Развитие навыков чтения у ребенка

Развитие навыков чтения у ребенка thumbnail

Перед тем как приступить к процессу обучения чтения, ребенок любого возраста должен иметь хороший словарный запас, всестороннее понимание основных слов и их значения. И хотя это задание может показаться слишком сложным, существуют способы, которые помогают расширить словарный запас дошкольника и внедрить концепции раннего чтения.

Чтение вслух и участие в разговоре помогает малышу выучить слова, их произношение, значение, различие и многое другое.

Развитие навыка чтения у малыша

Психические процессы, необходимые для чтения.

Дети не могут читать, не достигнув стадии готовности чтения. Признаки готовности зачастую отображаются в поведении. Обучение можно начинать, если ребенок:

  • пробует читать;
  • изучает знаки, логотипы;
  • понимает взаимосвязь между буквами и звуками;
  • хорошо разговаривает;
  • знает некоторые буквы алфавита;
  • может составить связный рассказ;
  • прослушав книгу, может рассказать историю своими словами;
  • имеет активный словарный запас.

Навыки готовности настолько важны, что многие программы для детей дошкольного возраста сосредоточены на их развитии. Так и наша система обучения и развития призвана помочь малышу накопить и закрепить новые знания.

Чтение это не только знание букв и звуков. Дети также должны быть в состоянии понять, что они читают. Для понимания прочитанного необходим ряд психических процессов. Ребенок должен уметь смешивать звуки, формируя слова.

Развития памяти у детей

Роль кратковременной памяти и ее развитие у ребенка.

Кратковременная память играет главную роль в понимании. Для того чтобы понять прочитанное, дети должны распознавать буквы и слова, строя из них предложения. Кратковременная память позволяет запоминать слова и их значение от начала предложения до конца, что позволяет понять смысл всего предложения.

Чтобы понять смысл текста одного предложения недостаточно. Дети должны держать в памяти информацию всего абзаца. Однако такой объем часто выходит за пределы возможностей их кратковременной памяти. Другими словами, они не могут хранить информацию достаточно долго.

Оперативная память является процессом временного хранения и обработки информации. Краткосрочный объем памяти увеличивается с возрастом и зависит от развития передней части головного мозга (лобные доли). До тех пор пока он не достаточно развит, мозг не может одновременно обрабатывать и хранить информацию. Другими словами, существует компромисс между пониманием слов и их значением. У большинства детей память начинает улучшаться начиная с шести лет.

Для развития памяти у детей мы советуем заниматься на нашей платформе по предмету «Внимание и память».

Способы обучения чтению детей

Способы обучения чтению детей дошкольного возраста.

Даже не умеющий читать ребенок часто рассматривает книгу, изучая незнакомые символы и знаки. Однако процесс обучения следует строить, основываясь на индивидуальных особенностях ребенка. Способы обучения могут включать в себя следующее:

  1. Чтение книг, состоящих из множества повторяющихся фраз. Повторение помогает ребенку вспомнить, что будет дальше. Через некоторое время он будет в состоянии запомнить содержание книги.
  2. Пересказ прочитанной книги (ребенок должен не только понимать содержание, а уметь его пересказать своими словами, улучшая при этом память и словарный запас).
  3. Обращать внимание малыша на окружающие его слова и знаки (на вывесках, в книгах, в надписях на упаковках и другие).
  4. Увеличение визуальных и языковых навыков распознавания (видя объект на картинке, ребенок должен назвать его). Эта деятельность помогает развить словарный запас, вербальные навыки рассуждения, обработку визуальной информации, распознавание образов и память.
  5. Использовать карточки с названиями бытовых предметов (карточками можно отметить диван, ванну, холодильник). В конце концов, малыш будет в состоянии распознать названия из контекста: в книгах, на знаках и т. д.
  6. Складывать из букв слова (отдельные буквы можно написать на карточках, вырезанных из бумаги вместе с ребенком или прикрепить на магнитах).
  7. Чтение полученных писем и открыток вместе с ребенком.
  8. Ежедневные занятия с ребёнком на нашей развивающей платформе Kids Smart.

Обучение чтению – поэтапный, длительный процесс. Если ребенок устал или становиться раздражительным, нужно сделать перерыв и повторить попытку через время.

Источник

Как развить у ребенка навыки чтения   

Рейтинг
16

Чтение очень важно в развитии ребенка, поэтому родители должны научить его читать

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Навыки чтения необходимы ребенку, чтобы успешно учиться в школе. Чем больше и раньше развиты у ребенка эти навыки, тем выше будет его успеваемость. Если ребенок не научится читать до 8 лет, у него возникнут проблемы с обучением.

Родители – первые и главные учителя ребенка

Первыми учителями в жизни каждого ребенка являются его родители. Дети развивают речевые навыки, слушая родителей и подражая им. С рождения дети обладают способностью произносить звуки речи любого языка. С раннего возраста они слышат свой родной язык и пытаются его воспроизвести. Чем больше времени родители разговаривают с ребенком, тем лучше у него развивается речь.

Когда ребенок произносит первые слова, обратная связь от окружающих людей помогает ему понять смысл этих слов и начать использовать их для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Постепенно он учится составлять из слов фразы и предложения. Так шаг за шагом ребенок учится бегло говорить и понимать речь окружающих.

