Развитие нравственно этических качеств ребенка
Элина Шахова
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Во все времена большое значение в формировании личности человека, предоставлялось развитию и воспитанию нравственности. В современной педагогической системе, вопросы нравственного воспитания, являются актуальными, но в то же время сложными, требующими большого изучения. То, что закладывают в душу ребенка в детстве, проявляется позднее, и становится его жизнью. И. С. Макаренко считал, что нравственность – неотъемлемая сторона личности человека, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил поведения, которые выражены в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются старшими дошкольниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми. Нравственный человек очень требователен к себе и в то же время терпим к другим. Осуждая плохие поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.
Формирование у старших дошкольников нравственных представлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагог дошкольного образования. Положительный результат включения старших дошкольников в общественно полезную трудовую деятельность, зависит от того насколько развиты у них необходимые нравственные представления. Нравственные нормы и правила поведения, отношение ребенка к труду, наличие дисциплинированности – это есть результат воспитания, результат сложного воздействия на формирование личности ребенка со стороны детского сада, социального окружения и семьи. Педагогическое воздействие на дошкольника должно быть целенаправленное, в целях формирования у него не случайных, а четко определенных нравственных качеств личности.
В детском саду у дошкольника еще не сформировался нравственный опыт. Воспринимая окружающую действительность, он в полной мере не может ее осознать, во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях ребенок не умеет вскрыть причинно-следственную зависимость, ему чуждо отношение между человеком и общественной жизнью. Дети дошкольного возраста не обладают достаточным запасом нравственных знаний, что бы анализировать правила поведения принятых в обществе. Они не могут сравнивать свое поведение с поведением других, ясно себе представлять последствия того или иного поступка, дать оценку моральным побуждениям. Однако в процессе воспитания когда происходит развитие речи, мышления, познавательных способностей и интересов ребенок развивается и нравственно. Чем больше круг его знаний, тем более правильно дошкольник ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения. Как правило, к старшему дошкольному возрасту, ребенок осознает свое место в жизни, усваивает основные общечеловеческие нормы поведения в коллективе.
Нравственное воспитание – это целенаправленная педагогическая система, которая воздействует на формирование моральных качеств и сознательную чувствительность.
Основные задачи нравственного воспитания:
• Формирование умений и навыков нравственного поведения;
• Воспитание у дошкольников нравственных чувств;
• Формирование у дошкольников этических взглядов и убеждений,
• Воспитаниеморально-волевых черт характера таких как: дисциплинированность, трудолюбие, правдивость, терпение, самостоятельность.
Когда в учебно-воспитательном процессе педагог формирует такие качества как трудолюбие и дисциплинированность, от одних детей можно добиться высокого уровня сознательности выполнения правил дисциплины и отношения к труду, а у других и вовсе не увидеть результата.
Дисциплинированность является сложным нравственным качеством и имеет разные этапы развития, начиная с простого послушания у младших дошкольников, заканчивая сознательным выполнением правил дисциплины у старших дошкольников. Процесс формирования дисциплины должен быть систематический и целенаправленный.
Процесс воспитания трудолюбия у дошкольников, зависит от правильного отношения к физическому труду. Так же с помощью физического труда формируются такие качества характера как терпение, самостоятельность, настойчивость.
В процессе нравственного воспитания, формируются такие качества,которые определяют взаимоотношения между людьми: коллективизм, гуманизм, дружба, культура поведения. Прежде чем дошкольник осмыслит, что он член общества и у него есть определенные обязанности, он должен научиться платить добром за добро, и именно педагоги должны научить детей делать добро.
Для того что бы организовывать деятельность детей в детском саду, необходимо создавать специальные условия. Одним из таких условий, является вовлечение детейв практическую деятельность: общественную, познавательную, трудовую. Активно участвуя в разнообразной деятельности, дошкольники формируют чувства совести, ответственности, взаимопомощи, у них укрепляется воля, и вырабатываются навыки поведения и характер.
Методы формирования нравственных качеств:
• Беседы на морально-этические темы;
• Упражнения в положительных поступках, организация практического нравственного опыта;
• Нравственная оценка поступков;
• Пример взрослых сверстников.
