Развитие общения аутичного ребенка в семье

Дата публикации: 26.04.2017
Ведущие специалисты в сфере педиатрии особенно остро относятся к проблеме заболевания под названием «аутизм». В США ранее проводились статистические наблюдения, которые установили, что болезненным состоянием психики страдает каждый 90-й новорожденный малыш. Через сто лет тенденция изменилась в худшую сторону. Оказалось, что недугу подвержен каждый 68-й ребенок. По гендерному признаку заболевание «предпочитает» мальчиков.
Что такое аутизм?
В РФ данного рода исследований и наблюдений не осуществлялось. К большому сожалению, на территории стран постсоветского пространства недуг у детей является широко распространенным. Сегодня квалифицированные психиатры и психологи уделяют проблеме особенное внимание.
Дети с аутизмом имеют совершенно другое восприятие мира. Именно по этой причине ребенок с расстройствами в функционировании мозга требует грамотного подхода к социализации. Им приятно находиться со сверстниками и поддерживать коммуникативную связь. Это влияет на здоровье малышей и генерирует сочувствие, рассуждение и логику. Как общаться с ребенком аутистом правильно? Какие существуют правила? Разберемся в этих вопросах по порядку.
Особенности процесса общения с ребенком аутистом
Детский аутизм представляет собой отклонение от нормы в психологическом развитии, которое проявляется в особом контакте с окружающим миром. Больное чадо систематически погружается в свой внутренний мир и не желает поддерживать связь с внешней средой. Аутисты, как правило, не являются ограниченными в чем-либо личностями. Это обычные люди, которые просто испытывают трудности в общении с другими. Данные сложности можно преодолеть, если найти к человеку рациональный подход. Подобрать корректную схему общения с аутистом бывает непросто. Это зависит от его поведенческих особенностей и специфики восприятия мира.
К признакам детского психического расстройства можно отнести:
значительное снижение потребности или ее частичное отсутствие в общении с другими людьми;
преобладание страха к новизне и любым переменам в окружающей среде. Такая ситуация может возникнуть даже тогда, когда в жилой комнате переставляется местами шкаф;
преобладание в интересах ребенка стереотипных игр и сенсорного поведения (перекладывание листочков, сортировка предметов, смешивание красок и пр.);
наличие расстройств в навыках речи;
развитие агрессивного настроя по отношению к родителям или новым людям;
проявление реакции «протест». В медицинской практике были случаи, когда ребенок выкидывал посуду из шкафа, чтобы мама не покидала дом;
интеллектуальное расстройство нередко коррелирует с нарушением в концентрации внимания и при обучении.
Когда можно диагностировать?
Детский аутизм начинает четко просматриваться от 3-х лет. Однако одиночные симптомы могут наблюдаться и в более раннем возрасте. При психологической инвалидности малыши стремятся к уединению в доме или на улице. Чадо равнодушно к присутствию родителей, которые постоянно проявляют к ним заботу и любовь. Некоторые дети даже готовы резко прогонять от себя взрослых, лишь бы остаться в одиночестве. Любая форма изменений в действительности может повлиять на изменение привычного ритма жизни младенца. В результате ребенок начинает плакать, кричать и валяться на полу.
Больные аутизмом дети имеют задержку в усвоении навыков самообслуживания. Так, например, у них не получается умываться, использовать туалетную бумагу, чистить зубы или держать вилку. Уровень интеллектуального развития такого человека может варьироваться от отсталости и нормы, до гениев в различных областях науки. Моцарт, Гейтс, Мария Кюри, Ван Гог, Эйнштейн, Джефферсон, Перельман. Это далеко не полный список известных личностей в истории, которые имели данное психологическое расстройство.
Речевое развитие детей может быть как обычным, так и с задержкой. Но в любом случае малыши не стремятся к общению с другими, часто игнорируют задаваемые вопросы или просто повторяют их.
Эффективные методики построения общения
Дети с аутизмом уникально воспринимают мир. Это и есть их главным отличием от прочих людей. Ярко выраженная разница в плане навыков общения значительно усложняет процесс их социальной адаптации в обществе. Аутисты, как правило, пользуются собственным языком и задействуют персональную систему для коммуникации. Если вам необходимо наладить «диалог» с таким ребенком, то для этого потребуется выучить его язык.
Рассмотрим более подробно методики и рекомендации по общению.
