Развитие наследственных задатков у ребенка
Каждый ребенок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков. Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода. Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребенка — заранее предсказать невозможно.
Дети: генетическая предрасположенность
Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребенка.
Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше. С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее. Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребенка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребенка.
Развитие ребенка: влияние наследственности
Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребенка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.
Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребенка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребенка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребенка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.
Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребенка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.
Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребенок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.
Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребенка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребенка. Так что на начальном этапе развития ребенка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях.
Источник
Наследственность и тип характера. Отражаются ли гены на характере ребенка?Очень часто родители, когда поведение своего ребёнка их не устраивает, говорят: “Вот ничего не поделаешь, во всем виноваты гены, весь в отца или мать пошёл”. Однако исследования ученых показывают, что хоть и влияние наследственности велико, но обвинять во всем “дурную наследственность” неправильно. Согласно мнению психоаналитиков, влияние генов на формирование характера ребенка нельзя отрицать, однако многие способности могут быть развиты или утрачены во время воспитания и развития детей. Ни у кого не вызывает сомнений, что у красивых родителей в большинстве случаев рождается красавица дочка и красавец сын. Но как видно из биографии многих гениальных личностей, на их детях природа отдыхает. По данным исследований ученых оказалось, что такие болезни, как шизофрения, маниакальный синдром, умственная отсталость и слабоумие чаще всего передаются по наследственности. Причем не только от родителей, но и предыдущие поколения могут подарить предрасположенность к данным заболеваниям. По наследству передаются также интеллектуальные способности ребенка. У высокоодаренных родителей чаще рождаются талантливые дети, но задатки интеллекта в большей степени определяются материнскими генами, а не отцовскими. Дети, унаследовав от талантливых родителей гены, не могут сами по себе вырасти гениями. Для этого необходимо создать условия, чтобы они могли реализовать заложенный в них потенциал. В семьях, где родитель признанный гений и талант, одаренный ребенок часто остается в тени. У гениальных родителей постоянно увлеченных работой на ребенка не остается времени, в результате они вырастают людьми, не похожими на своих родителей. По мнению ученых, утверждение, что на детях гениев природа отдыхает, связана с ошибками в воспитании. А вот родители самих гениев в основном не имели ни титула, ни денег при жизни, зато упорно занимались детьми. Они хоть и были талантливыми от рождения, но были непризнанны народом. Поэтому, они с упорством вкладывали силы в воспитание своих детей, чтобы в них реализовался их талант. Как показывают данные исследований американских физиологов, развитие личности на две трети зависит от природных способностей, а на треть – от окружения и воспитания. Как когда-то выразился Пифагор: “Не из каждого дерева можно выточить Меркурия”. От генов зависит на 50% уровень интеллекта и на 28-49% степень выраженности у ребенка уверенности в себе, его тревожности и дружелюбия, сознательности и интеллектуальной гибкости. Различие характеров братьев и сестер, выросших в одной и той же семьи, объясняется с тем, что они наследуют только половину общих генов родителей. Сегодня научно доказано, гены оказывают фатальное влияние на то, каким вырастет человек и думать, что новорожденный ребенок является чистой доской, на которой родители могут написать все, путем воспитания является ошибочной. Однако роль среды в воспитании ребенка нельзя полностью исключать. Способности, которые достаются детям по наследству от родителей являются только начальным капиталом, если их грамотно не развивать и не увеличивать, то нельзя рассчитывать на успех в воспитании гармонично развитой личности. Среда общения и культура являются немаловажным фактором для развития ребенка. Даже ребёнок академиков, унаследовавший от родителей огромный интеллект и умственные способности, угодив в “плохую компанию” за считанные дни может превратиться в наркомана или алкоголика. Так же и усыновленный ребёнок, при правильном воспитании в кругу любящих и добрых приемных родителей, может вырасти прекрасным человеком, несмотря на то, что его биологический отец не отличался хорошими качествами характера. Многие учёные в последнее время утверждают, что существенное влияние на характер ребёнка оказывает период его развития в утробе матери. Если мама до рождения ребенка окружает его хорошим настроением, разговаривает с ним или поет ему, то и малыш рождается с музыкальным слухом, с соответствующим тоном голоса и настроения. Данная статья должна заставить родителей задуматься: насколько оправданы их требования к своему ребенку? Любить ребенка необходимо таким, какой он есть. Нельзя из тихони сделать общительного лидера или заставить учиться ребенка на “отлично”, если у него нет наследственных способностей. Прибегая к строгим методам воспитания, можно сломать внутренний мир ребенка. Для полноценного развития личности ребенка родители должны учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе воспитания. – Вернуться в оглавление раздела “Детская психология” Автор: Искандер Милевски Для ознакомления рекомендуем тематичные статьи на нашем сайте: |
Источник
Талант – это сложная структура из набора навыков и вложенного труда. Наследственность не может гарантировать определенных результатов в какой-либо деятельности. Но, наличие генетической предрасположенности к развитию физических навыков, дает человеку преимущество.
