Развитие навыка чтения умственно отсталого ребенка

Развитие навыка чтения умственно отсталого ребенка thumbnail

Методическая разработка.

« Формирование навыков осознанного чтения у умственно отсталых детей»

Автор :

Афанасьева Наталия Сергеевна,

учитель начальных и коррекционных классов,

первая квалификационная категория

ГБОУ «РЦО»

Чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий учебный характер, используемый учениками при изучении учебных предметов.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Неумение читать правильно, бегло и выразительно ведет к возникновению у младших школьников и нарушений письменной речи. Более конкретные проблемы – неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой и слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. В свою очередь, применительно к умственно отсталым школьникам это имеет катастрофические последствия  – несформированные навыки чтения вызывают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, взаимоотношений с обществом, трудности в речевом общении влекут за собой нарушение коммуникативных функций. Как итог – в подростковом возрасте трудно идет процесс социальной адаптации и интеграции умственно отсталых детей. Подрыв основы формирования ребенка-читателя, таким образом, становится одновременно препятствием для саморазвития личности и ее успешной интеграции в общество.

Процессом чтения все дети овладевают по – разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении.

Умственно отсталые дети не могут приобрести навык достаточно беглого, правильного осмысленного чтения, с тем, чтобы к моменту окончания курса обучения самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать соответствующие выводы.

Нарушения чтения умственно отсталых детей носят системный характер. У умственно отсталых учащихся страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

Чтение учащихся коррекционной школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок(замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

Для формирования полноценного навыка  чтения   в своей работе использую коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности. Коррекционная работа проводилась по развитию навыков чтения- беглости, выразительности, осознанности, правильности.

Упражнения для развития беглости чтения

1.Читай скороговорку три раза. Сначала медленно, второй раз с обычной скоростью, а третий раз –как можно быстрее.

У тридцати трёх полосатых поросят три хвостика висят.

2.Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи её.

Как на горке , на пригорке

Стоят тридцать три Егорки

Раз Егорка

Два Егорка… Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор пока его хватит. Посоревнуйся с товарищами, кто сможет посчитать не делая вдоха.

3.Читай скороговорку несколько раз, всё быстрее и быстрее.

Бесконечные стихи

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает,

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

4.Чтение длинных предложений. Читай как можно быстрее.

Однажды мужик пошёл в лес.

Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить.

Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру.

Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег.

Однажды мужик пошёл в лес дрова рубить, подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.

5.Читай правильно, целыми словами.

Верно – вернулся – отвернулся. Диво – дивиться – удивиться.

6.Читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами.

Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать и т.п.

Упражнения на развитие выразительного чтения

1.Упражнения на постановку логического ударения.

– Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения.

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

– О чём спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это предложение по разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.

– Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении и проследите, как изменится ответ.

Ты завтра встречаешь сестру?- Да, я.

Ты завтра встречаешь сестру?- Да, завтра.

Ты завтра встречаешь сестру?- Да, встречаю.

Ты завтра встречаешь сестру?- Да, сестру.

– Иногда на логическое ударение указывают усилительно-выделительные частицы, стоящие перед значимым словом. Найдите эти частицы в следующих предложениях. Слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните прямой линией.

Только тренеру он был обязан своими успехами.

Лишь в восемь часов работа была закончена.

Только отец сохранял спокойствие.

– Прочитайте следующие предложения, правильно ставя логическое ударение.

Под сосной Серёжа нашел гриб.

Серёжа нашёл гриб под сосной.

Гриб под сосной нашёл Серёжа.

2. Игры и упражнения на выделение пауз

– В чем разница?

Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.

Читайте также:  Описание ребенка с отклонениями в развитии

Как обрадовали | его успехи | друга! Как обрадовали его | успехи друга!

У нас| с братом беда. У нас с братом| беда.

– Кто правильнее?

Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания-точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.

Что, болит? – Что болит?

Ну что, споем? – Ну, что споем?

Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу.

Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру.

– Кто быстрее?

Определить варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный смысл этих предложений при одинаковом их написании?

Поездку отложить нельзя выезжать.

Детей отправьте вечером встретим.

На утес одинокий орёл садиться.

3. Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

– Прочитайте следующие предложения и скажите, в каком темпе должно произноситься каждое из них.

Работу сделали за два дня.

Как медленно вертится колесо!

Помогите, человек тонет!

Как долго тянется зима!

Скорей бежим домой!

– Проанализируйте предложенные ситуации и ответьте на вопрос: «В каком темпе вы будете говорить в каждом случае и почему?»

