Развитие нравственных чувств у ребенка

Елена Александровна Котова
Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста

3

Введение

Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами: миром людей, миром природы, предметным миром и происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Мультипликация может использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: доброты, справедливости, отзывчивости, сострадания, чувства гражданственности.

Мир мультфильмов захватывает различные стороны психики ребенка: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Детство любого современного ребёнка просто нельзя представить без ежедневного просмотра различных мультипликационных фильмов. Сегодня именно мультфильм является одним из первых аудиовизуальных образов, через который ребенок начинает свой путь познания мира.

Мультфильм – это модель окружающего мира, поэтому дети подражают тому, что они видят на экране. И то, какие мультфильмы они смотрят, на всю жизнь определяет их нравственные и культурные ориентиры.

Цель моей работы – изучение влияния мультфильмов на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Задачи, которые я поставила перед собой:

– проанализировать советские и современные мультфильмы;

– способствовать развитию творческих способностей дошкольников.

– расширить и активизировать словарный запас детей, чтобы были общительными, добрыми, любознательными.

Мультфильмы обладают большими педагогическими возможностями:

– расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми

явлениями, ситуациями.

4

– помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию.

– показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая.

– развивают эстетический вкус, чувство юмора.

Использование мультфильмов оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут подобраны мультфильмы с нравственной основой и созданы все условия для ознакомления детей с мультфильмами.

5

1. Сущность старых добрых мультфильмов

За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра и порядочности.

Советские мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями и можно утверждать, что мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование советских мультфильмов в НОД и в режимных моментах очень положительно влияют на развитие дошкольников. События, происходящие в мультфильмах, позволяют воспитывать детей: повышать их осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Сравнивая себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Старые советские мультфильмы, такие как: «Кот Леопольд», «Винни Пух», «Бобик в гостях у Барбоса», «Двенадцать месяцев», «Малыш и Карслон», «Муха-Цокотуха», «38 попугаев», «Ежик в тумане», «Козленок, который считал до десяти», «Трое из Простоквашино» и другие, учат добру и идти на выручку своим друзьям.

Особое значение для ребенка имеют сказки. Много советских мультфильмов созданы по сказкам, которые часто родители читают детям и которые есть в программах детского сада.

«Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить

6

свои возможности» писал Д. Родари.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, – писал он, – великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Разница между современными и советскими мультфильмами:

Современные мультфильмы Советские мультфильмы

Очень красочные, яркие действия, которые происходят очень быстро. Не яркие, часто используются 3-4 цвета, но при этом используются многочисленные полутона.

Простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках. Каждый мультик наполнен своим смыслом.

Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму, мультфильм озвучен одинаковыми голосами переводчиков. Правильная, красивая, родная речь, слышны все интонации, чувства, передаваемые речью.

Много агрессии, зло, как правило, уничтожается физически. Со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.

Однообразная музыка. Различные детские песни с приятной, весёлой музыкой и хорошим текстом.

Разнообразие современных мультфильмов очень велико, среди них есть и очень хорошие развивающие мультфильмы, которые помогают детям учиться и познавать мир: «Семья Почемучек», «Смешарики», «Жила-была Жизнь» и др. Но имеются и абсолютно бездарные, которые негативно скажутся на развитии

7

психики и интеллекта малыша, из-за содержания которых зачастую создается неправильное представление о нравственных ценностях, о жизни, о друзьях и родителях.

Дети под влиянием мультфильмов придумывают соответствующие негативные и агрессивные игры. В современных мультфильмах показывают чересчур много насилия, жестокости, в то время как для нормального социального развития детям не нужны сцены с кровью, драками, черепами и т. д.

В современных мультфильмах неправильное, безнравственное поведение героев никем не наказывается (например, «Том и Джерри», «Губка Боб») и соответственно, ребенок копирует такое поведение. В детском сознании закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения в реальной жизни (дети бьют домашних животных, бросают предметы в другого человека и т. д., так как ребенок не отличает хороший поступок от плохого, делая похожее в реальной жизни

Читайте также:  Развитие ребенка до года месяцам таблица

Известно, что советские мультфильмы транслировались на широком экране только после того, как проходили жесткий контроль и проверку каждого кадра. Такие мультипликационные фильмы как «Дядя Степа», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трое из Простоквашино» и многие другие благотворно влияют на детскую психику, учат детей доброте, порядку, но большинство родителей в наше время считают советские мультфильмы старыми и примитивными.

