Развитие мышления и речи в интеллектуальной деятельности ребенка
Мы продолжаем путешествие по универсальной карте-шпаргалке. Сегодня наш пусть лежит в город Умной головы.
В прошлый раз, отвечая на просьбы участников клуба «Супербабушка», мы посетили город Ловкого язычка и показали упражнения для постановки шипящих звуков. Мы еще не раз вернемся в этот город, а сейчас, следуя вашим пожеланиям, расскажем о том, как развивать мышление и речь. И здесь нам потребуется еще одно универсальное пособие, выполненное в форме домика.
Универсальная опорная таблица
Универсальная опорная таблица (УОТ) – это обобщенная модель для составления описательного рассказа, совершенствования монологической речи. Данная схема была предложена петербургскими учителями-тризовцами как опора для составления описательного рассказа младшими школьниками. С коллегами мы адаптировали формы и приёмы работы с таблицей с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей. Я использую данную модель в работе с детьми с 1996 года, разработала систему игр и творческих заданий по работе с универсальной опорной таблицей. Сегодня можно утверждать, что жизнеспособность и эффективность УОТ доказана на практике.
По мнению нейрофизиолога Натальи Бехтеревой, мозг легко берет на вооружение стереотипы, базируется на них для обеспечения следующего уровня деятельности и в то же время, пока может, борется с монотонностью. Чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек. Обобщенная модель – это, с одной стороны, стереотипность (без которой невозможно работать с детьми, а в особенности с детьми с нарушениями речи), с другой – эффективное вовлечение мозга в деятельность.
По наблюдениям учёных-практиков, для детских высказываний характерно беспорядочное перечисление признаков предмета, незавершенность микротем, отсутствие последовательности изложения, наличие лексических затруднений.
Мы предлагаем использовать обобщенные модели и для формирования связной (в частности, описательной) речи у дошкольников.
В работе с детьми различные модельные ряды играют важную роль. Они помогают сформировать у детей способность анализировать объекты, осознанно выделять в них различные стороны, объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их признаках в целостные знания об окружающей действительности, что способствует преодолению речевых нарушений.
Подробнее остановлюсь на УОТ – Универсальной опорной таблице для составления описательного рассказа.
Сюжет. Таблица представляет собой «домик», хозяева которого – инопланетяне, живущие каждый в своей квартире и не желающие говорить ни о чем другом, кроме своей определенной темы. Тема обозначена символом в окошке дома. Странные человечки, живущие в домике, ничего не знают о нашем мире, поэтому нам надо рассказать им как можно подробнее о выбранном предмете.
Заходим в дом с крыши, так как герои-посредники – инопланетяне. Работу с обобщенными моделями имен признаков мы проводили и до появления этого сюжета, но идея домика с хозяевами-инопланетянами важна для нас, потому что помогает доступно донести до детей значение плана рассказа.
Квартира № 1. Семейство
Даем понятие о классификации объекта.
Квартира № 2. Человечек по имени Где?
Ему мы рассказываем, где объект обитает, находится, растет.
Квартира № 3. Описываем части объекта.
Квартира № 4. Размер.
Большой или маленький по сравнению с разными предметами или с человеком. Используются ориентиры: больше – меньше, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.
Квартира № 5. Цвет. «Какого цвета ваш предмет?» – спрашивает живущий здесь человечек.
Квартира № 6. Форма. На что похоже?
Квартира № 7. Ощущение. Отвечаем на вопрос о том, какой объект, рассматривая его со всех возможных сторон. (На ощупь, по температуре, по характеру…)
Квартира № 8. Что необходимо для жизни? – если речь идет об объекте природного мира. Из чего сделан? – если говорим об объекте рукотворного мира.
Квартира № 9. Человечек, живущий здесь, любит рассуждать на тему «Вред-польза».
Примеры рассказов по УОТ, составленных детьми с общим недоразвитием речи (ОНР): «Это снеговик. Он живет в детском саду. Мы сделали его с мамой и папой. Он сделан из бумаги и звездочек. Большой комок, поменьше комок – вот и получился снеговик. У него есть шляпа. У него есть носик, как морковка, глазки, бровки удивленные, ротик удивленный. Он удивляется, что дети так интересно играют. Мне нравится мой снеговик». Данил. (ОНР 2 уровень с дизартрическим компонентом (Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы).
