Развитие общения ребенка с матерью

Развитие общения ребенка с матерью thumbnail

Елена Репецкая
Консультация для родителей «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка»

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности матери, почти не обсуждается. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил 3. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи (К. Юнг, Э. Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве работ используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка.

Четыре возможных стиля общения матери и ребенка:

1-й стиль. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».

2-й стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок — в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль – «Мать агрессивна».

Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью

Стиль общенияНарушение речи, % – Нет – Слабые – Сильные

«Оптимальный» — 48% —39% — 13%

«Мать молчит, ребенок говорит» — 30% — 53% — 17%

«Оба молчат» — 27% — 43% — 30%

«Мать агрессивна» — 33% — 40% — 27%

При материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки», сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

Ведь речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить еще трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.

Источник

Консультация

для педагогов

«Влияние стиля

общения с матерью

на формирование

речи ребенка»

Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности матери, почти не обсуждается. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил 3. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи (К Юнг, Э. Фромм). Однако их интересовали медицинские аспекты проблемы. Логопедия особую роль матери почти не рассматривала; в подавляющем большинстве используется собирательный термин «родители», который включает в себя мать, отца, опекунов и любых других лиц, ответственных за воспитание ребенка.

Стили общения пар «мать – ребенок»

Стиль

Условные названия

Частота встречаемости, %

1-й

«Оптимальный»

47,7

2-й

«Мать молчит, ребенок говорит»

29,7

3-й

«Оба молчат»

14,1

4-й

«Мать агрессивна»

8,5

1-й стиль. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами»: ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».

2-й спяль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно восстанавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать свое неприятие ребенка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребенок говорит».

3-й стиль. Ребенок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в оду сторону, ребенок – в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Этот стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребенку: кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Этот стиль назван «Мать агрессивна».

Исследование показано, что в благоприятных условиях находится менее половины детей (47,7 %). Большинство (523 %) испытывают ту или иную степень деривации со стороны матери.

Каждая третья мать (29,7 %) старается оттолкнуть ребенка от себя; она считает необходимым рвать все связи, которые тот пытается наладить с ней и с окружающим миром. Ребенок не сдается: он пытается объяснить матери, что любит ее и хочет общаться с ней. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным, но его экспрессия дает обратный результат: мать испытывает психологический дискомфорт от близких контактов с ребенком, поэтому пытается подавить его активность с еще большей силой. В отношениях с друзьями такая женщина зачастую бывает не только нормальной, но даже очень милой и обаятельной, а чрезмерная активность ребенка и ее страдания» по этому поводу иногда служат предметом жалоб в разговорах с друзьями.

Каждая седьмая (14,1 %) добилась желаемых результатов: ребенок перестал с ней общаться. В подавляющем большинстве случаев эта женщина тоже не имеет отклонений в общении с другими людьми.

Каждая двенадцатая мать (8,5 %) проявляет агрессию к ребенку. Этот факт в комментариях не нуждается.

Даже было изучено, как влияет стиль общения с матерью на становление речевой функции ребенка. Полученные данные приведены в таблице, где для каждого стиля указано процентное соотношение детей имеющих нормальную речь, слабые и сильные речевые нарушения.

Читайте также:  Конструктор лего влияние на развитие ребенка

Развитие речи у детей при разных стилях общения с матерью

Стиль

Нарушение речи, %

Нет

Слабые

Сильные

«Оптимальный»

48

39

13

«Мать молчит,

ребенок говорит»

30

53

17

«Оба молчат»

27

43

30

«Мать агрессивна»

33

40

27

При оптимальном стиле общения примерно половина детей имеет нормально развитую речь, у 39 % отмечаются слабые нарушения и у 13 % – сильные.

При любой форме материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 1,5 – 2 раза. При 2-м стиле общения резко возрастает количество детей со слабыми нарушениями речи (53 %). Увеличивается количество детей, страдающих сильными речевыми дефектами (17 %). Еще более серьезное положение складывается при 3-м стиле: число нормально разговаривающих детей продолжает уменьшаться (27 %), а тяжелые нарушения встречаются в 2,5 раза чаще, чем при 1-м стиле, и составляют 30 %.

Интересное явление обнаруживается при 4-м стиле общения. Здесь намечается слабая тенденция увеличения количества детей, имеющих нормальную речь. Это происходит за счет того, что слабые речевые расстройства встречаются здесь реже. Число тяжелых речевых нарушений остается стабильно высоким (27 %).

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что при материнской депривации становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мать молчит, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения мимических реакций, повышенная жестикуляция, неестественный тон и громкость речи, некоторые неадекватные формы поведения.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают – речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка является мать. Между ней и ребенком еще не порвалась биологическая связь, которая возникла в период беременности. Именно ей в первую очередь он стремится изложить возникшие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить еще трудно. Педагог дошкольного учреждения или любой другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может ее заменить полностью.

