взрослого их не устраи­вает. Обогащается
и спектр положительных переживаний.

Ситуативно-деловая
форма общения сохраняется до 3 лет,
протекая на фоне практического
взаимодействия со взрослым, она включена
в предметную деятельность. У детей
возрастает потребность в сотрудничестве
со взрослым, им требуется соучастие в
их действиях. В ходе сотрудничества
преддошкольник получает и доброжелательное
внимание, и соучастие в практи­ческих
действиях. Замечания и образец взрослого,
благодаря личному контакту, приобретают
особое значение при усвоении правильных
действий с предметами. Дети переходят
от неспецифических, примитивных
манипуляций ко все более специфическим,
а затем и к культурно-фиксированным
действиям с предметами. Обе указанные
формы общения носят ситуативный характер,
то есть приурочены к данному месту и
времени. В младшем дошкольном возрасте
возникает внеситуативно-познавателъная
форма
общения. Она включена в совместную со
взрослым деятельность, но уже не в
практическую, а познавательную. Развитие
любознательности, совершенствование
способов ее удовлетворения побуждают
ребенка ставить все 6олее сложные
вопросы. Но решить подобные проблемы
самостоятельно он не может. Путь к
пониманию явлений, сложных проблем –
общение со взрослым. Ведущим становится
познавательный мотив. А взрослый теперь
выступает в новом качестве как эрудит,
«энциклопедист», способный ответить
на любой вопрос, сообщить необходимую
информацию. Сотрудничест­во приобретает
внеситуативный – теоретический «характер»,
поскольку обсуждаются проблемы, не
обязательно связанные с данной ситуацией.
У дошкольников возникает потребность
в уважении взрослого, что и определяет
повышенную обидчивость детей
и их чувствительность к оценкам старших.
Дошкольники добиваются уважения,
обсуждая важные, серьезные проблемы
познавательного характера. Основным
коммуникативным сред­ством становится
речь, которая обеспечивает внеситуативность
общения и позволяет передать и получить
максимально содержа­тельную информацию.

К концу
дошкольного возраста появляется высшая
форма общения со взрослым –
внеситуативно-личностная.
Она
анало­гична ситуативно-личностной,
но в отличие от последней – вне­ситуативна,
что определяет коренное различие в
возможности, природе контактов со
старшими и их влиянии на психическое
раз­витие детей.

Главным мотивом
общения становится личностный. Взрос­лый
выступает перед дошкольником в полноте
своих особен­ностей, дарований,
жизненного опыта. Он не просто
индиви­дуальность, а конкретное
историческое социальное лицо, член
общества. Он получает в глазах ребенка
собственное независи­мое существование.
Поэтому для дошкольника приобретают
значение такие детали жизни взрослых,
которые их не касают­ся, но позволяют
воссоздать полный образ данного человека.
В разговорах преобладают темы не о
животных, природе и предметах, а о жизни,
работе взрослых, их взаимоотношениях.
Общение имеет «теоретический» характер
и включено в позна­вательную
деятельность. Ребенок сосредоточен на
социальном окружении, на «мире людей»,
а не предметов. Возникает потреб­ность
не просто в доброжелательном внимании,
а во взаимопо­нимании и сопереживании.
Детям важно знать, как нужно де­лать,
как поступать правильно. Они соглашаются
исправить ошибки, изменить свою точку
зрения или отношение к обсужда­емым
вопросам, чтобы достичь единства мнений
со взрослым. Совпадение своей позиции
с позицией взрослого выступает для
ребенка доказательством ее правильности.

Подчеркнем, что
строго фиксирована в онтогенезе только
последовательность появления форм
общения, но не их связь с возрастом.

Каждая форма
общения вносит свой вклад в психическое
развитие ребенка. Ситуативно-личностная
стимулирует, глав­ным образом,
становление перцептивных действий
разных сис­тем и анализаторов и реакции
хватания. Ситуативно-деловое общение
приводит к переходу от отдельных действий
к пред­метной деятельности и развитию
речи. Внеситуативно-позна­вательное
общение помогает дошкольникам неизмеримо
рас­ширить рамки мира, доступного для
познания, проследить взаимосвязь
явлений, раскрыть некоторые
причинно-следственные связи и другие
отношения между предметами.
Внеситуативно-личностная форма общения
вводит ребенка в мир социальных отношений
и позволяет занять в нем адекватное
место. Ребе­нок постигает смысл
взаимоотношений между людьми, усваи­вает
нравственные нормы и ценности, правила
социального вза­имодействия.

Важнейшее значение
данной формы состоит в том, что ре­бенок
узнает благодаря ей о взрослом как об
учителе и усваива­ет представление
о себе как об ученике. Поэтому наиболее
успешно приобретает новые знания.

Организуемая
взрослым практика общения с детьми
обога­щает и преобразует их
коммуникативные потребности. Важней­шее
значение для развития общения имеют
воздействия взрос­лого и его опережающая
инициатива в установлении и поддер­жании
контактов с ребенком.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

                                         Детский   сад № 2447

                                          Консультация  по теме:

«Развитие общения с взрослыми и   сверстниками в дошкольном возрасте».

                                                                          Подготовила: воспитатель Никитина О.А.

2012 г.

Взрослый должен определить чему, где и как научить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Поэтому благоприятной основой является эмоциональная атмосфера. И начинать воспитание надо не с сообщения знаний, а закладывая позитивную эмоциональную базу. Умение сочувствовать, сопереживать, радоваться, не завидовать, делать добро, прощать – закладывается основами в дошкольном детстве. Для этого развитие воли, эмоций, интеллекта нужно развивать в атмосфере оптимистического мироощущения и правильного воспитания. Жизнь детей должна быть наполнена оптимизмом, радостью и счастливыми минутами, поэтому так важно создать положительные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми. Ведь ребенок гораздо больше учится тому, что видит, слышит, чувствует, а не от получаемых наставлений.

