Развитие навыков социального поведения ребенка

Социальные навыки предполагают обучение  детей  этически  ценным  формам и  способам  поведения в отношениях  с  другими людьми.  Для этого  необходимо  формировать  коммуникативные  навыки, умение  устанавливать  и  поддерживать  контакты,  кооперироваться  и  сотрудничать,  избегать  конфликтных  ситуаций.  Необходимо  обучить  детей  нормам  и  правилам  поведения, на  основе  которых  в  дальнейшем  складываются  этически  ценные  формы  общения,  так же  помочь  понять, как  легко  может  возникнуть ссора,  её  причина  и  помочь находить  способы  и приемы  самостоятельного  разрешения.

Поэтому, считаем необходимым, помочь детям  понять,  что  делать  что-то  вместе  не  только  интересно,  но  и  трудно,  так  как   нужно  уметь  договариваться,  соблюдать  очередность,  прислушиваться  к  мнению  товарищей.
Личностные  качества  ребенка  формируются  в  активной  деятельности  и,  прежде  всего  в  той,  которая  на  каждом  возрастном  этапе  является  ведущей,  определяет  его  интересы,  отношение  к  деятельности,  особенности  взаимоотношений  с  окружающими  людьми.
Поэтому, одна из главных задач в нашем дошкольном учреждении – формирование  социальных  навыков поведения  детей.

На  первом  этапе  своей  работы  мы  изучали детскую  жизнь  в играх,  и  нашли  черты  организованности,  дисциплинированности,  заинтересованности.  Изучив  литературные  источники  («Я — ты — мы». Программа социально-эмоционального развития  дошкольников. «Особенности общения  с  дошкольниками» Е.О. Смирновой. «Практикум  по  дошкольной  психологии»  Г.А. Урунтаевой )  и  по  своим  наблюдениям,    обратили  внимание  на  то,  что  дети,  обладающие  этими  качествами,  совсем  не  становятся  хорошими  членами  детского  игрового  общества.

Как  показал  наш  опыт  организации  детской жизни,  необходимо,  чтобы развилось  и  действовало  особое  качество,  позволяющее  детям  устанавливать  между  собой  связи,  чувствовать  друг  друга,  общаться  друг  с  другом,  быть  способными  действовать  друг  с другом.  Это  качество — общественность.  Для  этого необходимо  создать  определенные  условия.  Поэтому,  на  втором  этапе, воспитатели  решили изменить развивающую  среду  в  группе – для  формирования  общественности,  социальных  навыков.

Создали  центр  социально-эмоционального  развития – это место,  где  у  детей  формируются  основы  культуры  общения  через  решение  проблемных  ситуаций,  игровую  и  театрализованную деятельность,  где  закрепляются  знания  об  окружающей  действительности.       В  центре  представлены  семейные  альбомы,  фотографии,  детские  рисунки,  домашние  реликвии,  что  помогает  формировать  у  детей  важнейшие  душевные  ценности,  в  том  числе  представление  о  гармонии  семейных  отношений.  Это  рождает  в  ребенке  чувство  защищенности,  теплоту,  эмпатию. Для  нас  было  важным  помочь  детям  осознать,  что  социально  принятые  правила поведения  обуславливают лишь  внешний  слой  общения.

 Чтобы  научить  детей  строить  отношения  с  другими  людьми  уважительно  и  деликатно  вести  себя  со  сверстниками,  мы  предлагали детям,  в  совместной  деятельности, проблемные  ситуации,  разрешая  которые,  они  будут  овладевать  определенными  социальными,  коммуникативными  навыками,  и  сюжеты  для  игр-драмматизаций  различного  содержания,  такие  как:

? «Отнял  игрушку»,
? «Толкнул»,
? «Долго  качается  на  качелях,  а  другие  не  могут  дождаться  своей  очереди»,
? «Нечаянно  разрушил  постройку  товарища»,
? «В  группу  пришел  новенький»…

Наше дошкольное учреждение  работает  по  программе  «Школа 2100», поэтому  формирование  социальных  навыков  происходит  на  каждом  занятии:  например  по  разделу «Ты словечко, я словечко» (курс «Риторика»):