2-й год обучения, первый период: «Чеснок живет у бабушки на грядке. Верхняя часть – зеленые перышки греются на солнце. Нижняя часть находится в земле. Чеснок больше похож на овал. Он состоит из долек. Каждая долька спрятана в своей рубашке-кожурке. А сверху на всех дольках еще одна большая рубашка. Чеснок горький и жгучий на вкус, но очень полезный. Он защищает нас от микробов». Арина (ОНР 3 уровень с диз. комп.)
2-й год обучения: «Свиристель – это зимующая птица. Прилетает она в город большими стаями. У свиристеля есть клюв, голова, крылья, хвост, лапки. Она больше воробья, но меньше вороны. Перышки у нее нарядные. На голове у нее голубой хохолок, на крылышках яркие полоски. Эта птичка любит семена и ягоды рябины. Птичка тихонько посвистывает: «Свири-свири-свир», поэтому их назвали свиристелями. За красивые перышки их называют северными попугаями». Никита (ОНР 3 уровень).
Работу с любой обобщенной моделью можно условно разбить на этапы:
– Усвоение и анализ сенсорного материала.
Работа над различением детьми основных имен признаков предметов: цвет, форма, размер, толщина, высота, длина, ширина и пространственное расположение и т.д. Так как дети не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов, задача решается с помощью тренингов с картинками разного уровня сложности.
Первый уровень подразумевает уточнение и закрепление представлений о восьми основных признаках предмета. В конце работы ребенок самостоятельно может ответить на вопрос, что бывает таким же (например, по цвету), в начало занятий могут быть включены игры типа «У меня есть…, я могу быть…». Параллельно, начинаем работать в направлении усвоения модели: элемент – имя признака – значение признака.
– Перевод осознанного детьми материала на знаково-символический язык.
– Работа с моделью. (Условность в том, что этапы не линейны).
– Таблица-домик (УОТ) позволяет описывать предметы, признаки, связи и явления;
На первых занятиях представляется не более трёх «квартир»;
– «Квартиры» легко превращаются в карточки, с помощью которых проводятся игры: на развитие системного мышления и упражнения в правильном построении фраз по микротемам, с типовыми приёмами фантазирования (увеличения – уменьшения, дробления, наоборот).
Для каждого признака предмета выбираем значок, учим соотносить знак с заявленным признаком. Дети должны «присвоить» себе картинку, поэтому обозначения не навязываются, а выбираются в процессе обсуждения из нескольких предложенных вариантов.
Детям нравится такая работа, так как она помогает стать активным участником занятия, а не только слушателя и «говорителя». На наш взгляд, это объясняется тем, что среди детей больше так называемых кинестетов, нежели визуалов и аудиалов.
Работая с моделями, мы стараемся создавать их вместе с детьми, следуя принципу: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Любую информацию желательно предварительно перекодировать в ведущую для детей модальность памяти и понимания.
Всем известно, что если информация совпадает с ведущей модальностью детей, они хорошо справляются с заданиями, быстро продвигаются в развитии, если нет – возникают трудности в учении. Именно так важно обучать ребенка-дошкольника многосенсорности.
Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение.
На втором этапе работы мы учим ребенка анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на модель (второй уровень сложности).
Третий этап работы (третий уровень сложности) подразумевает научение ребенка составлять простейшие рассказы-описания, рассказы сравнения.
Помимо выполнения задач, решаемых непосредственно с помощью моделирования (знакомство с графическим способом представления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования), использование обобщенных моделей в работе с детьми дает несомненные преимущества:
– Создаются грамотные мотивационные установки на проявление творчества.
– Активизируется познавательная деятельность детей, формируется позитивное отношение к информации.
– Гарантированно создаются условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса словами с переносным значением, синонимами, антонимами, сравнениями, метафорами).
