Развитие образа себя ребенка до трех лет

Развитие образа себя ребенка до трех лет thumbnail

Развитие образа Я: второй и третий год жизни

Возрастной период до трех лет. У детей   раннего возраста интенсивно развиваются навыки  действия с окружающими их предметами. Это помогает  сформировать  у малыша «копилочку» знаний о себе, своих возможностях, способностях, умениях. Что же нового о себе приобретают малыши на втором и третьем году жизни?

        
Двухлетние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху матери, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь построить домик из кубиков, завернуть куклу, включить телевизор или издать забавный звук. Эти требования и просьбы  говорят о стремлении ребенка оказывать влияние на поведение взрослых. Дети не стали бы   этого требовать от родителей, если  бы не чувствовали уверенность в том, что  любимые мама и папа  их послушают. Таким образом, можно полагать, что дети “знают” о своей способности влиять на поведение других людей.

Обычно на третьем году жизни, когда дети начинают говорить короткие предложения, они комментируют свои действия. Карабкаясь на диван, малыш приговаривает: “Я сяду”, строя из кубиков башню, говорит: “Я строю”, а направляясь в столовую, повторяет: “Хочу печенья”. Дети комментируют так же названия предметов и событий по отношению к себе. Например, ребенок говорит: “Я сижу”, “Моя машина”, “Моя шапка”, “Я играю в куклу”. Дети двух лет начинают использовать  местоимения “я”, “мне”, “ты”,  констатируя отличие себя от других.

О формировании  сознания своего Я на втором году жизни свидетельствует тот факт, что он начинает легко узнавать себя на фотографиях. Поэтому, им очень нравиться рассматривать себя на фото в альбомах. (Поэтому мы  в группе создаем такие  «шедевры»  совместного творчества  родителей и малышей).Детям очень нравятся эти альбомы они с большим удовольствием   рассматривают их.  Малыши в этом возрасте, начинают сознательно  использовать зеркало, для коррекции своего внешнего вида. Играют нередко со  своим отражением, рассматривают себя, так и эдак , гримасничают  либо разглядывают  свою одежду,   рассматривая то ,что видно только в зеркале: рисунок на платье, шапочку или бантик на голове.

Чувство собственности. Играя в игрушки некоторое время, ребенок начинает думать , то с чем он в данный момент действует принадлежит ему по праву. Поэтому иногда малыш не реагирует на «обидчика» отнявшего у него игрушку в первый раз.  Но зато во второй, скорее всего уже вернет «свое»обратно. Ребенок  таким способом утверждается в чувстве собственности.

Чувство сопереживания. Малышу уже свойственно чувство сопереживания.Он утешает сверстников, угощает  своим «вкусненьким» расстроенную чем – то маму, гладит, целует. Говорит ласково. В этом выражается использование его лично пережитого опыта и он находит ему применение.

Что же нового о себе приобретают дети третьего года жизни.

В режимных процессах совершенствуются навыки и умения, приобретенные детьми ранее. Ребенок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трем годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: развязывает шнурки, расстегивает спереди пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании. Одежда должна быть удобной, такой, чтобы ребенок мог легко действовать сам.

Третий год жизни — это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Более координированными становятся движения руки и пальцев. Дети самостоятельно и аккуратно едят, правильно держат карандаш, могут расстегнуть и застегнуть пуговицы. Совершенствование ходьбы заключается в развитии координации движений ног и рук. Дети могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде. Ребенок согласует свои движения с внешними условиями, например меняет движение в зависимости от темпа музыки. Происходит совершенствование и таких движений, как бег, лазание, бросание.

Малыш много двигается, не может длительное время сохранять неподвижность, но быстро устает от однообразных движений. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности детей, в частности мягкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям. Воспитатель использует разнообразные средства для развития движений детей. Среди них — режимные процессы: умывание, одевание, кормление. Постоянное и частое повторение разнообразных и сложных движений, которые ребенку приходится выполнять во время этих процессов, делают его более ловким.

Программа воспитания в детском саду определяет следующие ведущие линии в развитии детей третьего года жизни:

  активная направленность на выполнение действия без помощи взрослого, простейшие формы выражения самостоятельности;

   дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и появление элементарных видов речевых суждений об окружающем;

  образование новых форм отношений между детьми, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.

Читайте также:  Детский дом индивидуальная карта развития ребенка

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность – важное и сложное качество личности.

По мере накопления детьми конкретных сведений взрослые меньше показывают, а чаще прибегают к словесному указанию. Вначале объяснение носит более подробный характер, но постепенно становится возможным ограничиться краткими напоминаниями.

На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их переживаниями. Обобщенное значение для детей начинают приобретать не только слова, обозначающие предметы и действия, связанные с непосредственным чувственным опытом, но и обозначающие качества, свойства предметов. Так, на вопрос “Кто летает?” ребенок отвечает: “Бабочка летает, муха летает, самолет летает” (2 года 9 мес.). Или воспитатель говорит: “У тебя красное платьице, а где еще ты видишь красный цвет?” Ребенок отвечает: “Красный флажок, бантик у Кати, красные кубики, а еще арбуз бывает красный”.

Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения: “На улице холодно, надо надеть пальто”, “Снег, как сахар” и т. п. О незнакомом взрослом человеке, который проверяет пульс у ребенка, дети спрашивают: “Он что, доктор?”. Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением. Детей уже нужно побуждать к группировке однородных предметов, которые можно назвать одним словом (мебель, посуда, игрушки).

Малышей учат понимать разнообразные вопросы: “Кто это?”, “Что это?”, “Во что одет?”, “Что везет?”, “Почему? ”, “Когда? ”, “Зачем? ”

Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с малышом нужно побуждать его рассказывать о празднике, прогулке и пр.

