Развитие мышления у ребенка через игру

Развитие мышления у ребенка через игру thumbnail

Игры на развитие мышления у детей

Мышление – это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире. Но интереснее то, что мы можем развивать свое мышление: делать его быстрее, глубже, гибче, осмысленнее. Кроме того, нашими усилиями мышление может становиться позитивным и более интересным.

Однако наша задача – развивать не только свое мышление, но и мышление своих детей, ведь от этого самым прямым образом будет зависеть их будущая жизнь и успехи в ней. А одной из самых эффективных форм развития любого навыка, в том числе и навыка мыслить, у дошкольников, школьников и даже подростков (что не единожды доказано психологами и педагогами) является именно игровая форма.

В этой статье мы обойдем стороной пространные рассуждения, а рассмотрим только практический материал – представим игры на развитие мышления у детей. С помощью них мы сможете тренировать мозг своего ребенка, развивать и поддерживать его мыслительную активность, делать его умнее и сообразительнее.

Сегодня мы рассмотрим лишь несколько замечательных игр для детей, и если вам захочется получить доступ к большему количеству развивающих игр, а также тестам, упражнениям и другим полезным материалам, рекомендуем оформить PRO-аккаунт.

Ниже будут представлены игры на развитие логического мышления, абстрактного мышления и других его видов. Заметим: предложенные игры в большей степени подходят для дошкольников и младших школьников, но некоторые можно использовать и для подростков. Познакомившись с их описаниями, вы сами поймете, какие игры в каком случае лучше применять.

 «Данетки»

Что дает игра: развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.

Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.

Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».

Игра никак не ограничивается по возрасту участников. Могут играть и взрослые и дети. А с помощью правильного подбора слов (они должны соответствовать возрасту участников) можно делать игру сложнее или легче.

«Ситуативные данетки»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка поиска причинно-следственных связей.

Что потребуется: только воображение.

Как играть: ведущий загадывает не слово, а жизненную ситуацию. Игрокам нужно понять, почему произошло именно так и как выйти из положения или объяснить поведение персонажа истории. Например, вы можете дать такое задание: почему девочка съела банан, а бабушка ее за это наругала? Или что делать, если папа не хочет покупать игрушку? Или почему мужчина, обычно ездящий на машине, сегодня пришел на работу пешком?

Можно задавать любые, даже самые странные ситуации, причем они могут не иметь какого-то одного ответа или объяснения. Суть в том, чтобы игроки предлагали максимальное количество идей, которые могут объяснить ситуацию логически. Ко всему прочему ситуации могут придумывать и сами игроки.

«Третий лишний»

Что дает игра: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.

Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.

Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее. К примеру, вы можете дать такие слова:

  • дождь, снег, бумага;
  • море, песок, зонтик;
  • утро, вечер, 56;
  • дыня, яблоко, стакан и т.д.

Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.

«Разложи по группам»

Что дает игра: развитие способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.

Что потребуется: необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.

Как играть: ведущий должен разложить на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше (несколько десятков). Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В итоге не должно не остаться ни одной карточки без группы.

А сейчас давайте сделаем небольшую паузу и посмотрим занимательное видео с загадками для детей, помогающими развивать мышление и сообразительность. Собственно, загадки представляют собой один из видов игр, который тоже можно использовать в работе с детьми.

Продолжаем рассматривать игры на развитие мышления у детей.

«Бывает и не бывает»

Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • папа идет с работы;
  • дерево варит кашу;
  • бабушка печет пирожки;
  • ручка смотрит телевизор;
  • кошка играет с мышкой;
  • подушка зевает и т.д.

Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.

«Отвечаем быстро»

Что дает игра: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам какое-то известное ему существительное и в это же время бросает одному ребенку мячик. Задача ребенка: поймать мяч и бросить его обратно ведущему. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.

К примеру, вы называете банан. Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру, упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т.е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.

В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например, вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т.п.

Кстати, эта игра очень подходит для старших школьников и подростков. Сегодня у нас не очень много таких игр, но огромное количество развивающих материалов вы сможете получить, оформив PRO-аккаунт – это действительно полезная и нужная вещь.

«Скажи наоборот»

Что дает игра: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.

Что потребуется: дополнительных материалов не понадобится.