– К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находиться аптека. Расскажите ей маршрут, предупреди об опасностях (наледь, камень, выбоина). Как ты будешь говорить с ней? В каком темпе?

– К остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке людей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет.

– До отхода поезда осталось несколько минут. Вы уезжаете в гости. Вас провожает мама (папа, бабушка). За оставшееся время вы должны сказать маме важное сообщение.

4. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

– Анализируем ситуацию.

Представьте ситуацию: мама просит сына заняться уроками.

Саша иди делать уроки!

Молчание в ответ.

Саша!…

Да иду, иду.

Ты как со мной разговариваешь?

– Определи тон.

Учитель произносит следующие фразы разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза.

Мы завтра идем в поход.

В нашей школе сегодня будет концерт.

Завтра обещают дождь.

– Произнеси по-разному.

Произнеси междометие «О» с разной интонацией.

Удивительно, радостно, недовольно, испуганно.

– Попробуй произнести маленькое слово «Да» девятью разными способами.

Важно, нежно, категорическим тоном, вопросительно, задумчиво, скорбно, иронически, с сожалением.

– Произнеси данные слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Пусть ваши слушатели попробуют определить эти чувства. «Открой дверь!» – гневно, грустно, весело, высокомерно, раздраженно.

«Молодец!» – восхищенно, удивительно, насмешливо, угрожающе.

5.Упражнения для развития сознательного чтения.

– Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

– Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Картофель, свёкла, лук, капуста.

– Какое слово лишнее и почему.

Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь.

– Чем похожи следующие слова.

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

– Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первыйслог.

Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксёр. Молоко, нерест, тарелка.

– Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама. Пуговица, молоток, лава. Укор, бузина, тина.

– Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружьё. Соломка, пора, мель. Лиса, бельмо, полёт.

– Даны три слова. Первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое слово.

Песня – композитор, самолёт- ? Школа – обучение, больница – ?

– Закончи рассказ «Забота о птицах». Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

– Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.

Мальчик и стадо. Лгун. Волк.

Мальчик стерег стадо овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так два или три раза, случилось – и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать, звать на помощь, но к нему никто не прибежал. Мужики подумали, что он обманывает, и не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Почему мужики не поверили мальчику?

Почему случилась беда?

Что ты думаешь об этом мальчике?

6 . Упражнения для формирования правильности чтения

– Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел-мель-мыль-мыль-мал-мял. Мышка-мошка-мишка-миска.

– Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев.

Красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое.

Кукла, мама, папа.

– Повтори, что сказал учитель.

Бочка-точка, бабушка- бабочка, каша- ложка.

– Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст-стук, сосна- насос, мех-смех, мышка- камыш, марка- рамка, марш-шарм, масло-смола, мошкара- ромашка.

– Постоянное наращивание слова.

Лес-лесок-перелесок. Кот-котик-котенок. Снег-снежок-снеговик.

– «Карточки –горки»

Ученику предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки. Чем ниже он будет спускаться, тем более труднее будет читать.

Уж

Нос

Рама

Кошка

Собака

Ромашка

Карусель

Крыжовник

7. Упражнения на выработку речевого дыхания.

– Футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве

ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

– Ветряная мельница. Ребёнок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

– Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.

– Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Читайте также:  Фильм о зачатии и развитии ребенка bbc

– Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

– Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

– Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Паровоз привез нас в лес.

Чух- чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.

(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь-

свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з !

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з !

(звук и взгляд направлять по тексту)

Пчелку ослик испугал:

Й-а-а ! Й-а-а !

На весь лес он закричал:

Й-а-а ! Й-а-а !

(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у ! Г-у-у !Г-у-у ! Г-у-у !

Г-у-у ! Г-у-у !Г-у-у ! г-у-у !

(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдох, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать (дети садятся и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)

Рассмотренные разнообразные приемы, виды работ на уроках направлены на коррекцию навыков чтения. Систематическая коррекционная работа, безусловно, приносит положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Работа по развитию навыка правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения протекала в единстве. Нельзя сказать, что формированию или развитию какого-либо из данных навыков отводилось определенное место. Главной задачей уроков было- воспитание полноценного навыка чтения, т.е. единства всех вышеназванных качеств.

Положительные тенденции при формировании навыков чтения у умственно отсталых учащихся подтверждают эффективность применения коррекционных упражнений.

Разнообразные упражнения, использованные в моей работе, являются примерными, в творческой работе педагог может подбирать и другие подобные упражнения, учитывая характер и сложность нарушения чтения и психофизические возможности каждого ребенка. При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Проведённый эксперимент показал, что дислексии у учащихся с нарушением интеллекта успешно преодолеваются.