При реализации нравственного воспитаниянеобходимо учитывать:
• Использование конкретного и близкого материала для понимания детей;
• Исходный уровень нравственности у ребенка;
• Использование наглядных и словестных инструкции, в процессе формирования нравственной оценки у дошкольников;
• Обобщенность формируемых моральных представлений
Роль нравственного воспитания в детском саду велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество. Процесс нравственного воспитания раскрывает творческий потенциал ребенка, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поколения от безнравственности, бездуховности? Как эффективно реализовать функции воспитания и обучения детей?
Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности – одна из главнейших воспитательных задач.
Нравственное воспитание, слитое в целостном педагогическом процессе с физическим, умственным, трудовым и эстетическим воспитанием, дает возможность формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации человека. Начинать формировать у ребенка нравственные качества необходимо как можно раньше.
Пути формирования нравственного качеств дошкольников имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению воспитывающихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при формировании дружеских взаимоотношений.
Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами доведения в процессе различной деятельности, имеющей морально ценную значимость. Всё это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношении, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, имеющую значение в организации учебного труда в школе, культуру речи, и, главное, у него формируется эмоционально – нравственное отношение к окружающему миру.
Требования взрослых должны звать ребенка «вверх» по ступеням нравственного мужания. Малышей двух-трех лет учат положительному общению на основе чувств доброжелательности, умению играть рядом с детьми, делиться с ними игрушками. Уже на этом возрастном этапе надо добиваться, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям взрослого.
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные нормы организованного поведения. Например, не мешать окружающим криком и шумом. Учим детей, как вести себя, не нарушая нормального течения жизни в группе, как вести себя дома, чтобы не мешать отдыхать или заниматься старшим, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих. Детей этого возраста воспитывают умение дружно играть со сверстником, при необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нем заботу.
Детей четырех-пяти лет возрастают возможности в проявлении гуманных чувств и положительных взаимоотношений. Этот период у детей формируют навыки коллективного поведения. Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развивать это качество, взрослые формируют у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Он побуждает их к оценочным суждениям о собственном поведении: «Я вел себя хорошо», или: «Я обидел своего товарища, это плохо», или: «Своим поступком я огорчил взрослого». Ребенок испытывает стыд за то, что не оправдал мнения взрослого, обидел товарища, сказал неправду, не выполнил обещание и т.д.
К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период взрослые стараются пробудить в них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям: «Как ты считаешь, правильно ли ты поступил?», «Отказался помочь маме – это хорошо?», «Как ты думаешь поступить в этом случае?», «Почему?», «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?», «Что сказал бы твой товарищ о твоем поступке?» и т.д. Этим самым мы нормируем нравственное сознание и мотивы
поведения, которыми ребенок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях.
В период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Это приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в поведения и общении с взрослыми и сверстниками и на уроках и в повседневной жизни. Какими установками при этом будет руководствоваться ребенок, зависит от уровня его нравственной воспитанности.
В этот период у детей нормируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т.е., те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов.
Взрослые содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Нужно намеренно использовать любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу». Принес из дома новую игрушку – «покажи ее и дай доиграть с ней всем ребятам» и т.д. Так понятия, «мое» расширяются до понимания « мы», «наше».
Нельзя забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычки к трудовым усилиям, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий созидатель и гражданин.
Таков багаж нравственных представлений детей; на каждом возрастном этапе. В этой связи перед педагогами и родителями стоит задача такой организации нравственного воспитания детей, при которой у ребенка начинают нормироваться нравственная самостоятельность, активное отношение к жизни, общественная направленность мотивов поведения, эмоционально осознанное положительное отношение к окружающему.
Формированию нравственной самостоятельности содействуют правила.
Они являются для детей ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения. Благодаря правилам каждый ребенок уясняет, осмысливает, как вести себя со взрослыми и сверстниками, дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.
Правила вводят постепенно, в естественных ситуациях, с учетом возраста детей.
Вместе с усвоением основных правил детям разъясняют другие, которые конкретизируют и дополняют уже им известные, например: «Как вести себя за столом», « Как вести себя на улице, в транспорте», «Правила пешехода», «Как вести себя во время разговора со взрослыми», «Правила дружной игры», «Правила дружной работы», «Правила вежливости» и др.
Вводя любое правило, взрослые разъясняют его смысл. Если дети понимают
его необходимость и знают, как его выполнять, то они быстрее овладевают нужными способами поведения.
