Развитие невербального интеллект у ребенка

Развитие невербального интеллект у ребенка thumbnail

Речь пойдет о разных видах интеллекта ребенка и способах их развития. Не претендуя на строгую академичность, предлагаем взять за отправную точку позицию психолога и образовательного консультанта Тони Бьюзена, подробно изложенную в его книге “Умные родители – Гениальный ребенок”. Модель, предложенная в этой книге, предполагает наличие у ребенка целого набора различных видов интеллекта. Мы поговорим об их особенностях и практических подходах к их развитию в русле естественного образа жизни.

Итак, согласно Тони Бьюзену, вот какие виды интеллекта есть у вашего ребенка (и у вас :)):

– вербальный (словесный)
– логический (числовой)
– конструктивный (пространственный)
– чувственный
– кинестетический (телесный)
– творческий
– личностный
– социальный
– духовный

1. Вербальный интеллект.
Кроме непосредственно лексического запаса человека в каждый момент его жизни, этот вид интеллекта помогает нам разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка.

Способы развития вербального интеллекта:
– с самого раннего возраста, в идеале с рождения, разговаривайте с малышом и пойте ему. Именно из речи значимого взрослого ребенок усваивает мелодику и структуру родного языка, накапливает информацию о различных речевых ситуациях, и формирует словарный запас – сначала пассивный, а затем активный. Чем раньше начнется этот процесс, тем лучше.
– включайте ребенка в совместные беседы, например, за столом.
– эмоционально декламируйте ребенку, а потом и вместе с ним, прибаутки и скороговорки; придумывайте речевые игры, например, рифмуя имя ребенка со смешными словами.
– ставьте перед ребенком речевые задачи, провоцируя его на перевод слов из пассивного словаря в активный. Например, если ребенок требовательным криком просит пить, не бросайтесь сразу удовлетворять его желание, а попросите сказать, что он хочет, проговаривая: “Скажи, я хочу пить! Мама, дай попить!”
– с малышом постарше, решайте словесные головоломки, например, когда нужно закончить последовательность “лошадь-жеребенок, курица – …”.

2. Логический интеллект.
Этот вид интеллекта помогает человеку манипулировать числами, начиная от простого счета и заканчивая сложными вычислениями в уме.

Способы развития логического интеллекта:
– сделайте обучение счету частью повседневных игр с раннего возраста. Например, вместе пересчитывайте деревья на прогулке, плитки на тротуаре, вагоны проходящего поезда. В домашних играх используйте вальдорфский счетный материал, для того чтобы числа ассоциировались с объектами и одновременно развивалось тактильное восприятие.
– играйте с цифрами. Например, в дороге, подсчитывайте количество встреченных синих машин, для детей постарше – перемножайте в уме цифры номеров автомобилей.
– решайте вместе с ребенком числовые головоломки и последовательности. И избавьтесь от калькулятора!

3. Конструктивный интеллект.
Это вид интеллекта помогает нам определять взаимное положение предметов в пространстве. Навыки архитекторов, инженеров, хирургов, художников неразрывно связаны с этим видом интеллекта.

Способы развития конструктивного интеллекта:
– играйте в пазлы, выбирайте для ребенка игрушки и игры, в которых активно задействованы все три измерения (конструкторы, игра “Го”, лабиринты, кубики Рубика).
– с раннего возраста, как только ребенок начнет проявлять к этому интерес, разбирайте вместе те предметы, которые можно разобрать, а потом вместе собирайте их обратно, обращая внимание ребенка на их внутреннее устройство.
– как только ребенок начнет ползать, обращайте его внимание на направления движения, проговаривая, например, что вы двигаетесь направо или налево, что тот или иной предмет остался позади, а другой – находится впереди. Поощряйте активное освоение пространства ребенком.

4. Чувственный интеллект.
Включает в себя 5 органов чувств (зрение, обоняние, вкус, слух и осязание).