Как играть: Ведущий должен назвать игрокам любое прилагательное. Игроки должны называть противоположные слова – антонимы. К примеру:

  • медленный – быстрый;
  • тонкий – толстый;
  • белый – черный;
  • сухой – мокрый и т.д.
Читайте также:  Особенности раннего психомоторного развития ребенка

Как только дети начнут быстро подбирать антонимы и игра станет для них слишком легкой, можно начать предлагать им слова, для которых придумать антонимы сложнее. А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с игроками, почему они думают именно так.

«Расскажи мне»

Что дает игра: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.

Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).

Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории, к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.

«Назови одним словом»

Что дает игра: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.

Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам несколько слов, а игроки должны объединить их одним общим словом. К примеру:

  • ель, сосна, дуб – деревья;
  • лиса, волк, мишка – животное;
  • банан, груша, яблоко – фрукт;
  • кубик, машинка, кукла – игрушка и т.д.

Если захочется, игру можно видоизменить: ведущий называет какое-то общее понятие, а дети называют все, что может к нему относиться. А если вам захочется освоить какие-то новые идеи для модернизации игр на развитие мышления у детей (и вообще познакомиться с новыми техниками мышления), можете пройти наш курс «Когнитивистика», где представлено более 20 таких техник.

«Найди похожее»

Что дает игра: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.

Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий показывает игрокам две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т.п.)

Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т.п.)

«Нелепицы»

Что дает игра: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.

Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия. Ниже представлен пример такой картинки:

Нелепицы

Как играть: ведущий показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). Игрокам нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.

Чтобы игра была более увлекательной и интересной, можно разбить игроков на команды (заранее каждой команде назначается капитан – кто-то из взрослых) и устроить соревнования. Один и тот же рисунок ведущий показывает обеим командам. Игроки определяют нелепости, указывают на них капитану, а он их записывает.

На выполнение заданий дается определенное время, например, 3 минуты. Побеждает та команда, которая за это время найдет больше всего нелепостей. А в конце игры для закрепления результата ведущий может обсудить с игроками, почему они считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.

К примеру, если игроки заметили, что мальчик в кроватке находится на снежной улице, они должны сами рассказать, почему это нелепо. Если детям сложно объяснить нелепость или они вообще ее не заметили, ведущий методично объясняет, по какой причине представленные на картинке нелепости не могут иметь места в реальной жизни.

«Загадки»

Что дает игра: развитие логического мышления у детей и подростков.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: Изначально ведущий должен определиться с загадками – они должны соответствовать уровню развития игроков, не быть для них ни слишком простыми, ни слишком сложными. Играть можно с одним или несколькими игроками; также можно устраивать соревнования команд.

Ведущий загадывает загадку, а игроки должны дать правильный ответ. Чем меньше подсказок, тем игра сложнее. Если играют команды, победит та, игроки которой назовут больше правильных ответов с первого раза.

Другой вариант этой игры состоит в том, что игроки сами придумывают загадки. Ведущий задает слово, а игроки должны придумать вопросы, ответив на которые это слово можно отгадать.

«Где были – не скажем, но что делали – покажем»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов. Развитие координации.

Что потребуется: дополнительных материалов не нужно.

Как играть: Ведущий должен загадать какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т.п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Игрокам нужно понять, о чем идет речь.

Полезно играть с участниками по очереди: сначала дается попытка разгадать действие одному участнику. Если он отгадывает, следующий участник отгадывает новое действие, а если нет, то следующему нужно отгадать то же самое.

Другой вариант этой же игры: ведущий озвучивает какое-нибудь действие, а игроки должны показать его с помощью мимики и жестов. Также игроки могут сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.

Эта игра отлично подходит не только для дошкольников и школьников, но и для подростков и даже взрослых людей, ведь с помощью нее можно отлично провести время в любой компании.

«Найди тайник»

Что дает игра: развитие пространственной ориентации и логического мышления. Формирование умения действовать по нарисованному плану.

Что потребуется: необходимо подготовить бумагу, линейку, карандаши и игрушку.

Как играть: ведущий должен спрятать в помещении игрушку, а игроки (один или сразу несколько) должны ее найти. В помощь им ведущий рисует на листе бумаги схему комнаты со всем, что в ней находится. Отдельно выделяется место, где спрятана игрушка.

Чтобы усложнить игру, можно составить несколько планов. Первый план ведет к первой подсказке, второй – ко второй, а третий – к самой игрушке. Кроме того, можно дать задание участникам самим спрятать игрушку и нарисовать карту, а ведущий будет должен ее найти.