Словарь детей растет так быстро, что трудно поддается точному учету. К трем годам в нем насчитывается 1200 -1500 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя еще не всегда правильно. В речи детей много глаголов, существительных, пользуясь которыми они строят простые предложения: “Я нарисую самолет”, “Машину построю”. Они начинают пользоваться предлогами, прилагательными, хотя их еще недостаточно в словаре.

Формирование речи определяет возникновение новых форм отношений между малышами, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.

Речь служит не только основным средством общения ребенка со взрослыми (что уже имело место к двум годам), но и средством общения с другими детьми. Взаимоотношения между детьми, когда они понимают речь и уже сами владеют ею, надо регулировать разъяснением, подсказом форм положительных взаимоотношений: “Федя, дай Ване покататься на машинке, а потом он тебе даст”, “Денис, не отнимай у Алеси кубики, возьми себе другие. Посмотри – в корзинке еще есть”.

Наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми создает игровая деятельность: дети приучаются действовать согласованно, учатся уступать, помогать друг другу, делиться своими радостями. От уровня игровой деятельности зависит уровень детских взаимоотношений.

В конце второго- начале третьего года жизни перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей в более старшем возрасте.

С целью развития и обогащения игровой деятельности надо проводить наблюдения, игры-занятия с куклами, содержание которых подсказывают действия с игрушками: куклу можно покормить, уложить спать, полечить. Небольшие инсценировки с куклой знакомят детей с некоторыми правилами поведения: нужно не отнимать игрушку, а попросить ее; игрушку после игры следует убрать на место и т. п.

На третьем году жизни наряду с теми видами , которые отмечались ранее (наблюдение за окружающим, действия с предметами, игрушками, сюжетные игры), появляются новые. Дети любят рассматривать книжки, картинки, при этом говорят, спрашивают, с интересом и вниманием слушают, что им рассказывают взрослые.

Малыши начинают рисовать, лепить (правда, пока еще на занятиях, с помощью воспитателя)

Постепенно развивается конструктивная деятельность. Играя со строительным материалом, ребенок не только воспроизводит показанные взрослыми постройки, но и пытается повторить и соорудить что- то  сам.

В этом возрасте детей привлекают трудовые действия взрослых, они охотно выполняют их поручения: с удовольствием  помогают убрать игрушки (под наблюдением воспитателя.) Воспитание у малышей интереса к трудовым действиям, привлечение их к посильной помощи взрослым закладывает основы трудового воспитания.

Источник

На чтение 8 мин.

Читайте также:  Вопросы развития ребенка дошкольного возраста

Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным. Если упустить этот период и не выработать у ребенка правильные модели поведения, то в дальнейшем может быть очень сложно перевоспитать его.

Можно выделить два основных этапа в развитии малыша: от года до двух, и от двух до трех лет.

Возраст от 1 до 3-х лет – период формирования характера

Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет

На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.

Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родители

Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания. Особое внимание следует также уделять:

  • Умыванию, гигиеническим процедурам;
  • Развитию культурных навыков;
  • Одеванию;
  • Внешнему виду;
  • Режиму питания;
  • Режиму сна;
  • Общению с родителями и посторонними людьми;
  • Общению со сверстниками;
  • Понимают требований взрослого человека;
  • Соблюдению порядка в доме.

Совет: Развитие и воспитание ребенка следует производить в разных направлениях, при этом стремясь использовать не поучительную, а игровую форму.

Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.

Что нужно знать родителям о воспитании

Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую  одежду будут сопровождаться истериками.

Лучшие книги по воспитанию

Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:

  • Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
  • При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
  • Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
  • Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.

Совет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.

В 2-3 года дети копируют поведение старших

Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет

Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.

Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:

  1. Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать. Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
  2. Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
  3. Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».

Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет

После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.

Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого

Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.

Совет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.

Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя

Читайте также:  Среда развития ребенка с овз

Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.

Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.

Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.

Родители должны сохранять терпение

Особенности воспитания ребенка в период от двух до трех лет

К 2-3 летнему возрасту ребенок начинает пользоваться многими умениями, полученными в процессе развития, и становится личностью. Это время часто становится сложным для родителей.

Ребенок осознает свое «Я» и показывает его, но при этом еще не совсем понимает требований и опасности, не всегда может осуществить свои задумки.

Проявления кризиса 3-х лет и что делать родителям

На что следует обратить внимание при воспитании в данный период:

  • В момент кризиса не провоцируйте развитие конфликта, а напротив, стремитесь его погасить. Лучше даже уступить ребенку в непринципиальном случае, нежели отстаивать до конца свою точку зрения и тем самым лишь усугубить кризисную ситуацию;
  • Играйте  с ребенком. Зачастую, чтобы заставить малыша поесть, проще сказать простую фразу: «Я положила котлетку в тарелку, но ты ее ни в коем случае не трогай». После такой фразы малыш пожелает взять котлету сам;
  • Помните, что ребенок, совершая дурной поступок, не желает сделать зло. Он изучает мир, реакцию на свои действия;
  • Стремитесь не вешать распространенные ярлыки: «Ты хулиган», «ты неряха». Лучше попытаться исправить ситуацию в обратную сторону.

Симптомы кризиса 3-х лет

Ребенок – это счастье, помните об этом даже в трудные моменты. Только проявляя терпение и упорство можно вырастить достойного, уверенного в себе человека. Первые три года – самые важные для становления характера и поведения.

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, следует активно начать приучение к горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.

Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный  к унитазу.

Горшок трансформер 3 в 1

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.

Приучение к самостоятельности – важный элемент воспитания

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.

Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.

Источник