Способы развития чувственного интеллекта:
– с рождения показывайте ребенку разницу между различными фактурами, например, прикасаясь к нему сначала кусочком меха, затем гладкой тканью, затем кусочком дерева. Проговаривайте их особенности, желательно, меняя тембр голоса. Например, слово “мягкий” произносите мягким протяжным голосом, а “жесткий” – громко и отчетливо.
– активно включайте ребенка в повседневную жизнь, давая ему возможность, например, потрогать ручками те продукты, которые вы готовите, ткани, из которых вы шьете, а деткам постарше и помочь вам – помесить тесто, промыть крупу. Проговаривайте сами и просите ребенка проговорить его впечатления.

– добавляйте в пищу, которую готовите для малыша, неострые специи: майоран, базилик, мяту. Играйте с вкусовыми характеристиками еды, экспериментируйте, добавляя ребенку разных вкусовых впечатлений.
– поиграйте в такую игру: предложите вместе понюхать разные продукты (кофе, молоко, лимон и т.д.) а затем нарисовать цвет каждого запаха.
– давайте ребенку послушать музыку самых разных стилей (исключение, пожалуй, составляет тяжелый рок :))

5. Кинестетический интеллект.
Включает в себя способность тела реагировать на свое положение и место в окружающем мире. Анализирует скорость движения свою и окружающих объектов, относительное местонахождение и скорость, а также соотносит эти данные с мышечной силой и интенсивностью работы сердечно-сосудистой системы.

Способы развития кинестетического интеллекта:
– полная свобода движений ребенка с рождения. При отсутствии медицинских показаний, не используйте пеленки, ходунки, прыгунки и прочие подобные приспособления. Не ограничивайте двигательную активность малыша, позвольте ему методом проб и ошибок набрать как можно больший багаж знаний о возможностях его тела.
– подвижные игры, вестибулярная гимнастика на фитболе, динамическая гимнастика – все это прекрасный источник кинестетического опыта вашего малыша.
– доверяйте своему ребенку. Не злоупотребляйте приспособлениями безопасности, позвольте малышу необходимое количество раз упасть, прищемить палец, удариться, чтобы приобрести его собственный опыт проживания этих ситуаций.

6. Творческий интеллект.
Этот вид интеллекта, в отличие от логического, базируется на непредсказуемых ассоциациях, и помогает нам вырабатывать новые идеи и нестандартным образом решать и ставить задачи. Напрямую влияет на нашу продуктивность, особенно в условиях интенсивного информационного обмена.

Способы развития творческого интеллекта:
– создайте вокруг ребенка среду, способствующую развитию творческих способностей (музыкальных, изобразительных, танцевальных). Обеспечьте ему прямой открытый доступ к принадлежностям для рисования и лепки, так чтобы он мог этим заняться в любое время. Слушайте вместе музыку и проговаривайте впечатления от услышанного. Танцуйте, держа малыша на руках или стоя рядом на полу на коленях. Отбивайте ритм в такт музыке, помогая малышу фиксировать ритм мелодии.
– привлекайте ребенка к бытовым занятиям, требующим проявления творческих способностей. Например, вместе рисуйте орнаменты на домашнем печенье, так, чтобы ни один не повторялся. Предложите малышу постарше вместе пойти в магазин тканей и выбрать ткань для игрушки или для новогоднего костюма (если вы шьете их сами разумеется :)). Импровизируйте!
– отдавайте предпочтение игрушкам, стимулирующим воображение, а не лишающим ребенка инициативы. Баночки из-под йогуртов, коробки из-под молока, картонные упаковки от яиц, большие картонные коробки – всему этому найдется тысяча и одно применение в играх, развивающих воображение.

7. Личностный интеллект.
Определяет взаимоотношения человека с самим собой. Высокий уровень его развития помогает нам чувствовать себя комфортно и в одиночестве, и в обществе, и быть в ладах с собой независимо от ситуации.

Способы развития личностного интеллекта:
– уделяйте внимание самостоятельным занятиям ребенка, учите его находить радость в одиночестве, и одновременно любить находиться в компании других людей.
– поощряйте его стремление к самопознанию, например, рассказывайте об особенностях развития его интеллекта, об уникальности личности, и т.д.

Читайте также:  Развитие внимания у ребенка в первом классе

8. Социальный интеллект.
Определяет наши способности ладить с людьми. Зачастую люди с развитым именно социальным интеллектом добиваются большого успеха в жизни, при этом не отличаясь, например, высоко развитыми творческими или логическими способностями. Значение этого вида интеллекта в современном мире очень высоко.