Источник

Стрельникова Марина
Консультация «Значение материнского общения на ранних этапах развития ребенка»

Значение материнского общения на ранних этапах развития ребенка.

Всем нам давно известен тот факт, что существует биологическое единство матери и плода, которое сменяется с момента рождения психофизиологическим единством матери и грудного младенца.

Развитие ребенка, начиная с периода новорожденности, определяется социальными факторами. Рядом с малышом большую часть времени проводит мама, именно она в первую очередь бессознательно проводит обучающее воздействие на своего ребенка. В это время врожденные рефлекторные звуковые реакции ребенка приобретают черты той социальной и национальной среды, в которой ребенок воспитывается.

В этом случае интересными представляются эксперименты С. Ю. Мещеряковой, которая наблюдала у детей первых недель жизни предпочтение к лицам тех людей, которые ухаживали за ними. Именно эти лица и их изображения вызывали у детей специфические реакции, в том числе и первую улыбку. Такие компоненты подражательного эффекта, как порозовение кожи, усиление блеска глаз, расширение зрачков, свидетельствуют о бессознательном характере подражательных процессов. Оказывается, если физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям новорожденного ребенка, то ему гораздо легче подражать матери и, следовательно, устанавливать с ней характерный для раннего возраста эмоциональный контакт. Причем намеренно изменять характеристики голоса не приходится. Ученые отмечают, что в речи матерей, имеющих детей младшего возраста, наблюдаются неосознанные изменения в высоте голоса (он становится выше, темпе голоса (становится замедленнее, громкости (становится тише, тем самым приближая физические характеристики ее речи к характеристикам детской речи. Данные факторы способствуют формированию очень тесного контакта между матерью и ребенком. Соответственно чем полнее этот контакт, тем скорее врожденные звуковые реакции ребенка начинают приобретать национально специфические черты, т. е ребенок начинает подражать своей матери и учится воспроизводить звуки родного языка. И конечно же теперь не трудно понять почему желанные и любимые дети эмоциональных матерей развиваются в коммуникативно-познавательном отношении быстрее, чем дети, не менее желанные и любимые, но имеющие эмоционально сдержанных матерей.

Интенсивность влияния внешних раздражений воздействуют и на пове-денческие реакции младенца. Так, ребенок тянется к теплым рукам матери и повизгивает от удовольствия в теплой воде, но он же отстраняется от холодных рук и кричит, если вода в ванне охлаждается или, наоборот, становится горячее. Мы все знаем о пользе грудного молока для ребенка, но при этом младенец стремится к умеренной наполненности желудка и отталкивает материнскую грудь и срыгивает, когда желудок полон или плачет, если съел недостаточное количество молока. Но ведь это не говорит о том, что не нужно в дальнейшем продолжать грудное вскармливание. Просто мать должна кормить столько, сколько требуется малышу. Для нас это очевидный факт. Или возьмем для примера ребенка, испытывающего положительные эмоции, когда видит знакомую погремушку, которую мама нежно трясет в своих руках, извлекая не громкий шум. И представим себе, что будет, если эту же игрушку мы будем показывать весь день, мельтеша ею перед глазами ребенка извлекая при этом громкий звук. Не сложно предположить, что это вызовет у ребенка негативные реакции, и когда вы в следующий раз подойдете к ребенку с этой же погремушкой, вряд ли он будет снова испытывать положительные эмоции. Мы, конечно же, не будем вызывать у ребенка бурю негативных реакций, а просто будем играть умеренное количество времени. Ведь именно мама знает, когда ребенок испытывает удовольствие от игры и когда стоит прекратить. Благодаря психофизиологическому единству матери и ребенка, которое возникает с момента рождения, мама лучше других знает, что нужно её чаду, ей проще понять и почувствовать его настроение. Поэтому на раннем этапе развития ребенка мама самый лучший специалист.

Говоря в целом, умеренное влияние внешних раздражений активируют у младенца врожденные эмоционально положительные программы поведения типа реакций приближения, захватывания и обладания, тогда как превышающие свое влияние внешние раздражения активируют противоположные эмоционально отрицательные программы врожденного поведения типа реакций удаления, избегания и отвергания. Все, что мы будем делать для ребенка, должно иметь усредненный характер и доставлять ему приятные ощущения, радость и тогда у малыша будет формироваться потребность в коммуникации и познании окружающего мира. А данные потребности не является врожденными — они воспитывается в раннем детском возрасте.

