Развитие мышления у ребенка с 4 лет до 7 лет
О заданиях на развитие пространственного мышления я решила написать отдельный большой материал.
Напомню, что на базе пространственного мышления развивается значительная часть интеллекта, строится большинство учебных, а потом и рабочих, навыков человека, так как перед тем, как что-либо сделать, мы мысленно разбиваем всю деятельность на цепочку действий, формируя представление о том, откуда мы хотим начать и куда хотим прийти. Это целенаправленное планирование становится возможным именно благодаря развитому пространственному мышлению.
Если у ребёнка предшкольного или школьного возраста, замечены трудности с чтением (теряет строки – не может читать без пальца, не понимает смысл, “угадывает” текст, не может пересказать прочитанное), с письмом (зеркалит буквы, не может повторить прописи, перерисовать по образцу простые рисунки по возрасту), не понимает значений право/лево, вперёд/назад и испытывает большие трудности с математикой по возрасту, то это не “Ой, нам не дано рисовать/читать/математику решать” и прочее, а “звоночки”, что пространственное мышление нуждается в коррекции и лучше не спускать это на авось, так как отрабатывая слабые стороны, ребёнок всегда получает толчок вперёд по развитию всей психики.
Я долго задавалась вопросом почему логопеды вручают детям с речевыми нарушениями прописи, рисования по клеточкам и прочие подобные не очень речевые вещи. Но оказывается в речи дефицит пространственного мышления выливается в непонимание предлогов, сложности в составлении последовательного рассказа, смешение предложений без соблюдения знаков препинания при чтении. И самое плохое то, что при сложных нарушениях речи пространственное мышление страдает практически всегда. Сколько с сыном занимаюсь коррекцией алалии, сколько вижу детей с такими же нарушениями – практически все кое-как пишут, рисуют, раскрашивают, неуклюжие и плохо управляют своим телом.
Что же делать? Ответ как всегда скучный – заниматься и работать с дефицитом. Но то, что мы можем требовать от шестилетки, вряд ли потребуешь от малыша, к примеру, 3 лет. Поэтому ниже будет подборка занятий для малышей и дошкольников на +/- актуальный для них возраст.
Внимание: указан возраст для нормы. У детей с особенностями развития обычно подобные навыки развиты хуже и не соответствуют возрастной норме. Не расстраивайтесь, а работайте с ними, начиная не с “Нам 5. Написано делать прописи и значит мы будем делать прописи“, а с вашего реального уровня. То есть, если понятно, что ребёнку совсем не по силам какое-либо задание, полезно спуститься на ступеньку ниже и делать вещи немного попроще – так вы сможете дорастить навык до нужного уровня.
До 3 лет
На этот возраст отлично подходят скорее не занятия, а творческая деятельность и общение.
Младенца полезно стимулировать ползать, раскладывая игрушки в разных местах, показывать как можно разнообразно манипулировать с предметами и играть.
Малышу постарше надо показывать где и какая у него часть тела или лица, а когда он освоится, просить показать, где такие же части тела у игрушек/других людей. Это нужно для развития у ребёнка базовой проприоцепции – понимания положения своего тела и его частей в пространстве.
Развитие проприоцепции важно для детей вообще, а для детей с нарушениями развития так особенно. Ребёнок, у которого недостаточно развита проприоцепция, может иметь повышенную или пониженную кожную чувствительность и пытаться скомпенсировать недостаточность ощущений от собственного тела при помощи гиперактивности с элементами агрессии (лететь с разбегу на предметы и людей, крушить всё на своём пути, щупать и жмакать всё вокруг, чрезмерно крепко обниматься и слишком бурно выражать свои чувства прыжками/бегом/крушениями всего вокруг).
Из развивалок без криков и слёз на этот возраст хорошо подойдут игры с мячом, кеглями, магнитная рыбалка, стройка из кубиков и конструктора, простенькие аппликации из геометрических фигур, лепка из теста/пластилина колобков, снеговиков, колбасок, ставить точки на бумаге и предлагать соединить их прямой линией, простые раскраски и бумага с карандашами для первых каляк, пазлы или разрезные картинки из 2-4 деталей (можно и больше, если ребёнок может больше).
С 3 до 5 лет
Можно начинать давать уже более сложные задания. Для детей 3-4 лет хорошо подойдут пазлы от 5-6 деталей, не просто игры с конструктором, а сборка по простенькому образцу, задания на поиск отличий/совпадений. Хорошо идут тетрис, кубики Коса или Никитина (варианты для начинающих).
С 4-5 лет можно предлагать ребёнку начать копировать изображения, перерисовывать простые рисунки, писать прописи, проходить лабиринты, соединять точки по номерам, формируя рисунок (требуется знание счета), сравнивать короткие и длинные отрезки.
