Развитие общения и готовность ребенка к школьному обучению

Развитие общения и готовность ребенка к школьному обучению thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №36 «Колокольчик»

города Губкина  Белгородской области

Выступление на тему: «Переход из ДОУ в школу. Готовность детей к школе в сфере общения»

Подготовил

 педагог – психолог:

Акулова А.С.

Губкин, 2016

Переход из ДОУ в школу. Готовность детей к школе в сфере общения.

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых.

Подготовка к школе не может и не должна ограничиваться только лишь одним обучением ребенка. Порой родители так много уделяют внимания внешней стороне подготовки, буквально изматывая ребенка чистописанием, чтением и т.д. Именно в такие моменты специалисты должны помощь родителям подготовить ребенка к школе.

Компонентами готовности ребенка к школьному обучению являются: физическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, готовность в сфере общения. Все компоненты тесно связаны между собой, представляют ассиметричную гармонию, могут компенсировать развитие друг друга.

Остановимся на одном из них более подробно и рассмотрим  готовность детей к школе в сфере общения.

По определению Е.Е.Кравцовой и Е.В.Проскуры, готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Готовность детей к школе в сфере общения включает:

  • развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
  • умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
  • развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной  деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Развитие социально-психологической готовности к школе необходимо потому, что:

1.  Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.

2.  Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие.

Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.

3.  Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:  умение согласовывать действия с другими; осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для легковозбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Их эмоциональная несдержанность приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам, но эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Устойчивое негативное отношение к общению. Эти дети более сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и, как будто, равнодушны к окружающим. Однако, они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с  неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя и, недовольством детей, нежеланием посещать детский сад.

Наличие у детей многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактным, с неадекватной самооценкой, с агрессивным поведением.

Главные задачи педагога состоят в оказании помощи в становлении субъективного отношения к ровесникам, то есть умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями; налаживании общения с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми; участии в делах, инициированных другими детьми; реализации способности к не силовому разрешению конфликтов, возможности контроля своих импульсов; воспитании у детей толерантности – терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованиям и т.д.

Существуют следующие методы и средства для развития готовности в сфере общения:

  • методика обучения выразительным движениям через проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений;
  • инсценировка эмоциональных состояний, сознание детьми эмоций, называние их;
  • методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций (мимика в рисунках, игра в «кляксы», свободное и тематическое рисование, музыка);
  • психогимнастика – специальный курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Основной акцент в данном курсе делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и приобретение навыков в самораслаблении.

Безусловно, важно, чтобы изначально у ребенка сложилось позитивное представление о школе, ибо школьная жизнь полна приятных моментов. Учиться в школе интересно и занимательно, однако не стоит при этом игнорировать те трудности, которые возникают в процессе обучения.

Родителям и специалистам следует приложить максимум усилий для того, чтобы облегчить ребенку начало нового жизненного этапа. Необходимо помнить о том, что все эти замечательные качества, указанные выше, могут стать надежным залогом успешной учебы малыша. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.

Кроме того, не стоит забывать о том, что в период поступления в школу почти каждый ребенок доверчив и открыт практически любому школьному начинанию. Таким образом, это самая благоприятная возможность для того, чтобы сформировать у ребенка необходимые положительные качества.

Источник

Общение и готовность ребенка к школе

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.

По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.

Ребенок шести лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со значимыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.

Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязания соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в доу фгос

Установлено, что шестилетний ребенок в ситуации взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, взять на себя ответственность за свою позицию и проявить независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это возможность, проявляющаяся в исключительных случаях, но не постоянная линия поведения шестилетнего ребенка.

Шестилетний ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап морального развития поведения. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.

 Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.

Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок рефлексирует, пытается проанализировать собственное психическое состояние, проецировать свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Шестилетний ребенок испытывает ненасыщенную потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого может привести его к потере уверенности в своих возможностях.

Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребенка становится знание норм общения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеет развитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этим чувством ответственности он придет и в свой класс.

Постепенно ребенок научается отождествлять себя со своими сверстниками, с которыми он был объединен в дошкольном учреждении, но вновь соединится в школе. Отождествление детей друг с другом не только как мальчиков и девочек, но и как сверстников постепенно создает групповое чувство ответственности. Сначала «за нашу группу», затем «за весь наш класс».

Источник: “Психология” Венгер Л.А., Мухина В.С.

Источник

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

( Венгер Л. А.)

Психологическая готовность к школе ( синоним : школьная зрелость ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. 

 Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности 

Составляющие психологической готовности

Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами ).

Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.

Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.

Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками 

Интеллектуальная готовность

Умение думать, анализировать, делать выводы.

Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что – то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.

Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.

 А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить.

Как развивать:

Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему », выстраивать причинно – следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. 

Личностно – социальная готовность

Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Как развить:

Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. 

 Мотивационная готовность

 Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.

Как развить:

 Формируйте положительное отношение :

– к школе,

-учителю,

 -учебной деятельности,

 -к самому себе.

Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение : рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство : занятия в кружках и секциях. 

 Эмоционально – волевая готовность

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями.

Сформировать эти качества можно только через игру !!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.