Недостаточно лишь познакомить детей с правилом, полезно еще и показать способы его выполнения. Когда дети все это усвоят, они поймут, что означает требование хорошо вести себя. Таким образом, показ в сочетании со словом помогает понять ребенку, что от него хотят.
Важно, чтобы усвоение правил требовало от старших детей нравственного напряжения, усилий воли, сдержанности и постоянного элементарного самоконтроля; чтобы ребенок как бы примерял и сравнивал свои действия с тем, что предписано правилом. Это развивает в нём самосознание, умение оценивать свое поведение.
Необходимо взрослым обращаться к знакомым потешкам, использовать меткие сравнения из любимых детских художественных произведении. Например, таких, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, “Что такое хорошо и что такое плохо?” В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и др. Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Ребята легко запоминают их и часто сами употребляют «Когда я ем – я глух и нем», «Кончил дело – гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Детям среднего и старшего дошкольного возраста необходимо раскрывать нравственный смысл отдельных правил, Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них предусматривается уважение к труду взрослых («Вытер ноги, убрал за собой, – значит, уважаешь труд няни»), уважение к покою, удобству, отдыху окружающих( «Нельзя громко разговаривать или играть в шумные игры там, где читают, занимаются или отдыхают,- это значит проявлять неуважение к людям») и т.д. Нужно помочь детям уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе. Разъяснить что, например, привлекать внимание окружающих неприлично, что недозволительно, идя по улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар встречному потоку пешеходов. Это доставляет людям неудобство. Такое поведение – признак невоспитанности и неуважения к окружающим. А тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.
Степень осознания правил поведения детьми во многом зависит от того, как их обосновывают. Можно так: «При входе в спальню ведите себя тихо». Но можно иначе : “За стенкой вашей спальни находятся малыши. Когда вы входите в свою спальню , ведите себя тихо, не забудьте, что маленькие уже спят”.
В первом случае требование категорично, оно не вызывает у ребенка раздумий, во втором случае рассчитано на более высокую осознанность. Отсюда, естественно, ответственность детей за собственные поступки повышается: они поставлены перед необходимостью считаться с удобствами окружающих, чтобы помочь осознать требования взрослых, полезно оценивать поступки детей: «Поступил по правилам – хорошо», «Поступил против правил – плохо».
Похвала и порицание, как полюсные оценки, помогают им отличать хорошее от дурного, так оценочные воздействия показывают поступки с нравственных позиций, заставляя ребенка испытывать либо удовольствие и желание поступать так же, либо неловкость, стыд за некрасивое поведение.
Порицание и похвала конкретизируют понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо». Полезно чтобы оценка содержала такие определения, как « добрый», «вежливый», «предупредительный», «скромный», «аккуратный»”, «воспитанный». Например: «Вова предупредительный мальчик, заметил, что у Ирины Викторовны, несёт тяжёлые предметы и он помог ей “. Так поступают «воспитанные люди».
Нужно стараться довести до сознания детей понятия «внимательный», «добрый», «отзывчивый» и т.д.. Например: «Хорошо быть предупредительным, как Вова. За это люди всегда благодарны. А проявить предупредительность – это значит понять, в какой помощи нуждается человек и вовремя предложить ему помощь, не дожидаясь, когда он обратится с просьбой». Или: «Внимательным», «отзывчивым» называют того, кто умеет посочувствовать и старается помочь. Так и поступила сегодня Марина. Она увидела, что у новенького мальчика не получается завязать шарф, предложила ему свою помощь».
Когда такие оценки поведения дети получают в конкретных жизненных ситуациях, то эти оценки становятся особенно доходчивыми.
Все это еще раз убеждает нас, что первые нравственные представления и первые впечатления , полученные в дошкольные годы, оставляют след на всю жизнь и долг старших – с терпением и любовью лепить характер будущего человека, чтобы интеллектуальное и эмоциональное его развитие было гармонично.
Формирование нравственного поведения в дошкольном возрасте происходит различными путями. Процесс усвоения нравственных понятий осуществляется в дошкольном возрасте не только от частного, конкретного к более общему пониманию морального содержания ситуаций. В общении со сверстником ребенок проводит большинство своего времени. В процессе становления детского коллектива он усваивает нравственные понятия вначале в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что, несомненно, ускоряет процесс их формирования. Его поступки, взаимоотношения со сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться нравственными нормами.
Источник