Развитие общения ребенка и детская группа

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы «переломы». От 2 до 7 лет отмечаются 2 таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй — около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстникав жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение первых 1—2 лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2—4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у 4-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре. Второй «перелом» связан с появлениемизбирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов развития общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками.

Эмоционально-практическая форма общениядетей со сверстниками (2—4-й годы жизни). В младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребенок ждет от сверстникасоучастияв своих забавах и жаждетсамовыражения.

Следующая форма общения сверстников —ситуативно-деловая. Она складывается примерно к 4 годам и остается наиболее типичной до 6-летнего возраста. После 4 лет у детей (особенно тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку

В конце дошкольного возраста у многих детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6—7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.Группа детского сада определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами. В ней различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий) отношения.

Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности. Применительно к детской группы Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы: ·Поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому. ·Эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), ·Оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения. ·Когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки. Межличностные отношения непременно проявляются в общении, в деятельности и в социальной перцепции

В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми также являются те дети, с которыми они больше взаимодействуют, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола. Успешность деятельности положительно влияет на положение ребенка в группе. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. В свою очередь, ребенок становится более активным, повышается самооценка и уровень притязаний.



Источник

Игры на развитие навыков общения

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Ход игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Пресс-конференция»

Цели: развивать  навыки  эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с  другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» – садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками?  За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Ход игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

Игра «Встреча»

Цель: Развивать коммуникативные способности

Ход игры . Дети разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, как они утром шли в детский сад

18. «Кто сильнее любит»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Выбирается ребенок – водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим … (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.

19. «Массаж чувствами»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Дети садятся “цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

21. «Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: “Пусть всегда будет … », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

23. «Вулкан»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из ребят – “вулкан» – садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается – просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками – звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, – может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

21. «Пусть всегда будет»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «ПУСТЬ». Все дети хором кричат: “Пусть всегда будет … », а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

23. «Вулкан»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из ребят – “вулкан» – садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается – просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками – звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг; ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, – может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

36. «Я знаю пять имен своих друзей» 

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня – раз, Лена – два … ” и т. П., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

«Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,

Показывают на себя.

И ты дрозд.

Показывают на своего  партнера.

У меня нос,

Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.

Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,

Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.

Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,

Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.

Гладят щеки своего партнера.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

«Ласковое имя»

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля  и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо». «Как идут дела?» —«Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе  настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.).

«Прощай»

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

«Пожелание»

Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания.

Например: «Желаю тебе хорошо настроения» «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Источник

Все об общении ребенка со сверстниками

Уже на первом году у ребенка появляется интерес к другим детям. Необходимость общения и обретения связей заложена природой, это наш социальный инстинкт. Однако в юных коллективах образуются индивиды, которые держатся отстраненно от всей группы, их не принимают сверстники, т.е. навыки социализации находятся на низком уровне. О том, почему так происходит и как избежать таких проявлений у Вашего ребенка читайте далее.

Почему ребенку нужно общаться со сверстниками

Многие родители сетуют на школьное образование и жестокость подростков, оставляя детей на домашнее обучение и сводя контакты со сверстниками на минимум. Это не всегда оправдывает себя, ведь школа, детский сад — это упрощенная модель общества, в которой дети обретают навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.

В возрасте полтора года ребенок относится к ровеснику скорее как к живой игрушке, нежели партнеру по общению. Если посадить рядом с годовалым ребенком куклу и сверстника, то отношение к ним будет идентичным: малыш поковыряет глаз у куклы, а потом попытается проделать то же самое со сверстником, похлопает куклу по голове и повторит это же с другим ребенком. Он будет с любопытством ощупывать его одежду, пробовать на вкус его пальчики и совершать множество других действий исключительно познавательного характера. Это говорит о том, что сверстник для него выступает объектом, который хочется исследовать и узнавать.

Почти до двух лет в детских контактах переплетаются человеческие и предметные отношения, затрудняя полноценное общение. А навыков равноправного взаимодействия у детей пока еще нет. На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов: эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать действиям, без устали прыгать, кружиться, падать, кувыркаться и бросаться игрушками.

Возрастные особенности общения и выбора компании для общения

С возрастом изменяются отношения у детей к дружбе изменяется. Как отмечалось ранее, первый интерес у детей к друг другу проявляется в возрасте 2-3 лет.

Становясь старше, от 4 до 7 лет дошкольники дружат с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами.

Дружба для 3–6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро – за добро, зло – за зло».

Все об общении ребенка со сверстниками

В 7–9-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, которые делятся школьными принадлежностями и дают списывать. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля.

В начале подросткового возраста с 10 до 14 лет другом, скорее всего, станет тот, с кем можно поделиться самым сокровенным секретом. В этот период подросток особо подвержен влиянию группы, т.к. боится утратить популярность среди сверстников.

