Развитие образной речи ребенка дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, формируя их художественно-творческие способности. Детское творчество – это действенный и активный путь освоения окружающей действительности.
Сроки становления разных видов деятельности неравномерны, и каждый вид творческой деятельности ребенка имеет свою специфику.
Живопись, музыка, поэзия – это виды единого процесса эстетического освоения действительности, связанные с развитием способности воображения. Именно эту способность психологи считают универсальной по отношению к любому виду человеческой деятельности.
Исследователи рассматривают развитие творческих способностей детей, как сочетание интеллектуальных, познавательных и эмоционально-волевых моментов.
Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества.
Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.
Психологи связывают трудности развития словесного творчества со многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов (мышления. Восприятия, воображения), малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью.
Все формы образности речи – метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. Но для этого необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.
Развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, что является существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом.
Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи.
Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность.
Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная. У детей развиты механизмы развития продуктивного воображения. Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию. Поэтому так необходима словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова.
Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом случае разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.
На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые углубляют художественное восприятие детей.
Обращается внимание на понимание целесообразного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне.
Дети переносят навыки отбора уместных языковых средств при сочинении своих рассказов и сказок, что оказывает самое существенное влияние на формирование осознания явлений языка и речи.
Развитие словесного творчества можно вести по разным направлениям. Прежде всего, необходимо обращать внимание детей на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывать целенаправленные наблюдения (например, за проезжающим транспортом). Затем перед детьми ставится вопрос в необычной форме (как по-сказочному сказать, о чем гудит-рокочет мотор?), после этого дети придумывают сказку о грузовике и грузовичке. Аналогично проводятся наблюдения за деревьями. Дети придумывают, о чем они могут разговаривать, а затем сочиняют сказки о дереве и деревце, о елке и елочке, о ветре и ветерке. В своих сказках дети наделяют персонажей необычными качествами, используя антонимы и другие средства противопоставления.
Таким образом, для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию.
В обучение включается работа над смысловыми оттенками значений частей речи (домик – домище; играть – проиграть; умный – умнейший), над переносным значением словосочетаний (лес дремлет; злая зима). С одной стороны, речевые игры и упражнения качественно развивают словарь, с другой – являются важным подготовительным этапом для развития связной монологической речи.
Под влиянием обучения изменяются сочинения детей: от схематичного перечня, описаний событий дети переходят к созданию занимательных сюжетов, правильному композиционному построению, динамичности и четкой завершенности связного высказывания. Изменяется и отношение детей к своему творчеству: оно становится критичным и осмысленным. А самое главное – дети оценивают не только сюжет, но и язык повествования, выделяя разнообразные средства выразительности.
Оксана Ушаков – Институт развития дошкольного образования РАО, г. Москва,
Людмила Колунова- работник образования, кандидат педагогических наук.
Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей, №2 2005г.
Источник
Ирина Артемова
Консультация «Образная речь детей»
На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывания, а также умение владеть богатством родного языка, его выразительными средствами.
Формирование образных средств языка, развитие выразительности, образности рассматривается, как одно из главных направлений развития речи дошкольников.
Данные программы ориентируют на такое важное условие развития связной речи как взаимосвязь всех речевых задач: словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры речи (Ушакова О. С., Сохин Ф. В.). Поэтому, развивая образную связную речь детей, мы включаем все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое во взаимосвязи с развитием связной речи (описание, повествование, рассуждение).
В работе над лексической стороной речи дошкольника я делаю акцент на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств, что помогает ребенку чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении, также находить точное по смыслу слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи детей.Этому способствуют упражнения типа: подбери точные слова-определения, слова-действия, как можно сказать по-другому, придумай слово, найди слова, похожие и противоположные по значению, скажи ласково и т. п.
Очень важен грамматический аспект развития образности, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений, ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно.
Практика показывает, что на связность изложения текста ребенка влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи, дыхание. Интонационное оформление высказывания оказывает на эмоциональное воздействие на слушателя.