1. «Что такое  общение?».
 Цель:  показать  детям,  что  без  общения  жизнь  человека  невозможна,  общение  предполагает  взаимоотношение людей; общение  должно  быть  доброжелательным.
2. «Для  чего  люди  общаются?»
 Цель:  познакомить  детей  с  основными коммуникативными  целями;  объяснить  разницу  в  целях: поделиться  радостью  и  похвастаться.
3. «Общение  бывает  разным».
 Цель: знакомим  детей  с  некоторыми  видами  общения (контактным,  устным, письменным),  показать, с помощью  чего  можно  общаться  на  расстоянии.
4. «Зачем  быть  вежливым?»
Цель: объяснить  дошкольнику,  что  вежливость  помогает  человеку  налаживать  контакт  с  собеседником,  вежливым  нужно  быть  всегда,  вежливость  должна  быть  искренней.
5. «От  улыбки  станет  всем  светлей…»
 Цель:  показать  детям, что  улыбка  помогает  налаживать контакт  между  собеседниками, улыбка  признак  доброго  расположения,  говорящих  друг  другу.
6. «Как  обратиться  с  просьбой?»
 Цель:  учить  детей  вежливо  обращаться  с  просьбой  к  собеседнику,  объяснить,  что просьба  должна  быть мотивированной.
7. «Не забудь  извиниться».
Цель: познакомить  детей  с  разными  выражениями,  которые  используются  при  извинении;  обращать  внимание  дошкольников  на  то,  что  извинение  должно  быть  с  объяснением; объяснить детям, что  чувство  вины  создает  душевный  дискомфорт.
8. «Правила  общения».
Цель: вспомнить с детьми  правила  общения, с которыми  мы познакомились;  обращать внимание детей на то, что одним  из главных правил  являются  такие,  как:  будь вежливым, внимательным, доброжелательным  и искренним.
9. «Человек без друзей, что дерево  без корней.»
Цель:  объяснить детям, что в основе  дружбы  лежит взаимопонимание,  добрые  и сердечные отношения.

Из  раздела «Здравствуй,  мир» (курс «Ознакомление с окружающим»):

1. «Улица полна неожиданностей» (как вести себя на  улице).
Цель: расширить  представления  детей  о правилах поведения  во  дворе  и на улице; учить детей видеть  всё то, что представляет опасность для  их жизни и  здоровья.
2. «Едем  в гости» (моя семья).
Цель:  уточнить  знания  детей о родственных  связях; воспитывать любовь  и уважение  к  близким,  культуру поведения.
3. «Какие  мы?».
Цель:  развивать способность определять  эмоциональное  состояние  по  схематическим  изображениям  и  объединять различные  изображения  единым сюжетом.

Из раздела  «Путешествие  в  прекрасное» (курс «Синтез искусств»):
1. «Общение».
Цель: закреплять  правила  беседы,  выделять  важность и необходимость  «вежливых  слов»  в  общении  людей.
2. «Мир  вокруг  нас».
Цель: рассказать  о  красоте  окружающего  мира,  о бережном отношении  к  природе.
3. «Значение  поступков».
Цель:  учить  детей различать в жизни  добро  и  зло,  познакомить детей  с  понятиями  добро, добрый  человек,  добрые  поступки.

Читайте также:  Влияние семьи на развитие речи ребенка консультация для родителей

В  своей работе   используем различные  методы  и  приемы:
? Наглядный  метод. Рассматривание  картин, иллюстраций,  показ  видеофильмов,  диафильмов,  дидактический  материал.
? Практический  метод.  Игровые  упражнения  и  занятия, игровые  ситуации  и  сюжеты,  введение  сказочных  героев,  игры-драмматизации.
? Словесный  метод.   Беседа,  вопросы-ответы,  игровые  упражнения.

 Так  как  ведущей  деятельностью  в  дошкольном  возрасте  является  игра,  то  были  проведены  игровые  занятия в  познавательной  и  совместной  деятельности  по  темам:
«Я  считаю  тебя  хорошим».  Цель:  развивать представления  о  том,  что  такое  «дружба».
«С  кем  я  дружу».  Цель:  формировать  представления  о  том,  что  важно в  дружеских  отношениях.
«Портрет  друга».  Цель:  помочь  выявить  и  обобщить внешние  и внутренние качества  друга.
«Ссора».  Цель:  способствовать  осознанию  причин,  приведших  к  конфликту,  и  возможных  путей  его  разрешения.
«Дразнить,  обижать».  Цель:  развивать  теплые,  добрые  отношения  между  детьми.
«Как  можно  все  объяснить  взрослым».  Цель:  способствовать  хорошим отношениям  детей со  взрослыми, путем  формирования  умения  объясняться.
«Вместе  с  друзьями». Цель:  способствовать  формированию  хороших отношений  между  детьми.
«Совместная  деятельность».  Цель:  помочь  понять,  что  вместе  играть  интереснее.