Я знаю по собственному опыту, что детям с особенностями развития рисование даётся нелегко, но оно действительно важно для развития пространственного мышления. Ребёнку не “не дано”, ребёнок НЕ МОЖЕТ рисовать в силу незрелости или поражения структур ЦНС. Следовательно, ему нужно помогать восстанавливать этот навык. Примеры нашего “не дано” и что из этого получилось примерно за 1,5 года тренировок (карусель листается).
Юный художник (вот с такого мы начинали примерно в 4,5)
Юный художник (вот с такого мы начинали примерно в 4,5)
Юный художник (вот с такого мы начинали примерно в 4,5)
Рисунки у нас конечно далеки от идеальных пропорций, но смысл рисования и не в этом, а в том, чтобы ребёнок практиковался и постепенно переносил на бумагу всё более реалистичные детали, подмеченные им в окружении – то есть, не только схематичные руки-палки, а объемные конечности, лица с чертами лица, правильное положение предметов в пространстве и т.д.
Кроме того, с 4-5 нужно обучать ребёнка предлогам, обозначающим положения предметов и людей в пространстве: право, лево, впереди, позади, сверху, снизу, на, под, в.
Кстати, с предлогами здорово помогает не зубрежка, а мимоходное изучение. Например, поиск “клада” на бумаге или даже в квартире (в формате детского квеста) с ориентировкой на карту сокровищ.
Хороши картинки, по которым ребёнок может описать, где находится какой-либо предмет. Увидев, например, картинку внизу, ребёнок может вам рассказывать, что мячик ПОД табуреткой, цветок растёт В горшке, картина висит НА стене и так далее. (галерея листается – дальше пример с кладом)
Из математического пособия Л.Петерсон. Необязательно просить от ребёнка рассказ, но можно спросить где и что находится, чтобы он практиковался с предлогами
Из математического пособия Л.Петерсон. Необязательно просить от ребёнка рассказ, но можно спросить где и что находится, чтобы он практиковался с предлогами
На этот возраст не теряют актуальность всё та же лепка, аппликация. Можно начинать загадывать ребёнку простые загадки – они тоже работают на развитие пространственных представлений.
С 5 до 7 лет
Ребёнок уже может не просто копировать, но и самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать начатое.
Для дорисовки проще всего начинать с заданий по клеткам: напишите в поиске “дорисуй по клеткам простые задания” – вам вывалится масса примеров для начинающих. А в качестве достройки можно предлагать сконструировать вторую симметричную башню/домик к первой.
Очень хороши графические диктанты – идеально для развития слухового внимания и пространственного мышления одновременно, так как ребёнок рисует картинку по клеткам, ориентируясь на ваши слова, например: “Одна клетка влево” .
Наш графический диктант, который Лёва пожелал художественно доработать
Из головоломок подойдут усложнённые узоры из всё тех же кубиков Никитина и Коса, более сложные лабиринты, можно добавить танграм.
Хороша логическая игра “Цветовой код” – ребёнку предлагается вставить в прозрачную рамку карточки с изображениями в нужной последовательности, чтобы получился узор.
фото из открытых источников
А ориентироваться в тетради и подготовится к письму помогут прописи. Это сложный навык и честно скажу, первые месяца три сын простейшие движения в тетради делал по полчаса. К счастью, это тоже тренируется (ниже карусель как было и как стало за год усиленных тренировок).
Прописи в 5 лет – в тетради самое лучшее из того, что сыну удавалось (было много отдельных попыток на черновиках)
Прописи в 5 лет – в тетради самое лучшее из того, что сыну удавалось (было много отдельных попыток на черновиках)
Очень нравится детям игра “Спрячь кошку“. Суть игры в том, что вы предлагаете ребёнку определить куда по размеру поместится гипотетическая кошка – “В коробку“, “ЗА шкаф“, “В сумку” и так далее. Можно задавать ребёнку даже заведомо глупые вопросы вроде: “А поместится ли кошка в чашку?“. Ответ он конечно же знает, но всё равно ему придётся хоть мимолётно, а прикинуть поместится ли туда кошка. Кошка конечно же условна – можно “прятать” что угодно, что у вас под рукой, если ребёнку трудно что-то представлять и требуется немного наглядности.
А сейчас о приятном формате развития в ходе игры. Дети в возрасте 5-7 лет, даже имея особое развитие, в подавляющем большинстве могут играть в настольные игры. И это тоже прекрасный способ развивать пространственное мышление! Отлично подходят для этой цели бродилки, шахматы, шашки, нарды, домино, монополия (в общем, любые игры на доске или плоскости, изображающей пространство и передвижение по нему).
Бродилки, к слову, легко учат детей считать до ста и автоматизировать счёт, что очень полезно, если ребёнок упорно пропускает числа в ряду и вы уже не знаете что сделать, чтобы он усвоил верный порядок.
