Развитие мышления ребенка с использованием методик триз

Развитие мышления ребенка с использованием методик ТРИЗ
Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению. В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.
Принципы построения занятий по ТРИЗ.
– Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
– Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
– Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
– Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
– Обязательная активизация творческого воображения.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?
– Дает возможность проявить себя.
– Стремление получать новую информацию об окружающем.
– Развивает потребность в познавательной деятельности.
– Дает возможность созидать, творить.
– Способствует развитию аналитических способностей.
– Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.
При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми: беседу, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прослушивание музыки, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ. Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.
В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:
– У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
– ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
– ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения. Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?». На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
ТРИЗ в ДОУ.
На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.
Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Источник
вершинина наталья
ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников
Детский возраст – период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в музыке, рисунке, игре, труде.
ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами. Именно поэтому можно говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В своей работе я использую методики и приёмы Анатолия Гин «Приемы педагогической техники», «ТРИЗ-педагогика», тренинг по ТРИЗ. Юрия Саламатова, «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» Михаила Орлова.
Использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Воспитатель выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
Актуальность данной теории заключается в формировании у дошкольников творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Эта методика требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.
В рамках ДОУ у ТРИЗопределяются следующие задачи:
• Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
• Обучение самостоятельной работе.
• Воспитание творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовскихзадач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и столом? и др.
Цель второго этапа – учить детей фантазировать и изобретать.
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вы попали в гости к Морозу Ивановичу и он хочет вас заморозить. Что делать?”.
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из сложной ситуации.
При этом я применяю ряд превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду в среду.
Работая в ДОУ с детьми 4-5 лет, использую следующие методы:
1. Типовое фантазирование
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую,а с использованием конкретных приемов:
-уменьшение – увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку) ;
– наоборот (добрая лиса и хитрый зайчик);
– оператор времени (нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя бабушка в детстве);
2. Мозговой штурм
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Темами мозгового штурма могут быть такие:
-как уберечь продукты от мышей;
-как не намокнуть под дождем;
-как выгнать лесу из зайкиной избушки;
– как оставить кусочек лета в зиму.
Напомню правила мозгового штурма:
-исключение всякой критики;
-поощрение самых невероятных идей;
-большое количество ответов, предложений;
-чужие идеи можно дополнять и улучшать.
Результаты мозгового штурма непременно отражаем в продуктивной деятельности: рисуем свой кусочек лета в зиму; лепим продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.
3. Метод аналогий
Предлагаю детям представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.Примерные варианты заданий:
-изобрази чайник, который забыли выключить;
-покажи походку человека, которому жмут туфли;
-изобрази рассерженного быка, встревоженного щенка, радостного кролика и т. д.
4. Метод фокальных объектов
Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.).
Работу по М. Ф. О. я начинаю с детьми 4-го года жизни.
-придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;
-познакомить детей с новым объектом;
-создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
-проанализировать художественное произведение.
5. Метод противоречий.
Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.
Эти и другие методики в средней группе я реализую посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание детей, привлекающих их интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим воспитателем.
Игровая форма подачи теории дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед воспитателем и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.
Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей.
Приведу примеры некоторых ТРИЗ-игр,которые использую в своей группе:
Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»
(проводится с середины средней группы)
Воспитатель называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
– Что можно сказать об объекте, у которого длинная шея и пятнистая шкура?
– Что можно сказать об объекте, если там есть длинный хобот?
Игра «Теремок»
(проводится со средней группы)
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» и сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня».Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».
– Тук-тук. Кто в теремочке живет?
– Это я, лиса. А ты кто?
– А я волк, пусти меня к себе!
-Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
– И ты, и я – дикие животные.У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.
Игра «Фантазия»
Цель этой игры- развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … – все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
– все учебники
– все спички
– ручки
– игрушки и т. д.
Игра «Чем был – чем стал?»
Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Например, стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. Бывает стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы, в часах тоже есть стекло.А вы слышали выражение: “У него стеклянное сердце. ” Про кого так можно сказать?
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет мне вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.
Развивая детей по технологии ТРИЗ-педагогики, я получаю такой результат, где дети сами учатся находить, ставить и решать нестандартные жизненные задачи.
Используя элементы ТРИЗ-педагогики, я надеюсь выпустить из-под своего крыла ребенка-мыслителя, ребенка-изобретателя, успешную творческую и самостоятельную личность, готовую к решению жизненных ситуаций. Использование ТРИЗ-технологии педагогом в своей профессиональной деятельности позволит качественно улучшить образовательный процесс, сделать его интересным, многогранным и увлекательным для детей, а, следовательно, позволит и повысить результативность своего педагогического труда.
Источник
Формирование творческого мышления дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творческого мышления у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 1956 году, как инженерная дисциплина, основателем является выдающейся бакинский учёный, изобретатель, писатель – фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Ученый своей системой доказал, что любой человек может научиться изобретать и для этого не обязательно иметь врожденный талант. В дошкольные учреждения технология ТРИЗ пришла в1989 году. С 2000 года ТРИЗ-педагогика включена Министерством образования России и Академией российского образования в структуру современной педагогики.
Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, находить свое решение проблемы.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по-новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов: метод мозгового штурма, метод каталога, метод фокальных объектов, метод системного анализа, метод морфологического анализа, метод ММЧ (моделирования маленькими человечками), метод синектики (аналогии – прямая, личная, символическая, фантастическая), типовые приёмы фантазирования (ТПФ), которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе я использую следующие методы ТРИЗ.
Метод противоречий. Первый этап – поиск сути. Научить находить противоречия в окружающей действительности. Для этого используем игры: «антонимы», «летает – не летает», «много – мало». Дальше перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: семья уезжает в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).
Второй этап – «тайна двойного» или поиск противоречий. Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо или хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.
Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.
Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и самостоятельно разрешать его. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.
Алгоритм работы по МФО:
- выбираются 2-3 случайных объекта;
- составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов – прилагательных, деепричастий, глаголов);
- выбирается фокальный объект – на нём фокусируется мысль;
- признаки случайных объектов поочерёдно присоединяются к фокальному объекту и записываются все полученные сочетания;
- оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения.
Например:
1) Совершенствуемый объект – фонарик.
2) Случайные объекты – очки, валенок, парашют.
3) Характерные свойства или признаки случайных объектов
Очки: солнечные, защитные, модные.
Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
4) Новые сочетания: фонарик солнечный, защитный, модный, теплый, мягкий, деревенский, раскрывающийся, цветной, надежный.
5) Развиваем полученные идеи:
Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Метод «Системного анализа» или «системный оператор».
Системный оператор – это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему. «Системный оператор»:
1. позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх;
2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;
Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться.
В качестве средства системного мышления выступает девятиэкранная модель (“чудесный экран” или “девятиэкранник”).
мама – воробьиха в гнезде (согревающая яйца) | гнездо с птенцами (относится к группе летающих птиц) | место обитания воробья (лес или городские улицы) | |
яйцо | птенец (воробушек) | взрослый воробей | |
скорлупа, белок и желток с зародышем | части тела слабого неумелого птенца | части тела взрослой птицы |
Используя в своей работе технологию ТРИЗ, я пришла к выводу: занятия с применением методов ТРИЗ-технологии являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.
Источник