В Китае генетика способностей стала обязательной частью спортивной карьеры – каждый, кто хочет заняться спортом в Поднебесной, должен пройти тест ДНК на способности и таланты.
Раскрытие скрытых способностей
В мире есть множество самых разнообразных занятий и профессий. Необходимо потратить много времени и средств, что бы самостоятельно попробовать на практике хотя бы их небольшую часть. Не говоря уже о том, что во многих видах спорта возраст играет важную роль, и чем раньше начать серьезные тренировки, тем лучше. Решением этой проблемы выбора и занимается генетика способностей человека.
Еще век назад выбор спортивной карьеры мог быть строгим решением отца, тоже нередко профессионального спортсмена. Так же и в мире искусств, успешные родители пытались привлечь своего ребенка к семейному бизнесу. Сегодня генетика может подтвердить, что такое воспитание генетически было оправданно. Развитие в роду одного и того же потенциала из поколения в поколение приводит к его закреплению, и наследуемости.
Если же ярких проявлений определенных талантов в ближайшем родственном окружении нет и это не отследить в поколениях, ДНК тест поможет заполнить все пробелы. В поисках талантов больше не надо пробовать всё и стараться везде успеть, или вспоминать, какими достижениями был прославлен прадедушка – анализ в специализированной клинике подробно расскажет о генетических особенностях вас и ваших детей.
Генетика и спорт
В различных спортивных дисциплинах свои требования к личным качествам спортсмена: где-то это сила, где-то ловкость и выносливость и т.д. Профессиональному пловцу и ныряльщику за жемчугом требуются различные навыки для достижения успехов в своей деятельности, хоть внешне их занятия и схожи.
В такой большой разности человеческих умений эта разность является, как проблемой, так и перспективой развития ДНК-тестирования. Исследования в области взаимодействия генов и их влияния на способности человека не прекращаются ни на минуту. Уже сегодня, сделав ДНК тест ребенка, вы можете узнать, что он больше предрасположен к силовым нагрузкам, когда вы хотели отдать его в легкую атлетику. Тестирование помогает легко выявлять детские таланты.
Современные исследования в области генетики единогласно приходят к выводам о большом влиянии наследственности на жизненные достижения человека. Только среди выдающихся спортсменов 70% это люди с генетической предрасположенностью к этому успеху. Но не стоит забывать и о том, что другие 30% добились тех же результатов только благодаря своей целеустремленности и труду, и кто знает, как бы изменилась расстановка сил, получи и они такие же генетические преимущества.
Риск травм
Определение генетической предрасположенности к освоению различных навыков это лишь побочное следствие того, для чего тест был изначально придуман. В первую очередь медики выявляют все имеющиеся в образце инфекции: наследственные и приобретенные. А так же, определяют предрасположенность организма к различным травмам. В дальнейшем можно использовать это знание при выборе спортивной карьеры, и периодически проводить профилактические мероприятия.
Генетика и способности человека
Как же именно генетика влияет на способности человека? Ген (участок ДНК) синтезирует РНК, которая воздействует на цитоплазму клетку, в результате чего в местах взаимодействия возникают аминокислоты, из которых формируются белки. А вот белки уже определяют, что произойдет с клеткой дальше.
Точно ясно, что наше тело может собирать и сохранять информацию, кристаллизовать опыт в молекулы и передавать его следующим поколениям. Но, информация об опыте сохраняется не напрямую в виде точных знаний и значений, а тем, насколько будет податлива к образованию новых нейронных связей кора головного мозга. Поскольку любой навык, и любая мысль физиологически проявляются в виде возникновения и сохранения нейронных цепей в сером веществе мозга.
