Развитие общей культуры ребенка в доу
Формирование у детей общей культуры , целостного представления о мире через различные виды театральной деятельности.
(из опыта работы Никандровой Н.А. )
«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда , когда он живёт в мире сказок, творчества , воображения , фантазии , а без этого он засушенный цветок». В. Сухомлинский
«Жить – это не значит дышать ,это значит действовать .Не тот человек больше всего живёт , сколько может посчитать лет , а тот , кто больше всего чувствовал жизнь .» Ж.Ж. Руссо
Театр –один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей ,он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии . помогает раскрыть духовный и творческий мир ребёнка и способствует его адаптации в социальной среде.
Разнообразие форм театральной деятельности помогает выполнять многие задачи программы детского сада от ознакомления с общественными явлениями коммуникации , формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
Театрализация – импровизация оживления предметов и звуков .
Театрализованная игра –это один из видов театрализации – эффективное средство социализации дошкольников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Через Т.И. осуществляется эмоциональное развитие. Дети знакомятся с чувствами. настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения , осознают причины того или иного настроя .Т.И .помогают совершенствовать диалоги и монологи , осваивать выразительность речи. Т.И. являются средством самовыражения и самореализации детей.
Дети любят играть в театрализованные игры , которые наиболее близки к искусству , их часто называют творческими. В таких играх большое внимание уделяется действию , предмету , костюму или кукле , потому что они имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий (играть можно самостоятельно . по желанию . то есть она не требует обязательного присутствия зрителя , участия профессиональных актёров , в ней иногда достаточно внешнего подражания).
Драматизации или театральные постановки – это самый частый и распространённый вид детского творчества. В этих играх драма , основанная на действии , которое совершает сам ребёнок , наиболее близко , действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
В играх-драматизациях детям- артистам предоставлена возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации , мимики , пантомимы Детям предлагается сюжет –канва , в пределах которого развивается импровизация .Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения .Театрализации могут разыгрываться в обычной театральной форме (сцена , занавес , декорации , костюм и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища.
Играя в режиссёрские игры , дети сами выступают в роли сценариста ,режиссёра , исполнителя (управляют игрушками или их действиями , «озвучивая» героев и комментируя сюжет ,они используют разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонации и мимика , пантомима ограничена , поскольку ребёнок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Театральная деятельность помогает детям органично влиться в мир культуры , осознать его целостность и красоту , приобщаться к вечному и прекрасному. Через неё происходит формирование эмоциональной сферы ребёнка , знакомство с различными эмоциями .Дети получают возможность для самовыражения , приобретения навыков саморасслабления . Активизируется речь детей, обогащается словарь эмоций .Развивается способность к анализу и обобщению. Дети получают помощь в осмыслении собственных действий и переживаний , соотнося их с переживаниями героев сказочных литературных произведений .Формируется культура речи. Развиваются способности проявления себя в ситуациях свободного выбора .Развивается фантазия ,воображение , художественный вкус детей.
При подготовке к спектаклям происходит синтез музыки ,ритмики , пластики .изобразительных средств выразительности и слова. Дети присваивают культурный опыт поколений , проявляют умение сочувствовать другим людям ,отличать добро и зло ,учатся корректировать своё поведение (искать выход из конфликтных ситуаций ,учиться общаться ,выступать публично ,преодолевать трудности ).)Дети работают в коллективе . При этом неуверенные дети чувствуют себя лучше (хор , оркестр ,совместное движение под музыку0.Для подготовки и проведения спектаклей .концертов у детей развивается умение создавать творческие группы. Используются все имеющиеся возможности. Развивается умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты .детали костюмов , сделанные своими руками .Следует поощрять импровизацию , формировать у детей умение свободно чувствовать себя в роли ,воспитывать артистические качества . развивать творческий потенциал детей , вовлекая их в различные театрализованные представления , игры в концерт . цирк , показ сценок из спектаклей Обязательно предоставить детям возможность выступать перед сверстниками . родителями и другими гостями.
«Театр – это волшебный мир .Он даёт уроки красоты . морали и нравственности .А чем они богаче . тем успешнее идёт развитие духовного мира детей …» Б.М. Теплов
В нашей группе мы стараемся в работе с детьми использовать всё многообразие видов театрально-игровой деятельности .У нас есть различные виды театров :
Би-ба-бо , настольный . на фланелеграфе . на пружинках , бумажный плоскостной , бумажный на столе ,пальчиковые . театр ы масок . объёмные театры , мягкой игрушки , деревянный на столе . теневой . перчаточный .бутылочный ,театр Петрушки , из тетрадного листа , « бумтар» (театр из бумажных тарелочек) ,живой театр , ,кукольный на ширме. Персонажи из этих театров используются детьми и взрослыми во всех видах деятельности в ДОУ (на занятиях . на прогулках . на утренней гимнастике , в совместной деятельности , в самостоятельной деятельности детей . в играх и т. д. ) .