8

2. Приемы и методы развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с героями советских мультфильмов

Для развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста можно использовать героев советских мультфильмов. Герои старых советских мультфильмов положительные, добрые, всегда помогают друг другу и выручают в различных ситуациях.

Например, в мультфильме «Кот Леопольд», Леопольд – герой положительный во всем, добрый, отзывчивый, умеет прощать. И сколько бы мыши его не изводили, Леопольд старается донести до мышей, что надо жить дружно. Или взять мультфильм «Муха- Цокотоха», где Муха – главная героиня, гостеприимная, не жадная, не злопамятная, умеет прощать. Показано, что нашла денюшку и купив самовар, пригласила всех друзей в гости. После ряда событий, даже после того, как была на краю гибели и на помощь пришел Комарик, она простила всех.

Взяв для просмотра эти два мультика, можно столько много качеств хороших у детей воспитать и развить! Это – и честность, и порядочность, и доброта, и умение прощать, и дружелюбность, и быть гостеприимными.

При проведении НОД хорошо брать героев именно из старых советских мультфильмов. Когда дети и мультфильмы просмотрят, и книги им с этим героем прочитают и «наглядно» увидят его у себя в игре, они больше запомнят героя и запомнят все поступки, которые совершил герой!

Я предложила своим родителям просмотреть вместе с детьми полностью любой советский мультфильм. Выбрать героя из просмотренного мультфильма и сделать поделку совместно с ребенком, при этом стараться только наблюдать за работой ребенка и если вдруг у него возникнет какие то затруднения ему помочь. Я объявила какие должны быть выполнены требования при оформлении и изготовлении поделки. Участие приняли много

9

родителей.

Из принесенных работ, я выбрала три работы и решила их проанализировать и отправить на конкурс.

Двое детей, мальчик Ваня и девочка Маша, выбрали мультфильм «Кот Леопольд» и главного героя кота Леопольда. Родители помогли детям нарисовать сюжет из мультфильма, сделали контур, определили границы.

В первой работе Ваней был выбран пластилин. Работу выполнял кропотливо, от целого куска пластилина отщипывал кусочек и скатывал пальчиками маленькие разноцветные шарики и выкладывал их по контуру. Работу выполнял аккуратно, старательно, по времени заняла работа два вечера. Так как у Вани существуют некоторые проблемы, пальчики очень быстро устают, но он всегда старается выполнять все до конца! Про героя сказал – добрый, мышей не обижает, хотя они его очень сильно обижают.

Во второй работе Машей был выбран также пластилин, но работу разнообразить решили различной крупой. Маша также старательно выполняла работу, от целого куска отщипывала кусочек пластилина и скатывала маленькие разноцветные шарики. При работе с крупой смазывала клеем места и приклеивала крупу, это тоже нелегкая работа, надо приклеить так, чтобы, когда работу поставить ничего не рассыпалось. Некоторые места Маша раскрасила фломастерами. Про героя сказала – котик очень добрый и всегда прощает мышей, всегда улыбается и поет хорошие песенки.

Хочу отметить, что мультфильм «Кот Леопольд» был выбран для просмотра многими детьми. Детям больше всего понравилось в мультфильме то, что мыши находили много возможностей навредить коту, а в итоге попадались сами и кот пел песенки.

Третья работа, которую выполнил мальчик Костя, из мультфильма «Муха-Цокотуха». Костя выбрал главных героев Муху-Цокотуху и Комарика. Работа выполнялась также из пластилина, путем отщипывания и скатывания маленьких шариков. Мама помогла с контуром героев, а работу выполнял

10

мальчик.

Дети с удовольствием выполняют задания «Нарисовать (вылепить) любимого героя или игрушку», «Вылепить (нарисовать) героя, который больше нравится», «Смастерить (из природного материала и бумаги) понравившегося героя».

И приятно осознавать, что есть дети, которым еще можно привить интерес просматривать старые добрые мультфильмы, раз будут просматривать такие мультфильмы, значит и будут знать их. Значит есть большая возможность воспитать нравственного человека, доброго, внимательного, дружелюбного, честного.

При работе с мультфильмами используются методы, как:

– метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;

– метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;

– метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.

– закрепление полученных впечатлений и знаний в игровой форме.