Источник

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Учить детей – дело очень непростое. Даже обычные, хорошо соображающие девочки и мальчики могут испытывать сложности. Например, когда их обучают чтению. Что уж говорить о детках особенных! Можно ли научить читать особенного ребенка, в домашних условиях? С чего начать? Как научить читать ребенка с умственной отсталостью? На эти непростые вопросы вы получите ответы из этого материала.

Характерные черты деток с умственной отсталостью

Сложности умственного развития – эта детская особенность все еще недостаточно изучена. Определяется она, как развитие психики на фоне повреждения центральной нервной системы. Чадо с умственной отсталостью не имеет навыков достаточного самоконтроля.

Его взаимосвязи между эмоциями и мышлением нарушены. Есть проблемы с психическими процессами. А это – в том числе низкий уровень обучаемости и стремления к познанию.

Научить читать девочку, мальчика с легкой умственной отсталостью непросто, но возможно. Главное условие этого – активное участие и постоянные усилия родного, взрослого человека. А еще – верно выбранная методика.

О методиках – традиционных и новаторских

С нуля научить читать и понимать то, что прочитал, особенного ребенка непросто. И легко точно не будет – ни родителям, ни детям. Сегодня чтению обучают одной из следующих методик:

  1. Это традиционная программа, при этом древняя, и ей – более 5000 лет! В школах применяют именно ее. Вы тоже, наверняка, так учились, основываясь на фонемном принципе. Учатся сначала буквы, азбука, потом буквы складываются в слоги, а они – в слова. Чтение идет по слогам.
  2. Вторая – это техника «Кубики Зайцева». Детально разработал ее Николай Зайцев, в 80-х годах 20-го века. Основа техники – складовый метод. Детей учат складам, а не буквам – МА, ПА, МО и так далее. Сама идея такого обучения появилась более 100 лет назад. Даже Лев Толстой в своей школе учил детей именно так.

как научить читать ребенка с умственной отсталостью, картинкаНо наука не стоит на месте. В наши дни существуют не только традиционные, но и более новаторские методики.

Одна из таких – способ Гелена Домана. Он идеально подходит для особенных детей. Тех, у которых имеются поражения ЦНС.

Или есть сложности с логическим мышлением, памятью, речью, звукопроизношением. Способ Глена Домана – это обучение чтению плавно, в игровой форме, без чрезмерных усилий, зубрежки.

Детально о технике Домана

Удивительно, но эту методику создали не педагоги, а врачи Института Развития Человеческого Потенциала (США, штат Филадельфия), под руководством Глена Домана. Специально для деток, имеющих проблемы с умственной деятельностью.

Секрет в том, что в процессе обучения с помощью карточек, со словами и картинками, отлично активизируется мозговая деятельность. И на этом фоне формируется целая система знаний, и главное — умение читать.

Сегодня этот способ глобального чтения успешно применяют для всех – и для деток «особых», и для детей с дислексией, и для самых обычных. Вот главные плюсы метода:

  • он отлично убирает трудности в чтении;
  • детям с умственными нарушениями намного проще запомнить слово полностью, и отождествлять его с изображением на карточке;
  • идет одновременное восприятие слов зрительно и на слух;
  • форма занятий – игровая;
  • научить бегло и быстро читать так можно любого – и дошкольника, и первоклассника, и даже малыша;
  • также можно заниматься и в 6, и в 7 лет, ограничений нет;
  • карточки Домана сегодня доступны для всех;
  • упражнения здесь простые, а занятия короткие.
Читайте также:  Малые формы фольклора в речевом развитии ребенка

И самое главное — положительные результаты многократно доказаны, именно в работе с детьми с умственной отсталостью, и глобальными трудностями с обучением.

Основные правила занятий следующие:

  • ученик должен сидеть, и смотреть на того, кто его обучает, отвлекаться нельзя;
  • нельзя прерывать урок;
  • порядок ведения урока и правила надо строго соблюдать.

Как заниматься – основные этапы

Этап первый

Возьмите 5 карточек, с простыми, короткими словами. Показывайте их по очереди, достаточно быстро меняя. Отчетливо произносите каждый раз: «Это значит ПАПА», «Это значит КОТ» и так далее. Повторите эти упражнения по кругу, 3 раза. Но делайте перерывы на 30 минут, между тремя показами. Длиться весь показ должен не дольше трех минут. Это – первый этап и первый день.