В основном до 3 лет форма общения  со взрослым – ситуативно-деловая.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Ребенка радует внимание взрослого, совместные игры и совместная деятельность. Форма общения ребенка со взрослыми носит ситуативный характер. Появляются не только биологические потребности, но и потребность в общении. Потребности ребенка удовлетворяет взрослый.

С 3-5 лет общение со взрослым складывается в  внеситуативно-познавательной форме. Взрослый интересен ребенку, как источник новых знаний. Взрослый – это проводник ребенка, он показывает дорогу и направление. Постепенно общение малыша со взрослыми становятся более социальными, обретают новые формы отношения благодаря развитию речи. Значимой для детей дошкольного возраста является оценка взрослого.  Глядя на родителей ребенок учится вести себя правильно. Ребенок как-бы проверяет правильность своего поведения и своих поступков. Он наблюдает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную.  Поэтому в дошкольном возрасте  важный аспект в отношениях ребенок-взрослый – это  уважение к авторитетам.

С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное – разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность и даже тревожность. По разному ведут себя малыши, пока не привыкнут к детскому саду. Одни довольно быстро осваиваются в новой обстановке, другие испуганны и рассеяны, третьи открыто сопротивляются и агрессивны.

Важной задачей воспитателя является преодоление негативных проявлений, которые портят жизнь ребенку и окружающим. К приему новых детей все усилия педагогов сосредоточенны главным образом на создании уютного интерьера и подборе достаточного количества привлекательных игрушек. С первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу и к взрослому – это совместные игры. Они помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Воспитателю игры помогают завоевывать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Тот факт, что едва знакомый взрослый играет с ними на равных, часто им улыбается и смеется, ласково общается с ними – снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает детей. Таким образом удовлетворяется потребность детей в общении со взрослым.

Игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Особенность всех игр – центром притяжения является взрослый.  Воспитатель не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит малышей впечатлениями, но даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребенка. Игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка.  Игры делают ребенка открытым для общения. Удовольствие от движений возвращает ребенку жизнерадостность, и приводит в прекрасное расположение духа. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой.

На каждом возрастном этапе взаимоотношение между детьми разное.

С 2-3 лет – форма общения со сверстниками эмоционально-практическая.

Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, но этапом психического развития. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста и на этой основе вводить новые действия и новые задачи. Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке он видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.

С 3-4 лет – форма общения носит внеситуативно-личностный характер.  

Собственная деятельность детей (со своей спецификой): игра, труд, обучение, рисование, музыка – это практика.  В игре они как бы проигрывают то, что узнали о своем окружении. Они учатся говорить, действовать, подражая окружающим, выражают свои чувства и эмоции. В личностном общении дети начинают проигрывать роли взрослых. Детям нравятся игры основанные на последовательном сюжете, с движением и словами.

С 4-5 лет – форма общения ситуативно-деловая.

С 4 лет сверстник более привлекательный партнер по общению, происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Сильная эмоциональная насыщенность контактов, оценочное отношение к миру и самому себе способствует появлению нормы поведения: вежливости, культуры в разговоре, хорошим манерам.    

В этом возрасте ведущей становится сюжетно-ролевая игра. Детям нравится играть всем вместе, а не в одиночку. Развитие речи дает детям много разговаривать друг с другом.  Общение в ролевой игре развивается в двух направлениях:

– на уровне ролевых взаимоотношений в сюжете игры (мама-дочка, покупатель-продавец, шофер-пассажир и др.)

– на уровне реальных (распределение ролей, изменение голоса, интонации).

С 5 и далее – форма общения внеситуативно-деловая (но  не у всех).

К 5 годам идет «интеллектуация чувств»: ребенок способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого. Возникают избирательные предпочтения с кем играть, разговаривать, дружить.

Задача педагога помогать детям в общении и для этого создавать социальные ситуации, чтобы дети постоянно практиковались (забота, помощь, этикетные и этические нормы).  

Воспитывать гуманные чувства, которые проявляются в коллективных взаимоотношениях, чтобы ребенок не боялся ошибок, а мог преодолевать их.

Дети учатся дружить и помогать друг другу. Дети рассказывают друг другу о том, что видели, где были, что делали, делятся мнениями. Общение связной речью, то есть умение выразить свою мысль словами, расширяет активный словарь ребенка, а также формирует речевое мышление. Ребенку важно постоянно ощущать, что он на правильном пути, ему нужны мажорные нотки, есть потребность в признании и уважении сверстников.

Контакты со сверстниками влияют на положение ребенка в детском коллективе.

Это такие контакты как: спор, управление действиями партнера, совместная игра, контроль и оценка действий, навязывание собственной точки зрения, жалость, вранье, обида, защита, помощь и др. Одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Признание – повышает активность в общении со взрослыми и сверстниками. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему.

Нам взрослым  нужно учить ребенка общаться с детьми и взрослыми. Личность рождает личность, поэтому взрослым нужно быть самим образцом ласки и приветливости и не требовать от ребенка того, чего сами не выполняете. Душевная щедрость, доброта, требовательность, эмоциональная отзывчивость + «главное оружие» – голос, его тембр, громкость, интонация, выразительность – вот ключевые человеческие и профессиональные педагогические качества.

Источник