Выходит, что от генетики зависит, насколько просто человеку будет легко овладеть тем либо иным навыком. Но, человек может влиять на свой генотип, тратить больше труда на занятия, к которым талантов не имеет, и уже его детям те же занятия будут даваться легче.
Хорошая память
Обычно хорошая память наличествует вмести с высоким уровнем интеллекта. Влияние генов на уровень интеллекта изучено уже довольно хорошо, а вот влияние генов на память почти не известно:
– ген APOE вызывает нарушения памяти при Альцгеймере;
– и ген KIBRA влияет на скорость забывания. Если бы существовал прибор, переписывающий кратковременную память, как в фильме «Люди в черно», этот прибор воздействовал бы именно на этот ген.
И на этом все. Почему информации о биологических механизмах работы памяти нет так много? Может быть, ученое сообщество просто забывает этим заняться?
Психика
Изучением влияния генома на личностные качества занимается поведенческая генетика.
Как показывают исследования, передаваться по наследству могут не только предрасположенность к освоению навыка, но и предрасположенность к определенным эмоциональным реакциям на одни и те же раздражители. Это делает механизм наследования талантов еще более трудным и запутанным делом, поскольку нередко именно черты характера позволяют человеку добиться выдающихся результатов в том либо ином деле.
Вполне вероятно, что 30% спортсменов в примере ранее были несправедливо отнесены нами в категорию людей без генетических способностей к спорту. Именно гены наделили их теми свойствами характера, которые стали определяющими в их карьерах.
Таланты
Творческие способности это наверно самое явное отличительное свойство человека от других известных нам живых видов. Раньше еще одним отличием называли выдающиеся интеллектуальные способности, но с изучением таких видов, как дельфины и с регистрацией феномена говорящей обезьяны Коко – это уже не так однозначно.
До недавних пор считалось, что творческие способности это социально-культурный феномен, и они развиваются исключительно в социуме. Но, и тут работает неустанная репликация ДНК и записывает весь человеческий опыт. Например, феномен абсолютного слуха – когда человеку не нужно музыкальное образование, что бы без труда на слух определить любую ноту. У мужчины и женщины с яркими музыкальными способностями с большой вероятностью может родиться ребенок с таким слухом.
Этапы исследования
Где сделать ДНК-анализ? Провести ДНК тест на таланты в наши дни достаточно просто:
- Обратитесь в специализированную клинику со своей лабораторией.
- Сдайте анализ.
- Ожидайте результатов.
Для успешного теста в нашей клинике достаточно с помощью специального ватного набора собрать слюну в полости рта и отправить ее на экспертизу.
Расшифровка
Есть множество методов для расшифровки значения ген и все они направлены на выявление прямой связи между генетикой и талантами, между геном и неким событием, которое он вызывает. Для выявления «гена скорости» можно провести исследование ДНК у 1000 самых быстрых бегунов на планете и сравнить, каких генов у них окажется больше, относительно других людей. Либо можно различно воздействовать на ген у подопытного организма, и наблюдать к каким изменениям эти манипуляции приводят.
Таким образом были расшифрованы:
- АСЕ – самый изученный из всех спортивных генов на сегодняшний день. Этот ген вызывает в клетку выработку белков регулирующих кровяное давление.
- ACTN3 – или «быстрый ген». Уникальные белки этого гена были выявлены в мышцах у спортсменов бегунов.
- GATA2 – ген, участвующий в развитии музыкального слуха. Его белки активно влияют на формирование внутреннего уха.
Источник
Содержание:
- Как работает наследственность?
- Могут ли родители-брюнеты родить ребенка-блондина?
- Из чего складывается наше “наследство”?
- Во всем ли похожи близнецы?
- Какая группа крови будет у ребенка?
- Передается ли по наследству характер?
- Случай “царской болезни”
- Наследуем ли мы здоровье наших родителей?
- Можно ли как-то узнать о предрасположенности к болезням?
- Откуда появляются генетические “поломки”?
Почему мы похожи на родителей и лицом, и характером? Откуда берутся болезни и почему какие-то из них становятся семейными? Что из наших особенностей передается по наследству детям? Слово специалисту-генетику.
