Развитие объектных отношений у ребенка
Объектных – значит отношений с родителями и/или первичными значимыми взрослыми. Наша задача поговорить о сепарации. Что это такое?
Разделение – это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отдельную от репрезентации матери. Маргарет Малер
Что это значит?
Внутрипсихическая репрезентация – это когда у ребёнка появляется представление о себе и матери как об отдельных друг от друга людей. Все мы помним, что сначала для младенца мать не существует как отдельная личность Анна Ивановна, красивая женщина с голубыми глазами, а только её прекрасная, в смысле кормящая грудь… и он думает, что силой мысли воспроизводит молоко, теплое одеялко и т.д., также потом в голове будут появляться представления о собаке гав-гав, паровозик ту-ту и фууу молочный кисель и т.д.
С этого момента начинается процесс сепарации-индивидуации, или то что Малер, назвала «единство противоположных стремлений» – ребенок испытывает тесную (в том числе и телесную) привязанность к матери, и одновременно прилагает усилия по установлению четких разделений и границ своего Я.
Речь не о физическом, пространственном отделении от родителей, а о развитии внутреннего чувства возможности нормального и полноценного психического функционирования независимо от матери.
Индивидуация – усилия ребенка по построению собственной уникальной идентичности, восприятию самого себя как отличающегося от всех других людей.
В контексте теории сепарации-индивидуации Маргарет Малер выделила конкретные фазы развития объектных отношений.
Аутистическая фаза
С момента рождения и приблизительно три-четыре недели.
В это время, по мнению Малер, младенец представляет собой закрытую систему, не осознает наличия внешнего мира и других людей вокруг себя, не дифференцирует Я и не-Я. Поскольку «другой» (мать) для него безличен, ребенок не испытывает в нем нужды и в этом смысле аутистичен . Другой функционален, поскольку необходим для снижения внутреннего напряжения, удовлетворения голода и т.д.
Предназначение матери на данном этапе «мать-среда» состоит в том, чтобы создать для него полностью комфортную и безопасную среду, избегая фрустрации и сверхстимуляции.
В этот момент матери важно быть надежной, всегда доступной и заботливой, она обязана чутко прислушиваться к нуждам младенца, проявляя бесконечное терпение и не навязывая себя. Одновременно с этим мать и ребенок на фазе аутизма пребывают в глубоком психофизическом единении друг с другом.
Если период аутизма проходит достаточно спокойно, мать создает хороший, надежный опыт отношений и функционирования ребенка, поддерживает его зарождающегося Я и стремление к отделению.
Нормальный симбиоз
Приблизительно со второго по шестой месяц и мать и ребенок переходят на стадию нормального симбиоза. Мать или другой значимый взрослый пока еще не отделим от младенческих ощущений телесного тепла, комфорта и физиологического удовлетворения. Малер считает, что на данной преобъектной фазе, когда целостный и конкретно-индивидуальный образ матери отсутствует, он соединен с чувственностью обоих. Постепенно у младенца начинает активизироваться потребность в интерактивном общении, когда он начинает эмоционально реагировать на материнскую улыбку, звук материнского голоса, прикосновения и различные манипуляции с его телом. Это, в свою очередь, содействует развитию дифференцированной и целостной схемы тела младенца и целостного телесного ощущения единства с матерью. Начинают появляться другие значимые взрослые в представлении ребенка.
В случае разрушения тесных эмоциональных связей между матерью и ребенком на этой стадии возникает риск развития психотических и психосоматических расстройств.
Малер описывала нормальный симбиоз как «иллюзорное переживание общих границ», в патологии доходящее до «галлюцинаторного, соматопсихического, основанного на всемогуществе, слиянии без границ».
Улыбка в ответ на появление материнского лица или плач при ее исчезновении знаменуют собой начало процесса сепарации, хотя, по мнению Малер, последняя выступает скорее как цель будущего, поскольку на данном этапе образ матери составляет всего лишь часть общего интерперсонального пространства «мать – дитя».
Здесь важно отметить важность значение фазы нормального симбиоза, без неё ребенок просто не сможет выжить как физически, так и психически.
Малер пишет: «Специфическая бессознательная потребность матери состоит в том, чтобы из многообразия потенциальных возможностей ребенка выбрать такие, которые отражают ее собственные уникальные и индивидуальные потребности. … Материнские послания, передающиеся всевозможными неисчислимыми способами, создают что-то вроде «зеркальной системы эталонов», к которой примитивное Я ребенка автоматически подстраивается».
В начале развития, когда младенец еще не созрел для отдельного существования, симбиоз необходим для выживания. В то же время «продлевающийся» симбиоз, отвечающий уже не столько нуждам младенца, сколько личностной незрелости самой матери, способен превратиться в «злокачественный» и насильственный, фиксирующий зависимость и препятствующий психологическому рождению человеческой индивидуальности.