Способы развития социального интеллекта:
– расширьте круг общения своего ребенка, обеспечив ему общение не только со сверстниками, но и с людьми других возрастов, разных национальностей, профессий и т.д. Познакомьте малыша с как можно большим количеством социальных ролей

– поощряйте выступления ребенка на публике – декламирование стихов, исполнение песен, танцы. Кроме опыта исполнения различных ролей, это повысит его уверенность в себе, что является необходимым условием развития социального интеллекта.

9. Духовный интеллект.
Считается прерогативой зрелого возраста, однако его основы закладываются в детстве. Определяет духовное развитие, степень позитивного отношения к миру, ощущение себя как части Вселенной, стремление к самопознанию, гармоничное сочетание смирения и уверенности в себе.

Способы развития духовного интеллекта:
– показывайте ребенку многообразие окружающего мира, рассказывайте о его устройстве, о взаимосвязях, о вкладе каждого живого организма. Учите его бережному отношению к природе, как к своему дому. Ходите вместе в музеи естественной истории, зоопарки, планетарии, и т.д.
– стимулируйте развития в ребенке чувства юмора и самоиронии. Не бойтесь посмеяться над собой и дать понять ребенку, что это здорово.
– заведите домашних животных.

Вопросы, предлагаемые к обсуждению:

– нужно ли вообще стимулировать развитие того или иного вида интеллекта, или лучше все оставить на самотек и не мешать? Где золотая середина?

– что важнее – интеллект или коммуникабельность? Конечно, хорошо если в человеке развиты оба качества, а если бы пришлось выбирать?

– что лучше – развивать энциклопедические знания и непогрешимую логику или умение удивляться миру и наивно радоваться новому?

Автор статьи Вероника Трубникова.

Взято здесь.

Источник

В истории развития психологии достаточно много внимания уделялось исследованию понятия интеллекта и индивидуальных особенностей этого аспекта личности. В ходе проведенных исследований было установлено, что невербальный интеллект является неотъемлемой частью умственных способностей. Знание о том, что это за подструктура и как можно на нее влиять, откроет новые грани в самопознании и самосовершенствовании человека.

Понятие интеллекта человека

В современной психологии интеллект рассматривается как способность человека приспосабливаться к новым обстоятельствам и ситуациям. Также в это понятие входит возможность личности изучать новый материал и осваивать новые навыки.

вербальный и невербальный интеллект

В ходе многолетних исследований этого понятия, проводимых многими специалистами, было установлено, что интеллект можно разделить на две основные подструктуры – вербальную и невербальную. Каждая из них имеет свою область функционирования, индивидуальный уровень развития и потенциальные способы эволюции.

Понятие невербальной составляющей интеллекта

Под понятием “невербальный интеллект” подразумевается такая разновидность интеллекта, которая использует в качестве опоры зрительный образ и пространственное представление. Стоит отметить, что эта подструктура развивается у каждого человека точно так же, как и вербальная составляющая. Однако уровень невербального интеллекта является индивидуальным.

диагностика невербального интеллекта

Невербальное мышление человека строится на операциях, связанных с наглядными объектами. Представляя эти объекты, человек получает возможность оценить сходства и различия разных предметов или изображений. Также благодаря этой подструктуре люди могут определять положение объекта в пространстве. Развивая невербальный интеллект, человек начинает лучше понимать схемы и чертежи. Также уровень развития невербальной составляющей интеллекта влияет на способности в области рисования и конструирования.

Общие принципы диагностики невербальной подструктуры

На сегодняшний день существует много способов, с помощью которых диагностируют вербальный и невербальный интеллект. Различия состоят в заданиях и материалах, на основе которых формируются задания.

Диагностика невербального интеллекта проходит с использованием заданий, основанных на наглядных материалах. Часто распространенным тестовым заданием является составление фигур из отдельно взятых элементов, манипулирование объектами или сравнение наглядного материала, предоставленного для прохождения теста. В большей части случаев состояние невербального интеллекта оценивают с помощью кубиков Коса, прогрессивных матриц Равена или доски форм Сегена.