«Угадай по описанию»

Что дает игра: развитие логического и творческого мышления. Закрепление в памяти детей значений слов и свойств разных явлений и предметов.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не нужно.

Как играть: ведущему загадывает слово, но игрокам его не называет, а просто описывает. К примеру, если загадано слово «лампочка», можно описать ее так: «она похода на грушу, может висеть под потолком, днем она не нужна, а ночью только она дает свет» и т.д. Игроки должны как можно быстрее угадать то, что загадано.

Читайте также:  Развитие ребенка книги для родителей

Если игроков много, игру можно модифицировать: игрок, первым отгадавший предмет по описанию, сам начинает играть роль ведущего: загадывает слово и описывает его другим игрокам. А чтобы играть было легче, можно в самом начале объяснить игрокам, о чем будет идти речь: предметах, профессиях, погодных явлениях, животных, растениях и т.д.

Предложенных нами игр вполне достаточно, что сформировать представление о том, каким образом вообще они могут влиять на мышление ребенка. Однако вы можете найти и другие игры на развитие мышления у детей: можете поискать в Интернете, можете посмотреть соответствующие книги в книжных магазинах, можете придумать сами, а можете оформить PRO-аккаунт и получить доступ к играм и другим упражнениям на развитие мышления.

Среди прочих известных игр мы можем посоветовать такие как:

  • «Какой он?»
  • «Составь предложение»
  • «Ответь на вопрос»
  • «Найди предмет»
  • «Кто кем будет?»
  • «Найди лишнее слово»
  • «Спрятанное слово»
  • «Сказки-перевертыши»
  • «Находчивый»
  • «Изобретатель»
  • «Что будет, если …?»
  • «Я – луна, а ты – звезда»
  • «Чепуха»
  • «Телеграмма»
  • «Сочиняем сказку»
  • «Дверная скважина»
  • «Дерево – это …»
  • «Сложи картинку»
  • «Времена года»
  • «Бег ассоциаций»

Также мы рекомендуем вам почитать наши статьи:

  • Как развивать мышление ребенка
  • Актерские игры для детей
  • Упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Как улучшить внимание ребенка
  • Игры на развитие памяти и внимания

Эта информация будет очень полезна для развития мышления дошкольников, школьников и подростков, да и для себя вы сможете почерпнуть из этих статей немало интересного. И не забудьте, что у нас есть еще и замечательный курс по развитию мышления, который вам тоже очень пригодится.

Ну а в заключение этой статьи еще одно интересное видео. Смотреть его лучше всего вместе со своими детьми, т.к. оно уже само по себе рассчитано на развитие мышления у ребенка. Так что выделите полчаса времени и проведите его с пользой для себя и своего чада.

Источник

Ирина Билецкая
Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

Математика входит в жизнь ребенка с момента его рождения. Какие слова произносит акушерка или другой человек, присутствующий при родах? Рост- 53 см, вес- 3 кг 400 граммов, время рождения- 13 часов 20 минут.

Ребенок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. И так как никто, слава Богу, не затыкает ему уши, он постепенно привыкает к этим словам и мало- помалу начинает вникать в их смысл.

Дошкольное детство- это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.

В связи с этим я решаю следующие задачи, направленные на развитие элементарного логического мышления детей:

Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.

• Формировать систему знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

• Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

Развивать мелкую моторику и зрительно- двигательную координацию.

Отбор познавательных задач я осуществляла исходя из современных требований к обучению дошкольников,а именно:

Придания обучению развивающего и воспитывающего характера;

Обеспечение максимальной активности детей;

Занимательность, последовательность в усложнении;

Интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.

Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу.

Полноценное развитие становится возможным только при условии выполнения ими активных самостоятельных действий. У каждого у детей свои предпочтения интересы. Каждый что-то лучше знает и особенно любит. Возникновение такого желания и его реализация имеет большое значение для развития ребенка и его способностей. Поэтому я создала в группе необходимые условия для самостоятельной деятельности детей. Я оформила уголок занимательной математики, куда я поместила разнообразные развивающие игры, раздаточный материал, головоломки.

Вначале я провела работу с детьми по знакомству с местом хранения и научила по мере необходимости самостоятельно пользоваться играми. Весь материал хранится в удобном месте, доступ к нему свободный.

Обогатив предметно – развивающую среду различными пособиями, создав условия для индивидуальной, самостоятельной деятельности детей я стала активно использовать его на занятиях по развитию логического мышления.