Следует помнить, что чем младше ребенок, тем больше отступают на задний план организованные формы обучения, проводимые воспитателем или педагогом, уступая место стихийно и бессознательно осуществляемым обучающим воздействиям матери и взрослых вообще.

Несколько рекомендаций по общению родителей с новорожденным малы-шом.

Разговоры с малышом

Каждый день пойте ребенку самые разные песни, рассказывайте сказки и детские стишки.

Время от времени изменяя высоту голоса. Пробуйте говорить высоким голосом, низким, нараспев или тихо.

Читайте также:  Развитие ребенка занятия в твери

Даже если вы не знаете слов песни, ее можно распевать на определенный звук, например звук а…

Игра с погремушками

Поднесите погремушку к ребенку и тихонечко ее потрясите.

Тряся погремушкой, напевайте любую песенку (например, “Жили у бабу-си. “).

Убедившись, что ребенок обратил внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте песенку.

Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок будет поворачивать голову на звуки песни.

Позже можно вкладывать погремушку в руки при игре.

Не забывайте про общение с ребенком во время купания, кормления и укладывания спать.

Источник

Надежда Бодрова
Привязанность к матери у детей дошкольного возраста.

1.1. Понятие привязанности и её признаки

Привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности.

Привязанность – взаимный процесс. В ее формирование вносят свой вклад, как взрослый, так и ребенок.

Еще до рождения ребенка женщина “настраивается” на своего малыша. Это естественный и здоровый процесс. Во время беременности женщина чувствует, как малыш шевелится в ее утробе. Она думает о нем, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее.

За несколько недель до рождения ребенка его мама погружается в очень специфическое состояние. В специальной литературе его называют “первичная материнская озабоченность(Винникотт, 1956). Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и потребности. Те специфические чувства, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к сигналам ребенка, называют бондингом (bonding). Уже спустя короткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей. Она очень внимательно относится к любым, самым минимальным сигналам ребенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца – голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они чувствуют себя в роли матери неуверенно. Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности.

Существует специальный термин – “вызванное младенцем социальное поведение”. При взаимодействии с младенцем у матери наблюдается изменения речи, выражения лица, движений глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция. Также меняется и структура речи – упрощается синтаксис, фразы становятся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Повышается тембр голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются, меняется ритм и ударения. Все это приводит к особой мелодичности материнской речи.

Другими словами, мать ведет себя так, как будто младенец может воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для ее обработки до получения следующей порции. Увеличение длительности и степени проявления эмоций облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, соответственно, ответного реагирования. Предпочитаемые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери и т. д. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери, а с другой – максимально направлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р., 2003).

Несмотря на то, что существуют индивидуальные различия в проявлении вызванного младенцем поведения, данные множества исследований подтверждают представление о его биологической основе. Такое поведение по отношению к младенцу неосознанно проявляется не только у матери, но и у отца или другого близкого младенцу человека.

Признаки привязанности

Привязанностьребенка проявляется в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке). Различают несколько типов привязанности ребенка к матери.

Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких, но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога, или она произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери. Но, если мать улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

1.2 Теории привязанности

Основателем теории привязанности является американский психолог Джон Боулби. Согласно этой теории ребёнок имеет врождённую зависимость от того, кто первым начал о нём заботиться, а матери имеют врождённую склонность приходить на помощь малышу и защищать его. Все случаи расставания мамы с ребёнком в возрасте до трёх лет чреваты последствиями.

Дж. Боулби изучал, как действует на младенца разлука с матерью, когда он оказывается в больнице или детском учреждении. Сначала малыш реагирует на расставание протестом. Он громко плачет, ищет маму, ждет и требует её возвращения. Если на этом этапе она появляется, то не отпускает её ни на шаг. Если же мать по-прежнему отсутствует, то протест сменяется печалью. Малыш уже не требует её возвращения, он подавлен, грустит, тихо плачет. Теперь встреча с матерью уже не вызывает у него радости, он отворачивается от неё. Дальнейшая разлука приводит к апатии. Ребёнок остаётся внешне спокойным, послушным, но всё окружающее ему безразлично.

