Развитие мышления ребенка в игре матрешка

Развитие мышления ребенка в игре матрешка thumbnail

ЕКАТЕРИНА БАЛЯСОВА
Игры по развитию мышления для детей раннего возраста. Часть первая. Игры с матрёшкой

Мышление ребёнка до трёхлетнего возраста тесно связано с восприятием-малыш мыслит,устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того,в какой мере ребёнок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой.

Наша русская матрёшка это сувенир,украшение,а также игрушка предназначенная для детей. Очень,скажу я Вам полезная вещь!Педагогическая ценность её не сравнима с современными пособиями. Классический дидактический материал,истинно народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины,можно сравнивать предметы по высоте,цвету,объёму,ширине. Эти действия будут способствовать координации руки и глаза,развивать восприятие и мышление. Конечно,чтобы матрёшка имела развивающий эффект мало дать её ребёнку в руки. Моя,как воспитателя задача окрыть для малыша замечательные свойства игрушки и конечно,научить ребёнка играть с ней.

1. Знакомимся с матрёшкой.

Сажусь с малышами за стол. Торжественно достаю большую матрёшку,восхищаюсь еёкрасотой:”Посмотрите,ребятки,какая красавица к нам в гости пришла!Зовут её Матрёшка. Какие у неё глазки,щёчки,губки,платочек,сарафанчик. ” Рассмотрев игрушку с детьми со всех сторон, удивлённо произношу”Мне показалось что она тяжёлая. Может,внутри что-то есть?Посмотрим?” Открывая матрёшку произношу “заклинательные или ритуальные ” слова”Матрё шечка-матрёшка откройся немножко!”Этот процесс для усилиния ожидания,для разогрева любопытства можно слегка растянуть. Открыв большую матрёшку и найдя в ней другую,меньшую размером я,конечно,удивляюсь. Ставлю матрёшки на стол рядышком. Предлагаю детям попробовать сравнить их. Обращаю внимание на размер-одна большая. другая поменьше. И только после сравнения,когда перваязадача будет решена-ставлю новую задачу:узнать,а может в новой матрёшке тоже кто-то спрятался. Обязательно проговариваю слова-ритуал и открываю матрёшку. Появляется ещё одна матрёшка. Сново выставляю её рядышком с предыдущими её сестрами. Обычно,дети очень быстро разбираются в схеме разбора-сбора матрёшки. Достаточно одного показа. Конечно,для первого ознакомления я взяла трёхсоставную матрёшку,тем самым начала выстраивать цепочку задач с минимума. После показа, проведения занятия даю малышам по своей матрёшке для дальнейшего,самостоятельного изучения,тем самым закрепляю полученные знания. Предлагая открыть и закрыть матрёшку. Подобрать из открытых частей нужную (по цвету платочка,сарафанчика,яркой рубашки. размеру)для сбора целой матрёшки.

Выстраиваем матрёшек рядком и обращаю внимание на размеры каждой.

Игры с матрёшкой. “Матрёшка в саду“.

Берётся трёхсоставная матрёшка. Предлагаю устроить прогулку для матрёшек. “Старшие матрёшки поведуи младших“.Необходимо что-бы ребёнок нашёл самую большую-старшую. Затем нашёл ей подружек поменьше. Игра проводится на столе,полу. Можно сложить из кубиков домик-сад,а улицу,для прогулок определить деревьями из конструктора. Затем ребёнок отводит своих матрёшек на прогулку. Играть можно по подгруппам. Когда вся подгруппа выведет своих матрёшек на прогулку (справиться с заданием) можно предложить поиграть дальше в прятки с матрёшками.

“Прятки матрёшек на прогулке

Маленькие матрёшки просят более крупных спрятать их. Остальные ищут пропавших подружек. Задача,которую я ставлю перед детьми:убедить детей,что спрятаться в матрёшке может только та,что ростом меньше. Большая в маленькую не поместиться.

Можно придумать много разнообразных игр с матрёшками. Например. укладывание спать. Путём подбора кровати для матрёшки. Её можно вырезать из бумаги. Можно укладывать сначало маленьких матрёшек,а затем постарше.

И конечно,при работе с матрёшками малыши будут сравнивать руками,но со временем научатся делать это глазами. Ребята наблюдают за действиями и выполняют мои поручения.Очень важно :малыши должны понимать всё происходящее и конечно,реагировать на него. Предоставьте свободу детям и почаще побуждайте их думать. В работе будут задействованы центры развития:Познание,Социально-коммуникативное развитие,Речевое,Эстетическое.