Как работает наследственность?
Удивительно, но секрет человеческой жизни заключен в нити длиной в метр, а шириной всего лишь несколько миллиардных миллиметра. Специалисты называют ее ДНК, или дезоксирибонуклеиновой кислотой. Именно в ней заключены все наши сбережения, все большие и маленькие семейные тайны. Смотанная в клубок, она располагается в самом центре ядра каждой клетки в виде 46 хромосом. Они же в свою очередь содержат 50 000 – 100 000 генов, которые мы наследуем в пропорции половина от папы, половина от мамы. Каждая хромосома нашего организма имеет пару (всего этих пар 23), за исключением половых хромосом у мужчин (ХУ). Если в паре окажутся разные гены, заявить о себе сможет лишь один из них, и тот, которому это удастся, будет называться доминантным, а “подавленный” – рецессивным. Чтобы у ребенка проявился рецессивный наследственный признак, он должен одновременно передаться ему и папой и мамой. Зато доминантный признак станет явным, даже если достанется малышу лишь от одного из родителей.
Могут ли родители-брюнеты родить ребенка-блондина?
Да, у темноволосых родителей может появиться светловолосый малыш. Здесь все зависит от расстановки доминантных и рецессивных признаков. А вот для того, чтобы у ребенка были карие глаза, достаточно одного кареглазого родителя: коричневый цвет – доминантный признак по отношению к голубому. Только не стоит думать, что каждому гену соответствует один четко определенный анатомический, физиологический (или даже психологический) признак, такой, например, как цвет глаз или волос или форма ушей. На самом деле все гораздо сложнее. Однозначного соответствия между генами и физическими признаками, передающимися от родителей детям, не существует. Например, малыш может унаследовать светлые волосы от мамы, но расти они будут как у папы, или цвет глаз от бабушки, а их форму – от мамы. Именно игра случая в распределении генов и их сочетания объясняют поразительное разнообразие человеческих типов, в том числе среди братьев и сестер, ведь есть только один шанс на миллиарды, что два ребенка из одной семьи будут генетически похожи.
Из чего складывается наше “наследство”?
Чтобы понять, что же достается нам в наследство от родителей, посмотрите на эту схему. Половина полос генетических признаков малыша совпадают с отцовскими (зеленый цвет), другая половина – с мамиными (красный цвет).
Во всем ли похожи близнецы?
Да, теоретически однояйцовым близнецам достается одинаковое генетическое “наследство”, потому что они родились в результате деления одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом. На деле же развиваться они будут по-разному, в зависимости от условий окружающей среды, которые способны влиять на то, как проявятся наши генетические признаки. Двойняшки или двуяйцовые близнецы, родившиеся от оплодотворения двух яйцеклеток двумя сперматозоидами, похожи друг на друга не больше, чем обычные родные братья и сестры.
Какая группа крови будет у ребенка?
Группа крови зависит от того, какая молекула сахара находится на поверхности эритроцитов (красных кровяных телец). Она может относиться к типу А, и тогда у малыша будет II группа крови, типу В – III группа, одновременно к А и В – IV группа, или ее может не быть вообще, тогда получится I группа. У родителей со II и III группой крови может родится ребенок с I, II, III или IV группой. А у папы и мамы с I группой – только с точно такой же. Обладатели IV группы крови произведут на свет детишек со II, III или IV группой.
Передается ли по наследству характер?
Многие признаки человека зависят от нескольких генов. К тому же некоторые из них, например, свойства характера или интеллектуальные способности, нельзя объяснить только правилами наследования. Подумайте сами, на протяжении всей жизни человека на него помимо наследственности влияет еще и среда, в которой он живет. Именно от нее зависит, проявятся ли наши задатки, и если да, то каким образом. А вот некоторые болезни, для которых характерны расстройства поведения, передаются по наследству (например, склонность к депрессии, или случаи задержки умственного развития, связанные с больной Х-хромосомой).
Случай “царской болезни”
Составление родословной пациента очень помогает врачам-генетикам в работе. Вот одна из таких историй.