Описанные фазы подготавливают диаду мать-дитя к процессу сепарации-дифференциации, который в полной мере разворачивается только на втором полугодии жизни ребенка.
Фаза сепарации-индивидуации
Первый шаг на пути достижения независимости в диаде мать-дитя.
Малер считала, что процесс сепарации-индивидуации начинается в возрасте четырех – шести месяцев и включает в себя четыре фазы развития:
1. Дифференциация.
4-6–10 месяцев – фаза связана с ростом способности к сенсорному различению и перцептивному восприятию, благодаря чему ребенок начинает выделять материнское лицо, реагируя на него чередованием улыбки и плача. Еще одно открытие ребенка – различие между миром, доступным ему и недосягаемым для него.
2. Практика.
10-11 месяцев–18 месяцев – сопровождается открытиями, совершаемыми благодаря активному освоению пространства посредством ползания и первых шагов.
Этот период Маргарет Малер называет началом «психологического рождения» ребенка. Впервые ребенок способен по собственному желанию отдаляться и возвращаться к матери, за счет этого пространство их взаимодействия существенно расширяется.
Переживая яркие чувства, ребенок экспериментирует с физической дистанцией, а мать, в свою очередь, получает большую свободу перемещения. Малыш начинает также более активно вовлекаться в игры с другими детьми, однако поглядывая в сторону мамы или периодически возвращаясь к ней. Здесь важно матери быть рядом, но вмешиваться в игру, при этом быть готовой оказать поддержку.
3. Воссоединение
15-18 месяцев–24 месяца
Решающим моментом, определяющим будущее психическое здоровье ребенка, по мнению Маргарет Маллер, выступает фаза сближения (воссоединения).
Здесь добавляется овладение речью, что создает возможность для символизации отношений. Отношения диады мать-дитя трансформируются, включая третьих лиц, особую роль среди которых играет отец.
В результате этих изменений усиливается чувство уверенности в себе и желание существовать «отдельно».
По мере усиления желания, способности к независимости обостряется страх потери матери – потребность в сохранении положительной эмоциональной связи с ней. В связи с этим мать должна обеспечить ребенку одновременно реализацию обеих потребностей: инициацию автономии, и оказание поддержки даже в те моменты, когда ребенок отталкивает её или плачет от разочарования.
Малер подчеркивает важность либидного (любовного), а не отталкивающе-агрессивного материнского отношения для сохранения веры в постоянно «хороший» объект. Если же мать окажется не готовой принять ребенка с его непоследовательными реакциями, не сможет выдерживать «ты плохая мама… я уйду… ты меня не любишь… я тебя не люблю…» то это с большой вероятностью может привести к развитию дефицитарного или нарциссически уязвимого образа Я.
«Если первичная забота матери о своем ребенке, ее функция «отзеркаливания» оказывается непредсказуемой, нестабильной, тревожной или враждебной, тогда процесс индивидуации ребенка протекает без надежной и прочной точки опоры для перцептивной и эмоциональной проверки. Результатом этого станет нарушение примитивного чувства Я».
Таким образом, способность матери выдерживать груз собственных и детских амбивалентных чувств в ситуациях агрессии, прилипания или негативизма ребенка является гарантией нормального развития диады в целом и каждого участника в отдельности.
4. Постоянство объекта
Между 24 и 30 месяцами жизни
По мере образования внутреннего стабильного и позитивного образа (репрезентации или представления) самого себя и позитивного образа (репрезентации или представления) матери в их отдельности ребёнок вступает в фазу постоянства объекта – мать надежда, мать не исчезнет насовсем, если она уходит, она обязательно вернется, не оставит в детском саду и т.д.
При условии, что эта важная задача развития успешно реализуется, ребенок оказывается способным переносить физическое отсутствие матери (это и есть первая сепарация) «не теряя ее», внутренне ощущая её поддерживающее отношение, следовательно, сохраняя устойчивый и поддерживающий образ самого себя и опыт стабильных надежных поддерживающих человеческих отношений.
К подростковому возрасту мы еще вернемся…
Источники:
Маргарет с. Малер, Фред Пайн, Анни Бергман Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация, 2011
Е.В. Змановская Современный психоанализ. Теория и практика, 2011
Источник
Библиотека » История психологии. Классические теории » Теория сепарации-индивидуации
Маргарет Малер (Margaret Schönberger Mahler) — венгерская врач-психиатр и психоаналитик. Разработала собственную теорию объектных отношений, основанную на роли сепарации и индивидуации в развитии ребенка.