И, что неожиданно, хорошо развивают пространственное мышление некоторые игры на компьютере! Лучший выбор это стратегии – они учат думать на несколько шагов наперёд и ориентироваться на плоскости. Круче всех, на мой скромный взгляд, серия Сида Мейера “Цивилизация”, подойдут также “Майнкрафт”, “Симсити”.
Как видите, вариантов развивать пространственное мышление как в процессе занятий, так и в быту/игре, на самом деле масса. И хотя детям с особенностями развития такие вещи даются, как правило, чуть ли не со слезами и уговорами, исправить всё можно. Главное не опускайте руки.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Диспраксия – что это такое и почему она напоминает алалию, аутизм и другие нарушения развития?
Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением
Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)
Источник
На чтение 12 мин. Просмотров 1.6k. Опубликовано 26.02.2020 Обновлено 24.05.2020
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.
Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.
Так, предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс.
У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.
Читайте также наши статьи:
- Развитие памяти у дошкольников
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
- Игры на развитие мелкой моторики у детей
- Развитие воображения у детей дошкольного возраста
- Развитие восприятия у детей в ДОУ
Типы мышления: этапы развития ребенка
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:
- предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
- наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
- словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Предметно-действенное мышление
Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.
Наглядно-образный тип мышления
Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.
Словесно-логическое мышление
В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.
Абстрактно-символическое
При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.
Творческое мышление (креативность)
Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.
Читайте также: « Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками »
Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста
Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми.
Развитие образного мышления у дошкольника
Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.
Другой хороший вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.
Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.
Хороши такие устные игры как:
- «Сочиняем сказку»
В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.
- «Да и нет»
Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.
- «Ассоциация»
В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);
белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.
С использованием наглядных материалов:
- Составлять фигуры из счетных палочек.
- Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
- По иллюстрациям придумывать историю.
Развитие творческого мышления
Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:
- найти в кляксе знакомые образы,
- из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
- на разных картинках находить одни и те же признаки,
- угадать, что за предмет, по устному описанию.
- рисовать с помощью нетрадиционного рисования.
Развитие пространственного мышления
Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:
- со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
- с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
- упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя,
- с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Что приготовить ребенку» В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи.
Развитие критического мышления
Умение мыслить критично позволит ребенку легче адаптироваться в начальной школе, поэтому развитию этого мышления нужно уделять внимание в дошкольный период. Ребенок должен научиться анализировать ситуацию, осмыслять ее, размышлять, используя личностное отношение.
Нужно научить детей отвечать не только на вопросы, требующие кратного ответа, но и на те, которые требуют полного ответа.
В детском саду часто используют «шляпы размышления». У каждой шляпы – свой цвет, у каждой – свое мышление. К примеру, красный цвет отвечает за эмоциональность, белый – за конкретику, лимонный оттенок настраивает на позитив, а черный – критичный цвет. Зеленая шляпа направляет к творчеству, а синяя – заставляет управлять действием. Дети охотно надевают такие шляпы и участвуют в беседе по заданной теме.
Хорошим упражнением для развития критического мышления будет игра по классификации. К примеру, детям предлагают поговорить на конкретную тему, обращая внимание на сравнения, их признаки.
Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Инженерное мышление – это познавательное мышление, направленное на созидание, узнавание нового, исследование, конструирование. В дошкольном возрасте нужно дать возможность детям моделировать. Для этого подходят игры в кубики, конструктор, упражнения с цветами и формами. В дошкольном возрасте пригодятся первые занятия по электронике и технике, ведь тот же процесс создания мини-робота при помощи педагога будет увлекательным для ребенка, заставит его мыслить. Удачная идея развивать инженерное мышление у детей – конструирование по предложенной схеме. Может быть также исследовательская деятельность в различных научных областях. Так, изучая времена года, ребенок может участвовать в эксперименте по замораживанию воды в бутылке, причем все действия он производит по алгоритму, предложенному педагогом.
НОВАЯ СТАТЬЯ: «ЗОЖ для детей дошкольного возраста»
Упражнения и игры на развитие мыслительных операций
Большое значение на деятельность мозга оказывают мыслительные операции. Именно благодаря им ребенок познает мир вокруг себя. Это нужно учитывать, подбирая игры и упражнения для дошкольников.
Сравнение
Уметь сравнивать – тоже искусство. Это одна из возможностей заставить мозг работать, развиваться. Поэтому важно детей научить сравнивать, искать различия в предметах: в форме, величине, цвете, вкусе, особенностях строения, применения и прочее. При сравнении важен анализ, который учится делать ребенок.
Можно поиграть с дошкольников в игру «Близнецы». В этой игре два участника. У каждого из них одинаковый набора карточек. Один ребенок рассказывает, что изображено на одной из его карточек. Насколько точно он опишет предмет, настолько проще будет другому игроку отыскать близнеца – точно такую же карточку. Игроки во время игры меняются ролями.