состояние невербального интеллекта

Однако выделяют и такие методики, которые дают психологу возможность оценить вербальную и невербальную подструктуру одновременно. Самым используемым является тест Векслера. Однако стоит отметить, что диагностика обеих составляющих занимает достаточно много времени. Чаще всего тест затягивается на полтора или два часа.

Описание теста Векслера

Этот тест, также известный в психологии как шкала Векслера, является самым распространенным и наиболее известным методом определения уровня развития человеческого интеллекта. Его создал Дэвид Векслер в 1939 году. В основе теста лежит иерархическая модель интеллекта Векслера, что и дает возможность рассмотреть все составляющие интеллекта одновременно.

уровень невербального интеллекта

В состав этой диагностической методики входит 11 субтестов, разделенных на две группы. 6 заданий направлены на проверку вербального интеллекта, а 5 – на определение уровня развития невербальной составляющей. В каждом тесте присутствует от 10 до 30 заданий, сложность которых постепенно растет. Каждый выполненный субтест оценивается в баллах. Итоговый результат переводится в унифицированную оценку по шкале, что дает возможность оценить разброс. Во время оценки результатов во внимание берется общий коэффициент интеллекта, соотношение уровня развития вербальной и невербальной составляющей, а также анализируется выполнение каждого отдельного задания, поставленного перед тестируемым.

Обработка результатов теста Векслера

После того как человек выполнил все субтесты, нужно правильно подсчитать и интерпретировать полученные балы в итоговый результат. Для этого процесса необходимо иметь под рукой необходимые для этого таблицы.

Оценка проводится на трех уровнях:

  1. Подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербальной и невербальной составляющих.
  2. Анализ профиля оценок выполнения на основе коэффициентов.
  3. Качественная интерпретация оценок с учетом наблюдения за поведением тестируемого и другой диагностируемой информации.

Стандартная обработка состоит в том, что психолог подсчитывает первичные баллы по каждому из заданий, то есть суммирует “сырые” оценки испытуемого. После этого посредством специальных таблиц “сырой” результат приводится к стандартному и отображается в виде профиля. Суммированные результаты в стандартной форме определяют показатели общего, невербального и вербального интеллекта.

Классификация результатов выглядит следующим образом:

  1. 130 баллов и больше – очень высокий коэффициент интеллекта.
  2. 120-129 баллов – высокий уровень.
  3. 110-119 баллов – хорошая норма.
  4. 90-109 баллов – средний коэффициент интеллекта.
  5. 80-89 баллов являются плохой нормой.
  6. 70-79 баллов являются отрезком пограничной зоны.
  7. 69 баллов и ниже свидетельствуют о наличии у испытуемого умственного дефекта.

Возрастные адаптации метода Векслера

В зависимости от возраста тестируемого исследование невербального интеллекта и других составляющих понятия “интеллект” осуществляется по одной из трех возрастных адаптаций теста Векслера. Это связано с тем, что в разных возрастах интеллект человека развивается специфическим образом, что существенно влияет на задания, которые можно выполнить.

Читайте также:  Ребенок игры для развития отзывы

На сегодняшний день для детей от 4 до 6,5 лет используется модификация WPPSI. WISC является адаптацией для возраста от 6,5 до 16,5 лет. Для всех, кто старше 16,5 лет, используется версия WAIS.

Как можно развить невербальную составляющую интеллекта?

Невербальный интеллект можно развивать. На сегодняшний день для этого есть специальные методики и упражнения, систематическое выполнение которых поможет развить эту подструктуру интеллекта.

силуэт и шестеренки

В первую очередь, человек, стремящийся развить невербальную структуру интеллекта, должен научиться не просто смотреть, а видеть. К примеру, увидев столкнувшиеся на дороге машины, не стоит ограничиваться поверхностным осмотром ситуации. Попытки увидеть полную картину и понять причины происшествия способствуют развитию невербальной составляющей. Восстанавливая все выпавшие из поля зрения факторы и целостную картину ситуации, человек тренирует свой интеллект и развивает уровень наблюдательности.

рисунок мозга

Разрушение шаблонов мышления является не менее прогрессивной методикой. На начальном этапе можно менять такие простые вещи, как маршрут от дома до работы или же путь, проделываемый по залу магазина во время покупок. Любое изменение привычных действий и картин побуждает мозг изменять картину окружения, которая становится привычной и затягивает человека в зону комфорта.