Этап второй

Повторите действия первого дня 3 раза. Затем возьмите 5 новых карточек, с такими же простыми и короткими словами. Всего во второй день у вас должно быть 6 занятий – 6 повторов карточек. Разделите их – 3 занятия с утра (каждое с перерывом в 30 минут), и 3 занятия после обеда.

Этап третий

День третий. Добавьте к двум наборам новый, из 5 карточек. И примените в показе 3 набора, в каждом по 5 карточек. Каждый показывайте 3 раза. Всего теперь «уроков» будет 9. Но каждое из них по времени не должно превышать 3 минут. Уроки можете растянуть на весь день, и делать долгие перерывы.

Слова из 15 первых карточек должны быть малышу знакомы, понятны. Плюс они должны быть предельно короткими и простыми. Результат первых трех дней – это то, что ребенок научился узнавать, то есть фактически читать все эти 15 слов.

Этап четвертый

Выберите следующие 25 карточек, разделите их на 5 наборов. Пусть это будут части тела, знакомые вашему чаду. Здесь действуйте по-другому: убирайте из выученного набора по 1 карточке, и добавляйте вместо нее новую. Делайте так с каждым набором. Время для освоения – 5 дней. Длительность, перерывы – все точно так же.

Следующим набором из 25 слов могут стать глаголы. Знакомьте ребенка ежедневно с 5 новыми словами. В среднем он обязан запоминать в день по 5 слов

Пятый этап

Этот раздел представляет собой чтение словосочетаний. Это – промежуточный этап, следующим будет чтение предложений. Придумайте комбинации слов из тех, что чадо уже выучило. Это может быть, например, перечень цветов и предметов: «белый кот», «красное яблоко», и так далее.

Можно дополнить прилагательными «большой», «маленький» и так далее. Эти понятия простые и понятные, даже для крохи с умственной отсталостью. Действуйте примерно так же, но сочетайте теперь карточки, составляя подходящие сочетания из двух слов.

Этап шестой

Теперь вы составляете простейшие предложения из двух слов, применяя те самые словосочетания. Составьте 5 предложений, и 5 дней показывайте их, по 3 раза в день. Когда все запомнится, начинайте убирать по 2 предложения, заменяя их новыми.

Этап седьмой

Наконец вы уже составляете предложения уже из трех слов, и даже больше. И это – огромное достижение, ведь ученик уже способен различать слова, и прочитать целое предложение! Здесь вы должны будете создать дополнительные карточки сами, с простейшими предлогами и наречиями. Теперь уже ребенок начинает сам «читать» слова и предложения вслух.

Наступил черед книг! Вы должны правильно выбрать книжку для обучения. Важно, чтобы в ней было от 50 до ста слов, плюс понятные картинки на каждой странице. Оптимальная высота шрифта — не меньше 1 сантиметра. И главное — в ней должны быть только знакомые ребенку слова и предложения.

Вы даже можете создать эту книжку сами, вместе с дочкой или сыном. Назвать ее, например, «Мой котенок», «Одежда», «Транспорт», «Мои игрушки» и так далее. Однако вы можете выбрать сначала книжку, а затем учить для нее слова, словосочетания и предложения.

Видео по методике Глена Домана

Дальнейшие перспективы

Безусловно, такая методика эффективна. Но это ведь не настоящее чтение, а запоминание конкретных слов, словосочетаний и предложений. А всех их все равно ребенок никогда не запомнит.

Тем не менее, такая техника будет позитивным толчком к развитию вашего сына или дочери. Когда малыш увидит, что у него получается и он на что-то способен — это будет вашей совместной победой.

В результате такие успехи вдохновят вас и вашего ребенка. А это, в свою очередь будет способствовать преодолению умственных отклонений. И вероятно, со временем, ваш ребенок будет способен даже осваивать чтение по слогам.

Техника изучения слогов с особенным ребенком на видео

Учим образ буквы — обучающее видео

Домашний учитель

И напоследок – интересный факт, для вас. Задумывались ли вы о том, кто научил Пушкина читать? Ведь общеизвестно, что в своем раннем детстве он говорил и читал исключительно по-французски. Оказывается, первым учителем русского языка у будущего гения был Алексей Иванович Богданов, молодой дьякон и по совместительству преподаватель.

Дорогие мои читатели! Теперь вы знаете, как научить читать ребенка с умственной отсталостью, наиболее простым и доступным способом. И главное – в игровой форме!

Если этот материал оказался полезным для вас, обязательно подпишитесь на мой канал. В будущем здесь будет еще много полезных статей о развитии детей. Вы также можете поделиться полезными материалами с друзьями, через социальные сети. До новых встреч!

Источник