Развитие общения ребенка со сверстником таблица

В табл. 24 включены сведения о развитии отдельных аспектов контактов детей первых 7 лет жизни с ровесниками. Анализ объединенных в таблице материалов позволяет представить схему развития общения детей со сверстниками в совокупности всех вы­деленных параметров, определить этапы’, проследить качественные преобразования общения в дошкольном возрасте во взаимосвязи различных проявлений этой деятельности.

Прежде всего, выделяются два отличающихся друг от друга эта­па в развитии контактов детей со сверстником. Мы имеем в виду время, когда контакты со сверстником еще не стали собственно коммуникативной деятельностью и когда они уже конституировались как особая деятельность общения. Первый из них мы назвали преды­сторией общения; остановимся на нем подробнее. Этап предыстории общения охватывает время от рождения ребен­ка (по нашим данным, от 0,03 мес.) до 1,06—2,00 лет. В это время еще не сложилась коммуникативная потребность. Контакты ребенка со сверстником слиты с его познавательной деятельностью и общей

1 Под термином «этап» в дальнейшем мы будем иметь в виду отрезки генезиса общения детей со сверстниками в целом, качественно отличающиеся друг от друга.

Таблица 24

Динамика развития общения со сверстниками

у детей от рождения до 7 лет

   
Параметры общения
 
Возраст, лет 1. Содержание потребности (ве­дущий компонент подчеркнут) 2. Основные моти­вы 3. Преобладающие средства 4. Ситуативность — внеситуативность 5. Выделенность в самостоятельные эпизоды 6. Эффект «неви­димого зеркала» 7. Чувствитель­ность к обраще­ниям ровесника 
0,03—0,08 = =0,10 Потребности в общении нет.Есть два пер­вых ее признака   Экспрессивно-мимические локомоции Контакты пол­ностью слиты с перцептивными действиями Перцептивные контакты Не «видит» другого (как субъекта) Не слышит ровесника (как субъекта) 
0,10—1,6= =2,0 Потребности в общении нет.Происходит ее становление. Появляются эпизодически 3-й и 4-й ее признаки   Экспрессивно-мимические локомоции, пред­метные дейст­вия Контакты пол­ностью слиты с ситуацией и конкретными действиями Возникает взаимодейст­вие с предме­том Не «видит» другого (как субъекта) Не слышит ровесника (как субъекта)
2-3 В соучастии, в доброжела­тельном вни- мании Личностно-деловые (стрем­ление к эмоцио-
нальной разряд
ке)
Локомоции, экспрессивно-мимические,
предметные
действия, речь
(5% контактов)
Ситуативно полностью Полностью слито с игрой Смотрится в другого, но ви­дит себя Слышит, но не слушает
                

   
Параметр общения
Возраст, лет  
1 – Содержание потребности (ве­дущий компонент подчеркнут)
 
2. Основные моти­вы
 
3. Преобладающие средства
 
4. Ситуативность – внеситуативность
 
5- Выделенность в самостоятельные эпизоды
 
6. Эффект «неви­димого зеркала»
 
7. Чувствитель­ность к обраще­ниям ровесника
 
3—4
В самовыраже­нии (соучас­тии), в добро­желательном внимании  
Деловые
 
Речь (75% кон­тактов) с опо­рой не зритель­ные контакты, эксирессивно-МгКмические, предметные действия
 
Ситуативно, 20% контактов выходят за рамки ситуации
 
Полностью слито с игрой
 
Смотрится в другого, но ви­дит себя
 
Слышит, но не слушает
 
4—5
В сотрудни­честве, в при­знании(уваже­нии), в добро­желательном внимании  
Деловые, лич­ностные
 
Речь (85% контактов) с опорой на.зри­тельные кон­такты, предмет­ные действия
 
Ситуативно, 30% контактов выходят за рамки ситуации
 
Переплетено с другими ви­дами активнос­ти. Выделяются отдельные эпи­зоды (40% кон­тактов) .
 
