Развитие объемного мышления у ребенка
Раз ступенька, два ступенька: возрастные этапы
Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития трехмерного мышления: там, где когда-то был домик из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора.
Расскажем об основных возрастных этапах развития детского пространственного мышления: до 3 лет, в три-пять лет, у дошкольников (5-7 лет), у младших школьников (7 лет и старше).
Малыши (до 3 лет)
С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.
К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).
Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.
Ребенок до 3 лет уже может:
- различать кривые и прямые линии;
- находить точки пересечения линий;
- отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
- различать основные геометрические фигуры.
Как формировать пространственное мышление до 3 лет?
Предлагайте ребенку:
- находить точки и соединять их;
- рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
- строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.
Поощряйте рисование, аппликацию, лепку — занятия, требующие активного измерения.
Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)
В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.
У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже — в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Ребенку 3-5 лет по силам:
- повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
- сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
- соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
- различать прямой, тупой, острый углы.
Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?
Вам помогут:
- игры на формирование трехмерных представлений — «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
- задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
- картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? — за домом»).
Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.
Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.
Дошкольники (5-7 лет)
В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».
В 5-7 лет дети должны уметь:
- различать понятия размера и формы;
- свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
- различать левую и правую руку, сторону;
- понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
- мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
- ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).
Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа. Да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в любом случае. Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.
Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет?
С этой задачей помогут справиться:
- игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
- графические диктанты;
- занимательные задания на объемное мышление;
- специальные развивающие игры;
- повседневные бытовые задачи.
Предлагайте ребенку настольные игры, такие как Танграм, «Геометрика», шашки, шахматы, нарды.
Вместе нарисуйте планы помещений и местности, играйте в поиск «клада» с помощью карты-плана.
Младшие школьники (7+ лет)
Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя — на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», — и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.
Ребенок старше 7 лет умеет:
- моделировать положение объектов в пространстве — представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
- обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
- видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета — посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
- формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.
Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?
Можно предложить ребенку:
- задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
- задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
- рисовать маршруты — например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
- творческие задания с любыми видами конструкторов — не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.
Играйте с кубиками «по-взрослому» — создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.
Как это все поможет родителям?
Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения — и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе «от простого — к сложному».
Понимание возрастных этапов развития пространственного мышления поможет родителям:
- не спешить, не форсировать изучение аспектов, временно сложных для усвоения;
- определить контрольные точки — некие ориентиры, подсказки о том, чему именно в разном возрасте обучать ребенка;
- сохранять спокойствие в случае, если кажется, что ребенок «не тянет», «отстает», не справляется с некоторыми заданиями на оценку пространственного мышления;
- подготовить ребенка к успешному освоению школьной программы.
К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.
Профессор психологии Дэвид Уттал из Северо-Западного Университета (США) и профессор психологии Нора Ньюкомб из Университета Темпл (США) научно доказали, что люди всех возрастов благодаря обучению могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков.
Учиться и развивать зрительные и незрительные пространственные способности никогда не рано.
Как ЛогикЛайк развивает пространственное мышление
Отличным дополнением к школьным заданиям на трехмерное мышление станет онлайн-платформа с заданиями по занимательной геометрии и упражнениями на развитие логики и мышления в целом.
Изучайте теорию, выполняйте и решайте:
- «Задачи на перестановки»;
- «Задачи на шахматном поле»;
- «Фигуры. Развертки. Отражения»;
- «Периметр и площадь»;
- «Алгоритмы»;
- «Шестеренки»;
- «Соты. Судоку. Японские кроссворды».
Перечисленные учебные блоки непосредственно связаны с ориентацией в пространстве и напрямую помогают развивать объемное мышление.
Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов — например, только форму, размер или только месторасположение.
Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе. Помогут задания на выявление закономерностей, такие как «Найди лишнюю фигуру» или «Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим».
Занятия на ЛогикЛайк подходят и нравятся детям любого возраста:
- базовые задания на пространственное мышление вы можете предложить ребенку уже с 4 лет;
- посмотрите примеры заданий для детей 5-6 лет — старшему дошкольнику самое время приступить к активным тренировкам.
Пробуйте, экспериментируйте, не сдавайтесь перед трудностями!
Более 2500 задач на развитие пространственного и логического мышления доступны вам после регистрации на платформе LogicLike.com!
Источник
О заданиях на развитие пространственного мышления я решила написать отдельный большой материал.
Напомню, что на базе пространственного мышления развивается значительная часть интеллекта, строится большинство учебных, а потом и рабочих, навыков человека, так как перед тем, как что-либо сделать, мы мысленно разбиваем всю деятельность на цепочку действий, формируя представление о том, откуда мы хотим начать и куда хотим прийти. Это целенаправленное планирование становится возможным именно благодаря развитому пространственному мышлению.