Схема №1
Включает следующие правила:
- Выстраивайте разговор с малышом о том, что ему действительно интересно. Для этого определите объекты его увлечений и сферу творчества. Таким образом, вы сформируете оптимальные условия, чтобы малыш раскрылся для будущей дружбы. Легкость общения достигается при помощи длины «волны». Например, ваша маленькая дочь в возрасте 10 лет обожает цветы. Поэтому данная тема может стать отправной точкой для развязывания полноценной беседы;
- Сведите к минимуму длину предложений при диалоге с карапузом, который сложно «переваривает» устную речь. Данное правило не является эталонным, так как некоторые аутисты способны осмысливать достаточно сложные по структуре предложения. При определенных проблемах допускается замена речи на письменные сообщения (специальные таблички, записи и пр.);
- Аутисты имеют великолепно развитое мышление и эффективно воспринимают рисунки. Поэтому психиатры рекомендуют систематически рисовать схемы или показывать малышу изображения простого типа. Таким образом, вы сможете продуктивно доносить свои идеи ребенку. Просто визуализируйте распорядок дня на карточках: завтрак – тарелка, обед – ложка, ужин – чашка, поход в школу – портфель, идти спать – подушка и т.д. Персонализация символом (цвет, форма и прочие особенности) поможет сформировать четкий график на день, что существенно облегчит задачу по развитию вашего чада;
- Выделяйте мальчику или девочке достаточное количество времени на осмысление. При необходимости могут понадобиться паузы. Не спешите задавать второй вопрос, если первый остался без ответа. Не переживайте! Все придет своим чередом;
- Введите за жесткое правило соблюдать языковое пространство. Для конструирования фраз можно использовать разные слова. Помните, что дети аутисты не улавливают данных различий. Поэтому при общении применяйте одни и те же слова. Например, при трапезе называйте блюда или предметы одинаково (без синонимов или жаргонных слов);
- Постоянно проявляйте к ребенку чуткость. Его молчание не должно восприниматься вами, как личная обида или душевный груз. В такой ситуации чувство уважение к личности поможет справиться с переживаниями;
- Разговор должен начинаться с конкретного утверждения. Избегайте абстрактных вопросов «Как дела?», «Что делаешь?», «Как настроение/ самочувствие?». В противном случае малыш будет испытывать эмоциональное давление на себя. Как правильно поступить? Все просто. Похвалите его игрушку, прокомментируйте конкретную ситуацию, беседуйте на интересные для него темы;
- Уделяйте чаду достаточное количество внимания. Но для этого правильное выбирайте время. Разговор будет уместен в спокойной обстановке и в момент расслабленности;
- Всегда говорите прямо и без использования метафорических мыслей. Аутисты, как правило, не понимают сарказм, иронию и шутки. Образное мышление может возникнуть лишь по мере взросления и развития.
Схема № 2
Эта методика подразумевает системную поддержку ребенка в различных сферах жизнедеятельности. В данном случае родители часто посещают лечащего врача и постоянно беседуют с ребенком. Здесь также следует учитывать возможности чада по усвоению информации. Короче говоря, его мысленная загруженность не должна стать причиной изоляции от собеседника. Особое внимание уделяется установке зрительного контакта. Данный элемент является важной составляющей при адаптации к социуму. Также отличным вариантом будет пояснение ситуации в школе учителям или няне в садике. Диалог с другими людьми может дать позитивный результат. В некоторых ситуациях родители используют специальные сенсорные и стереотипные игры зрительного, слухового, вкусового и двигательного типов.
Практические советы
Общение с ребенком-аутистом – это настоящее искусство, которое требует терпения и концентрации. Для этого взрослому человеку придется изучать психику малыша и находить оптимальные пути подхода к нему. Квалифицированные специалисты из Hospital Research Center of Brest (Франция) провели практические исследования, по которым были установлены следующие рекомендации и советы, а именно:
- создайте специальный дневник, в котором будут фиксироваться все записи относительно действий с ребенком. Таким образом, вы сможете установить четкую корреляционную зависимость с его поведением;
- разрабатывайте на каждый день конкретный план действий (игры, посещение заведений, разговоры, визиты к врачу и пр.);
- установите максимальный контакт с ребенком, который позволит его намного лучше понимать;
- взаимодействие с домашними животными благотворно влияет на психологическое состояние детей с аутизмом. Поэтому заведите дома попугая, рыбок, мышку, черепаху, кота или собаку. Так ребенок узнает чувство ответственности, любви и заботы. Животные принесут в дом дополнительный прилив позитива и эмоционального окраса. Терапевтическое воздействие на психику будет иметь благотворный характер;
- как можно чаще обращайтесь к родителям, которые имеют таких же по расстройству сыновей или дочерей. Обмен опытом очень важен. Не отказывайтесь от помощи знающих и более опытных людей. Таким образом, вы сможете повысить адаптацию малыша к окружающей среде.