Сегодня выделяют разные типы привязанности: от безопасной до небезопасной привязанности. Английский психолог Мэри Эйнсфорт провела интересный эксперимент, позволивший выделить типы общения ребёнка раннего возраста с матерью. Начала она свою работу в Англии, затем переехала в Африку. М. Эйнсфорт была поражена тем, что исследования английских и африканских детей и их мам дали одинаковые результаты. В России при проведении подобных исследований также получены аналогичные данные. Так, установлено, что взаимоотношения матери и ребёнка складываются в течение первых трёх месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу первого года жизни и в будущем. Благоприятно на развитие малыша влияют матери, движения которых совпадают с движениями младенца во время общения с ним, эмоции ярко выражены, контакты разнообразны. Общение же детей с матерями холодными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами», напротив, не способствует развитию психических функций ребёнка. То же можно сказать и об общении с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Экспериментальным путём М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей, формирующихся под влиянием общения с матерью. Методика определения получила название «Незнакомая ситуация». Она состояла из нескольких трёхминутных эпизодов: ребёнок остаётся в непривычной обстановке один; наедине с незнакомым взрослым; с незнакомым взрослым и матерью. Сначала мать оставляет малыша с незнакомцем, а потом — одного. Через несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании степени огорчения ребёнка после ухода матери и его поведения после её возвращения. Были выделены следующие типы привязанности:

Читайте также:  Развитие ребенка до года по дате рождения

-Безопасная привязанность — характеризуется тем, что в присутствии матери ребёнок чувствует себя комфортно. Если она уходит, он начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении мамы ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свою игру.

-Избегающая привязанность — характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на её возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идёт на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Амбивалентная привязанность — даже в присутствии матери ребёнок остаётся тревожным, после её ухода тревожность возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берёт его на руки, он вырывается.

Позднее был выделен четвёртый тип — дезорганизованная привязанность. Дети этой группы боятся матерей. Их реакции на изменения в процессе взаимодействия непредсказуемы и непонятны.

Как отмечают многие исследователи, привязанность младенца к матери формируется очень рано и проходит ряд стадий в своём развитии.

1.3. Влияние привязанности к матери на взаимоотношения со сверстниками у дошкольников

Первый подарок матери – жизнь, второй любовь, третий – понимание. Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно. Наши взаимоотношения с матерью или человеком, который ее заменяет, хотите – верьте, хотите – нет, вторгаются во все сферы нашей жизни. С самого рождения мы учимся от матери близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе.

Отношения с матерьюособенно отражаются на нашей способности:

– доверять,

– любить,

– принимать любовь.

От того, как сложились наши отношения или сложатся отношения наших детей с матерью или человеком, который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки.

Роль матери настолько велика, что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. Будьте очень внимательны те, кто ждет ребенка или планирует, все нерешенные семейные и другие жизненные вопросы желательно решить до беременности. Сделайте все, чтобы вынашивание ребенка приносило только позитивные эмоции. То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь. Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок – плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он – прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже, поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая.

Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой, способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.

Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?

– способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будто то взгляд улыбка, плач, лепет…

– способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям;

– помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства).

Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.

Здоровая привязанность к матери, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые “рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.

Здоровая привязанность к матери дает понять ребенку,то:

– что другие люди также надежны, как и мать;

– предсказуемы;

– другим можно доверять.

Мать особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к себе, миру, другим людям.

Нездоровая привязанность формируется тогда,когда: – в отношениях матери и ребенка присутствует нечувствительность к детской инициативе;

– пренебрежение интересами и потребностями ребенка;

– навязчивый, контролирующий стиль отношений;

– отсутствие спонтанности в общении.

Нездоровая привязанность формируется также тогда, когда к ребенку относятся с чуткостью только в моменты его болезни. В последующем такие люди осознают, что для того, чтобы получить мне любовь и заботу, надо заболеть. Так и начинают формироваться хронические болезни, причиной которых вполне может быть подсознательное желания получить сочувствие от близких. Некоторые матери искренни, но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны. Невозможность предсказать поведение матери вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева, ребенок оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного, что может усилить его негативное поведение. Различия в качестве привязанностей к матери оказывает влияние и на романтические, интимные межличностные отношение взрослых.

Кроме того, уже доказано экспериментально, что стиль привязанности, складывающийся в раннем детстве, влияет на отношения человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности к матери и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы их личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Такие люди часто чувствуют некомфортность в жизни. Контакт с матерью, сильная привязанность к ней крайне необходимы ребенку, особенно с момента рождения и до 3 лет. В процессе формирования привязанности к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими. Ребенок, тесно общаясь с матерью, получает от нее стимуляцию различных органов чувств (температурную, звуковую, зрительную, через прикосновения, т. е. тактильную, и др., что способствует дозреванию определенных структурно-функциональных систем мозга. Если в первые месяцы жизни ребенок лишен матери, то у него обнаруживаются такие нарушения психического развития, как ограничение способности к нормальным отношениям с людьми, агрессивность, жестокость, раздражительность, импульсивное поведение. В дальнейшем у таких детей отмечается сниженная способность к фантазированию и абстрактному мышлению, они неразборчивы в выборе друзей и поверхностны в отношениях с ними. Дети, воспитанные приемными родителями или даже в приюте, но получившие достаточно ласки и внимания, могут вырасти гармоничными личности.

Источник