Теория объектных отношений — психодинамическая модель развития, подчеркивающая важность взаимодействия со средой в противоположность внутренним психическим инстинктам и биологическим импульсам, не связанным с восприятием окружающего мира. Согласно этой
концепции, отношения ребенка с «объектами» (людьми и вещами) его окружающей среды определяют его последующую функциональность. Другими словами,
модели поведения и отношений людей во взрослой жизни закладываются их семейным опытом в младенчестве.
Существует несколько психоаналитических теорий объектных отношений различных авторов (Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Мелани Кляйн, Рене Спитц и др.).
Первичная модель объектных отношений на ранних стадиях развития была разработана Маргарет Малер и ее коллегами. Они утверждали, что первые один-два месяца жизни характеризуются игнорированием всего, кроме себя (аутистическая фаза). В следующие 4-5 месяцев, названные фазой симбиоза, ребенок начинает узнавать других людей, присутствующих в его мире, но не как отдельных существ, а как продолжение себя.
В последующий
период сепарации и индивидуации, продолжающийся в возрасте 2-3 лет, ребенок начинает отделяться и освобождаться от своего основного опекуна, формируя независимое самоощущение. Малер и ее сторонники считают способность ребенка успешно пройти эту фазу критичной для его дальнейшего психического здоровья.
На протяжении всего времени сепарации — индивидуации развивающийся ребенок очерчивает границы между собой и остальными, и эта задача осложняется двумя конфликтами: желание автономии противостоит близости и зависимости, а страх поглощения борется со страхом одиночества.
Следующий осложняющий ситуацию в этот период фактор заключается в том, что развивающийся ребенок часто воспринимает каждого из окружающих его людей как две разные личности. Например, когда мать чувствительна и утешительна, она кажется «абсолютно хорошей». Если же она в какой-то момент недоступна или не может утешить и успокоить, она кажется другой, «абсолютно плохой» матерью. Когда она выходит из поля зрения, ребенок считает, что она исчезла навсегда, и кричит, чтобы облегчить отчаяние и панику.
По мере развития ребенка на смену этому нормальному «расщеплению» приходит более здоровое понимание положительных и отрицательных качеств матери, а тревога расставания вытесняется знанием о том, что мама все равно существует и она вернется, — это явление общеизвестно как константность восприятия объектов. Однако развивающийся мозг ребенка в некоторых случаях может саботировать нормальную адаптацию.
Маргарет Малер разделяет
стадию сепарации и индивидуации на четыре частично пересекающиеся
подфазы.
Фаза дифференциации (5-8 месяцев)
В этой фазе развития младенец осознает существование мира, не связанного с его матерью. Появляется «социальная улыбка» — реакция на окружающую среду, но направленная по большей части на мать. К концу этой фазы ребенок проявляет обратную сторону той же реакции — «тревогу при встрече с незнакомым», то есть распознает незнакомых людей в своей окружающей среде.
Если отношения с матерью благоприятные и спокойные, реакция на незнакомцев преимущественно характеризуется любопытством. Если же отношения неблагоприятные, тревога становится более заметна; ребенок начинает разделять позитивные и негативные эмоции по отношению к другим людям, полагаясь на такое расщепление, чтобы справиться с противоречивыми чувствами.
Фаза практики (8-16 месяцев)
Фаза практики отмечена возрастающей способностью ребенка отделяться от матери — сначала он учится ползать, потом ходить. Эти краткие периоды разлуки прерываются частым воссоединением, чтобы
«напомнить о себе» и «подзарядиться», и такое поведение демонстрирует первые проявления амбивалентности ребенка по отношению к своей развивающейся автономии.
Фаза воссоединения (16-25 месяцев)
В фазу воссоединения расширяющийся мир ребенка зарождает в нем признание обладания своей идентичностью, отдельной от других. Воссоединение с матерью и потребность в ее одобрении формируют постепенно углубляющееся понимание того, что она и все другие — отдельные, реальные люди.
В это время роль матери заключается в том, чтобы поощрять эксперименты ребенка с индивидуацией, но в то же время обеспечивать постоянный источник поддержки и подпитки. Нормальный двухлетний ребенок не только имеет крепкую связь с родителями, но также учится временно отделяться от них, испытывая при этом скорее печаль, чем ярость или гнев. При воссоединении с родителем ребенок, скорее всего, будет чувствовать себя счастливым, но также и злиться из-за расставания. Заботливая мать сопереживает ребенку и никак не наказывает за его злость. После множества расставаний и воссоединений у ребенка формируется устойчивое самоощущение, любовь и доверие к родителям, а также здоровая амбивалентность по отношению к другим людям.