Игры по развитию мышления для детей раннего возраста. Часть первая. Игры с матрёшкойРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Источник

Cветлана Ивкова
Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста

ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об окружающем мире.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

Читайте также:  Истории развития ребенка в психодиагностике

С этой целью работа с воспитанниками нашей группы проводилась по основным образовательным направлениям ФГОС.

Познавательное направление

С целью приобщения детей к русской культуре через знакомство с предметами народно – прикладного искусства – матрешкой, развития сенсорных эталонов, развития мелкой моторики, познавательной активностис детьми проводилась работа:

Рассматривание иллюстраций «Русские матрешки», игрушек – матрешек.

Создали в группе мини-музей.

Матрешка — как средство развития познавательной активности у детей раннего возрастаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Изготовили дидактические игры: «Собери матрешку», «Подбери матрешке сарафанчик», «Домик для матрешки», «Большая – маленькая», «Укрась сарафанчик», «Найди матрешке пару».

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Игры с элементами- экспериментирования:

Игры с тестом «Вылепили матрешку»,

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Игры с красками «Украсим матрешке сарафанчик»,

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Игры с крупой «Соберем матрешку».

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Соберем для матрешки бусы

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Игры со строительным материалом: «Матрёшки ходят в гости», «Домик для матрёшки», «Лесенка для большой матрешки», «Дорожка для матрёшки», «Мебель для матрёшек» и т. д.

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Речевое развитие

В проводимых играх развивали словарный запас детей, ориентируясь на слова «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше», «открой», «закрой».

Слушали и совместно с педагогом рассказывали потешки и стихи о матрешках.

Проводили игры на развитие мелкой моторики: «Игры с крышечками», «Пальчиковый театр матрешек», «Игры со шнуровками –матрешками».

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Социально – коммуникативное развитие

Вызывая у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, и воспитывая бережное отношение,и заботу о ней провели:

С. И. «В гостях у матрешки», «Напои матрешку чаем», «Уложим матрешку спать», «Пригласим матрешку танцевать», «Поиграем в прятки с матрешкой», Хороводная игра «Каравай».

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Художественно – эстетическое развитие

Показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».

Музыкальное развлечение «В гостях у матрешки»

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Показ русских народных сказок «Репка», «Курочка ряба» изготовленных в виде матрешек.

Вместе с мамой изготовили «Варежковый театр матрешки».

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

На руку одели куколку – матрешку

Развитие мышления ребенка в игре матрешка

Заплясали быстро детские ладошки

Развитие мышления ребенка в игре матрешка

Милая матрешка всех гостей встречает

И свою головку низко наклоняет.

Развитие мышления ребенка в игре матрешка

Спрятали за спину милую матрешку.

В прятки поиграют вместе с нами крошки

Развитие мышления ребенка в игре матрешка

Глазки закрывает милая матрешка.

Быстро засыпают маленькие крошки.

Развитие мышления ребенка в игре матрешка

Физическое развитие

Подвижные игры: «Прячем матрёшку», «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»,

«Звонкие погремушки», «У матрешки – теплые ладошки».

Физкультурный досуг «В гостях у матрешки»

Развитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешкаРазвитие мышления ребенка в игре матрешка

Источник

Вид игры: сенсорная с речевыми и математическими элементам, рассчитана для детей младшего и среднего возраста (3 – 5 лет).

Цель: закрепление знаний о цвете, размере, количестве предметов, об их положении в пространстве, обогащение словарного запаса математическими терминами

Игровая задача: ребенку предлагается поиграть с матрешкой, выполнив все задания большой матрешки, и получить приз в случае правильного выполнения всех заданий.

Дидактические задачи:

  • Развивать мелкую моторику кистей рук, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета, из которых состоит матрешка.
  • Активизировать словарный запас, развивать речевую активность детей, закреплять понятия “большой – маленький”, “один – много”, “самый высокий”, “Самый маленький”, “выше”, “ниже”; умение различать вопросы “Сколько?”, “Который?” “Какой?” и правильно отвечать на них;
  • Развивать умение устанавливать размерные отношения между 5-7 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величин.

МатрешкиМатрешки

Методические указания к игре

Данную игру можно использовать:

  • На занятиях по познавательному развитию (математическое направление), по речевому развитию.
  • В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий и в индивидуальной работе с детьми.
  • В самостоятельной игровой деятельности детей.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста, если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе.

В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Читайте также:  Развитие ребенка от нуля до года

Дидактический материал

Игра “Матрешки” состоит из 7 матрешек, на каждой из которых находятся застежки, разные по своему назначению: замок – молния, липучки, шнуровка, пуговицы, тесьма для завязывания бантиков, застежка, кнопка. Для поощрения детей распечатанные смайлики или матрешки.

