Развитие нравственного сознания ребенка дошкольного возраста

Анна Степанова
Формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста

При формировании нравственного сознания у детей дошкольного возраста, основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. Сложность формирования нравственного сознания у детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Знания дошкольников о нравственных нормах, собственные жизненные наблюдения часто бывают неполными, разрозненными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Мы используем разные формы работы – это может быть и рассказ воспитателя из личного опыта, различные этические беседы, чтение художественной литературы, драматизация, обсуждение сказочных героев и т. д. Сообща играя, решая познавательные задачи, дети общаются между собой, оказывают влияние друг на друга. Следует предъявлять ряд требований, касающихся деятельности детей: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе, игре – и оценивает умения детей в этом плане. Совместная деятельность детей рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны в любой коллективной работе. Это прежде всего, умение согласовывать свои действия с другими детьми, взаимно поддерживать друг друга, умение критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу своих действий в различных ситуациях, деятельности. Для того, чтобы эти возможности реализовались практически, необходимо методически правильно организовать свою деятельность, направленную на детей. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых ребенок ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора, в которых у детей была бы возможность взаимодействовать друг с другом и общаться.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Приложение 1. Игра на развитие социально – коммуникативных навыков

Вежливые слова

Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Дети, хотя и знают, как надо поступать в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, нередко совершают прямо противоположные поступки. Например, зная правило о том, что надо быть внимательным к другому, спорят, вступают в конфликты; зная, что игрушки после игры следует убирать на место, оставляют их разбросанными.

В своей работе, формируя нравственный опыт детей, мы стремимся создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам. Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания. Так, малышам многократно напоминаем о том, что надо поздороваться, входя в группу, предлагаем помочь сверстнику поднять упавшую игрушку, собрать рассыпавшиеся кубики, посторониться, чтобы дать пройти взрослому, поблагодарить за оказанную услугу т. д. Основной смысл таких указаний состоит не только в том, чтобы побуждать детей к поступкам, соответствующим нормам и правилам культурного поведения, но и вызвать у них положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.

В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Следует обращать внимание на характер реакции ребенка, на ситуацию, на самостоятельный выбор действий, одобрять поступки, в которых проявляется предупредительность, вежливость, скромность, тактичность. Поддерживая положительные детские поступки, мы вместе с тем обогащаем нравственный опыт детей, пользуясь при этом не только и не столько конкретными указаниями, но и рассуждениями, советом, собственным примером, тактичным замечанием. Особое значение надо придавать культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки обращения друг к другу, умения выслушивать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т. д. Мы стараемся также формировать у детей умение проявлять такт и уважение в разговоре со взрослыми, оказать ему внимание.

В нашей работе часто используются такие методы,как: чтение и разбор статей, рассказов, сказок. Это помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Вместе с детьми мы обсуждаем статьи, в которых в доступной для них форме ставятся вопросы о справедливости, честности, дружбе, верности, гуманности и т. д. Также часто обращаемся к фольклору и художественным произведениям, используем сравнения из любимых детских сказок, например как «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и др.

Я считаю, что в дошкольном возрасте очень важно читать детям художественные произведения, разыгрывать по ним игры-драматизации, т. к. они имеют особую роль в формировании таких нравственных ценностей, как доброта, отзывчивость, сопереживание и т. д.

Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Дети легко запоминают их и часто сами употребляют («Когда я ем, я глух и нем», «Кончил дело, гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего»). Главное уметь донести до детей смысл той или иной пословицы.

Пословица — самостоятельное законченное предложение, которое несет в себе смысл. (Пример: Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Смысл есть? Есть — чтобы получить результат, нужно приложить усилия.)

Поговорка — слово, или словосочетание (два-три слова, которыми характеризуется человек, поступок, либо какая-нибудь ситуация. Самостоятельно практически не применяется. Употребляется в разговорах для разнообразия, юмора, характеристики человека, или поступка. (Пример: Легок на помине — только вспомнили о нём, он и появился. Не солоно хлебавши — вернуться ни с чем. Валять дурака — ничего не делать, притворяться.)

Приложение 2. Поговорки.

Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления – все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Психогимнастика для дошкольников становится очень популярной в последнее время. Ее используют в работе с детьми не только воспитатели детского сада и учителя, но и родители. Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Такое поведение ребенка может быть обусловлено наличием неврозов, различными нарушениями характера, задержками психического развития или нервно-психическими расстройствами, которые находятся в зоне пограничных нарушений (то есть еще не больной ребенок, но уже и не здоровый).

Читайте также:  Влияние гиперактивности на развитие ребенка

Особенно важны такие занятия в наше время, ведь нагрузки на дошкольников и школьников постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается.