В работе с детьми используем различные виды драматизации :игры-имитации образов животных . людей ,литературных персонажей .
Ролевые диалоги на основе текста .
Инсценировки произведений .
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета ( или нескольких сюжетов ) без предварительной подготовки.
С детьми проводятся этюды и упражнения на различные темы по коррекции поведения (ссора ,обида ,встреча и ДР.),по умению общаться с людьми в различных ситуациях (знакомство , благодарность . угощение , разговор по телефону , поздравления . пожелания , утешение ).
В этюдах по сказкам дети учатся определять характер героя , формулировать его речевую характеристику.
В работе с диалогами при помощи этюдов развиваем в детях личностные качества , учим действовать в условиях вымысла и общаться . реагируя на поведение партнёра.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические . музыкальные , пластические игры и упражнения . которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей воспитанников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром ,формированию свободы и выразительности движений , воображения.
В развитии двигательной сферы важны действия ребёнка : ощущение позы тела ,конечностей , движений. Эта работа осуществляется в согласовании с интеллектуальными процессами мышления . речи , памяти , воображения.
Особое внимание уделяем речевым играм и упражнениям . с помощью которых мы развиваем речевое дыхание , свободу речевого аппарата , умение владеть правильной артикуляцией . чёткой дикцией , разнообразной интонацией . логикой и орфоэпией. Проводим игры со словом которые развивают связную речь , творческую фантазию , умение сочинять небольшие рассказы и сказки , подбирать простейшие рифмы.
Используем три вида упражнений : дыхательные и артикуляционные
Дикционные и интонационные .
Творческие ( со словом ).
Для лучшего понимания и восприятия образов используем музыкальные произведения ,читаем и слушаем в записи стихи , рассказы и сказки .Смотрим мультфильмы .Используем схемы и пиктограммы (действия , эмоции )
Привлекаем детей и родителей к оформлению декораций и изготовлению костюмов.
Дети в группе принимают активное участие в конкурсах чтения стихов о природе и о различных явлениях ,в праздниках и народных гуляньях в играх и инсценировках сказок ,басен, потешек . скороговорок .литературных произведений .в придумывании своих сказок . загадок и рифм , самостоятельных играх по закреплению сказок . стихов ,мультфильмов. С удовольствием раскрепощаются в играх ,придумывают новые действия знакомым героям ,инсценируют песни ,обыгрывают различные события ( олимпиада .война . победа и др.), частушки , одевают народные костюмы и детали костюмов разных персонажей лит. произведений .Легко и непринуждённо чувствуют себя на маскарадах , карнавалах .ярмарках ,где могут показать свои умения ,навыки .В нашей группе традиционно отмечается День смеха и День Ленинградской победы. Это противоположные по эмоциональном окрасу праздники ,Дети учатся выражать свои эмоции соответственно событиям.
С интересом дети принимают участие в этюдах ,миниатюрах .учатся мимике , жестам ,ритмопластике , пантомимике , определению и выражению эмоций ,
Мы рассказываем детям о театрах нашего города ,о профессиях ,устройстве и поведении в театре.
В работе по театрализации мы часто используем короткие нравоучительные рассказы К. Ушинского , Л. Толстого ,замечательные сказки В .Сутеева . С .Маршака и К. Чуковского , Н. Носова ,Ш .Перро , Г.Х. Андерсена и других авторов ,русские народные сказки и сказки народов мира. детские песни и стихи.
Детям очень нравится , когда в театр. Деятельность вовлекаются родители («Лиса и Журавль» на празднике птиц)
Несколько раз со сказками В. С у т е е в а дети «гастролировали» по другим группам ( «Мешок яблок» , «Палочка-выручалочка» , «Под грибом» , « Кто сказал «мяу»).
Показывали драматизации по р .н .сказкам «Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Заюшкина избушка».
Наши ребята любят имитировать игру на музыкальных инструментах в разных вариантах (с само дельными инструментами и без , по картинкам , с дирижером , по пиктограммам ,по звуку ).
В основе многих праздников (8 марта , Новый Год . Выпускной и др. ) лежат театрализованные произведения : «Дюймовочка» , « Приключения Незнайки» и др. или Путешествия по странам Мира(здесь дети перевоплощаются в героев-жителей или объекты этих стран0 .
К 200-летию Бородинского сражения мы с ребятами инсценировали «Бородино» М. Лермонтова .Затем использовали эту композицию на открытом мероприятии.
На празднике по привлечению к здоровому образу жизни дети импровизировали сражение с микробами и принимали участие в конкурсе «Покажи эмоцию».
Ребята любят выкладывать сказки на фланелеграфе.В группе есть как покупные , так и самодельные сказки для этого вида театра.
У нас в группе нередко появляются гости из разных произведений , которые вступают в диалог с ребятами .Они либо просят их о помощи . либо сами чему-то учат и играют с детьми.
Для развития воображения используем тест «Волшебный лес» с обязательным пояснением своих действий и сюжета.
Хочется ещё отметить немаловажную роль воспитателя в театрализованной деятельности. Часто педагоги берут на себя какую-то роль , изображают персонаж ,мимикой , жестами , голосом . пантомимикой дают детям образец работы над образом героя ,выражением эмоций , отношения к поступкам и самому .образу .
Любимы нашими детьми и пальчиковые игры .Они подготавливают детей к работе с театром теней , очень хорошо развивают моторику и пластику.
Разнообразие форм работы по театрализации даёт возможность использовать их в целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.
При желании или необходимости можно сочетать разные виды театров (на ширме и перед ней).Будет два плана действия.
В кукольном театре не должно быть ничего застывшего (.Главное –движение на ширме.(декорации меняются , герои движутся ).
В кукольном представлении нет главных и второстепенных ролей -0 это коллективное действо с куклами .Текста может не быть –только действия .Артисты работают с куклами молча, Может быть только голос автора или ведущего.
Театр- очень древнее действо , известен с языческих времён .В Россию был внедрён Петром 1. А в английском парламенте было принято среди заседаний делать паузу , во время которой лорды дурачились ,играя в театр. Так, игрушки все отложим .Мы такое вам предложим! В театр хотите поиграть? В театре можно всё узнать : и про Вовку-забияку . И про верную собаку. Встретить белого медведя ,побывать у Бармалея ! Повидать Бабу-Ягу и дворец на берегу , что на острове Буяна! Плыть с отважным капитаном1 От души нахохотаться и всплакнуть… Но , чур , не драться ! Театр . ребята . для души! А теперь – смотреть спеши ! (играть ) В.А.Пименов
ЗАДАНИЯ : «Зеркало» ( дразнилки , макияж(Летит по небу шар ) , «Дыхательные упражнения» ( снежинка , надуем шарик) , « В магазине за границей» (жесты , действия ) , «Сочиняем сказку» ( по цветным фишкам) , «Наоборот»( слова-действия) , «Каким тоном?» (приходите , тараканы… !Дорогие гости ,помогите …!Где убийца …! Слава, слава комару…!) Предлагаемые обстоятельства (деревья ,звери).
Важным качеством любой деятельности , которая осуществляется в свободное время .является то , что она должна быть интересна ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны!
Источник
Условия формирования
общей культуры дошкольника
Автор: Илькаева Гельфания Рафаиловна
Организация: МАДОУ «Детский сад № 402 комбинированного вида»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. В нашем детском саду ребенок получает первый дошкольный опыт от взрослых, которые научат его любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.
В наше время происходят социальные и экономические перемены. Что отражается на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательными стандартами ДО»
Целью нашего детского сада является приобщить ребенка к общей культуре. Ведь культура – это нормы, обычаи, творчество, искусство, интеллектуальную деятельность. Воспитать культуру ребенка – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. Когда мы планируем образовательную работу, стараемся охватить все образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое;
- Физическое развитие.
Физическое воспитание предусматривает поддержание у ребенка бодрого жизненного настроения, совершенствование всех функций организма, формирование основ физической культуры при выполнении физических упражнений в подвижных играх и в повседневной жизни. Дети учатся осознавать ценность здорового образа жизни.
Художественно-эстетическое – формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; развитие самостоятельной творческой деятельности детей – изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
Познавательное – развитие любознательности, воображения и творческой активности; изучение окружающего мира;
Речевое – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.
Социально-коммуникативное – развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Для успешной реализация цели, мы создаем необходимые условия:
- организуем предметно-развивающую среду в группах нашего детского стада;
- развиваем продуктивную деятельность и творческий потенциал детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- используем нетрадиционные, интегрированные формы занятий;
- приобщаем к традициям родного края;
- привлекаем родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности в воспитании.
Для освоения программы по развитию ребенка работа в нашем детском саду строится по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- взаимодействие с семьёй.
Нашими основными условиями по реализации общего культурного развития являются:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- творческий подход к содержанию образования;
- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
- синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, описывающих природу, труд);
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе с учреждениями культуры.
Наша работа по воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
Для освоения программ воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует общему культурному развитию детей.
- 1 блок – организованная деятельность,
- 2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,
- 3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- организованная деятельность с детьми (занятия),
- праздники
- развлечения, народные праздники – «Масленица», «Сабантуй», и другие.
- театральные Среды
- недели творчества, конкурсы стихов (о временных года, праздниках);
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок (по временам года, к дата красного календаря, бумажная пластика «Природа в творчестве детей»)
- кружковая работа,
Все занятия отражаются в игровой деятельности детей, что позволяет получать знания эстетического цикла. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.
Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.
Семья и детский сад связаны, это обеспечивает непрерывному совместному воспитанию и обучению детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
- первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагоги посещают семьи воспитанников, организуются индивидуальные беседы, консультации.
второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства.
Использованная литература:
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника.-М:ТЦ Сфера, 2008.-96с.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду.-М: ТЦ Сфера, 2005-144с.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.-М. Педагогика, 2010г.
Опубликовано: 30.04.2016
Источник