Включаю в занятия игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаем задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогают детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.

Свою работу по развитию логического мышления я начала с ознакомления с цветными палочками Кюизенера, геометрическими фигурами Дьенеша, которые вызвали у детей большой интерес. Я принесла новые кубики, которые дети еще не видели, поставила 4 стола, и высыпала на середину каждого стола геометрические разноцветные фигурки,предварительно рассортировав по форме : на один стол круги, на второй- прямоугольники, на третий- квадраты, на четвертый- треугольники. За каждый стол посадила по 5 детей. «Это какая-то новая мозаика»– удивлялись дети. С моей помощью они распределили геометрические фигуры по цвету, потом по величине и толщине.Следующий раз игра проводилась иначе: ребенок, видя перед собой какую-то геометрическую фигуру, должен был перечислить четыре еёпризнака: форму, величину, цвет. Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили признаки геометрических фигур, был введен специальный код, графически изображающий эти признаки с помощью рисунков. С этой целью я использовала код, предложенный для дошкольников профессором Семадени.

Для детей это было что-то новое. Они были удивлены, что могут «прочитать», какой является выбранная геометрическая фигура. Интерес к тому, что они сами могут «диктовать», «записывать», «читать» про признаки геометрической фигуры не угасал довольно долго. Собираясь по утрам около таблицы, дети описывали все новые и новые геометрические фигуры с помощью принятого кода. Такими упражнениями они занимались по собственной инициативе в самое разное время. Наконец, пришло время учиться самостоятельно «записывать» признаки тех или иных геометрических фигур. Каждый ребенок получил лист бумаги, на котором была изображена таблица, состоящая из двух строк по 4 клетки,в которых дети должны были сами зарисовать знаки кода:

.

Дидактическая игра состояла в том, что дети должны были «закодировать» и «записать» признаки геометрической фигуры, вытянутой из мешочка. Я пояснила, что они должны рисовать знаки кода, начиная с первой верхней левой клетки, и попросила показать эту клеточку в своих таблицах. Закодировав признаки геометрической фигуры, дети пытались читать по таблице, какой является описанная геометрическая фигура. Кто-нибудь из них высоко поднимал геометрическую фигуру и громко зачитывал описанные в таблице признаки, остальные проверяли, правильно ли была сделана запись.

Читайте также:  Подвижная игра как средство развития ребенка дошкольника

В следующие дни я старалась вовлечь в игру прежде всего тех детей, которые в первый день отсутствовали, а также тех, для кого она оказалась трудной. Таким образом, дети научились свободно пользоваться кодом. Это позволило ввести знак отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест-накрест соответствующего кодирующего рисунка.

Игра «Угадай, какой кубик»помогает детям легко усвоить использование знаков отрицания: за столом сидят несколько ребят, на столе лежат приготовленные карточки с кодом.Дети читают знаки отрицания и определяют альтернативные значения признака величины:

– круг желтый, тонкий, не большой, т. е. маленький.

Эти игры очень нравятся детям и полезны с познавательной точки зрения. Они способствуют выработке умения правильно определять признаки геометрических фигур и пользоваться кодом.

Теперь перейду к играм, предназначенным для развития логического мышления.

Игры, в которых используются геометрические фигуры, предназначенные для развития логического мышления, способствуют приобретению навыков образования множеств, характеризующихся двумя различными признаками. Такого рода игры я организовывала с группами детей. Дети клали на середину стола два кольца. В одно из колец дети выкладывали все желтые фигуры, помещали над ним карточку со знаком «желтые», в другое- все те геометрические фигуры, которые не являются желтыми, обозначив его с помощью карточки «не желтые». Дети обращали внимание на то, что не желтые – это или синие фигуры, или красные.

После усвоения детьми игры с геометрическими фигурами Дьенеша я внесла новую игру «Цветные цифры». В этой игре понятие о числе формируется путем «измерения числа с помощью условной мерки» в виде кубика, используемого в качестве единицы измерения. Чем больше длина полоски, тем больше значение того числа, которое оно выражает.

Число 1 обозначается белым цветом, число 2- розовым, число 3- голубым, число 4- красным, число 5- желтым, число 6- фиолетовым, число 7- черным, число 8- малиновым, число 9- синим, число 10- оранжевым.

Играя с цветными полосками, дети уложили их так, что образовалась лесенка со ступеньками. Ребята сделали открытие, что полоска, которая лежит ниже, обязательно длиннее на длину одной белой полоски.