Совместно  с  детьми,  воспитатели изготовили маски,  изображающие  эмоции  человека  во  время  ссоры,  обиды,  радости,  доброты и т.д.,  которые   в  дальнейшем    используем  для  инсценировок,  кукольных  театров.

Особенно  детям понравились  игры, развивающие общение  и  социальные навыки, такие  как:
«Дождик».  Цель: игра  позволяет  воспитателю  завоевать  доверие  и  расположение детей,  удовлетворить потребность в  общении  и доброжелательности  взрослого.

«Лови-лови».  Цель:  развеселить  и  позабавить  детей;  поднять  настроение пассивным  детям.

«Куклы  пляшут». Цель: игра-забава  не  только  развивает  детей,  но  и  учит  их  выполнять  игровые  действия  по  очереди,  небольшими  группами.

«Подарки». Цель:   для  дальнейшего  сближения  детей  и  воспитания  дружеских  доброжелательных  отношений  в  группе.

«Спектакль  игрушек». Цель:  является  удивительным  зрелищем  для  детей,  ценным  средством  формирования  эмоционально-нравственных  основ  их  поведения.

«Магазин  игрушек».  Цель:  дети  делают  первый  шаг  в  развитии  партнерства  и  сотрудничества.

Работа по формированию социальных навыков поведения у детей дошкольного возраста   невозможна без активного  сотрудничества воспитателей с  музыкальным  работником,  руководителем  ИЗО студии детского сада.
Совместно  с этими специалистами был  подготовлен  спектакль «Заюшкина  избушка», который дети показали своим друзьям из других возрастных групп, литературная  викторина  при  участии  родителей  под  названием  «Сказки А.С. Пушкина»,  Пасхальная  ярмарка (в которой родители приняли активное участие).

Считаем, что  без  взаимодействия  с  родителями  невозможна  качественная  работа.  Поэтому    организовываем для  родителей  консультации  по  данной теме,  знакомство  с  новинками  педагогического  процесса,  приглашаем  на  занятия,  собрания,  делимся  успехами, результатами  работы.

     Теперь  мы  уже  можем  говорить  о результатах  проделанной  нами  работы:
1.   Дети  стали  более  общительными,  дружелюбными;  они  научились  устанавливать  и  поддерживать  контакты,  избегать  конфликтных  ситуаций.
2. Наши воспитанники  научились на  занятиях  слушать  друг  друга, стали более  организованные,  дисциплинированные,  внимательные,  наблюдательные.
3. В процессе  работы,  у  детей  сформировалось  понятие  о  том, что  воспитанный  человек    дружелюбней,  всегда  будет  пользоваться  симпатией  у  окружающих. Это  и  опрятный  внешний  вид,  и  умение  вести  себя  в  гостях,  выбрать  подарок,  угостить  гостей.
4. Мы  помогаем  детям  понять, что «дружба»  дает  радость  общения  и  нужно  уметь  доставлять  эту  радость  другому.
5. У многих  детей  со  временем  появилось  новое,  личностное  начало  в  отношении  к  сверстникам, в  котором  он (ребенок) относит  себя  к  другому  во  всей  своей  и  его  целостности.

Наша задача:  продолжить  работу  по  этой проблеме  и  добиться  следующих  результатов:
1. Улучшить  и  сформировать  коммуникативные  навыки  и  умения.
2. Снизить  негативные  эмоции  и  конфликтные  ситуации.
3. Научить  детей  умению  договариваться,  соблюдать  очередность,  прислушиваться  к  мнению  товарищей.
4. Формировать  наиболее сплоченные  отношения  детей  в  обществе  и  играх

Тест: взаимоотношения детей в совместной  деятельности.
Цель:  выявить  отношения  руководства — подчинения в  совместной  деятельности  дошкольников.
Проведения  эксперимента.  В  эксперименте  детям  предлагается  игра «Зоопарк».
В  игре  принимают  участие  одновременно  четверо детей. Испытуемые  сидят  за  одним  столиком  на  расстоянии  полутора метров  друг от друга.  Экспериментатор предупреждает детей, что они не  должны  смотреть  карту  друг друга,  но могут разговаривать.  Дается  следующая инструкция: «дети,  поиграйте  а  «зоопарк».  Условия  игры  такие:  ходить  по зоопарку  надо всем  вместе,  чтобы  никто  не  потерялся.  Все  осматривают  одно животное,  затем переходят  к  следующему.  Путь  по  «зоопарку»  прочерчивает  мелком  по  своей  карте».
Высказывания  детей  и  обсуждение  маршрута  являются  основным  способом  организации  поведения  детей.
Обработка  эксперимента. Подсчитывается  количество сделанных,  принятых и  на принятых  предложений.  Результаты  заносятся  в  таблицу.