На консультацию к доктору обратилась пара, которая ждет рождения третьего малыша. К сожалению, их второй ребенок болен гемофилией. Врачу предстоит определить, является ли носительницей гена их старшая дочь и унаследует ли болезнь будущий малыш. Пока шансы, что это случится – 50/50. Вот как выглядит родословная этой семьи.
Комментарий специалиста. Для того чтобы точно установить, унаследовал ли будущий ребенок ген гемофилии от мамы, нужно провести пренатальную диагностику – биопсию хориона на 9-12-й неделе беременности. Это исследование поможет определить пол ребенка и исключит носительство мутации. Что касается старшей девочки, ей предстоит молекулярное исследование крови, чтобы выяснить, является ли она носительницей дефектного гена. Если окажется, что это так, позднее, во время беременности, ей, как и ее маме сейчас, нужно будет провести пренатальную диагностику.
Наследуем ли мы здоровье наших родителей?
Гены, которые мы получили от наших родных, играют в этом вопросе решающую роль. Дальше все зависит от образа и условий жизни, ведь именно от них зависит. проявятся ли заложенные в нас генетические признаки, в том числе предрасположенность к болезням. Будем надеяться, что в ближайшем будущем специалисты получат возможность определять генетическую предрасположенность людей к разным болезням это направление называется доклинической медициной). тогда о слабых сторонах своего организма мы будем знать с рождения.
Можно ли как-то узнать о предрасположенности к болезням?
Да, с помощью родословной. Правда, сейчас этим методом чаще всего пользуются будущие родители, которые хотят убедиться, что их потомству не грозят никакие наследственные болезни. Родословную составляет врач-генетик, чтобы оценить вероятность рождения в семье больного ребенка. На первый взгляд это исследование выглядит просто (квадрат, круг, стрелочки), на деле же все очень серьезно. В основу родословной ложится история болезней всех родственников, известных семье. Врача интересуют случаи тяжелых заболеваний, повторяющихся из поколения в поколение, и близкородственных браков. Доктор обязательно уточнит, не было ли у кого-то из родных бесплодия, выкидышей, не рождались ли дети с пороками развития и умственной отсталостью. Поэтому, прежде чем отправиться на прием к генетику стоит серьезно поговорить со своими родителями, бабушками, дедушками и уточнить все детали. Как видите, родословная – это не только взгляд в прошлое, но и в будущее.
Если в семье есть наследственные болезни, по составленной родословной доктор определит, каким образом они передаются в семье и какова вероятность, что эти нарушения достанутся будущему малышу. Когда риск наследования генетической патологии оказывается высоким, врач расскажет о том, что можно предпринять, чтобы вовремя ее обнаружить. Речь идет о разнообразных методах обследования до зачатия и во время беременности.
Кариотипирование – это составление карты хромосом человека. В некоторых странах, кстати, это исследование стало таким же привычным, как определение группы крови и резус-фактора. Его делают обоим родителям, ведь ребенок получает половину хромосом от мамы, а половину – от папы. Кариотип помогает обнаружить перестройки в хромосомном наборе, когда вся генная информация сохраняется, но во время деления один “кусочек” хромосомы “пересаживается” на другую. Эти перестановки не мешают будущим родителям жить, но они опасны для ребенка. Проблема в том, что будущий малыш может унаследовать ту хромосому, в которой не хватает кусочка или есть лишний. Если перестройки в хромосомном наборе супругов обнаружены вовремя, специальное обследование во время беременности может предотвратить появление больного малыша. Уже с 11-12-й недели его жизни внутри мамы во время УЗИ можно обнаружить многие пороки развития и изменения, которые свидетельствуют о том, что ребенок унаследовал хромосомную патологию. Например, утолщение воротниковой зоны у маленького в 30% случаев указывает на синдром Дауна. Развеять подозрения врачей или, увы, подтвердить их поможет один из дополнительных методов исследования: биопсия хориона (анализ клеток будущей плаценты), амниоцентез (исследование околоплодных вод), кордоцентез (анализ крови малыша из пуповины). Второе УЗИ делают будущей маме в 20-22 недели, и в это время определяется большинство отклонений в развитии лица, конечностей и пороки развития внутренних органов малыша. В 30-32 недели с помощью УЗИ можно обнаружить задержки в его развитии. Изменение концентрации белков в крови мамы (они вырабатываются плацентой и органами ребенка) тоже может указывать на хромосомную патологию и некоторые пороки развития малыша. Это исследование называется биохимическим анализом крови.