Читайте также:  Темы семинаров о личностном развитии ребенка

– художественно-творческое развитие – рисунок, аппликация сказочных персонажей.

Хорошо использовать:

– беседы по просмотренным мультфильмам.

– рассматривание проблемной ситуации и учить ориентироваться в ней, решать ее.

– обыгрывание отдельных эпизодов из мультфильмов, развивать творческие способности.

– организовывать выставки рисунков, поделок.

– дидактические игры на узнавание героев и из какого мультфильма,

11

уметь охарактеризовать героя как положительного, так и отрицательного.

– театрализованные представления.

Для работы с родителями хорошо использовать:

– папки-передвижки «Как с пользой смотреть мультфильм», раскрыть воспитательное значение мультфильма.

– консультация «Чему учат советские и современные мультфильмы», какие мультфильмы действительно оказывают воспитательное значение.

– участие в конкурсах поделок и рисунков совместно с детьми.

12

Заключение

Я считаю, что духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Для успешного решения задач нравственного воспитания дошкольников в детском саду необходима интеграция его содержания в повседневной жизни, во всех видах деятельности, в работе с родителями.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование советских мультфильмов в НОД и в режимных моментах очень положительно влияют на развитие дошкольников. События, происходящие в мультфильмах, позволяют воспитывать детей: повышать их осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Следует помнить, что в период формирования личности ребенок дошкольного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка интересными занятиями, добрыми веселыми мультфильмами, которые познакомят детей с миром добра в разных его проявлениях.

Таким образом, я уверена, что использование советских мультипликационных фильмов, имеющих богатый воспитательный потенциал, позволит усвоить детям окружающий мир, а их герои помогут сформировать образы для подражания, что будет способствовать успешной социализации ребенка.

Вкусы детей надо формировать в детстве. И на черепашках-ниндзя и человеке-пауке трудно вырастить всесторонне развитую личность. Стараться показывать своим детям нужно старые добрые «советские» мультфильмы. Эти мультфильмы учили добру более старшее поколение, ведь в них присутствуют не только положительные моменты, но и воспитательные.

Тут хорошо прослеживаются пословицы и поговорки, ведь очень часто,

13

именно они лежат в основе «советского» мультфильма.

Например: «Один за всех, все за одного», «Старый друг лучше новых двух», «Дружба – великая сила», «Побеждай зло добром», «Добро к добру тянется», «Любишь кататься, люби и саночки возит» и т. п.

14

Список использованной литературы

1. Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 36-38.

2. К. Чуковский «Муха-Цокотуха».

3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва : Просвещение : Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.

4. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».

5. Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха».

Источник

Оксана Погорелая
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема : «Воспитание нравственных чувств у дошкольников

Подготовила воспитатель Погорелая О. В.

Сентябрь 2020 г.

Формирование личности ребёнка, воспитание его правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, его моральные убеждения, его внутренний мир.

Педагоги и психологи подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.). В отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др., к коллективу (чувство коллективизма, солидарности, к искусству (эстетические чувства).

У малышей уже 3-его года жизни могут появляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка раннего возраста является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Необходимо обращать внимание дошкольников, прежде всего, на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости. Взрослые должны поддерживать уверенность в детях в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страх наказания за совершенный проступок, иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьезны, что малыш неправильно оценивает, что хорошо, что плохо.

Задача воспитания у детей раннего возраста нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к людям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к труду, преданностью к своей родине, их поведение служат для ребят наглядным примером.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательное отношение к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь. Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое дело доводить до конца, не быть небрежным.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка при помощи игры

У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей,

В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6—7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Под влиянием воспитания поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 6—7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта. Это обстоятельство играет важную роль в нравственном воспитании. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой — к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы. У детей развивается ценная способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность.

Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6—7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. Новые черты появляются у детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество».

Это создает определенные предпосылки для воспитания дружеских, коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6—7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6—7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Целенаправленное, планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

В процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста продолжается дальнейшее осуществление в единстве задач формирования моральных чувств, поведения и нравственных представлений. Большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. В старшем дошкольном возрасте формируются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам, к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения.

Чувство уважения развивается на предыдущих возрастных ступенях на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым.

В старшем дошкольном возрасте в процессе нравственного воспитания оно поднимается на новую ступень, становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.

Источник