Развитие общей моторики и речи ребенка

Ольга Кряж
Влияние развития общей и мелкой моторики на становление речи ребёнка

Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Двигательная речевая область в нашем мозге расположена рядом с двигательной зоной, она является, собственно, её частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребёнка в целом? Ведь произнесение звуков речи (артикуляция) требует координации движений губ, языка, гортани, участия полостей рта и носоглотки, дыхательных движений, участвуют и неречевые мышцы – например, брюшной пресс. И все эти движения согласованы между собой, т. е. производятся в определённой последовательности, иначе звук не получится.

Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки, он должен не только удержать определённую позу языка, губ, но и вовремя переключиться с одной позы на другую, т. е. осуществить движение. Естественно, это будет возможно, только если мышечный тонус будет нормальным, поскольку одни группы мышц не должны препятствовать работе других групп мышц.Каждая из них должна отвечать за свою функцию: либо за удержание определённого положения, либо за движение.

Практически у всех детей с речевыми нарушениями имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребёнка.

Развитие психики ребенка в значительной степени связано с его игровой деятельностью, которая у ребенка подчинена общим правилам развития движений: от простых способов подражания движениям взрослому до сложных сюжетно-ролевых вариантов игр. Онтогенез развития игровой деятельности у детей, говорит о том, что в связи с изменениями социально-экономических условий игровая деятельность претерпела значительные изменения. Еще 10-15 лет назад дети достаточно много играли в подвижные игры, в которых совершенствовалась не только координация ребенка, его моторика, но и развивалась временно-пространственная ориентация. В настоящее время можно говорить о превалировании игр статического характера – это конструирование, лото, пазлы, компьютер и другие электронные игры. При этом двигательная сфера ребенка остается недостаточно востребованной, что сказывается в недостаточной сформированности двигательно-моторных и координаторных функций ребенка.

Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является возрождение гимнастики – зарядки, как обязательного мероприятия во всех дошкольных учреждений. Комплекс гимнастических занятий необходимо разработать с позиции развития общей координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и ориентации в «схеме тела». Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только координацию, но и ритмичность движений. Сформированность у ребенка двигательного ритма подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.

Моторная недостаточность у детей с речевой патологией к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется в двигательном поведении ребенка. Это характерно в основном для детей с временной задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и некоторыми другими недостатками речевого развития. В большинстве же случаев, что показательно, главным образом, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР, обусловленным алалическим синдромом, с другими сложными речевыми дефектами, отставание в развитии двигательной сферы наблюдается, не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе. Более того, недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы закрепляются и остаются на всю жизнь, о чем свидетельствуют наблюдения за выпускниками речевых школ.

Несформированность крупной (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслужи-вания,например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т. д. Более выражено недоразвитие пальцевой моторики выступает при выполнении детьми специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.

Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы (М. М. Кольцова, 1973, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи.

По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речинаходится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка, а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др., вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой и двигательной системами организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушениями речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию всех сторон (компонентов) двигательной сферы (общая моторика, тонкая моторика рук). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.

Целенаправленная работа по коррекции психомоторики необходима не только при явных нарушениях в двигательной сфере, но и в случаях незначительных, малозаметных особенностей в психомоторном развитии ребенка, а также в профилактических целях для предупреждения отклонений моторики, особенностей психического и речевого развития детей группы риска, часто болеющих.

В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с нарушением речи особое значение должно придаваться работе по развитию моторики кисти, ручной ловкости. Тренировка тонких движений пальцев не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей.

Читайте также:  Духовно нравственное развитие личности ребенка в современной семье

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная действительность мысли»). Руке посвящали стихи, писали оды.А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?»,в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – Белобока», «Коза – Рогатая» и другие. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако, даже, если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4 – 5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача, значит, и этот ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете малыш хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Источник

 «Развитие мелкой и общей моторики как средство физического воспитания детей, имеющих речевые нарушения».

Содержание.

Введение……………………………………………………………….стр. 3

1. Общее понятие о мелкой и общей моторике……………………  стр. 4

2. Подвижные игры для детей с нарушением речи………………….стр.7

            2.1.Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти…………………………………………………………………………….стр12

            2.2.Игры, направленные на развитие общей моторики………….стр. 13

Заключение……………………………………………………………..стр.14

Список литературы……………………….……………………………стр.15

  Введение.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. И важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, являются достаточное развитие моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

  1.Общее понятие о мелкой и общей моторике

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии.