Все мы люди разные! У каждого есть свои странности и недостатки, которые в разной степени проявляются. Но большая часть расстройств зависит от того, что общество называет нормой. Если мы научимся адекватно воспринимать тех, кто отличается от нас поведением, то наша жизнь станет намного ярче и богаче. Писательница Кэти Летт создала качественную книгу «Мальчик, который упал на землю». Ироническая форма изложения истории одной семьи делает ее поучительной и интересной для тех, кто хочет понять глубину аутизма у детей.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому человеку, словами, жестами, мимикой. Общение происходит, когда двое людей, например, взрослый и ребенок, отвечают друг другу — это двухсторонняя коммуникация.
Желание общаться неразрывно связано с развитием общественных отношений, в которых дети с аутизмом испытывают значительные трудности. Для того, чтобы научить столь важному навыку, нужно создать условия для увеличения мотивации к общению. В соответствии с этим принципом, общение начинается с инициативы ребенка, а не с команды взрослого.
Очень важно запомнить, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации еще до появления речи, а использование языка последует за ними.
Как правило, дети с аутизмом начинают говорить намного позже своих сверстников. При появлении первых слов и фраз выясняется, что многие аутичные дети не в состоянии использовать свои языковые навыки в целях коммуникации. Часто произнесенные первые слова нетипичны, вместо ожидаемых «мама» или «папа» ребенок вдруг произносит «телевизор» или «уйди». Причем, прозвучавшие один раз, эти слова могут не повторяться в дальнейшем.
Отмечено, что после появления первых слов в возрасте 11–18 месяцев ребенок затем вообще замолкает на длительный период времени. Примерно к трехлетнему возрасту у части аутичных детей вновь наблюдается усиление речевой активности, которая выражается в том, что ребенок просто повторяет слова за окружающими, — эхолалии. Характерным является то, что аутичный ребенок может отражать не только слова, но и темп речи и интонацию. О себе он, как правило, говорит во втором и третьем лице или использует инфинитивную форму («хочешь пить!» вместо «хочу пить!», «дать Егору!» вместо «дай мне!»), т. е. так, как слышит от окружающих. Часто высказывания ребенка содержат отрывки из услышанного по телевизору.
Немалая часть аутичных детей вообще не пользуется речью. Вместо речи ребенок использует вокализации, сигнализирующие о комфорте или дискомфорте, которые родители нередко называют «пением» или «мычанием». Характерным в таких случаях является появление в потоке вокализаций звуков, скопированных из неречевого окружения ребенка, а иногда и абрисы слов, различить которые способны только наблюдательные близкие.
В тех случаях, когда словарный запас аутичного ребенка с возрастом начинает бурно пополняться, возникают речевые проблемы, которые называются семантико-прагматическим нарушением. Этот вид речевого нарушения характеризуется неумением адекватно пользоваться речью для общения, он является специфичным при высокофункциональном аутизме и включает в себя следующие признаки:
- ребенок, как правило, имеет быстрый темп речи,
- не умеет слушать собеседника, постоянно его перебивает,
- не умеет поддерживать беседу и соблюдать очередность,
- не умеет донести информацию, навязывает свою собственную, как правило, одну и ту же тему;
- не понимает контекст беседы за счет конкретности восприятия речи;
- не понимает, что можно говорить и что нельзя.
Как взрослые могут повлиять на коммуникацию ребенка с РАС
Примите на себя роль не только помощника, но и учителя
Когда ребенок неспособен сообщить о своих потребностях, у взрослых может возникнуть искушение делать все за него. Например, принести его ботинки и завязать шнурки. Тем не менее, если вы будете так поступать, вы сократите количество возможностей, когда ребенок может сделать что-то самостоятельно. Если ребенок до сих пор находится на стадии самодостаточности, то особенно трудно определить, что может, а что не может сделать ребенок. В подобной ситуации лучше всегда спрашивать ребенка, нужна ли ему помощь, затем подождать, потом спросить второй раз, и только потом начать помогать ребенку.