Однако мать
может реагировать иначе: либо слишком рано отталкивает ребенка и препятствует воссоединению (возможно, из-за собственного страха близости), либо настаивает на тесном симбиозе (возможно, из-за собственного страха одиночества и потребности в близости). В любом из этих случаев ребенок обременяется чрезмерным страхом быть покинутым и/или поглощенным, который отражается от страхов его матери.
В результате этого ребенок
может так никогда и не вырасти в эмоционально независимое человеческое существо. Проявляющаяся в более поздней жизни неспособность личности достигать близости в отношениях отражает эту фазу развития в детстве. Когда взрослый человек сталкивается с близостью, он может воскресить из детства воспоминания либо об опустошающем чувстве одиночества, всегда преследовавшем все его бесплодные попытки установить близкий контакт, либо ощущение удушья от постоянного присутствия матери. Тот, кто игнорирует ее, рискует лишиться материнской любви; тот, кто потакает ей, рискует лишиться себя.
Этот страх поглощения хорошо проиллюстрирован Т. Э. Лоуренсом (Лоуренс Аравийский), который в свои 38 лет писал о страхе близости со своей чрезмерно властной матерью: «Я испытываю ужас при мысли о том, что она узнает что-то о моих чувствах, убеждениях или образе жизни. Если она узнает, они будут повреждены, разрушены, больше не будут моими».
Фаза установления константности объекта (25-36 месяцев)
К концу второго года жизни, если предыдущие уровни развития были пройдены успешно, ребенок вступает в фазу установления константности объекта, когда он понимает, что отсутствие матери (и других опекунов) автоматически не означает их полную пропажу. Ребенок учится переносить амбивалентность и фрустрацию. Признается временная природа материнской злости.
Он также начинает осознавать, что его собственная ярость не уничтожит мать. Он начинает ценить понятие безусловной любви и принятия и формирует способность сочувствовать и сопереживать. Ребенок начинает больше реагировать на отца и других людей в своем окружении. Его самоощущение становится более позитивным, несмотря на аспекты самокритики, проявляющиеся в зарождающемся сознании.
Справляться со всеми этими задачами ребенку помогают переходные объекты — знакомые вещи (плюшевые медведи, куклы, одеяла), которые как бы олицетворяют собой мать и которые ребенок везде носит с собой, чтобы облегчить себе разлуку. Форма, запах и текстура такого объекта — физические заменители утешающей матери. Переходные объекты — это один из первых компромиссов, на которые идет развивающийся ребенок в попытке разрешить конфликт между необходимостью укрепить свою автономию и потребностью в зависимости. В конце концов при нормальном течении развития переходный объект оставляется за ненадобностью, когда ребенок усваивает постоянный образ успокаивающей и защищающей материнской фигуры.
Проблемы сепарации-индивидуации повторяются в подростковом возрасте, когда вопросы идентичности и близости с другими вновь выходят на первый план. Во время фазы воссоединения как в младенчестве, так и в подростковом периоде ребенок скорее реагирует на других, и особенно на родителей, чем сам совершает действия по отношению к ним.
В то время как двухлетний малыш пытается завоевать одобрение и восхищение родителей, копируя их идентичность, подросток пытается копировать сверстников и перенимает поведение, осознанно отличающееся — и даже диаметрально — от поведения родителей. В обоих случаях в основе ребенка в меньшей степени лежат независимые внутренние потребности и в большей — реакции на важных для него людей в ближайшем окружении. Поведение становится формой поиска новой идентичности, а не укрепления уже сформировавшейся.
Взрослые люди
порой продолжают искать успокоение с помощью переходных объектов из-за того, что обречены на непрекращающуюся борьбу за достижение константности объектов, доверие и собственную идентичность.
Например, принцесса Диана находила утешение в переходных объектах, содержа зверинец из 20 мягких игрушек на своей кровати, — она называла их «моя семья». Как отмечал ее любовник Джеймс Хьюитт, они «сидели в ряд, около тридцати милых зверей.
Эти звери были с ней в детстве, она укладывала их спать в свою кровать в поместье Парк Хаус, и они утешали ее и давали ей чувство некой безопасности». Отправляясь в поездки, Диана брала с собой любимого плюшевого медвежонка.
Ритуальные и суеверные действия, доведенные до крайности, могут представлять для акт использования переходных объектов. Футболист, надевающий одни и те же носки или отказывающийся бриться, когда несколько игр подряд совершает серию удачных ударов, может быть просто подвержен суевериям, распространенным среди спортсменов.
Граница нормального поведения пересекается лишь тогда, когда оно повторяется компульсивно и жестко заданным образом, мешая обычной жизни.
Источники:
- Малер М.., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация. — М., Когито, 2011.
- Крейсман Дж., Страус Х. Я ненавижу тебя, только не бросай меня. Пограничные личности и как их понять. — СПб.: Питер, 2018
Источник