Развитию невербальной подструктуры интеллекта способствует чтение сложной к восприятию литературы и понимание каждого шага, описанного в этой литературе. Не менее полезным является вдумчивое чтение литературы, касающейся несвойственной человеку деятельности.

Заключение

Интеллект человека – достаточно многогранное понятие. В современной психологии есть методы диагностики каждой из этих составляющих. Также можно найти полезные советы и рекомендации, с помощью которых можно развить ту или иную составляющую интеллекта и повысить общий уровень интеллектуального развития.

Источник

У ребенка развитие всех компонентов психической деятельности тесно взаимосвязаны, поэтому формирование слуха и речи зависит от его психофизического статуса, особенно от уровня развития интеллекта и познавательных процессов. Поэтому с маленькими детьми с КИ проводятся занятия по развитию невербальных функций, не связанных с речью.

Программа невербального развития детей с КИ основана на данных о нормальном формировании психо-моторных навыков у детей в этом возрасте и соответствует программе массового детского сада. Она включает развитие:

а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);

б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);

в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость);

г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной);

д) воображения

е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.);

ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).

Психологическая поддержка. Роль родителей и близких.

Работа с родителями начинается уже на этапе отбора детей на кохлеарную имплантацию. На этом этапе психологическая помощь ребенку и его близким заключается, в первую очередь, в предоставлении максимально полной информации о КИ, об особенностях развития детей с КИ, их проблемах и способах решения этих проблем. Обязательно обсуждаются условия слухоречевой реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации по месту жительства – наличие возможности регулярно заниматься с сурдопедагогом и логопедом, обеспечить ему речевую среду, наличие у родителей возможности заниматься с ребенком самостоятельно. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных условий для проведения кохлеарной имплантации на бюджетной основе детям этой категории. Родителей необходимо настроить на систематические, самостоятельные занятия с ребенком, предоставить им информацию о том, как развивать у него слух, речь и общие когнитивные и моторные навыки для достижения результатов имплантации (Приложение 2,3,4).

После операции необходимо подготовить родителей и близких к поведению ребенка после включения процессора КИ и его изменению в процессе реабилитации. Родителей следует предупредить, что в первое время ребенок может не реагировать на звуки, возможно, он будет более капризным, быстрее утомляться. Родители должны быть терпеливыми и знать, что в любом случае результаты использования КИ будут видны не сразу, и потребуется долгая кропотливая работа, в результате которой ребенок сможет понимать речь и говорить. Важно обучить их наблюдать за реакциями и поведением ребенка, научить их контролировать работоспособность и усиление КИ, оценивать правильность его настройки, ознакомить с особенностями и некоторыми ограничениями восприятия речи с помощью КИ.

Нередко приходится учить родителей малыша другому стилю общения с ним, основанному на большем участии слуха. В этойработе полезна видеозапись взаимодействия родителей с ребенком в естественных и учебных коммуникативных ситуациях, их обсуждение и анализ, просмотр видеозаписей других детей с матерями, как удачных поведенческих моделей.

Родители ребенка должны присутствовать на занятиях с сурдопедагогом и логопедом и участвовать в них. Полезно, чтобы часть занятия проводил родитель, а педагог наблюдал и корректировал его ошибки. Педагоги должны ежедневно давать задания родителям для работы дома проверять их выполнение.

Участие родителей в достижении высоких результатов речевого и когнитивного развития ребенка с КИ играет очень важную роль. Как показывает наш опыт, родители детей, научившихся успешно использовать КИ для развития речи и подготовленных к обучению в массовой или речевой школе, после имплантации ежедневно занимались с детьми самостоятельно 2-3 часа в течение 2-3-х лет.