Важно  приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.

Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему ! 

Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Читайте  художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными годами, играйте в школу.

И важно то ,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной ( а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью ( как его родители ), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что ” школа плохая “, ” учитель злой ” и т. д.  Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. 

Читайте также:  Картинки для развития памяти ребенка

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно. 

Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли.

Саморегуляция – основа готовности к школе !

 Психологически не готовый к школе ребенок

Проявляет мало инициативы

Не может включиться в общий режим работы класса

Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается

Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

 Работоспособность ребенка во время занятий

Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п.

Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом.

Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой. 

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что – то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. 

Источник

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе.

Горбовская Анастасия Юрьевна,

педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ №75»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.

Актуальность изучения социально-коммуникативного компонента готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями. Сегодня приоритетом образования в России, является обеспечение качества образования. Одним из важнейших условий достижения такового является обеспечение непрерывности образования. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одной из основных задач является формирование умения обучаться в течение всей жизни в школе и после школы. Таким образом, возникает необходимость начать целенаправленное развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. А именно: формировать у дошкольников умение самостоятельно добывать и применять знания, ставить перед собой цель, находить пути и средства ее достижения; создавать условия для формирования навыков контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Именно активность обучающегося признается основой развития, поскольку в данном случае знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у дошкольников, как необходимого компонента психологической готовности к школе.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека.

Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась в трудах многих зарубежных и российских ученых, методистов, педагогов-исследователей: Л.И. Божович, И.А.Бурлакова, Л.А.Венгер, А.Н.Веракса, Г.Витцлак, В.Т.Горецкий, Н.И.Гуткина, В.В. Давыдов, И.В.Дубровина, А. Керн, Н.И.Непомнящая, Н.В.Нижегородцева, Н.Семаго, М.Семаго, В.Д.Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.

Структура психологической готовности к обучению в школе – многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

 Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.

 Психомоторная (функциональная) готовность – преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости (сбалансированность процессов возбуждения и торможения; развитие мелких мышц руки и зрительно-моторной координации).

Интеллектуальная готовность. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка. Сюда входит определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя – внутренняя, диалогическая – монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

Волевой компонент –  умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Личностная готовность является системообразующим компонентом, ее можно описать через мотивационно-потребностную сферу и сферу самосознания личности.

Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы – важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника.

Мотивационный компонент заключается в отношении к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

              Социально-психологическая (коммуникативная) готовность предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения: произвольно-контекстное общение со взрослыми (ребёнок способен, общаясь со взрослым, действовать не импульсивно, не под влиянием непосредственного побуждения, а сообразуясь с поставленной взрослым задачей и особыми условиями её решения) и кооперативно-соревновательное со сверстниками (дети начинают воспринимать всю ситуацию в целом как ситуацию совместной задачи).

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев развитие игры с ним

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, а так же на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Следует отметить, что общение оказывает влияние на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И, конечно же, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Одним из важнейших аспектов социально-коммуникативного развития человека является накопление социального опыта, который обеспечивает социализацию личности.

В отечественной психологии и педагогике социализация рассматривается как целостное единство двух аспектов:

  • первичной и вторичной социализации;
  • индивидуализации (А.Г. Асмолов, Н.Ф. Голованова, А.Г. Маклаков, А.А. Реан и др.).

В этой сфере происходит развитие:

  • положительного отношения ребенка к себе (уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят);
  • другим людям (уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста);
  • окружающему миру (ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.);
  • коммуникативной компетентности (формировать умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания);
  • социальной компетентности детей (освоение  различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты).

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций. А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя. В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Именно они и позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого, адекватно и правильно выстраивать свое поведение.

Коммуникация  (англ. communikate – сообщать, передавать) предполагает:

-осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.

-обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.

-побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом.

-для достижения результата.

-передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.

В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

У ребенка в старшем дошкольном возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется его образная речь.  

Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. Он умеет домысливать события, владеет контекстной речью.

Каким образом развить у детей навыки общения и социализации в условиях дошкольного учреждения?

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение дошкольников в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  • создание условий для формирования общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития старшего дошкольника, формирования основ умения учиться и способности к организации собственной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

       Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.

Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

Список литературы:

  1. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  2. Содержание общения ребенка со взрослым в период кризиса семи лет: Автореф. Дис. канд. Псих. Наук: 19.00.13/Шашлова Г.М. – Москва, 2000. -24с.
  3. Семаго Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации /Н.Семаго, М.Семаго. – М.:ООО “Чистые пруды”, 2005. – 32 с.
  4. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г.В.Бурменская. М.: УМК “Психология”, 2003. – 352с.
  5. Программа “Преемственность”, подготовка к школе. Составитель Федосова Н.А. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва, АПКиПРО, 2003. – 64 с.
  6. Преемственность в работе детского сада и начальной школы: Библиотечка руководителя детского образовательного учреждения/ Составители Г.К.Широкова, Л.А.Парамонова, Т.К.Воробьева. ( Под общей редакцией Г.К.Широковой). – М.: Ансел-Пресс, Ансел-М, 1998. – 96 с.

Источник