Вместо того, чтобы позволять ребенку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми
Может возникнуть искушение поверить, что ребенок просто проявляет свою независимость, когда он не показывает никакого интереса к общению со взрослым. Тем не менее, крайне важно, чтобы ребенок научился общаться, и поэтому нельзя предоставлять его себе самому.
Основной прием состоит в следующем — настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребенок, например, если он играет с веревкой или достает игрушки из коробки и складывает их обратно. Даже если ребенок реагирует на такие попытки присоединения злостью и агрессией, продолжайте пытаться. Злость — это тоже разновидность общения, и это лучше, чем полное отсутствие коммуникации. По мере продолжения общения ребенок может со временем осознать, что взаимодействие с другим человеком может быть связано с весельем.
Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребенку возможность вступить в коммуникацию
Забота о ребенке с РАС — это тяжелая работа, которая требует много времени. Часто у взрослого возникает желание поторопить ребенка, который выполняет повседневные задачи, например, ест завтрак или одевается. Однако ребенку с РАС полезно предоставлять несколько лишних минут на выполнение таких задач — ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий.
Во время игр с ребенком принимайте на себя роль партнера, а не лидера
По мере того, как ребенок становится все более компетентным в коммуникации, ему нужно все меньше руководства. Если задавать ребенку слишком много вопросов или предложений, то ему станет сложно инициировать собственный разговор. Важно следовать за ребенком и реагировать на то, что он сам делает.
Предоставляйте ребенку положительную обратную связь
Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребенок попробует это снова. Вы можете использовать простые описательные фразы, которые комментируют достижения ребенка. Таким образом ребенок сможет установить связь между собственными действиями и вашими конкретными словами.
Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации
Если ребенок с РАС без труда получает все, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.
Поощрение просьб
Для этого можно располагать любимые игрушки/еду в таких местах, где ребенок сможет видеть их, но не сможет до них достать, например, на высокую полку. В качестве альтернативы можно поместить любимый предмет ребенка в контейнер, который ребенку трудно открыть, например, в банку из-под варенья или упаковку из-под мороженого. Это будет поощрять ребенка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребенком.
Дайте ребенку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно
Сложно устроенные игрушки или игры, которые нужно нажимать, чтобы они заработали, могут представлять сложность для маленького ребенка, но также они могут его заинтересовать. Как только ребенку дали игрушку/игру, предоставьте ему время, чтобы определить, как ею пользоваться. Когда ребенок начнет испытывать раздражение, потому что у него не получается сделать так, чтобы игрушка заработала, взрослый подходит и помогает ему.
Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса»
К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, такие как надувание шарика, а затем его отпускание, чтобы он улетел в воздух, могут очень понравиться ребенку. Надуйте шарик наполовину и ждите реакции ребенка, прежде чем надувать его до конца — это простой способ поощрить общение между взрослым и ребенком. Аналогичного эффекта можно достичь с помощью мыльных пузырей — выдуйте несколько пузырей в сторону ребенка, и как только вам удастся привлечь его внимание, закройте контейнер с жидкостью и ждите реакции ребенка, прежде чем выдувать новые пузыри.
Давайте предметы постепенно
Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще. Если вы будете ограничивать количество еды/игрушек, которые вы даете ребенку, то у него появиться возможность выражать свои желания и потребности. Например, если ребенок хочет печенье, разломайте печенье на маленькие кусочки и дайте ему только один кусочек, а затем давайте ему еще, как только он сообщит о данном желании.
Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то или иное занятие
Если ребенок участвует в каком-то занятии со взрослым, продолжайте это занятие, пока ребенок сам не покажет, что его надо прекратить. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребенок оттолкнет от себя предметы для занятия. В этом случае ребенок был вынужден сообщить о том, что он готов прекратить занятие. Если ребенок не пользуется речью для того, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, «ну вот и все» и «хватит». Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребенка.
Увеличивайте объем общения, следуя за ребенком
Очень важно скорее следовать за ребенком, а не руководить им. Это позволит ребенку проявлять коммуникацию, когда он делает что-то вместе с другим человеком, и увеличит их объем общения. Если ребенок играет лидирующую роль в своих занятиях, то он будет уделять деятельности больше внимания, это научит его сосредотачиваться на чем-то одном и делать самостоятельный выбор.