Специалисты центра должны также помогать родителям в организации реабилитации по месту жительства, консультируя родителей и местных специалистов, предоставляя им информацию о целях, задачах, содержании и приемах работы с детьми с КИ. Необходимо помочь родителям выбрать оптимальное для развития ребенка детское дошкольное учреждение. Тип учреждения определяется возрастом ребенка, уровнем его слухоречевого, коммуникативного и когнитивного развития, наличием различных детских учреждений в районе проживания, степенью участия родителей ребенка в его реабилитации. Для каждого ребенка этот вопрос должен решаться индивидуально с учетом указанных обстоятельств, а также, имея в виду, что всем детям с КИ необходимо постоянно находиться в речевой среде, но не менее важно обеспечить возможность ежедневных специальных занятий с ребенком по развитию слуха и речи. На начальном этапе дети могут посещать сурдологические центры и детские сады в труппах для слабослышащих детей со слуховыми аппаратами. При этом для оптимального развитая слухоречевого восприятия им должны быть обеспечены условия для интенсивной слуховой тренировки (индивидуальные ежедневные занятия) и из программы их обучения следует исключить использование дактильной речи.

После 6-12 мес. правильно организованной и эффективной реабилитации при наличии положительной динамики слухоречевого развития детям рекомендуется посещать массовые и логопедические детские сады, а также регулярные дополнительные, индивидуальные занятия с сурдопедагогом и логопедом, имеющим опыт работы с детьми со смешанными расстройствами слуха и речи. У детей, имплантированных в возрасте старше 3-х лет, которые имеют сопутствующие расстройства (интеллекта, памяти, внимания, нервно-мышечной системы и др.), не имели слухового опыта и опыта систематических занятий с сурдопедагогом развитие слухоречевых навыков с КИ, речи, языковой системы происходит более медленными темпами. Им рекомендуется более длительное посещение детского сада для слабослышащих детей и дополнительные индивидуальные занятия с сурдопедагогом, логопедом-дефектологом. Часть этих детей по окончании детского сада для слабослышащих детей готовы к обучению в массовой или речевой школы при дополнительной поддержке сурдопедагога, логопеда. Детям с наиболее тяжелыми сопутствующими расстройствамипо состоянию развития всех навыков рекомендуется обучение в школе для слабослышащих детей.

Читайте также:  Развитие у ребенка мелкой моторики рук во второй младшей группе

Если ребенок в возрасте до 3-х лет или если он имеет слуховой опыт, то он можег посещать логопедический или массовый детский сад с самого начала, но при этом он должен регулярно индивидуально заниматься развитием слуха и речи с сурдопедагогом/логопедом.Кроме того, родители должны также регулярно заниматься с ребенком по заданиям специалистов центра кохлеарной имплантации или местного педагога.

Значительная часта детей, имплантированных в младшем возрасте, при условии систематических занятии и отсутствии сопутствующей грубой патологии нервной системы, может быть подготовлена к обучению массовой школы, хотя состояние их речевого развития будет несколько отставать от нормы (общее недоразвитие речи 3 уровня). Поэтому детям, как правило, будет нужна дополнительная помощь сурдопедагога или логопеда, направленная па развитие языковой компетенции, навыков чтения и письма.

3.4. Слухоречевая реабилитация долингвально оглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом

Конкретное содержание послеоперационной слухоречевой реабилитации детей этой труппы, включая перечисленные выше компоненты, определяется уровнем слухового и речевого развития ребенка на момент имплантации. Как показывает наш опыт, этот уровень может быть очень разным. С одной стороны, среди этих детей есть дети, которые используют постоянно слуховой аппарат (несмотря на его низкую эффективность для восприятия речи) и устную речь, как основное средство общения. С другой стороны, есть дети, которые практически не использовали слуховой аппарат и пользуются жестовой и дактильно-мимической формой речи для общения.

Общим в коррекционной работе для всех этих детей является то, что потенциально все они после подключения процессора КИ имеют возможность слышать и различать самые тихие звуки, все звуки речи, в том числе и высокочастотные. Поэтому в первый период (3-6 месяцев) развитие слухового восприятия является ведущим направлением работы. Цель этого – в короткие срок развить слуховое восприятие с помощью КИ, в том числе и отдельных фонем, так чтобы ребенок и педагоги могли использовать этот слух для развития понимания речи и собственной речи у ребенка. При этом также как у долингвально оглохших малышей у этой категории детей последовательно развивают умение обнаруживать,различать, узнавать, запоминать неречевые звучания, отдельные признаки звуков (громкость, число, длительность), слова, фразы, отдельные фонемы и т.д. Приемы, используемые для этого, зависят, прежде всего, от возраста ребенка.