Откуда появляются генетические “поломки”?
Клетки нашего организма постоянно делятся, чтобы на смену старым и умершим пришли новые. Каждый раз при образовании новой клетки наследственный материал, заключенный в ДНК, копируется. При копировании часто происходят ошибки (мутации): или теряется фрагмент ДНК, или один из ее участков копируется неправильно. Клетки нашего иммунитета находят эти поломки и устраняют их. Когда этого не происходит, мутантные клетки при последующем делении передают ошибочную информацию своим дочерним клеткам. Такие ошибки могут быть причиной генетических болезней и онкологических опухолей в организме “хозяина”, а мутации в половых клетках (сперматозоидах и яйцеклетках) могут передаваться детям.
К счастью, предусмотрительная природа создала по две копии генов (все хромосомы, за исключением половых хромосом у мужчин, как мы помним, парные). Если мутация произошла в одном рецессивном гене, ничего страшного не случится. Генетическая болезнь начнется, если он “встретит” второй точно такой же ген или “поломка” произойдет в доминантном гене.
Почему некоторые болезни встречаются только у мальчиков?
Если мутация происходит в Х-хромосоме у женщины, она станет носительницей генетической болезни. К сожалению, если у нее родится мальчик, существует 50%-ная вероятность, что он унаследует именно “поломанную” хромосому, ведь у женщин есть 2 копии Х-хромосомы (XX), у мужчин же она одна (ХУ), и получают они ее от мамы. Например, в случае с гемофилией (нарушение свертываемости крови) носителем мутации, а она происходит в одной из Х-хромосом, являются женщины. Получив ее от мамы, мальчик заболеет, а девочка будет здорова, но унаследует этот генный дефект и может передать его своим детям.
Наука не стоит на месте, и современные методы генетической диагностики позволяют определить не только пол будущего малыша, но и то, получит ли он дефектный ген, то есть заболеет ли мальчик и станет ли носительницей девочка. Это направление называется пренатальной диагностикой и уже с 8-й недели беременности специалисты смогут дать ответ на эти вопросы.
Зачем нам нужны все эти знания?
Во всем мире уже давно принято говорить о планировании беременности. Родители, готовясь к зачатию, должны пройти полное медицинское обследование, чтобы предотвратить возможные проблемы в будущем. Начинать планирование здорового малыша надо с визита к врачу-генетику: он составит родословную, исследует кариотип обоих родителей и определит, не входит ли их семья в группу риска. А с помощью современных методов пренатальной диагностики можно исключить большую часть врожденной и наследственной патологии у будущего малыша еще во время беременности. Специалистам важно исключить в первую очередь хромосомные болезни: синдром Дауна (наличие лишней 21-й хромосомы), синдром Клайнфельтера (лишняя Х-хромосома), синдром Тернера (недостаток Х-хромосомы). Если в семье были случаи генетических болезней, таких, как гемофилия, фенилкетонурия, мышечная дистрофия.
Дюшенна, муковисцидоз, будущим родителям стоит запастись терпением и продолжить обследование.
Словарь
Врожденный. Не то же самое, что наследственный или генетический. Пороки развития, аномалии и болезни, которые вызывают у будущего ребенка вирусы (например, краснухи, токсоплазмоза), или гормональные нарушения (сахарный диабет) могут появиться у малыша уже к моменту рождения. Генетические или наследственные болезни, “записанные” в ДНК клеток, являются лишь одной из форм врожденных.
Ген. Частичка ДНК, отвечающая за передачу наследственных признаков.
Доминантный. Так называется генетический признак, который проявляется, подавляя информацию другого признака на парной хромосоме.
Кариотип. Так называется карта хромосом человека.
Мутация. Изменение частички ДНК, то есть гена, которое вызывает появление нового признака (болезни, например).
Рецессивный. Вариант наследственного признака, который проявляется, только если на парной хромосоме есть точно такой же признак.
Хромосома. Носитель генетической информации, расположенный в ядре каждой клетки человека.