Каждая матрешка соответствует определенному цвету радуги: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая. При работе – игре с матрешками, разными по цвету у ребенка закрепляется чувство цвета; закрепляется умение застегивать матрешку на определенную застежку.

Закрепляется зрительное и осязательное восприятие геометрической фигуры и зрительное восприятие цифры: внутри находится определенная геометрическая фигура с наклеенной соответствующей цифрой; закрепляется ориентировка на плоскости: понятия в левом нижнем углу, левом верхнем углу, в правом нижнем углу, правом верхнем углу, в середине.

При игре с красной матрешкой у ребенка развивается умение застегивать замок – молнию; закрепляется восприятие квадрата и цифры 7.
При игре с оранжевой матрешкой закрепляется навык прилеплять липучки: внутри находится прямоугольник с цифрой 6.
Желтая матрешка формирует навык завязывать шнурки: внутри находится круг с цифрой 5

Зеленая матрешка развивает умение застегивать крючки: внутри трапеция с цифрой 4
Голубая матрешка закрепляет умение застегивать пластиковую застежку -вставку: внутри овал и цифра 3
Синяя матрешка закрепляет навык застегивать пуговицы: внутри ромб и цифра 2
Фиолетовая матрешка закрепляет навык застегивать кнопки: внутри треугольник и цифра 1

Игровые правила

В игре участвуют 2-3 человека или индивидуально. На столе раскладываются матрешка и мешочек с декоративными украшениями: пуговки, бусинки, и т. д. Предложить ребенку собрать матрешку по возрастанию и по цвету радуги, тот ребенок, кто справится с заданием правильно и первым, тот является победителем. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.

В игре участвуют 2-5 человек или индивидуально. Д/И “Какой матрешки не стало”. На столе выкладываются 5 матрешек, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну матрешку, дети по очереди должны сказать какой матрешки не хватает. Тот ребенок, который назовет больше правильных ответов, тот выиграл в игре. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.

В игре участвуют 2-3 человека или индивидуально. Д/и “Матрешки поменялись местами”. На столе стоят 5 матрешек в определенной последовательности. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами матрешек, каждый ребенок по очереди ставит матрешки так, как они стояли в начале игры. Игра начинается с 3 матрешек. Количество матрешек можно увеличивать соответственно возрасту до 7.

Выиграет тот ребенок, который правильно разместит матрешки на столе. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.

Игровые действия детей

  1. Сравнить матрешки, используя прием приложения. Перед детьми матрешки лежат вразброс. Предложить выстроить матрешек в ряд по высоте, начиная с самой маленькой (низкой) или с самой большой (высокой), проговаривая выполняемые действия, употребляя слова: самая высокая, пониже, еще ниже, средняя, самая низкая (в начале игры, если ребенок не может правильно расставить матрешек- прикладывает их поочередно друг к другу).
  2. Разместить и изменять расположение матрешек на столе. Дети называют место расположения матрешек. Например, желтая матрешка находится в середине стола, а синяя в левом нижнем углу и так далее.
  3. Предложить детям назвать расположение геометрических фигур и цифр. Например, красный квадрат находится в середине. Меняем матрешки местами и так далее.
  4. Предложить детям выбрать только такие фигуры, которые изображены на матрешке. Закрепить фигуру на матрешке с обратной стороны; проговорить свои действия.
  5. Предложить детям украсить матрешку определенным количеством предметов (декоративные пуговки различной величины, разнообразные геометрические фигуры, разнообразные декоративные украшения. Предметы можно заменять и дополнять), назвать предметы, которыми украсили, и сосчитать их. Предметы находятся в специальной мешочке, который идет в комплекте с дидактической игрой “Матрешка”
  6. Предложить детям выложить то количество предметов, которое соответствует цифре, изображенной на матрешке. Предметы находятся в специальной мешочке, который идет в комплекте с дидактической игрой “Матрешка” (декоративные пуговки различной величины, разнообразные геометрические фигуры, разнообразные декоративные украшения. Предметы можно заменять и дополнять).

Результат игры

В конце игры подсчитывается количество смайликов у каждого ребенка (если в игре участвовало несколько человек) и тот, у кого их больше, объявляется победителем. Если участник игры один ребенок, то он объявляется победителем, т.к. выполнил все задания большой матрешки.