С помощью цветных полосок я подвела детей к осознанию соотношений «Больше – меньше», «больше – меньше на…», научила делить целое на части и измерять объекты, упражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помогла овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,организовала работу по усвоению таких понятий как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Чтобы дети легко сосредотачивались над задачей, я провела много игр на внимание и развитие памяти: «Какая цифра исчезла», «Дни недели», «Найди и назови». На занятия я старалась брать детей по подгруппам (8-10 человек). Работала в течение определенного времени с несколькими подгруппами до полного освоения всеми содержания конкретной задачи, старалась находить при этом к каждому ребенку свой подход. Основанием для начала игры является проявленный к ней интерес детей. В зависимости от цели, содержания, предполагаемого времени, которое будет затрачено детьми на выполнение работы, занималась с ними в удобное время утреннего и вечернего периода. Дети, свободные от игры, продолжали заниматься своими делами.

Для закрепления познавательного материала, полученного детьми на занятиях веду математический кружок «Умники и умницы»,где решаю следующие задачи:

1. Воспитание эмоциональной отзывчивости в игровой деятельности.

2. Развитие воображения, памяти.

3. Развитие восприятия формы, цвета, величины.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Проводя кружковую работу по развитию логического мышления, я использую различные игры. Такие игры, как «Кто летает?», «Съедобно- несъедобное», «Загадки» – они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры,где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Определи предмет на ощупь», «Найди предмет, отличающийся от других». В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: «Что нарисовано?» «Назови предмет в ряду», «Назови предметы одним словом», «Что лишнее? Почему?», «Домино».

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как «Я знаю пять…». Она учит классифицировать и обобщать.

Игра «Белый лист» направлена на развитие восприятия таких свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.

Такие упражнения как «Рыбы-птицы-звери», «Одежда-мебель-посуда», «Овощи-фрукты-ягоды» позволяют детям усваивать, что представители вида входят в пределы рода.

Для формирования количественных и качественных понятий использую такие упражнения «Найди картинку с самым низким деревом», «Найди картинку с самым высоким мальчиком», «Покажи мяч средней величины», и прочие.

Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умение классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет большое значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствовали развитию умения детей находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков.

Развитие у дошкольниковспособности мыслить привело к определенным изменениям в поведении и психике: возрос самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

Углубленная работа с детьми по развитию логического мышления не прошла бесследно. В процессе решения и придумывания задач-головоломок, работы с геометрическими фигурами Дьенеша, цветными палочками Кюизенера дети овладели мыслительными операциями на более высоком уровне. Они стали решать задачи не методом проб и ошибок, а научились планировать свои действия, обдумывать ход решения. Продумывание в уме будущих фигур и последующее их решение свидетельствовало о развитии наглядно-образного мышления. Решение и придумывание задач способствовало развитию у детей логического мышления, сообразительности, умение догадываться, что так необходимо в жизни каждому человеку. Дети проявляли наблюдательность, внимание, усидчивость, умение сопоставлять и анализировать.

Проведя мониторинг результатов своей деятельности,я увидела следующие результаты:

• Самостоятельным придумыванием задач-головоломок овладели 12 детей из 20. Первые задачи были аналогичны тем, которые предлагалось решать по образцу. Дети придумывали задачи на преобразование фигур, составляли их из небольшого количества палочек и связывали их с образом предметов. Дети с более низким уровнем развития мыслительных процессов подражали детям с высоким уровнем развития.

• Работой с блоками Дьенеша овладели 15 детей из 20

• Работа с палочками Кюизенера оказалась на высоком уровне, все дети справлялись с любыми заданиями.

Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Поэтому, при проведении своей работы по развитию логического мышления,я руководствовалась заповедями:

1. Радуюсь вместе с ребенком.

2. Я должна быть всегда рядом – ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого. Иначе, в случае неудачи, ребенок надолго потеряет интерес к занятиям.

3. Ребенок должен испытывать радость от каждого занятия. Следовательно, задачи должны быть доступны ему и усложнять их необходимо постепенно.

4. Всегда помню, что неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе, а это нежелательно. Хвалю ребенка за его усердие, не оставляю без внимания ни одной его работы.

5. Для того, чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться от однообразия, не затягиваю время занятий, учитываю интересы и потребности детей. Не забываю, что ребенок ждет от меня одобрения.

Источник