Что может сделать родитель в помощь ребенку

Все об общении ребенка со сверстниками

Развивать навыки общения у Вашего ребенка стоит с самых юных лет во избежание проблем в коллективе и будущей социализации.

  • Будьте примером для своих детей. Демонстрируйте навыки позитивного социального общения, заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.
  • Учите детей уважению к другим людям и разрешению конфликтных ситуаций, а также знакомству со сверстниками. Наиболее просто это можно сделать при помощи игрушек. Так, например проигрывайте варианты поведения, диалоги: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Ролями можно меняться, видоизменяя условия, чтобы ребенок знал, как стоит реагировать, если собеседник обиделся, рассердился или полез драться. Так в игровой форме Вы подкорректируете сложности в поведении.
  • Расширяйте круг общения своего ребенка. На начальных этапах понадобится именно Ваша помощь как друга. Сначала это семья, родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии.
  • Создавайте условия для развития способностей детей. Помогите понять ребенку сильные и слабые стороны. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.

Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Это труд, который обязательно даст свои результат в будущем. А помочь развить навыки коммуникации поможет детский сад «Поколение», которые предоставляет услуги занятости для детей разных возрастов по интересам.

Источник

ПРОГРАММА

по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками

Уфа – 2018

Калиева И.М.

Программа  по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками. – Уфа, ООО «Деловая династия», 2018.  – 18 с.

Содержание

Пояснительная записка……………………4

Учебно-тематический план занятий по  развитию общения   со сверстниками …..8    

Содержание «коммуникативных» игр …13

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников………………………………16

Сюжетные картинки для              обсуждения правил общения…………………………. ……….18

Ожидаемые результаты………………….20

Пояснительная записка

Нами  представлена  примерная   программа по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками.  Сегодня у многих детей обнаруживаются проблемы не только с развитием речи, но и со сформированностью  навыков общения со сверстниками. Родители зачастую не обращают на эту проблему значительного внимания, и педагогам ДОУ приходиться иметь дело с дошкольниками, которые не любят и не стремятся вступать в контакт со сверстниками, не тяготятся одиночеством, не любят находиться в коллективе. Такие проблемы необходимо решать комплексно, задействуя  педагогические  возможности  различных заданий и занятий в ДОУ. Именно для решения обозначенных проблем  с общением у детей мы предлагаем примерную программу, направленную  на  развитие общения  со сверстниками у  детей   дошкольного возраста.

Цель программы: повышение уровня развития общения    у  детей   дошкольного возраста  со сверстниками.

Задачи:

–  создание  условий  для развития   общения   со сверстниками;

–  формирование  у дошкольников      характерных   для общения действий: сотрудничество, коммуникация и т.д.;

–  формирование  умений вести публичные выступления,  в соответствии с заданными параметрами;

–  воспитание  навыков   согласования  своих действий с действиями сверстников и взрослых.

Организация образовательной деятельности

Программа, направленная на  развитие общения  со сверстниками у  детей   дошкольного возраста,  рассчитана на деятельность детей во второй половине дня в рамках проведения игровых и творческих занятий. Проводят   такие занятия в течение одного учебного года. Каждое  занятие с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа должно составлять не более  15-25 минут.

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная деятельность по программе, направленной  на  развитие общения  со сверстниками у  детей   дошкольного возраста,  проводится  в группах  ДОУ или иных помещениях, оборудованных   в соответствии с санитарными  нормами.

Интеграция образовательных областей по ФГОС ДОО

1. Познавательное развитие: предполагает развитие у детей психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь; расширяется  кругозор детей и повышается  сенсорное развитие.

2. Социально-коммуникативное развитие: развиваются  коммуникативные навыки  в процессе   общения педагогов  с детьми и родителями, пополняется  словарь детей, умения  выражать свои чувства, желания и мнения понятными и социально-приемлемыми способами; дети приобщаются к общепринятым нормам общения  со сверстниками и взрослыми, у них развиваются навыки оценивания своих возможностей в общении, способности  к преодолению  трудностей.

3. Речевое развитие: дети научатся говорить полными распространенными предложениями, научатся строить свою речь грамотно и логично.

4. Художественно-эстетическое развитие: будет развиваться творческая активность младших школьников на основе творческих форм деятельности (театрализация, ролевые игры и т.д.)

5. Физическое развитие: формируется  правильная  осанка при выполнении учебных действий, формируется  желание заботиться о своем здоровье.

Учебно-тематический план занятий по  развитию общения   со сверстниками    

№ п/п

Наименование   занятия

Цель  занятия

Время

1

Игра «Через стекло»:  детям предлагается сказать жестами собеседнику определенную фразу, а собеседник должен ее озвучить.

умения общаться со сверстниками, использование жестов как средства общения

20 минут

2

Игра «Волшебные очки»: детям по очереди предлагается надеть волшебные очки, которые позволяют видеть в людях только хорошие качества. Детям по очереди необходимо назвать хорошие качества друг друга.

умения общаться в положительном ключе, умения видеть достоинства в собеседнике.