Смотрится в другого, видит партнера рев­ностным взгля­дом
 
Слышит и слу­шает
 
5—6
В сотрудни­честве,в при­знании,в доб­рожелательном внимании  
Деловые, лич­ностные, позна­вательные
 
Речь (приобре­тает автоном­ный характер); возможна без зрительных контактов; предметные действия
 
Возникает вне­ситуативное об­щение, 50% контактов вне­ситуативны
 
Выделяются отдельные эпи­зоды (50% кон­тактов)
 
Смотрится в другого, видит партнера рев­ностным взгля­дом
 
Чувствителен к обращению партнера
 
6—7
В сотрудни­честве,в ува­жении,в добро­желательном внимании, в со­переживании и взаимопонима­нии  
Деловые, лич­ностные, позна­вательные
 
Речь
 
Возникает вне­ситуативное об­щение
 
Выделяются от­дельные эпизо­ды (60% кон­тактов)
 
Рассматривает другого и лишь вторично срав­нивает себя с ним
 
Чувствителен к обращению партнера
 

активностью. Сверстник выступает для ребенка объектом его познавательной и двигательной активности, малыш не видит в нем субъек­та (не видит и не слышит его как субъекта).

На этапе предыстории общения ребенка со сверстником отчет­ливо выделяются два периода. Первый — это собственно предысто­рия общения. Он охватывает время до конца первого года жизни ребенка (0,03—0,10). В это время ясно обозначаются лишь два первых (неспецифических) признака коммуникативной потребности: интерес к другому ребенку и эмоциональная реакция на него. Кон­такты сверстников полностью слиты с их перцептивной деятельностью и базируются на потребности ребенка во впечатлениях (см. главу вторую).

Второй период предыстории общения (0,10—1,6—2,00) —вре­мя постепенного становления коммуникативной потребности. Появ­ляются и к концу периода становятся стабильными третий и чет­вертый (специфические) признаки потребности в общении: ини­циативность и чувствительность к воздействиям другого ребенка. Резко (в 10 раз) возрастает количество контактов между детьми; основа контактов расширяется: они базируются не только на потреб­ности во впечатлениях, но и на потребности в активном функциони­ровании и общении со взрослым. Возникают игровое взаимодействие с включением предмета и первые, переходные элементы субъектно­го отношения к сверстнику. Наблюдается чувствительность к ласко­вым прикосновениям и проявлениям бурной радости ровесника (зара­жение ею), но отсутствуют реакции на протест и гнев партнера (см. главу третью).

Первый этап в развитии контактов сверстников подготавливает переход ко второму, большому — возникновению и развитию соб­ственно общения, заканчиваясь оформлением коммуникативной потребности и становлением соответствующей деятельности.

Читайте также:  Программа развития ребенка 1 класса vii вида

Переходя к рассмотрению развития ставшей коммуникативной деятельности, мы обращаемся к понятию формы общения, с рас­смотрения которого начали главу. Форма общения — это отдельные этапы развития уже возникшей деятельности, однако продолжающей трансформироваться в контексте изменения всей жизнедеятельности ребенка. Таким образом, рассмотрение развития общения детей 2—7 лет, с момента возникновения коммуникативной деятельности, позволяет говорить уже не о двух качественных этапах, а о несколь­ких. Первый — этап предыстории, подготавливающий возникновение общения. Другие выделяются на основе качественного своеобразия взаимосвязи всех параметров общения, выступающих как целостные структурные образования.

Источник

Развитие форм общения дошкольника со сверстниками.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы.

От двух до семи лет отмечается два таких перелома; первый происходит приблизительно в четыре года, второй— около шести лет. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками.

Первая форма -эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно как по своему содержанию, так и по средствам. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение в ситуацию привлекательного предмета может разрушить взаимодействие детей; они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-выразительные движения. После трех лет общение все больше опосредуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей – врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других). 

Дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело – игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения, с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Только через сравнение своих конкретных достоинств (навыков, умений) ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных качеств, которые важны не сами по себе, а только в сравнении с другими и в глазах другого. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника».

Итак, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в общении со взрослым в этот период уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.

В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К шести-семи годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте опять становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Формируется личностное отношение.

Внеситуативно – деловая форма  общения – это своего рода перелом, который внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.

Читайте также:  Особенности развития лексического запаса ребенка

Огромную роль, считает М. И. Лисина, играет воздействие взрослого. При общении детей между собой он помогает увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать его. Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.