В психогимнастику для дошкольников входят специальные этюды, игры и упражнения, задача которых — это развитие и коррекция разных компонентов детской психики, куда входит познавательная и эмоционально-личностная сфера

Приложение 3.

Этюды на отображение отрицательных и положительных черт характера.

«Гадкий утенок»

«Поломал телевизор»

«Внимательный мальчик»

Но необходимо учитывать, что ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Поэтому в своей работе мы стараемся сочетать разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста. Так, во всех возрастных группах следует создавать условия для положительного нравственного опыта.

В старших группах значительно шире используем метод контроля, объективной оценки, к которой привлекается и детский коллектив. Оцениваем детей сдержаннее, подчеркиваем их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, учитывает накопленный опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить свое поведение.

Работа с родителями.

Формирование нравственного сознания у детей во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. В работе с родителями мы систематически проводим беседы, консультации, обучающие семинары. Это происходит в обстановке покоя и доверия и помогает родителям учиться понимать состояние, желания и интересы своих детей; развивает осознанное и ответственное отношение к режимным моментам, проводимым в детском саду; повышает саморегуляцию и самоконтроль своего поведения; улучшает психологический климат не только в группе, но и в семье.

Очень важно воспитывать в детях милосердие, но надо это делать с опорой на их жизненный опыт, чувства, используя при этом соответствующую ситуацию, когда ребенок ощущает переживания другого и отвечает на него собственными переживаниями, чувства не навязываются, а пробуждаются, не искусственно, а искренне.Важно помнить: доброта воспитывается добротой и любовью.

Приложение 1. Игра на развитие социально – коммуникативных навыков

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Приложение 2. Поговорки.

А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)

Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет охоты делать какое-либо дело. Смысл в том, что как только начнешь дело, так желание его продолжать обязательно придет само.)

Без сучка, без задоринки. (Поговорка говорится, когда какое — либо дело, или событие прошло удачно и хорошо. В общем прошло так, как было нужно.)

Беречь, как зеницу ока. (Означает, тщательно оберегать и охранять, как самое ценное или самого себя.)

Большому кораблю — большое плаванье. (Пословица говорится как напутствие талантливому человеку, как пожелание и предсказание достичь больших успехов в деле, к которому у него талант. Пословица также означает признание факта того, что человеком будет обязательно достигнут успех.)

В гостях хорошо, а дома лучше. (Пословица, не требующая расшифровки, дома всегда лучше.

Приложение 3.

Этюды на выражение брезгливости и презрения

«Гадкий утенок»

Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Г. -Х. Андерсена “Гадкий утенок”, затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе. В нем птицы и человек демонстрируют свое презрительное и брезгливое отношение к утенку, который не был похож на других утят. Они считали его безобразным и гадким.

“Все гнали бедного утенка,даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!”А мать прибавляла: “Глаза бы на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою”.

Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь с птичьего двора.

Выразительные движения. 1.Отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены или, наоборот, верхняя губа подтягивается вверх. 2.Униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.

Этюд на выражение чувства стыда

«Поломал телевизор»

Мальчик Коля сломал телевизор. Он сильно испугался, так как знал, что родители будут сердиться. Коля сказал, что телевизор сломал его младший брат. Брата наказали, но Коле было стыдно. И он во всем признался родителям и попросил у них прощения.

Выразительные движения. Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

Этюд на отображение положительных черт характера

«Внимательный мальчик»

По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал его женщине. Женщина поблагодарила мальчика.

Источник

Формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста

С.А. Мрига, г. Нижневартовск

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 34 «Дюймовочка»

1. Введение.

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

В связи с этим, перед детскими дошкольными учреждениями ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ребенка.

Родившийся ребенок попадает в определенную человеческую среду. Ему предстоит еще стать человеком: развиться не только физически, но и усвоить все то, что известно и принято в его окружении. Впитывая в себя культуру, входящий в жизнь человек обретает свое духовное содержание – нравственные представления, взгляды, стереотипы поведения и самовыражения, эстетические вкусы и др. Культура формирует человеческую индивидуальность, сочетая, с одной стороны, особенности самой культуры, а с другой – предполагая возможность выбора тех ценностей, которые данный индивид усваивает.

Нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания. Для решения данной проблемы воспитателю требуется не только знание методик, но и умение направить свою работу на нравственное воспитание детей во всех видах деятельности.

Главной задачей ДОУ является воспитание в детях самостоятельности принятия решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитии в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Важным источником накопления нравственных знаний является знакомство дошкольников с окружающим миром.

Читайте также:  Воспитание ребенка в семье роль семьи в моральном развитии личности

Целью моей работы  является: формирование у детей дошкольного возраста навыков нравственного поведения во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Задачи: 

1) формирование личностного отношения к окружающим;

2) овладение этическими и нравственными нормами;

3) воспитание целенаправленности в действиях и своих поступках;

4) развитие способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Гипотеза: нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если:

а) дети будут действовать целенаправленно в какой-либо деятельности при выполнении различных заданий;

б) действия детей приобретут осознанный характер;

в) будут использовать приобретенный опыт в различных ситуациях.