Если у ребёнка предшкольного или школьного возраста, замечены трудности с чтением (теряет строки – не может читать без пальца, не понимает смысл, “угадывает” текст, не может пересказать прочитанное), с письмом (зеркалит буквы, не может повторить прописи, перерисовать по образцу простые рисунки по возрасту), не понимает значений право/лево, вперёд/назад и испытывает большие трудности с математикой по возрасту, то это не “Ой, нам не дано рисовать/читать/математику решать” и прочее, а “звоночки”, что пространственное мышление нуждается в коррекции и лучше не спускать это на авось, так как отрабатывая слабые стороны, ребёнок всегда получает толчок вперёд по развитию всей психики.
Я долго задавалась вопросом почему логопеды вручают детям с речевыми нарушениями прописи, рисования по клеточкам и прочие подобные не очень речевые вещи. Но оказывается в речи дефицит пространственного мышления выливается в непонимание предлогов, сложности в составлении последовательного рассказа, смешение предложений без соблюдения знаков препинания при чтении. И самое плохое то, что при сложных нарушениях речи пространственное мышление страдает практически всегда. Сколько с сыном занимаюсь коррекцией алалии, сколько вижу детей с такими же нарушениями – практически все кое-как пишут, рисуют, раскрашивают, неуклюжие и плохо управляют своим телом.
Что же делать? Ответ как всегда скучный – заниматься и работать с дефицитом. Но то, что мы можем требовать от шестилетки, вряд ли потребуешь от малыша, к примеру, 3 лет. Поэтому ниже будет подборка занятий для малышей и дошкольников на +/- актуальный для них возраст.
Внимание: указан возраст для нормы. У детей с особенностями развития обычно подобные навыки развиты хуже и не соответствуют возрастной норме. Не расстраивайтесь, а работайте с ними, начиная не с “Нам 5. Написано делать прописи и значит мы будем делать прописи“, а с вашего реального уровня. То есть, если понятно, что ребёнку совсем не по силам какое-либо задание, полезно спуститься на ступеньку ниже и делать вещи немного попроще – так вы сможете дорастить навык до нужного уровня.
До 3 лет
На этот возраст отлично подходят скорее не занятия, а творческая деятельность и общение.
Младенца полезно стимулировать ползать, раскладывая игрушки в разных местах, показывать как можно разнообразно манипулировать с предметами и играть.
Малышу постарше надо показывать где и какая у него часть тела или лица, а когда он освоится, просить показать, где такие же части тела у игрушек/других людей. Это нужно для развития у ребёнка базовой проприоцепции – понимания положения своего тела и его частей в пространстве.
Развитие проприоцепции важно для детей вообще, а для детей с нарушениями развития так особенно. Ребёнок, у которого недостаточно развита проприоцепция, может иметь повышенную или пониженную кожную чувствительность и пытаться скомпенсировать недостаточность ощущений от собственного тела при помощи гиперактивности с элементами агрессии (лететь с разбегу на предметы и людей, крушить всё на своём пути, щупать и жмакать всё вокруг, чрезмерно крепко обниматься и слишком бурно выражать свои чувства прыжками/бегом/крушениями всего вокруг).
Из развивалок без криков и слёз на этот возраст хорошо подойдут игры с мячом, кеглями, магнитная рыбалка, стройка из кубиков и конструктора, простенькие аппликации из геометрических фигур, лепка из теста/пластилина колобков, снеговиков, колбасок, ставить точки на бумаге и предлагать соединить их прямой линией, простые раскраски и бумага с карандашами для первых каляк, пазлы или разрезные картинки из 2-4 деталей (можно и больше, если ребёнок может больше).
С 3 до 5 лет
Можно начинать давать уже более сложные задания. Для детей 3-4 лет хорошо подойдут пазлы от 5-6 деталей, не просто игры с конструктором, а сборка по простенькому образцу, задания на поиск отличий/совпадений. Хорошо идут тетрис, кубики Коса или Никитина (варианты для начинающих).
С 4-5 лет можно предлагать ребёнку начать копировать изображения, перерисовывать простые рисунки, писать прописи, проходить лабиринты, соединять точки по номерам, формируя рисунок (требуется знание счета), сравнивать короткие и длинные отрезки.
Я знаю по собственному опыту, что детям с особенностями развития рисование даётся нелегко, но оно действительно важно для развития пространственного мышления. Ребёнку не “не дано”, ребёнок НЕ МОЖЕТ рисовать в силу незрелости или поражения структур ЦНС. Следовательно, ему нужно помогать восстанавливать этот навык. Примеры нашего “не дано” и что из этого получилось примерно за 1,5 года тренировок (карусель листается).
Юный художник (вот с такого мы начинали примерно в 4,5)
Юный художник (вот с такого мы начинали примерно в 4,5)
Юный художник (вот с такого мы начинали примерно в 4,5)
Рисунки у нас конечно далеки от идеальных пропорций, но смысл рисования и не в этом, а в том, чтобы ребёнок практиковался и постепенно переносил на бумагу всё более реалистичные детали, подмеченные им в окружении – то есть, не только схематичные руки-палки, а объемные конечности, лица с чертами лица, правильное положение предметов в пространстве и т.д.