Тест: общение детей дошкольного возраста со взрослыми.
Цель: провести  анализ  избирательного  отношения  детей  к «социальным» (человек)  и «несоциальным» (предметы-игрушки)  воздействиям.
Проведения  эксперимента. Эксперимент  проводится  индивидуально  с  каждым  ребенком. В середине комнаты  находятся два стула. На одном из них сидит человек, знакомый ребенку, на другом — игрушка. Перед входом в комнату ребенку дается инструкция: «Когда войдешь в комнату, хорошо осмотрись. Все, что увидишь, запомни. Потом  расскажешь мне».
Ребенка  останавливают на расстоянии двух  метров от  объектов наблюдения.  Длительность восприятия ребенком объектов = 30 секунд, после  чего  ребенок удаляется  из комнаты  и рассказывает,  что он видел.
Первый этап состоит  из  трех  частей,  в которых  одновременно меняются  положение игрушки  и человека  и  их внешний  облик: у человека появляется косынка, очки. Яркие бусы; у игрушки —флажок, шарик…
Второй этап  так же состоит  из  трех  частей, где  у  игрушки  меняется  элементы костюма,  у человека — мимика.
В протоколе фиксируется поведение ребенка во время эксперимента, его  эмоциональные проявления  и  время  фиксации каждого объекта  высказывания.
Обработка эксперимента.
Количественная  обработка:  подсчитывается  число  всех  обнаруженных  замен  и  их  последовательность, число ошибок; длительность фиксации (человека, предмета).
Качественная  обработка:  сопоставляются  количественные  данные  по возрастам и делаются выводы.  Характеризуются эмоциональные проявления  детей.

Читайте также:  Целостное развитие ребенка дошкольного возраста рисунок

Ведерникова Н.В.,  педагог-психолог,
Смирнягина Л.А.,   старший воспитатель  МДОУ д/с № 421 комбинированного вида, г. Новосибирск



Источник

Екатерина Фетищева
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Фетищева Е. В. ,

воспитатель,

МКДОУ № 17 «Чебурашка»

Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция, что также обусловливает актуальность данной работы.

«Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта». А. В. Мудрик

Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.

Для установления правильного социальноговзаимодействия необходимо:

• знание норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят, и т. д.);

• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают, разговаривают спокойно, проявляют интерес к собеседнику)

• знание правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей (умеют договариваться, управлять разногласиями).

Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.

Цель: Развитие социальных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить особенности личностного поведения детей дошкольного возраста, подобрав для этого необходимый диагностический инструментарий.

2. Определить технологию развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Создать условия для развития навыков взаимодействия.

4. Организовать работу с родителями.

5. Реализовать план действий.

6. Сделать выводы об эффективности проводимой работы и предоставить педагогическому сообществу.

Новизна опыта заключается в определении последовательности работы с детьми по развитию социальных навыков взаимодействия, разработке перспективного планирования.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, выделила три формы отношений ребенка с окружающими людьми (на основе методики Т. В. Сенько, но модернизированной).

1 группа детей (высокий уровень): это дети, которые пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, доброжелательны, легко вступают в общение.

2 группа детей (средний уровень): это дети, которые обладают хорошими положительными качествами, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, доброжелательны. Они хорошие исполнители, но не достаточно активны.

3 группа детей (низкий уровень): дети не умеющие взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми (конфликтные дети, застенчивые, неуверенные).

Изучение личностного поведения ребенка

2012-2013г 2013-2014г

Младшая группа Средняя группа

Высокий уровень 2 ребенка 5 детей

Средний уровень 11 детей 11 детей

Низкий уровень 8 детей 5 детей

Количественные данные изучения личностного поведения ребенка подтвердили актуальность нашей работы: необходимо обратить внимание и оказать необходимую помощь детям со средним уровнем и особое внимание обратить на детей с низким уровнем личностного поведения.

За основу я взяла здоровьесберегающую педагогическую технологию группы авторов Елены Владимировны Примы, Людмилы Васильевны Филипповой и Ирины Николаевны Кольцовой «Развитие социальной уверенности у дошкольников». Авторами даны методические рекомендации, планы занятий. Данный опыт я использовала частично, а именно мое внимание привлекли рекомендации по развитию навыков взаимодействия в процессе организации игровой деятельности.