1.Приобщение детей к миру человеческих ценностей

Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения у детей становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Знания дошкольников о нравственных нормах, собственные жизненные наблюдения часто бывают неполными, разрозненными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Мы используем разные формы работы – это может быть и рассказ воспитателя из личного опыта, различные этические беседы, чтение художественной литературы, драматизация, обсуждение сказочных героев и т.д. Сообща играя, решая познавательные задачи, дети общаются между собой, оказывают влияние друг на друга. Следует предъявлять ряд требований, касающихся деятельности детей: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе, игре – и оценивает умения детей в этом плане. Совместная деятельность детей рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны  в любой коллективной работе. Это прежде всего, умение согласовывать свои действия с другими детьми, взаимно поддерживать друг друга, умение критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу своих действий в различных ситуациях, деятельности. Для того, чтобы эти возможности реализовались практически, необходимо методически правильно организовать свою деятельность, направленную на детей.  Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых ребенок ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора, в которых у детей была бы возможность взаимодействовать друг с другом и общаться. Моральные ситуации ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Вне деятельности правила поведения, нравственные представления становятся формальными. Дети, хотя и знают, как надо поступать в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, нередко совершают прямо противоположные поступки. Например, зная правило о том, что надо быть внимательным к другому, спорят, вступают в конфликты; зная, что игрушки после игры следует убирать на место, оставляют их разбросанными.

В своей работе, формируя нравственный опыт детей, мы стремимся создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам. Чем младше дети, тем конкретнее должны быть указания. Так, малышам многократно напоминаем о том, что надо поздороваться, входя в группу, предлагаем помочь сверстнику поднять упавшую игрушку, собрать рассыпавшиеся кубики, посторониться, чтобы дать пройти взрослому, поблагодарить за оказанную услугу т.д. Основной смысл таких указаний состоит не только в том, чтобы побуждать детей к поступкам, соответствующим нормам и правилам культурного поведения, но и вызвать у них положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок.

В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Следует обращать внимание на характер реакции ребенка, на ситуацию, на самостоятельный выбор действий, одобрять поступки, в которых проявляется предупредительность, вежливость, скромность, тактичность. Поддерживая положительные детские поступки, мы вместе с тем обогащаем нравственный опыт детей, пользуясь при этом не только и не столько конкретными указаниями, но и рассуждениями, советом, собственным примером, тактичным замечанием. Особое значение надо придавать культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки обращения друг к другу, умения выслушивать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т.д. Мы стараемся также формировать у детей умение проявлять такт и уважение в разговоре со взрослыми, оказать ему внимание.

Дошкольники подражают поступкам сверстников. Однако они далеко не всегда способны дать правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам. Поэтому необходимо стремиться предупредить такие факты, останавливая ребенка, поступающего плохо, выражая свое огорчение по поводу его действий. Обращаясь ко всем детям, которые были свидетелями отрицательного поступка сверстника,  объяснить, почему не следует так поступать, как надо было бы поступить в подобном случае. Следовательно, используя пример как метод воспитания, мы одновременно прибегаем и к методам разъяснения и убеждения.

В нашей работе часто используются такие методы, как: чтение и разбор статей, рассказов, сказок. Это помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Вместе с детьми мы обсуждаем статьи, в которых в доступной для них форме ставятся вопросы о справедливости, честности, дружбе, верности, гуманности и т.д. Также часто обращаемся к фольклору и художественным произведениям, используем сравнения из любимых детских сказок, например как «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и др.

Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Дети легко запоминают их и часто сами употребляют («Когда я ем, я глух и нем», «Кончил дело, гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего»).

Проведение бесед на этические темы требует тщательной подготовки, глубокого продумывания каждого вопроса, с тем чтобы не допустить голого морализирования, безосновательных требований, запретов, осуждения отдельных детей. Все эти просчеты могут привести к появлению у дошкольников формальных знаний или вызвать у них протест, что будет препятствовать положительному отношению к обсуждаемой теме, возникновению соответствующих чувств.

В нравственном воспитании активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.

Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления – все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Сочетание разных методов в воспитательной работе.

Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Поэтому в своей работе мы стараемся сочетать разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребенка и всей группы в целом. Одни и те же методы приобретают своеобразие в зависимости от их использования в воспитании детей разного возраста. Так, во всех возрастных группах следует создавать условия для положительного нравственного опыта.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка старшей группы

В старших группах значительно шире используем метод контроля, объективной оценки, к которой привлекается и детский коллектив. Оцениваем детей сдержаннее, подчеркиваем их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, учитывает накопленный опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить свое поведение.