Обобщение
Если сравнение доступно дошкольникам из средних групп детского сада, то обобщать могут только старшие дошкольники. Младшие еще не умеют мыслить, разделяя предметы по категориям. Зато старшие, у которых и словарный запас побольше, и знаний прибавилось за несколько лет, смогут проводить обобщение.
Хорошей игрой для тренировки обобщения будет использование словарного ряда. К примеру, нужно предложить ребенку назвать одним словом несколько предметов: кружка, чашка, тарелка (посуда); галка, воробей, сова, лебедь (птицы); стул, диван, кровать, стол (мебель). Это упражнение также тренирует сравнение и помогает учиться анализировать.
Анализ
Для детей важно понимать, из каких частей состоит та или иная вещь, что составляет живое существо. При этом важно направить анализ от разрушительной силы (ребенок ломает игрушки на детали, но ему уже не интересен процесс сборки) к продуктивной, познавательной (знания, полученные детьми о строении, к примеру, растений становятся толчком к получению новой информации). Важно научить детей анализировать, чтобы они могли видеть не только части, но и признаки этих частей.
Для развития анализа можно поиграть с ребенком в игру «Найди лишнее». Ребенку предлагают несколько карточек с иллюстрациями различных предметов. Например, среди карточек с продуктами питания может оказаться картинка с несъедобным предметом. Ребенок, рассматривая картинки, должен определить, на основе анализа, какая картинка лишняя. Или же на карточках будут животные, а одна карточка может быть с изображением, к примеру, неживого предмета. Снова, проанализировав, ребенок выберет лишнюю картинку. Данная игра подходит, кстати, для тренировки таких мыслительных операций как синтез и классификация.
НОВАЯ СТАТЬЯ » Детские стихи для развития речи «
Синтез
Очень сложно объединить отдельные элементы в единую конструкцию. Разрозненная информация не может принести пользу, поскольку она неполная. Синтез интересен как раз операция, соединяющая познания ребенка о сложном процессе объединения частей в одно общее. Благодаря синтезу, кстати, ребенок постигает умение читать, складывая из букв слоги, из слогов – слова, а из слов – предложения.
Упражнение «Угадай что» поможет развивать синтез. Дошкольнику предлагается угадать предмет, который изображен на картинке, но саму картинку ребенок не видит. Ведущий рассказывает, что именно изображено, учитывая детали, его описание должно быть полным, чтобы ребенок смог сказать, что на картинке. Потом ребенок может сам попробовать описать картинку так, чтобы его сверстник сумел ответить правильно. Помимо синтеза это упражнение тренирует анализ.
Классификация
Свойства предметов, их сходство или различие относится к классификации. В детском саду ребенок может научиться классифицировать предметы, к примеру, по составу.
Для развития умения классифицировать детям можно предложить сыграть в «театр», предложить сюжетно-ролевые игры. К примеру, в семью, так называемые «дочки-матери». Хорошо помогает получить навыки по классификации игра по конкретной теме: по сказке, по профессиональным признакам. Однако нужно учитывать возраст ребенка. Так, в младшей группе детского сада такое погружение в игру возможно только на четверть часа. В старших группах дети с удовольствием играют в ролевые игры почти час.
СТАТЬИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЫ:
- Развивающие игры Монтессори
- Развитие по Никитиным
- Развивающие методики для детей
Отзывы
Евгения, Челябинск:
– Все дети развиваются по-разному, невозможно их взять и поставить в одни рамки. Мне как-то сказала воспитатель, что у меня сын отличается от детей из группы, мол, у него не такое мышление. Оказалось, что на занятии, когда детям предложили картинки животных и попросили убрать лишнюю, все дети убрали картинку с птицей, потому что она не животное, а мой сын разложил картинки на три кучки: в одной – птица, в другой – хищные звери, в третьей кучке – травоядные. Воспитатель сказала, что ребенок неправильно выполнил задание. А мне кажется, мой сын молодец. Просто для него такое задание было слишком простым, и он усложнил его самостоятельно.
Николай, Екатеринбург:
– К сожалению, наши дети стали мыслить бедно. Мы раньше с простой палкой могли массу игр придумать, а нынешние уткнуться в телефон и ничего их не интересует. Хорошо, что в детском саду проводят много занятий по развитию мышления, различных исследовательских игр, творческих. У нас в садике дети увлечены робототехникой, есть даже специальный класс и занятия ведет специальный преподаватель.
Развитие мышления в дошкольном возрасте – один из важных этапов в развитии человека. Поскольку именно в детстве формируются особенности восприятия мира человеком и самого себя в нем, развивается психика, то нельзя пускать этот процесс «на волю». Опытный педагог поможет направить желания ребенка в нужное русло и развивать все виды мышления.
Педагог-психолог: Наталья Белокопытова
Источник