Всю работу условно разделила на два направления

Читайте также:  Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста

Основы социального взаимодействия

• Положительный образ «Я» рассматривается как уверенность в себе. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно и добьется положительного результата.

• Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение понимать, сопереживать ему.

• Установление контактов предполагает умение устанавливать связь, вступать в контакт с другими, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой и т. д.

• Реализация самоутверждающих способов поведения проявляется в выражении своих желаний, чувств, эмоций (как позитивных, так и негативных).

Организация работы с детьми строится по этапам

I этап «Я и мир» (3-4 года) –помощь ребенку в осознании себя, через обогащение сенсорного опыта.

II этап «Я и другие» (4-5 лет)развитие умения воспринимать окружающих.

III этап «Один и вместе» (5-6 лет)развитие умения сотрудничать.

Решение образовательных задач осуществляется в рамках совместной деятельности взрослых и детей:

• непосредственно образовательной деятельности;

• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в утренний прием детей, на прогулке, вечером);

• в совместной деятельности педагогов и семьи, как участника образовательного процесса.

• Самостоятельная деятельность детей реализуется в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды;

Планирование работы

Младшая группа

«Я и мир»

Цель: побуждать детей прислушиваться к различным звукам и передавать свои ощущения и чувства при восприятии звуков. Средняя группа

«Я и другие»

Цель: развивать у детей умение воспринимать другого человека, развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление неуверенности. Старшая группа

«Один и вместе»

Цель: формировать у детей некоторые социальные навыки, такие как умение сотрудничать.

сентябрь Игра «Поезд». Игра «Разноцветный зонтик»

октябрь Слушаем шум дождя, поем песенку про дождь. Игра «Солнышко и зонтик»

ноябрь Игра –инсценировка «Гав-гав» Игра «Праздник зонтика»

декабрь Путешествие по стране звуков. Игра «Угадай-ка», «Нарисуем, что слышим». Игра «Прогулка в лес»

январь Игра «Оркестр погремушек» Игра «Узнай по голосу»

февраль Игра-инсценировка «Теремок». Игра-инсценирование «Упрямые козлики»

Март Игра «В гостях у животных». «Идет Матушка-весна»

апрель Игровое упражнение «Прогулка» Игра-инсценировка «Репка»

май Игра «Приглашение». «В гости к березке»

Алгоритм занятия

Iчасть: введение в игровую ситуацию, создание мотивации и эмоционального настроя у детей.

IIчасть: игровые упражнения, ситуации, задания, имеющие смысловую нагрузку и направленные на реализацию задач занятия.

IIIчасть: Подведение итогов занятия.Рефлексия: беседуем с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы играть в свободное время, приятно ли им было общаться с другими детьми. Даем возможность высказаться всем детям. Делимся с детьми своими впечатлениями, чувствами, которые испытывали на занятии.

Занятие проводим 1 раз в месяц. Проводится большая работа вне занятий. Основное внимание уделяем игровым методам: используем игры-инсценировки, игры с правилами, дидактические упражнения и игры.

Большое разнообразие игр позволяет использовать их как сильное, и ненавязчивое педагогическое средство, так как их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы каждого ребенка.

Используем и другие формы работы: чтение художественной литературы, художественно-творческую деятельность, беседы, рассказ воспитателя и др.

Условия для развития социальных навыков:

1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).

2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.

3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.

4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.

Работа с родителями.Цель: оказание консультативной помощи семье по вопросам социализации ребенка и формирования социальных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В дошкольном возрасте для ребенка значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они формировали у ребенка чувство собственной значимости.

Показатели развития социальных навыков:

1. В разговоре ребенок проявляет инициативу.

2. Способен слушать.

3. Осмысленно отвечает на вопросы.

Во взаимодействие с другими:

1. В игре ждет своей очереди.

2. Может играть с другими детьми или сидеть рядом.

3. Делится игрушками, другими предметами в игре. Не отбирает у другого его вещи.

Оценка результативности работы:

• Дети вступают во взаимодействие друг с другом, увеличивается число контактов между детьми.

• Дети активны, любознательны, готовы к контактам с другими детьми и взрослыми.

• Сравнивая детей младшей и средней группы, можно отметить, что увеличилось количество детей с высоким уровнем личностного поведения и меньше стало детей с низким уровнем развития.

Перспективы работы связываю с разработкой плана на старшую группу, выбором игр для формирования социальных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Источники:

1. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., Издательский центр «Владос», 2003.

2. Емельянова Н. В. Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вызов. https://www.teoria-practica.ru/-1-2012/sociology/emelyanova.pdf

Источник