Таким образом:

  • Общение в дошкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
  • Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опосредовать свое поведение определенными нормами и правилами.
  • В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения со взрослым: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
  • Примерно с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. В дошкольном возрасте в группе сверстников можно выделить популярных и непопулярных детей, которые отличаются разным социометрическим статусом. На протяжении дошкольного возраста А. Г. Рузская выделяет ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую формы общения со сверстниками.

Источник

ПАРАМЕТР(ВОЗРАСТ)

3-4

4-5

5-6

6-7

МЫШЛЕНИЕ

Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра. Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.

Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. У ребенка этого возраста усложняется умственная деятельность.

Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.

Ведущим является наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое мышление. 

Ведущая деятельность -сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому.

ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.

Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.

Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание : помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В этот период восприятие в основном происходит с помощью зрения. В этом возрасте ребенок знает все основные цвета и их оттенки.
Дети начинают ориентироваться во времени
Дети этого возраста могут концентрировать свое внимание на одном виде деятельности примерно 1-1, 5часов.
Ребенок уже может запомнить больше предметов за один раз.
В этом возрасте память детей характеризуется фотографичностью, функционирует как кратковременная память, так и долговременная,
начинает преобладать наглядно образная память, а затем и словесно-логическая.
Осмысленное запоминание несомненно лучше механического.

произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

РЕЧЬ

Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может воспринимать небольшой рассказ. Сам составляет предложения, способен поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.

формируется два важнейших компонента: фонематический слух (способность к распознаванию речевых звуков) и речевое внимание, которые подготавливают ребёнка к овладению звуковым анализом слова.
        Совершенствуется звуковая сторона речи, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и cонорные). Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Словарный запас ребенка 5-6 лет составляет примерно 2500-3000 слов. Дети уже знают обобщающие слова, знают названия большого количества предметов и явлений. Постепенно дети осваивают правленое произношение всех слов. Уже к 6 годам дети не переставляют звуки и слоги в словах. В речи детей 5-6 лет присутствуют простые и сложные предложения, простые уже являются распространёнными. В этом возрасте дети уже знакомы практически со всеми частями речи. Дети уже достаточно хорошо воспринимают на слух и воспроизводят речь.Ребенок осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам в утр

Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Малыш начинает стремиться к самостоятельности. Ребенок перестает слушаться родителей и начинает выдвигать им свои собственные требования.Начинают закладываться основы самооценивания. Он может подмечать, как действуют другие, сравнивать их результаты со своими, стремясь, чтобы у него тоже все получилось как можно лучше. У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов, он хочет, чтобы его почаще хвалили и уважали.  

Слушает мнения других людей.Оценивает себя на основе оценок старших.Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам.Стремится действовать соответственно своему полу. Проявляет привязанность к сверстникам.Развито чувство стыда.Зарождаются мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.Появляются мотивы самоутверждения (лидерство).Мирный возраст и со взрослыми и с детьми.Переживает радость, огорчение, возмущение при нарушении общественных требований.

Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.У детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины.

Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника» Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины. Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников.

ТИП ОБЩЕНИЯ ПО М.И.ЛИСИНОЙ

Эмоционально-практическое общение (2-4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе – локомоции и экспрессивные движения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.

Ситуативно-деловое общение (4-6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребёнка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения – деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.

Веситуативно-деловое (6-7 лет). На этом этапе становится возможным «чистое общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы. Возникает стойкая избирательность – хочу играть только с ним! У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе. Поддерживать дружбу – значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чем-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого, сохранять общие секреты и тайны. В детской дружбе сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать. Если родителям не нравится лучший друг ребенка лучше никогда не критиковать его, тогда для ребенка он будет выглядеть еще привлекательнее. С возрастом избирательность привязанностей ребенка будет расти, все больше освобождаясь от

ситуативных воздействий (например, внешней привлекательности или дисциплинированности), а в школе у него появятся новые друзья.

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации по заданному образцу. 

Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

В возрасте 5-6 лет детское воображение не отделимо от игрушек и игр. Именно в возрасте 5-6 лет начинается активация процессов воображения. Сначала появляется репродуктивное воображение, а потом формируется творческое воображение.
Воображение ребенка в этом возрасте выполняет определенные функции: позновательно-интелектуальную и аффектно-защитную. Познавательная знакомит ребёнка с окружающим миром, аффектная помогает ребенку защитится от лишних переживаний.

В 6-7 лет особенная активность воображения. Появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Источник