20 минут

3

Ролевая игра «Поведение  на детской площадке»: разыгрываются ситуации, которые случались или могли произойти между детьми на площадке.

умение  предвидеть конфликтную ситуацию на детской, усвоение  правил  успешного общения  с детьми.

30 минут

4

Ролевая игра «Попроси игрушку»: дети действуют в парах, один ребенок должен попросить игрушку так, чтобы ее получить, а другому ребенку можно отдать игрушку,  только если его убедили аргументы собеседника.

развитие коммуникативных  навыков, умений аргументировать свою позицию.

25 минут

5

Литературное занятие по рассказу: дети слушают рассказы  о поведении детей со сверстниками (на выбор педагога) и анализируют поведение героев.

умения анализировать со стороны действия героев (детей) в общении со сверстниками.

30 минут

6

Занятие «Кукольный театр»: разыгрывание известных детям сказок.

умения контактировать со сверстниками в игровой форме.

20 минут

7

Тренинг «Коврик мира»: для разрешения конфликтов между детьми предлагается коврик, на который садятся поссорившиеся дети. Каждый из них должен объяснить мотивы своих действий и выслушать другого.

умения принимать позицию собеседника, разрешать конфликт мирным путем.

20 минут

8

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников.

усвоение правил успешного общения среди сверстников.

20 минут

9

Мастер-класс «Основы этикета для детей»: разыгрывание ситуаций этикета (приветствие, прощание и т.д.)

усвоение  правил этикета в общении со взрослыми и детьми.

25 минут

10

Игра-театрализация: разыгрывание эпизодов (диалогов) из известных детям сказок.

умения детей не только общаться со сверстниками, но и преодолевать чувство стеснения и смущения перед коллективом при выступлении на сцене.

30 минут.

Содержание «коммуникативных» игр

Игра «Через стекло»

Выбирается водящий (с помощью передачи друг другу мячика или игрушки под музыку). Сообщается задание на карточках. Водящий должен передать сообщение с помощью жестов и мимики, а все участники отгадать. Например, «Зовешь одноклассников в столовую», «Сообщаешь, что завтра состоится праздник».

Игра «Волшебные очки»

Цель: развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать сплоченность группы.

Оборудование: «волшебные» очки

Дети садятся в круг. Воспитатель показывает «волшебные» очки. Тот, кто их наденет, увидит в других только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Воспитатель: «А сейчас, ребята, мы посмотрим на мир другими глазами. Сейчас каждый из вас примерит  очки и хорошенько рассмотрит остальных.

Тренинг «Коврик мира»

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Игра «Поздороваемся»

Правила игры: Дети по кругу держатся за руки. По очереди тихо пожимают руку соседу и говорят приветствие.

Упражнение «Доброе животное»

Описание упражнения: участники – дети и воспитатель в кругу и держатся за руки.

Релаксационное упражнение «ПАРОВОЗИК»

Музыка спокойная «на лугу»

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.

Упражнение “Настроение”.

Воспитатель:

-Ребятки наша встреча подходит к завершению, я бы хотела узнать от вас, какое настроение, что вы чувствуете сейчас.

И сейчас мы с вами покажем наше настроение. Вот перед нами стоит корзинка с разноцветными лепестками. Давайте из этих лепестков создадим волшебный цветок. Я вам предлагаю взять лепестки того цвета, который соответствует вашему настроению. В серединку я прикреплю желтый кружочек, а вокруг мы посадим на магнит лепестки.

(звучит спокойная музыка).

Дети выполняют задание, потом вместе с педагогом придумывают название цветка.

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников

Правила общения  

• проявляй внимание к своим друзьям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

• никогда не смейся над физическими недостатками людей;

• всегда и во всём помогай младшим и слабым;

• не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

• не придумывай никому обидных прозвищ;

• если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

• если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

• всегда выполняй данные тобой обещания;

• никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

• дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

• всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

• никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

• никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Сюжетные картинки для              обсуждения правил общения

 

Ожидаемые результаты

1. Дети старшего дошкольного возраста с помощью занятий по   развитию  общения со сверстниками, научатся   грамотно говорить полными и сложными предложениями, научатся  выстраивать  логику общения, смогут эффективно взаимодействовать с сверстниками и взрослыми;

2. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря   занятиям по развитию общения  со сверстниками,   сформируются  основные аналитические  мыслительные действия: дети  смогут   систематизировать и классифицировать в совей речи определенные  сведения;

3. У детей старшего  дошкольного возраста с помощью занятий по   развитию общения закрепятся  навыки успешного взаимодействия друг с другом, дошкольники  научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого; научатся быть вежливыми и выдержанными в общении;

4. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря  занятиям  по развитию навыков общения   со сверстниками,  сформируются ключевые личностные качества: доброжелательность  к сверстникам; коммуникативная активность,  умения выступать на сцене, умения аргументировать свою позицию в общении и т.д.

Источник