 Общеизвестно, что  детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических  особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий  уровень умственного напряжения на протяжении всего урока.  Это выражается в снижении концентрации внимания, повышения отвлекаемости и в итоге может привести к низкому уровню усвоения учебного материала. Для предотвращения этих негативных проявлений популярно применяются игры, физкультминутки, представляющие собой  комплексы гимнастических упражнений, которые позволяют за счет двигательной активности снизить уровень умственного напряжения. Использование же средств логопедической ритмики оптимизировать такой режимный момент, как физкультминутка, сделает его полнофункциональным.

      Кроме развития общей моторики, умения управлять своим мышечным аппаратом, правильно распределять мускульную энергию по всему телу упражнения логопедической ритмики способствуют развитию чувства ритма и темпа в движении, совершенствованию  речевого дыхания, развитию фонематического восприятия, слухопроизносительной дифференциации фонематического слухоречевого ритма. Традиционно логопедическая ритмика базируется на использовании связи речи, музыки и движения.

    Кроме упражнений на развитие общей моторики в физическое воспитание детей целесообразно включить задания на развитие мелкой моторики. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (3,с.3)

 Ритмичные движениия пальцев являются средством повышения функционального состояния коры больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Двигательный анализатор, согласно современным представлениям, является аппаратом межанализаторного синтеза. Проекция движений кисти и речевые зоны в коре головного мозга расположены в непосредственной близости. М.М.Кольцевой было доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук  оказывает значительное влияние на развитие активной речи. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с праксисом.(4, с.74-75)

         Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.

При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения речи встречаются в виде вторичных и имеют менее выраженный характер. В любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б-п, в-ф, м-мь, д-дь), искажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию (кот-кит-ток, бык-бак-бок). Наиболее характерные лексические трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, подъезд);  глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает — все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий—шершавый, глубокий—мелкий); относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный). Поэтому у таких детей низкий словарный запас.

Еще в 1930-е годы Л.С. Выгодский указывал на огромную роль устной речи в развитии и воспитании аномальных детей, поскольку речь является средством накопления социального опыта и участия в социальной жизни. Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка.(5, с. 54)

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности; дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо  сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:

•  развивать моторику мелких мышц кисти;

•  развивать общую моторику;

•  развивать координационные способности;

•  совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;

•  формировать осанку и предупреждать ее нарушение;

•  развивать устную речь при выполнении физических упражнений;

Читайте также:  Развитие грудного ребенка в 1 год жизни

•  формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;

•  формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;

•  формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.

 2. Подвижные игры для детей с нарушением речи

      2.1.Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти

Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук, и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движения пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом.

«Замок»

Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция

текст

движения

На двери висит замок.        

                                                                                                                                                                   Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».

Кто открыть его бы                 мог?

Повторение движений.

Потянули,                

Руки потянуть в одну,  потом в другую сторону.                          

Покрутили,              

Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе.

Постучали  

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

И — открыли!                                

Пальцы расцепить, ладони в стороны.

«Гонки»

Цель: развитие быстроты и координации движений пальцев рук, развитие воображения.

Количество игроков — 2—5.

Инструкция. Поставить одну руку на край стола на кончики пальцев — это пятилапые зверьки «многоножки». По сигналу многоножки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок; скользить по столу или прыгать НЕЛЬЗЯ. Побеждает многоножка, первой добежавшая до противоположного края стола.

Варианты «Гонки двуногих»

На крап стола поставить выпрямленные указательные и большие пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони. По сигналу «двуногие» бегут к противоположному краю стола.

«Гонки слонов»

Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго ЗАПРЕЩЕНО. Когда слон научится ходить и бегать, можно устраивать гонки.

Усложнение игры:

•  в гонках участвует только левая рука (для леворуких детей — только правая рука);

•  в гонках участвуют обе руки.

Методические указания. Игра малой интенсивности.

                                  «Братья-ленивцы»

Цель: обучение детей независимым движениям пальцев рук.

                                                     Инструкция

                 Текст                                                                Движения                                          Спят в избушке пятеро братьев                               Ладонь лежит на столе.

 Утром проснулся брат                                                     Большой палец тянется вверх, а                                        

Старший, потянулся,                                               остальные лежат.

а самому вставать лень.                                         Постучать по всем пальцам                  Брат-указка проснулся, потя-                                  Вверх тянется указательный

нулся.                                                                     палец.