Чтение и письмо – это та же речь, только изложенная в письменной форме. Единственное различие заключается в том, что здесь используются буквы, а не звуки. Ребенок учит отдельные буквы и их комбинации, и, наконец, учится составлять из букв слова. Развитие устной речи помогает ему развивать и навыки письма.

Чтение способствует развитию ребенка

Родители ежедневно должны не только разговаривать с маленьким ребенком, но и читать ему. Это стимулирует интерес детей к книгам. Становясь немного старше, дети стараются во всем подражать родителям, в том числе и в чтении книг. Родителям необходимо прививать ребенку любопытство и интерес к чтению. Им следует не только читать ему книги, но и вместе обсуждать прочитанное. Сам процесс чтения должен быть интересным для ребенка и вызывать у него положительные эмоции.

Когда ребенок учится читать самостоятельно, родителям нужно читать вместе с ним. Также следует продолжать обсуждать с ребенком содержание прочитанных книг.

Как развить у ребенка интерес к чтению

Когда ребенок научится читать, запишите его в ближайшую библиотеку, чтобы он получил возможность читать книги, которые ему нравятся. Покупайте ему книги и детские журналы, соответствующие его возрасту.

Когда начинать учить ребенка чтению

Многие дети готовы к обучению чтению в возрасте трех-четырех лет, но некоторые – только к шести годам. Если у ребенка нет задержек речевого или умственного развития, нарушений слуха или зрения, навыки восприятия письменной речи у него формируются к шести годам.

Родители могут с удивлением обнаружить, что их трехлетний ребенок уже умеет читать. Он может научиться этому непроизвольно, смотря телевизор, или когда вы читаете ему названия магазинов на вывесках и т.д.

Дети осваивают речевые навыки в индивидуальном темпе. Однако если вы регулярно читаете ребенку, у него, скорее всего, возникнет интерес к чтению.

С чего начать?

Развивать навыки чтения следует с изучения букв. Учить с ребенком алфавит можно в возрасте от полугода до года. Используйте картинки, на которых нарисованы буквы и предметы, названия которых начинаются с этих букв. Можно посвящать каждую неделю изучению одной буквы. Сначала ознакомьте ребенка с новой буквой, затем предложите ему находить ее в словах. Так постепенно ребенок будет готов к тому, чтобы читать слова.

Также важно развить у ребенка навык фонематического восприятия. Ребенок должен понять, что слова состоят из отдельных звуков, и научиться воспринимать эти звуки в речевом потоке. Недавние исследования доказали, что стихотворения помогают детям развить фонематическое восприятие. Поэтому читайте детям стихи и пойте песенки – это занятие принесет вам много веселья, а ребенка вдобавок научит различать звуки. Кроме того, так ребенок быстрее научится читать.

Почему некоторым детям бывает трудно научиться читать?

Одни дети легче обучаются чтению, другие – труднее. Есть дети, у которых позже формируется готовность к чтению, чем у остальных. Некоторые дети готовы к этому только в 6 лет. Дело в том, что ребенок должен развить много навыков до того, как приступить к развитию навыков чтения. Каждый ребенок развивает эти навыки в индивидуальном темпе, который может сильно различаться, при этом все же оставаясь в пределах нормы.

Некоторым детям могут помешать научиться читать проблемы со слухом, зрением, задержки речевого развития, недостаточно развитая краткосрочная память или низкая скорость обработки информации. Если ребенку плохо дается чтение, поговорите с его воспитателем в детском саду или детским врачом – они помогут определить истинную причину. Некоторые дети могут страдать от дислексии. В таком случае ребенку поможет специальная программа обучения.

У некоторых детей нет никаких отклонений, но им могут не подходить методы обучения в школе. Поговорите с учителем: возможно, ребенку понадобятся дополнительные занятия или индивидуальный подход.

Как помочь ребенку с дислексией преодолеть трудности?

Развивая навыки чтения, ребенок может испытывать трудности, например, если страдает от дислексии. От этого он может чувствовать себя неполноценным или потерять интерес к обучению. Из-за трудностей с обучением чтению у некоторых детей возможны депрессия или проблемы с поведением.

Исследования показали, что существует всего один способ помочь научиться читать ребенку с дислексией. Это программа обучения чтению, которая одновременно использует несколько каналов восприятия (зрение, слух, осязание) и основана на развитии фонематического восприятия и различении отдельных звуков в речевом потоке. Наиболее эффективным в этом отношении считается метод Ортона-Гиллингэм. На его основе разработано много программ, доказывающих свою эффективность в обучении чтению детей с дислексией.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.00 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
10.04.2018

Источник

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

кипящий-чайник

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

сильный-мальчик-в-школе

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

буквы-прикрыты-линейкой

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

разрезанные-карточки-со-словами

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

лупа-на-карточках-с-буквами

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн… полочка.

Нов… футболочка.

Больш… ложка.

Рыж… кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …….

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим …….

Юк-юк-юк — поломался наш ……

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

таблица-с-цифрами

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

две-небольших-таблицы-с-цифрами

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

шерлок-холмс

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

красивое-ручное-зеркало

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

перевернутая-книга

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

птички-сидят-на-ветке

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

мальчик-держит-в-зубах-карандаш

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

мама-читает-сыну

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

карточки-с-предложениями

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

школьница-старается

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

меленький-мальчик-рисует

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Развитие навыков чтения у ребенка

Источник