Все лексические, грамматические и интонационные упражнения провожу на материале загадок, пословиц, поговорок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности.
Среди выразительных средств языка определенное место в работе с дошкольниками занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников. При этом соблюдаем одно из условий использования фразеологизмов в речи детей дошкольного возраста – осознание значений фразеологизмов и чуткое отношение к слову. Прочитав фразеологизм, мы предлагаем ребенку призадуматься над ним, возможно, он откроет в значении фразеологизма нечто совершенно неожиданное.Например: выражение «клевать носом» дети понимают как – «очень хотеть есть, обычно птицы носом клюют». Разъясняем значение выражения «клевать носом»: выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидячем положении. Это значит, клонить голову, очень хотеть спать. В своей работе я использую наглядность, примеры из художественных произведений.
В ходе ознакомления детей с пословицами, поговорками и загадками учу их овладевать выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами) с помощью различных форм и методов работы.
Основным «инструментарием»являются игровые упражнения:
–«Скажи по-другому, по-сказочному»,
–«Кто на кого похож», «Что на что похоже?»
–«Распутай пословицу»,
–«Какая пословица здесь спряталась?»,
–«Добавь слово»,
–«Назови, одним словом»,
–«Кто больше скажет?».
Задачи развития образности речи в дошкольном отделении решаются при ознакомлении детей с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства разных жанров.
Для работы в данном направлении отбираю произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения). Известно, что чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки, стихи оказывают свое влияние на язык ребенка. Эти литературные произведения необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, сравнениями, метафорами, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, обращают внимание на необычные слова, сказанные персонажами. Такая работа позволяет детям успешно выполнять творческие задания,целью которых является:
-выделение образных слов и выражений, встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения;
-придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
-соединение сюжетов произведений разных жанров;
-подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
-драматизация наиболее интересных отрывков произведений;
-соотнесение содержания текста с музыкальным произведением, с пословицей, которые могут усилить понимание сюжета литературного произведения.
-перенесение разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.
Эффективно в развитии образной речи ознакомление с разными жанрами живописи, что позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. В обучение включаю упражнения на развитие умения видеть и понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное.
Обогащает речь детей работа с картиной: рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, сравнение и рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, синтез искусств – восприятие живописи в сочетании с музыкой и художественным словом, выставки картин.
Таким образом, взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности. Ребята учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.
Викторины также позволяют в занимательной форме совершенствовать образность речи детей. Материал викторин включает в себя задания на знание произведений художественной литературы, произведений искусства, их содержания, языковых особенностей, толкование фразеологизмов, встречающихся в тексте, объяснение смысла пословиц и поговорок.
Таким образом, работа по развитию образности речи повышает общий уровень развития речи, активизирует речевую активность детей.
Источник
Особенности развития образной речи детей дошкольного возраста.
Образная речь является составной частью культуры речи.
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается.
Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются так называемые тропы – приемы изменения основного значения слова. Они помогают автору по-новому показать самые обычные предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е. комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию старших дошкольников.
Исследования психологов Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методистов (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. К.И. Чуковский называл это особым «языковым чутьем».
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Согласно исследованиям А.А.Леонтьева, А.А Люблинской, Д.Б, Эльконина, А.Н. Гвоздева мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности.
С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что для маленького ребенка выразительные моменты являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к так называемой сознательной выразительность. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы, в том числе русской народной сказки.
Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что как ни существенна для речи связность ее построения, “проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности,… так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли”.
Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Исследования Л.М. Гурович, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, С.М. Чемортан, Р.П. Боша показали, что возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и в использовании этих средств в своей речи велики. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий.
С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то “кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большей части маловыразительной”. Поэтому, по мнению С.Л. Рубинштейна, необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу.
Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.
Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: “Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле”. Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности.
О.С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т.е. основная задача – не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи.
О.С. Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Это умение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте.
Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М.Дьяченко. раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – “опредмечивающий” и образ “включение”. Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию.
Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте художественной литературы, выявим возможности использования художественной литературы как средства развития образной речи у старших дошкольников.
Источник