Кроме того, с 4-5 нужно обучать ребёнка предлогам, обозначающим положения предметов и людей в пространстве: право, лево, впереди, позади, сверху, снизу, на, под, в.
Кстати, с предлогами здорово помогает не зубрежка, а мимоходное изучение. Например, поиск “клада” на бумаге или даже в квартире (в формате детского квеста) с ориентировкой на карту сокровищ.
Хороши картинки, по которым ребёнок может описать, где находится какой-либо предмет. Увидев, например, картинку внизу, ребёнок может вам рассказывать, что мячик ПОД табуреткой, цветок растёт В горшке, картина висит НА стене и так далее. (галерея листается – дальше пример с кладом)
Из математического пособия Л.Петерсон. Необязательно просить от ребёнка рассказ, но можно спросить где и что находится, чтобы он практиковался с предлогами
Из математического пособия Л.Петерсон. Необязательно просить от ребёнка рассказ, но можно спросить где и что находится, чтобы он практиковался с предлогами
На этот возраст не теряют актуальность всё та же лепка, аппликация. Можно начинать загадывать ребёнку простые загадки – они тоже работают на развитие пространственных представлений.
С 5 до 7 лет
Ребёнок уже может не просто копировать, но и самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать начатое.
Для дорисовки проще всего начинать с заданий по клеткам: напишите в поиске “дорисуй по клеткам простые задания” – вам вывалится масса примеров для начинающих. А в качестве достройки можно предлагать сконструировать вторую симметричную башню/домик к первой.
Очень хороши графические диктанты – идеально для развития слухового внимания и пространственного мышления одновременно, так как ребёнок рисует картинку по клеткам, ориентируясь на ваши слова, например: “Одна клетка влево” .
Наш графический диктант, который Лёва пожелал художественно доработать
Из головоломок подойдут усложнённые узоры из всё тех же кубиков Никитина и Коса, более сложные лабиринты, можно добавить танграм.
Хороша логическая игра “Цветовой код” – ребёнку предлагается вставить в прозрачную рамку карточки с изображениями в нужной последовательности, чтобы получился узор.
фото из открытых источников
А ориентироваться в тетради и подготовится к письму помогут прописи. Это сложный навык и честно скажу, первые месяца три сын простейшие движения в тетради делал по полчаса. К счастью, это тоже тренируется (ниже карусель как было и как стало за год усиленных тренировок).
Прописи в 5 лет – в тетради самое лучшее из того, что сыну удавалось (было много отдельных попыток на черновиках)
Прописи в 5 лет – в тетради самое лучшее из того, что сыну удавалось (было много отдельных попыток на черновиках)
Очень нравится детям игра “Спрячь кошку“. Суть игры в том, что вы предлагаете ребёнку определить куда по размеру поместится гипотетическая кошка – “В коробку“, “ЗА шкаф“, “В сумку” и так далее. Можно задавать ребёнку даже заведомо глупые вопросы вроде: “А поместится ли кошка в чашку?“. Ответ он конечно же знает, но всё равно ему придётся хоть мимолётно, а прикинуть поместится ли туда кошка. Кошка конечно же условна – можно “прятать” что угодно, что у вас под рукой, если ребёнку трудно что-то представлять и требуется немного наглядности.
А сейчас о приятном формате развития в ходе игры. Дети в возрасте 5-7 лет, даже имея особое развитие, в подавляющем большинстве могут играть в настольные игры. И это тоже прекрасный способ развивать пространственное мышление! Отлично подходят для этой цели бродилки, шахматы, шашки, нарды, домино, монополия (в общем, любые игры на доске или плоскости, изображающей пространство и передвижение по нему).
Бродилки, к слову, легко учат детей считать до ста и автоматизировать счёт, что очень полезно, если ребёнок упорно пропускает числа в ряду и вы уже не знаете что сделать, чтобы он усвоил верный порядок.
И, что неожиданно, хорошо развивают пространственное мышление некоторые игры на компьютере! Лучший выбор это стратегии – они учат думать на несколько шагов наперёд и ориентироваться на плоскости. Круче всех, на мой скромный взгляд, серия Сида Мейера “Цивилизация”, подойдут также “Майнкрафт”, “Симсити”.
Как видите, вариантов развивать пространственное мышление как в процессе занятий, так и в быту/игре, на самом деле масса. И хотя детям с особенностями развития такие вещи даются, как правило, чуть ли не со слезами и уговорами, исправить всё можно. Главное не опускайте руки.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Диспраксия – что это такое и почему она напоминает алалию, аутизм и другие нарушения развития?
Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением
Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)
Источник