Если вы следуете за ребенком, то наилучшая позиция — это взрослый лицом к лицу с ребенком, таким образом, взрослый сможет легко наблюдать за тем, что заинтересовало ребенка. Это также поможет приучить ребенка к контакту глазами — с ним у ребенка с РАС обычно возникают трудности. Также важно находиться на одном зрительном уровне с ребенком — это позволит ему наблюдать за различными мимическими выражениями на вашем лице, которые используются во время коммуникации. Ребенку с РАС часто сложно уловить невербальное коммуникативное поведение во время разговора, а потому важно как можно раньше привлекать его внимание к невербальным знакам. Можно надеяться, что со временем ребенок привыкнет к тому, что взрослый играет с ним на одном уровне, и он начнет рассчитывать на присутствие взрослого, даже будет звать его поиграть.
Для развития двухсторонней коммуникации полезно имитировать действия ребенка и повторять за ним его слова. Например, если ребенок бьет ложкой по столу, а взрослый начинает делать то же самое, то ребенок с большой вероятностью обратит внимание на взрослого. Эту же идею можно использовать в отношении звуков, которые издает ребенок, или сенсорного поведения ребенка, например, тряски руками или вращения на месте. Как только ребенок установит, что взрослый имитирует его действия, то он может начать имитировать взрослого в ответ. Это создает возможность добавить в общение что-то новое, что будет повторять ребенок.
Если ребенку с РАС неинтересно играть ни с одной предложенной игрушкой или он предпочитает раскладывать игрушки в линию, а не играть с ними, то в этой ситуации все равно есть возможности для коммуникации и общения. Например, если ребенок раскладывает свои машинки в одну линию, то взрослый может присоединиться к ребенку и подавать ему следующую машинку. Таким образом, у взрослого появляется своя роль в игре, а ребенку приходится включать его в свою деятельность. Если ребенку интересно только бросать игрушки на пол, то взрослый может собирать игрушки в корзину, а потом отдавать их обратно ребенку, чтобы тот их снова разбросал. Таким образом, устанавливается схема общения и коммуникации с ребенком.
Как взрослые могут помочь ребенку с РАС лучше понимать то, что ему говорят
Ребенку с РАС нелегко дается обработка информации. Это происходит потому, что ему трудно понять окружающий его мир. Даже когда ребенок с РАС понимает ситуацию, он все равно может не понимать слова, которые сопровождают ситуацию. Иногда взрослым только кажется, что ребенок понял их слова, так как он выполняет данную ему инструкцию. Тем не менее, ребенок просто мог знать, что нужно делать в определенной ситуации, независимо от словесных инструкций, только потому, что он выполнял эти действия множество раз в прошлом.
Есть несколько методов, которые помогают ребенку лучше понимать, что говорят ему другие люди.
Говорите как можно меньше и как можно медленнее
Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В каждой специфической ситуации выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент.
Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Сассман (1999) использует следующую подсказку, чтобы взрослые не забывали, как облегчить ребенку с РАС понимание речи:
«Меньше слов, больше акцентов, говорите медленно и показывайте!»
Если ребенок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ребенком. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду ребенка. Если вы пользуетесь этим видом коммуникации, очень важно тут же давать ребенку то, что вы обозначили. Если внимание ребенка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл.
Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребенку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали. Взрослый должен использовать паузы, чтобы у ребенка было время обработать произнесенную информацию, а также обдумать свой ответ.
Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты — кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет», махание рукой при словах «привет» и «пока». Когда вы говорите с ребенком о других людях, например, «бабушка остается здесь», то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребенком.
Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.
Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)
Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) — это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств ВАК для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Поэтому очень важно, чтобы решение о выборе ВАК для конкретного ребенка было результатом командной работы, когда ВАК оценивается совместно с родителем ребенка до принятия какого-либо решения. Критерии при выборе устройства ВАК включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению.
Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС. Если ребенок с РАС никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение устройства ВАК предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходит устройство ВАК, то ответственность всех людей в его окружении — моделировать систему общения.
Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребенку с РАС, включая:
— Система PECS — коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994)
Жестовый язык
Существует несколько систем жестового языка, например, американский жестовый язык, британский жестовый язык, Макатон ™, жестовая речь Пагет Гормана (ТМ) и точный жестовый английский. С ребенком с РАС жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации.
Тотальная Коммуникация — это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.
Интерактивные коммуникационные доски
Интерактивные коммуникационные доски — это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.
Карточки-подсказки
Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса.
Книги разговоров
Книга разговоров может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги — повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей — это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.
Источник