В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, уважение к людям других национальностей.

Воспитание дисциплинированности и культуры поведения.

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральными нормами нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо положить на место», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу», и т.д. Все правила, которые должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.

Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Сначала необходимо разъяснить им правило, обучить его выполнению, напомнить о нем, предупреждая возможные нарушения. Например, перед входом в раздевальную комнату мы говорим малышам: «Когда будете входить в комнату, не забудьте вытереть ноги. Наша Наталья Александровна чисто вымыла пол, постараемся не испачкать его». Или: «Машенька первая вошла в раздевальную и не забыла чисто вытереть ноги. Я уверена, что все ребятки тоже так поступят». Мы закрепляем это правило, напоминаем детям, что так надо поступать всегда.

Контроль всегда сопровождается оценкой. Мы либо поддерживаем, одобряем действия детей, либо предупреждаем повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки, тем самым выражаем свое отношение и к ребенку. Например: «Какая у нас Катюша старательная! Аккуратно сложила все карточки от лото, коробочку сложила и на место поставила!» В таком обращении содержится положительная оценка действий и одновременно с этим – личных качеств ребенка (аккуратная, старательная). Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, доброе слово.

В своей работе мы учитываем то, что в детском саду категорически запрещаются физические наказания, а также такие, которые травмируют нервную систему ребенка, оскорбляют его достоинство, приносят вред здоровью (лишение еды, прогулки, удаление из групповой комнаты, насмешки, прозвища, запугивания и т.п.).

Работа с родителями. Клуб «Навыки общения»

Большую роль в воспитании нравственных ценностей у детей играет работа с родителями. Для сплочения родителей и развития сотрудничества детского сада и родителей мы посчитали необходимым ввести нетрадиционную форму работы с родителями, организовав клуб «Навыки общения». В работе с родителями мы систематически проводим беседы, консультации, обучающие семинары. Это происходит в обстановке покоя и доверия.

Таким образом, использование такой формы работы с семьей помогает родителям учиться понимать состояние, желания и интересы своих детей; развивает осознанное и ответственное отношение к режимным моментам, проводимым в детском саду; повышает саморегуляцию и самоконтроль своего поведения; улучшает психологический климат не только в группе, но и в семье.

Анализ и оценка развития нравственного сознания

детей дошкольного возраста

Целенаправленная работа по развитию нравственных качеств и чувств у детей в течение 2009 – 2010 г.г. дает отчетливые результаты. Специально проведенное обследование позволяет более активно, обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в развитии навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

Проведенный мониторинг в подготовительной группе позволил выявить уровень нравственного сознания детей:

Начало года:                                                                       Конец года:

– Высокий уровень – 3 человека (21%)                            13 человек (52%)

– Средний уровень – 18 человек (65%)                            10 человек (48%)

– Низкий уровень – 2 человека (14%)                                0

Целью наблюдения является выделение нравственных ориентиров у детей, их личностной незрелости, агрессивности, навыков взаимодействия и саморегуляции поведения.

Это стало возможным благодаря тому, что работа по развитию нравственных ориентиров у детей проводится по намеченному мною перспективному плану через различные виды деятельности с использованием различных методов и приемов:

– дидактические, сюжетные, творческие игры

– психогимнастика

– упражнения

– чтение художественной литературы

– беседы

– обыгрывание конфликтных ситуаций

– рассматривание иллюстраций

– введение в группе добрых традиций

– новая форма работы с родителями: создание клуба «Навыки общения»

4. Заключение.

Я сделала для себя вывод, что нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Моя работа по развитию нравственных ориентиров у детей проводится по намеченному мной перспективному плану, с учетом возрастных особенностей через различные виды деятельности, так как нравственное воспитание нельзя обособить в какой-то специальный процесс. Используя различные приемы и методы, а также введение добрых традиций предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта,  препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

Но эта проблема на данный этап моей работы остается актуальной, так как есть дети, у которых наблюдаются нарушения в поведении и общении друг с другом и взрослыми. Причинами такого поведения послужило то, что в группе есть дети с задержкой психического развития. Как правило, такие дети обращают на себя внимание других детей через конфликтные ситуации. У детей с низкой речевой активностью затруднено общение со сверстниками, что тоже является немаловажным фактом. Следующая причина заключается в гиперопеке детей родителями (особенно для часто болеющих детей и детей с заболеваниями эндокринной системы), что так же приводит к некоторым проблемам в поведении. С такими детьми запланирована индивидуальная работа с привлечением родителей.

В дальнейшем, мы планируем обратить особое внимание на сотрудничество не только с родителями, а также и с узкими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом, музыкальным руководителем) для полного воспитания культуры поведения и положительных взаимоотношений детей и для достижения более высоких результатов.

Источник