У детей, которые использовали слуховой аппарат, процессы слухового анализа частично сформированы – они уже умеют со СА обнаруживать звуки (неречевые и слова), различать и узнавать некоторые из них. С КИ у ребенка появляются принципиально новые возможности для развитая, этих навыков, но в первое время, он будет делать это хуже, чем со слуховым аппаратом. И эта ситуация сходна с развитием слухового восприятия с КИ у позднооглохших детей – то, что хранится в памяти ребенка отличается от того, что он слышит с КИ. Ребенка нужно в определенной степени учить заново. Но процесс переобучения идет у них достаточно быстро и, главное, быстро набирает темпы. То, что со слуховым аппаратом раньше осваивалось за недели, с КИ удается достичь значительно быстрее. Благодаря КИ ребенок начинает спонтанно осваивать новые слова из речи окружающих, что было невозможно для него со слуховым аппаратом. Так же как у позднооглохших детей у этих детей уже в первый месяц после включения процессора КИ следует развивать умение различать отдельные звуки речи (при парном сравнении, при выборе из 3-х- 5-ти и т.д.) и дифференциальные признаки фонем (звонкость-глухость, взрывность-шумность и др.). Это важно, потому что создаст для ребенка условия для развития восприятия речи только на слух.

У детей старшего возраста и подростков, не имевших слухового опыта, содержание слуховой работы имеет много общего с работой с маленькими детьми. Здесь следует особое внимание уделить развитию восприятия звуков окружающей среды, бытовых звуков, имени ребенка, имен близких и других актуальных и часто звучащих слов. Для включения этих навыков в ежедневную жизнь ребенка необходимо с первого занятия включить в эту работу родителей, которые должны постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и участвовать в занятиях. Интенсивная слуховая и слухоречевая работа на начальном этапе для этой категории детей имеет особое значение. Для них очень важно осознать, что звуки несут какое-то значение (это – звук голоса, это – шумит компьютер, а это звонит телефон). Если это удается достичь в первые 2-4 недели, то у ребенка повышается мотивация к занятиям и использованию КИ. Если ребенок начинает интересоваться звуками, то это очень важный прогноз того, что он будет пользоваться КИ.

Работа по развитию слухового и слухоречевого восприятия проводится параллельно с развитием устной речи, произносительных навыков, языковой способности. С КИ в этом все большее участи принимает слух, развивающийся у ребенка.

3.5. Сурдологическая и неврологическая помощь детям с КИ

Все дети с КИ находятся на учете у сурдолога р. местном сурдологическом центре или кабинете, как дети с нарушением слуха. Пороги слуха детей на не имплантированном ухе у них обычно соответствуют 4 степени тугоухости или глухоте. Такие же пороги слуха они имеют на имплантированном ухе при выключенном или неисправном КИ, незаряженных батареях. При нормально работающем и правильно настроенном КИ пороги слуха обычно составляют 25-40 дБ. Сурдолог осуществляет контроль состояния слуха детей с КИ. Если ребенок продолжает носить слуховой аппарат на не имплантированном ухе, он также контролирует правильность его настройки, состояние вкладыша.

В случае наличия у ребенка воспалительных явлений в среднем ухе сурдолог или ЛОР-врач оказывают необходимое традиционное лечение, исключая все виды физиотерапии, кроме КУФ. Сурдолог поддерживает связь со специалистами центра кохлеарной имплантации но вопросам лечения и реабилитации. В работе сурдолога с детьми с КИ важная роль отводится также предотвращению у ребенка возникновению воспалительных явлений в носоглотке, могущих быть причиной отитов. Это, d свою очередь, может привести к осложнениям, критичным для работы КИ.

У многих детей с КИ, потерявших слух вследствие воздействия патологических факторов в перинатальный период, а также нейроинфекций, имеются дополнительные проблемы с нервной системой (перинатальная энцефалопатия, нарушения внимания, гиперкинез, моторные расстройства и др.), влияющие на процесс реабилитации. В таких случаях важно, чтобы ребенок получал квалифицированную помощь психоневролога.

Источник