Читайте также:  Развитие ребенка умные игры для умных детей

Осваивая игру с матрешками, ребенок развивает мелкую моторику кистей рук, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета, из которых состоит матрешка.
Активизируется словарный запас, развивается речевая активность детей, закреплять понятия “большой – маленький”, “один – много”, “самый высокий”, “Самый маленький”, “выше”, “ниже”; умение различать вопросы “Сколько?”, “Который?” “Какой?” и правильно отвечать на них.

Благодаря данной игре развивается умение устанавливать размерные отношения между 5-7 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине.

Admin

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Источник

Развивающие игры с матрешками для детей от 1 года до 6 лет

Матрешка представляет собой несколько выточенных из дерева, разъемных фигурок, на которые нанесено определенное стилизованное изображение. Для занятий с ребенком подойдут любые матрешки, от традиционных до сказочных, главное, чтобы они были расписаны ярко и пробуждали теплые чувства.

Назначение:

1) стимулирование развития мелкой моторики;

2) активизация речевых функций, расширение словарного запаса;

3) развитие пространственного восприятия (справа, слева, внизу, вверху), памяти, внимания, мышления;

4) развитие пространственного восприятия, воображения, мышления, памяти, внимания;

5) формирование элементарных математических представлений;

6) укрепление и активизация мышц дыхательно-голосового аппарата;

7) формирование креативных способностей и артистических умений.

Цель: играя, познавать закономерности окружающего мира.

Задачи:

– познакомиться с русским народным творчеством;

– развивать мелкую моторику рук;

– сформировать коммуникативные навыки;

– познакомиться с элементарными математическими понятиями (научиться выбирать предметы по размеру и различать их: большой, средний, маленький; понимать слова: поменьше, чуть больше; научиться раскладывать предметы по убывающей или возрастающей величине);

– создавая положительный эмоциональный фон игры с фигурками-героями сказки, способствовать развитию у ребенка чувства эмпатии (сопереживания).

Как познакомить ребенка с фигурками-героями сказки?

Первый путь – спектакль, поставленный дома с помощью сказочной матрешки, который не оставит равнодушным Вашего ребенка. Второй путь – художественное чтение сказки с красочными иллюстрациями. В дальнейшем ребенку можно предложить сравнить изображения книжных персонажей с рисованными матрешками.

Что Вам потребуется для спектакля?

Во-первых, небольшая тренировка в выразительном чтении, что предполагает анализ текста сказки, проникновение в ее смысл и исполнительское мастерство, необходимое для передачи этого смысла слушателю.

Во-вторых, именно сейчас потребуются все возможности вашего голоса, а также интуиция. Вживаясь в ту или иную роль, попробуйте соответствующим образом интонировать, менять высоту голоса в зависимости от характера сказочного героя. Например, Вы озвучиваете голос персонажа «Дед», то, скорее всего, говорить будете низким, утробным голосом, а не тихо пищать, как если бы изображали мышку. На языке актеров это означает «вживание в образ», которое уводит Вас из реального мира взрослых, открывая прекрасную возможность общения «на равных» с ребенком.

II этап. Продолжается сенсорное развитие ребенка, включающее формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Игры с матрешками

Расположите героев сказки на ровной поверхности перед глазами ребенка.

От 1 года до 2 лет.

Попросите ребенка показать пальчиком, где находится определенный герой сказки, при этом четко проговариваете имя персонажа? Предложите малышу исследовать фигурки: рассмотреть и потрогать их. Расскажите немного о нем. Вы можете описать его внешний вид, возраст, где живет, с кем дружит, с кем враждует, чем питается. Рассказывать о себе сможет и сам герой сказки.

Увлекательная математика. Открывая матрешку за матрешкой, рассматривайте их вместе с ребенком. Поставив две матрешки рядом, сравните их между собой. К двум годам можно поинтересоваться, какая из них выше, а какая – ниже. Постарайтесь объяснить, что по форме обе матрешки одинаковые, а по размеру разные. Далее выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребенка на то, что каждая матрешка отличается от других. Постепенно малыша можно приобщать к миру математических символов. Начинается сказка: «Жили-были…». С прибавлением персонажей увеличивается и количество фигурок. Пусть появление нового героя будет сопровождаться цифрой, причем поддерживаться и визуально (например, изображением числа на листе А4). Итак, появляется первый герой – произносите: «Один», – показываете карточку с цифрой «1» и т.д. Задание можно повторять в обратном порядке, то есть по убывающей, когда фигурок становится меньше. Игры с матрешками развивают у вашего ребенка:

Память.

 Мышление.

Эстетический вкус.

Наблюдательность.

 Координацию рук и глаз.

 Восприятие.

 И вообще матрешка – по-настоящему русская народная игрушка – любимица детей и педагогов!

Источник