Валентина Гнетецкая,
врач-генетик, заведующая отделением пренатальной диагностики
Центра планирования семьи и репродукции г. Москвы
Статья из январского номера журнала
Елене: К сожалению, есть наследственные болезни не совместимые с жизнью. Недоразвитие внутренних органов, например, отсутствие мозга, и другие. Так что иногда и выбора не будет. И слово “убить” не будет уместно, т.к. ребенок не будет жить все равно. Или умственная неполонценность. Если вы на 8-й неделе узнаете об этом, будете вынашивать дальше? Зачем, если есть возможность родить позже полноценного ребенка. Впрочем, тут уже придется выбирать. Есть люди, которым приходится делать несколько прерываний, прежде чем выносить ребенка. А какой смысл сознательно плодить даунов? Или вы предлагаете родить сначала пару-тройку даунов, а потом нормального? Счастливая жизнь родителей, конечно, опять в рассчет не берется. Зато они никого не убьют.
2003-11-08, Света
Угу… Моя бывшая свекровь как партизанка молчала, а на мои вопросы, откуда у мужа астма, расказывала ужасы о его работе в колхозе после 1-го курса, где они грузили сенную труху… Мне было 20, я, дурочка, поверила и никаких серьёзных мер не принимала. А когда родился ребёнок с ДИКОЙ аллергией на все подряд продукты и хочешь-не хочешь, пришлось “колоться”, выяснилось, что подобные патологии у них в семье были У ВСЕХ, до третьего колена !!! Когда иммунологкарту наследственности составила, она на меня взглянула и говорит:” Вы где вообще такого мужа откопали ? Конкурс, что ли устраивали ?”
Так что препирайте к стенке и расспрашивайте с пристрастием – лечить лялика потом придётся Вам.
2003-11-06, Nafanya
Я замужем за троюродным братом, у нас есть ребёнок, ему год и 4 месяца, пока ничем не болеет (тттчнс). Но у нас вроде нет наследственных заболеваний в роду. Муж читал, что от браков между троюродными братьями и сёстрами получаются наиболее качественные, если так можно выразиться, дети. Это, видимо, с точки зрения генетики, медицины и т.п. Ещё он читал, что вероятность рождения больных детей в таких браках такая же, как в обычном браке. Можно, конечно, сходить к генетику, чтобы уж точно быть спокойным. Но в целом, я так понимаю, поводов для беспокойства нет. Так что удачи Вам.
2004-05-11, Изольда
Горе в том, что если бы она сказала раньше, у нас были шансы избежать очень многих проблем. По крайней мере, я бы знала, что сделала всё возможное, а не металась бы как курица с оторваной головой (в 20-то лет с больным ребёнком, которого никто не знает, как лечить). Кроме того, мы с её сыном встречались уже около 6 лет, так что вряд ли я бы изменила решение из-за этого.
Я знаю, что своей будущей невестке я скажу правду – она вправе знать, чем рискует.
2003-11-10, Nafanya
Стелла!
Судя по Вашим высказываниям у Вас нет детей. Или Вы слишком молоды, чтобы об этом судить. В любом случае, не имеете Вы права осуждать людей, которые принимают и любят ребенка таким, какой он есть! Никто в наше время не застрахован от подобного несчастья (родить, как Вы говорите “уродца”)! С издевкой писать об этом – отвратительно и гнусно!
Только не обольщайтесь по поводу забрасывания Вас тухлыми помидорами.
2003-11-10, Ирина Л.
Не говорила потому, что боялась за сына с таким наследством. Т.к. все-таки в выборе себе спутника жизни инстинкт самосохранения играет не малую роль… И многие, узнав о серьезных паталогиях, не связывают жизнь с такими людьми. А врач у Вас очень не тактичная попалась 🙁 У моего ребенка тоже много отклонений в здоровье, передаваемых по наследству и берет он это и от мужа и от меня и от бабушек тоже собрал все что можно было.
2003-11-07, Йоко
Света, не трогайте даунов и неполноценных, тут для многих это просто святое :)))
“Дауны – это такие же люди, как и мы”.
Многие очень любят рассказывать, как они ни за что бы не сделали аборт по разным побуждениям, нарожали бы кучу уродцев и любили бы из безумно, а тех, кто предлагает контроль за этим фактором, называет фашистами, убийцами и так далее.
Осторожнее с высказываниями!
Могут закидать тухлыми помидорами!
2003-11-10, Стелла
Всего 15 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник