Развитие общей культуры ребенка в доу

      Формирование у детей общей культуры , целостного представления о мире через различные виды театральной деятельности.

(из  опыта работы Никандровой Н.А. )

      «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда , когда он живёт в мире сказок, творчества , воображения , фантазии , а без этого он засушенный цветок».                  В. Сухомлинский

       «Жить – это не значит дышать ,это значит действовать .Не тот человек больше всего живёт , сколько может посчитать лет , а тот , кто больше всего чувствовал жизнь .»        Ж.Ж. Руссо

     Театр –один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей ,он позволяет решать многие актуальные  проблемы современной педагогики и психологии . помогает раскрыть духовный и творческий мир ребёнка и способствует его адаптации в социальной среде.

       Разнообразие форм театральной деятельности помогает  выполнять многие задачи программы детского сада от ознакомления с общественными явлениями коммуникации , формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

       Театрализация – импровизация оживления предметов и звуков .

       Театрализованная игра –это один из видов театрализации – эффективное средство социализации дошкольников в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Через Т.И. осуществляется эмоциональное развитие. Дети знакомятся с чувствами. настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения , осознают причины  того или иного настроя .Т.И .помогают совершенствовать диалоги и монологи , осваивать выразительность речи. Т.И. являются средством самовыражения  и самореализации детей.

     Дети  любят играть в театрализованные игры , которые наиболее близки к искусству , их часто называют творческими. В таких играх  большое внимание уделяется действию , предмету , костюму или кукле , потому  что они  имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий (играть можно самостоятельно . по желанию . то есть она не требует обязательного присутствия зрителя , участия профессиональных актёров , в ней иногда достаточно внешнего подражания).

      Драматизации или театральные постановки – это самый частый и распространённый вид детского творчества. В этих играх драма , основанная на действии , которое совершает сам ребёнок , наиболее близко , действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

      В играх-драматизациях детям- артистам предоставлена возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации , мимики , пантомимы Детям предлагается сюжет –канва , в пределах которого развивается импровизация .Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения .Театрализации могут разыгрываться в обычной театральной форме (сцена , занавес , декорации , костюм и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища.

     Играя  в режиссёрские игры , дети сами выступают в роли сценариста ,режиссёра , исполнителя (управляют игрушками  или их действиями , «озвучивая» героев и комментируя сюжет ,они используют разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами  выражения в этих играх являются интонации и мимика , пантомима ограничена , поскольку ребёнок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

    Театральная деятельность помогает детям органично влиться  в мир культуры , осознать его целостность и красоту , приобщаться к вечному и прекрасному. Через неё  происходит формирование эмоциональной сферы ребёнка , знакомство с различными  эмоциями .Дети получают возможность для самовыражения , приобретения навыков  саморасслабления . Активизируется речь детей, обогащается словарь эмоций .Развивается способность к анализу и обобщению. Дети получают помощь в осмыслении собственных действий и переживаний , соотнося их с переживаниями героев  сказочных литературных произведений .Формируется культура речи. Развиваются способности проявления себя в ситуациях свободного выбора .Развивается фантазия ,воображение , художественный вкус детей.

       При подготовке  к спектаклям происходит синтез музыки ,ритмики , пластики .изобразительных средств выразительности и слова. Дети присваивают культурный опыт поколений , проявляют умение  сочувствовать   другим людям ,отличать добро и зло ,учатся корректировать своё поведение (искать выход из конфликтных ситуаций ,учиться общаться ,выступать публично ,преодолевать трудности ).)Дети работают в коллективе . При этом неуверенные дети чувствуют себя лучше (хор , оркестр ,совместное движение под музыку0.Для подготовки  и  проведения спектаклей .концертов у детей развивается умение создавать творческие группы. Используются все имеющиеся возможности. Развивается умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты .детали костюмов , сделанные своими руками .Следует поощрять  импровизацию , формировать у детей умение свободно чувствовать себя в роли ,воспитывать артистические качества . развивать творческий потенциал детей , вовлекая их в различные театрализованные представления , игры в концерт . цирк , показ сценок из спектаклей Обязательно  предоставить детям возможность выступать перед сверстниками . родителями и другими гостями.

Читайте также:  Мой ребенок отстает в психическом развитии

         «Театр – это волшебный мир .Он даёт уроки красоты . морали и  нравственности .А чем они богаче . тем успешнее идёт развитие духовного мира детей …»            Б.М. Теплов

         В нашей группе мы стараемся в работе с детьми использовать  всё многообразие видов театрально-игровой деятельности .У нас есть   различные виды театров :

Би-ба-бо , настольный . на  фланелеграфе . на пружинках , бумажный плоскостной  , бумажный на столе ,пальчиковые . театр ы масок . объёмные театры , мягкой игрушки , деревянный на столе . теневой . перчаточный .бутылочный ,театр Петрушки , из тетрадного листа  , « бумтар» (театр из бумажных тарелочек) ,живой театр , ,кукольный на ширме.  Персонажи из этих театров используются детьми и взрослыми во всех видах деятельности в ДОУ (на занятиях . на прогулках . на утренней гимнастике , в совместной деятельности , в самостоятельной деятельности детей . в играх и т. д. ) .

          В работе с детьми используем  различные виды драматизации :игры-имитации образов животных . людей ,литературных персонажей .

Ролевые диалоги на основе текста .

Инсценировки произведений .

Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

 Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета ( или нескольких сюжетов ) без предварительной подготовки.

          С детьми проводятся  этюды и упражнения на различные темы по коррекции поведения (ссора ,обида ,встреча и ДР.),по  умению общаться с людьми в различных ситуациях (знакомство , благодарность . угощение , разговор по телефону , поздравления . пожелания , утешение ).

   В этюдах по сказкам дети учатся определять характер героя , формулировать его речевую характеристику.

      В работе с диалогами при помощи этюдов развиваем в детях личностные качества , учим действовать в условиях вымысла и общаться . реагируя на поведение партнёра.

     Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические . музыкальные , пластические игры и упражнения . которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей  воспитанников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром ,формированию свободы и выразительности движений , воображения.

     В развитии двигательной сферы важны действия ребёнка : ощущение позы тела ,конечностей , движений. Эта работа осуществляется в согласовании с интеллектуальными процессами мышления . речи , памяти , воображения.

     Особое внимание уделяем речевым играм и упражнениям . с помощью которых  мы развиваем речевое дыхание , свободу речевого аппарата , умение  владеть правильной артикуляцией . чёткой дикцией , разнообразной интонацией . логикой и орфоэпией. Проводим игры со словом которые развивают связную речь , творческую фантазию , умение сочинять небольшие рассказы и сказки , подбирать простейшие рифмы.

Используем три вида упражнений : дыхательные и артикуляционные

                                                                    Дикционные и интонационные .

                                                                    Творческие ( со словом ).

         Для лучшего понимания и восприятия образов используем музыкальные произведения ,читаем и слушаем в записи стихи , рассказы и сказки .Смотрим мультфильмы .Используем схемы и пиктограммы (действия , эмоции )

        Привлекаем детей и родителей к оформлению декораций и изготовлению костюмов.

       Дети в группе принимают активное участие в конкурсах чтения стихов о природе и о различных явлениях ,в праздниках и народных гуляньях в играх и инсценировках сказок ,басен, потешек . скороговорок .литературных произведений .в придумывании своих сказок . загадок и рифм , самостоятельных играх по закреплению сказок . стихов ,мультфильмов. С удовольствием раскрепощаются  в играх ,придумывают новые действия знакомым героям ,инсценируют песни ,обыгрывают различные события ( олимпиада .война . победа и др.), частушки , одевают народные костюмы и детали костюмов разных персонажей лит. произведений .Легко  и непринуждённо чувствуют себя на маскарадах , карнавалах .ярмарках ,где могут показать свои умения ,навыки  .В нашей группе традиционно отмечается День смеха и День Ленинградской победы. Это противоположные по эмоциональном  окрасу праздники ,Дети учатся выражать свои эмоции  соответственно событиям.

      С интересом дети принимают участие в этюдах ,миниатюрах .учатся мимике , жестам ,ритмопластике , пантомимике ,  определению и выражению эмоций ,

     Мы рассказываем детям о театрах нашего города ,о профессиях ,устройстве и поведении в театре.

      В работе по театрализации мы часто используем  короткие нравоучительные рассказы К. Ушинского , Л. Толстого ,замечательные сказки В  .Сутеева   . С .Маршака и К. Чуковского , Н. Носова ,Ш .Перро , Г.Х. Андерсена и других авторов ,русские народные сказки и сказки народов мира. детские песни и стихи.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития для ребенка с овз

     Детям очень нравится , когда  в театр. Деятельность вовлекаются родители («Лиса и Журавль» на празднике птиц)

   Несколько раз  со сказками  В. С у т е е в а   дети  «гастролировали» по другим группам  ( «Мешок яблок» , «Палочка-выручалочка» , «Под грибом» , « Кто сказал «мяу»).

     Показывали  драматизации по р .н .сказкам «Репка» , «Теремок» , «Колобок» , «Заюшкина  избушка».

   Наши ребята любят имитировать игру на музыкальных инструментах в разных вариантах (с  само дельными инструментами и без , по картинкам , с дирижером , по пиктограммам ,по звуку ).

    В основе многих праздников (8 марта , Новый Год . Выпускной и др. ) лежат театрализованные произведения : «Дюймовочка» , « Приключения Незнайки» и др. или Путешествия по  странам Мира(здесь дети перевоплощаются в героев-жителей  или объекты этих стран0 .

     К 200-летию Бородинского сражения  мы с ребятами инсценировали «Бородино» М. Лермонтова .Затем использовали эту композицию на открытом мероприятии.

     На празднике по привлечению к здоровому образу жизни  дети  импровизировали сражение с микробами и принимали участие в конкурсе «Покажи эмоцию».

Ребята любят выкладывать сказки на фланелеграфе.В группе есть как покупные , так и самодельные  сказки для этого вида театра.      

У нас в группе нередко появляются гости из разных произведений , которые вступают в диалог с ребятами .Они либо просят их о помощи . либо сами чему-то учат и играют с детьми.

          Для развития воображения используем тест «Волшебный лес» с обязательным пояснением своих действий и сюжета.

   Хочется ещё отметить немаловажную роль воспитателя в театрализованной деятельности. Часто педагоги берут на себя какую-то роль , изображают персонаж ,мимикой  , жестами  , голосом  . пантомимикой дают детям образец  работы над образом героя ,выражением эмоций , отношения к поступкам и самому .образу .    

        Любимы нашими детьми и пальчиковые игры .Они подготавливают  детей к работе с театром теней , очень хорошо развивают моторику и пластику.

         Разнообразие форм работы по театрализации даёт возможность использовать их в  целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.

       При желании или необходимости можно сочетать разные виды театров (на ширме и перед ней).Будет два плана действия.

  В кукольном театре не должно быть ничего застывшего (.Главное –движение на ширме.(декорации меняются , герои движутся ).

        В кукольном представлении нет главных и второстепенных ролей -0 это коллективное действо с куклами .Текста может не быть –только действия .Артисты работают с куклами молча, Может быть только голос автора или ведущего.    

                                                            Театр- очень древнее действо , известен с языческих времён .В Россию был внедрён Петром 1. А  в  английском парламенте  было принято  среди заседаний делать паузу , во время которой  лорды дурачились ,играя в театр.                Так, игрушки все отложим .Мы такое вам предложим!                              В   театр хотите поиграть? В  театре можно всё узнать  : и про Вовку-забияку . И про верную собаку. Встретить белого медведя ,побывать у  Бармалея !   Повидать Бабу-Ягу и дворец на берегу , что на острове Буяна! Плыть с отважным капитаном1 От души нахохотаться и всплакнуть… Но , чур , не драться ! Театр . ребята . для души! А теперь – смотреть спеши ! (играть )        В.А.Пименов

  ЗАДАНИЯ : «Зеркало» ( дразнилки , макияж(Летит по небу шар ) , «Дыхательные упражнения» ( снежинка , надуем шарик) , « В магазине за границей» (жесты , действия ) ,  «Сочиняем сказку» ( по цветным фишкам) , «Наоборот»( слова-действия) , «Каким  тоном?» (приходите , тараканы… !Дорогие гости ,помогите …!Где убийца …! Слава, слава комару…!)        Предлагаемые обстоятельства (деревья ,звери).

        Важным качеством любой деятельности , которая осуществляется в свободное время .является то , что  она должна быть интересна ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны!

Читайте также:  Программа развития речи ребенка 2 года

Источник

Условия формирования
общей культуры дошкольника

Автор: Илькаева Гельфания Рафаиловна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 402 комбинированного вида»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. В нашем детском саду ребенок получает первый дошкольный опыт от взрослых, которые научат его любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.

В наше время происходят социальные и экономические перемены. Что отражается на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательными стандартами ДО»

Целью нашего детского сада является приобщить ребенка к общей культуре. Ведь культура – это нормы, обычаи, творчество, искусство, интеллектуальную деятельность. Воспитать культуру ребенка – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. Когда мы планируем образовательную работу, стараемся охватить все образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое;
  • Физическое развитие.

Физическое воспитание предусматривает поддержание у ребенка бодрого жизненного настроения, совершенствование всех функций организма, формирование основ физической культуры при выполнении физических упражнений в подвижных играх и в повседневной жизни. Дети учатся осознавать ценность здорового образа жизни.

Художественно-эстетическое – формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; развитие самостоятельной творческой деятельности детей – изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

Познавательное – развитие любознательности, воображения и творческой активности; изучение окружающего мира;

Речевое – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.

Социально-коммуникативное – развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Для успешной реализация цели, мы создаем необходимые условия:

  • организуем предметно-развивающую среду в группах нашего детского стада;
  • развиваем продуктивную деятельность и творческий потенциал детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • используем нетрадиционные, интегрированные формы занятий;
  • приобщаем к традициям родного края;
  • привлекаем родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности в воспитании.

Для освоения программы по развитию ребенка работа в нашем детском саду строится по следующим направлениям:

  • работа с детьми;
  • взаимодействие с семьёй.

Нашими основными условиями по реализации общего культурного развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, описывающих природу, труд);
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Для освоения программ воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует общему культурному развитию детей.

  • 1 блок – организованная деятельность,
  • 2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,
  • 3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • организованная деятельность с детьми (занятия),
  • праздники
  • развлечения, народные праздники – «Масленица», «Сабантуй», и другие.
  • театральные Среды
  • недели творчества, конкурсы стихов (о временных года, праздниках);
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок (по временам года, к дата красного календаря, бумажная пластика «Природа в творчестве детей»)
  • кружковая работа,

Все занятия отражаются в игровой деятельности детей, что позволяет получать знания эстетического цикла. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.

Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.

Семья и детский сад связаны, это обеспечивает непрерывному совместному воспитанию и обучению детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

  • первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагоги посещают семьи воспитанников, организуются индивидуальные беседы, консультации.

второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

Использованная литература:

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника.-М:ТЦ Сфера, 2008.-96с.
  2. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду.-М: ТЦ Сфера, 2005-144с.
  3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.-М. Педагогика, 2010г.
Опубликовано: 30.04.2016

Источник