Стал будить брата-середку:                                    Указательный постукивает по

— Вставай, середка, утро на  дворе!                       среднему и

А сам в кровать.                                                                  ложится на стол

Потянулся брат-середка, погля-                                     Поднимается средний палец.

дел — и впрямь вставать пора.

Разбудил второго братца-                                                 Стучит по безымянному и ло-

указку:                                                                     жится на стол.

—Ну-ка, брат, поднимай семью!

А сам досыпать улегся.

Трудней всех брату-ленивцу                                             Безымянный палец с усилием

вставать, трудней всех потя-                                             тянется вверх.

нуться.

Будит он брата младшего:                                         Безымянный постукивает по

— Мизинчик, подними всех!                                              мизинчику и ложится на стол.                                                                                                           Проснулся мизинчик, потянулся.                                      Мизинец тянется вверх.

Да как закричит:                                                        В такт словам мизинец бара-

—  Вставай, братцы, пора за                                              банит по столу, дело браться!

Читайте также:  Основные сенситивные периоды развития ребенка

Разбудил брата четвертого,                                               Мизинец ложится на стол.                                                                                                         самого ленивого.                                                                                                                                                                                                                    А сам — под одеяло.

Тут все братья и проснулись.                                             Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь.                                

                                                                                              Ладонь прижата к столу.

                                «В гости к пальчику большому»

Цель: обучение детей точным движениям пальцев рук, развитие координации движений пальцев, ритмичное выполнение движений в соответствии с ритмом стихотворения, повышение слухового внимания.

                                         Инструкция.

        Текст                                                                       Движения

В гости к пальчику                                     Руки согнуты перед собой, ладони направлены

                                                                        друг к другу, большие пальцы вверх.

большому  

Приходили прямо                                     Соединить под углом кончики пальцев обеих рук                                        

      к дому                                                                                         (крыша домика)

Указательный и Средний,                       Называемые пальцы поочередно соединяются

Безымянный и последний.                 с большими на двух руках одновременно.

Сам Мизинчик-малышок                    Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.

Постучался                                                   Все пальцы сжать в кулаки, постучать кулачками

 о порог.                                             друг о друга.

Вместе пальчики — друзья,                     Ритмичное сгибание и разгибание

друг без друга им нельзя.                   пальцев на обеих руках.

                                                         «Прижми палец»

Цель: развитие силы и ловкости пальцев рук.

Инструкция. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков.

Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков.

Методические указания. Игра малой подвижности, дети играют по двое.

2.2.Игры, направленные на развитие общей моторики

«Кот и сметана»

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот сидит – сметаны нет!

И.П. : основная стойка. Наклоны головой вперед, назад, влево, вправо. Наклон вперед, прогнувшись;

 наклоны вправо, влево.

2 приседания.

«Мишка»

Ходит по лесу, гуляет,

В корзинку шишки собирает.

«Шишка раз, шишка два-

Положу я их сюда».

-А какая это шишка?

-Я не знаю, – шепчет Мишка.

Ходьба на внешней стороне стопы, руки в стороны (в стойке ноги врозь).

Наклоны вперед с касанием рукой пола (поднять «шишку»).

«Кладет шишки в корзину»- поднять руку вверх (показать шишку ).

«На самолет»

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Ходьба на носках, руки в стороны.

Ходьба при приседе.

Бег назад.

Бег вперед.

                                               Заключение

Подвижные игры, физкультминутки имеют особое значение для занятий физической культуры детей с нарушением речи. Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи способствует развитию координации, общей и мелкой моторики. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук и общей моторики.

Представленные игры весьма разнообразны. К сожалению, здесь представлено  лишь несколько игр. Просто все игры и физкультминутки не перечислишь.

                                              Список литературы.

1. ГрабенкоТ.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.Н. Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.- С-П.:   «Детство-пресс», 2002.

2. Максаков А.И.,ТумаковаГ.А. Учите, играя / А.И.Максаков,Г.А.Тумакова.-  М. 1979.

3. ЦвынтарныйВ. Играем пальчиками и развиваем речь /  В.Цвынтарный.-С-П, 2002.

4. ШапковойЛ.В. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии /  Л.В.Шапковой.-С-П.: «Детство-пресс», 2002.

5.Коррекционные подвижные игры и упражнеия для детей с нарушением в развитии. М.: Советский спорт, 2002.

6. Методики адаптированной физкультуры. М.: Советский спорт, 2004.

7.Технология физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре М.2004

Источник