– Повышается эффективность овладения языковыми средствами,
– Растет осознанность в построении лексико-грамматических конструкций,
– Гарантированно развивается гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
– Алгоритмично развиваются навыки коммуникативной компетенции.
– Формируется готовность к исследовательской деятельности.
Мы убедились, что обобщенные модели работают как минимум в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера.
Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. На наш взгляд, овладение детьми способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.
Думаю, очевидно, что такого рода обобщенные модели выигрывают рядом с кодировками частного порядка, где к каждой лексической теме составляется отдельная схема.
Успехов вам в составлении красивых и умных рассказов с помощью нашего домика!
Автор: Инна Крохина
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал “Лицей”!
Источник
“Хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личную черту,
вселить в них радость творчества,
то создавая такие условия,
что бы искорки их мыслей образовали,
царство мысли, дай им возможность
почувствовать себя в нем властелином ”
Введение
Как известно, период от 6 до 12 лет –
очень важный период для развития ребенка. В эти
годы развивается воображение, творческое
мышление, воспитывается любознательность,
формируется умение наблюдать и анализировать
явления, проводить сравнение, обобщать факты,
делать выводы; воспитывается активность,
инициатива самостоятельность, начинают
складываться и дифференцироваться интересы,
склонности. Поэтому очень важно именно в этом
возрасте так организовать учебный труд
школьников, что бы максимально развить
способности каждого из них, сформировать интерес
к учению вообще и к отдельным предметам в
частности.
Природа одарила каждого человека
способностью к познанию того мира, в котором он
родился:
– способность ощущать и воспринимать
окружающий мир – людей, природу, культуру,
различные предметы и явления;
– способность помнить, думать,
соображать;
– способность говорить и понимать
речь других людей;
– способность быть внимательным.
Все эти способности развиваются и
совершенствуются не сами по себе, а в активной
познавательной деятельности человека.
Развитие речи ребенка тесно связано с
формированием интереса к речи вообще и к
собственной речи, в частности, с потребностью,
совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту
работу надо с первых дней обучения ребенка в
школе. Моя задача – в доступной для учащихся
форме раскрыть основные функции речи как
средства общения, передачи и усвоения
определенной информации, организации и
планирования деятельности, воздействия на мысли,
чувства, поведение людей.
Цель – показать, что развитие речи у
детей младшего школьного возраста тесно связано
с развитием их мышления.
Задачи:
– исследовать особенности и развитие
речи и мышления;
– учить культуре и технике общения(
интерес и внимание к окружающим, умение выразить
мысли и чувства, культура спора, умение
доказывать свою правоту и соглашаться с чужой).
Содержание
Развитие мышления детей в начальных
классах, исследование развития мышления
За первые три – четыре года обучения в
школе прогресс в умственном развитии детей
бывает довольно заметным. В этом же возрасте
достаточно хорошо раскрываются общие и
специальные способности детей, позволяющие
судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского
интеллекта в младшем школьном возрасте идет в
нескольких различных направления: усвоение и
активное использование речи как средства
мышления; соединение и взаимообогощающее
влияние друг на друга всех видов мышления:
наглядно – действенного, наглядно – образного и
словесно – логического; выделение, обособление и
относительно независимое развитие в
интеллектуальном развитии двух фаз:
подготовительной и исполнительной.
Если любой из этих аспектов
представлен слабо, то интеллектуальное развитие
ребенка идет как односторонний процесс. При
доминировании практических действий
преимущественно развивается наглядно –
действенное мышление, но может отставать
образное и словесно – логическое. Когда
преобладает образное мышление, то можно
обнаружить задержки в развитии практического и
теоретического интеллекта. При особом внимании
только к умению рассуждать вслух у детей
наблюдается отставание в практическом мышлении
и бедность образного мира. Все это в конечном
счете может сдерживать общий интеллектуальный
прогресс ребенка.
Особенности развития речи и мышления
С поступлением ребенка в школу в число
ведущих наряду с общением и игрой выдвигается
учебная деятельность. Учебная деятельность как
самостоятельная складывается именно в это время
и определяет во многом интеллектуальное
развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. Однако, это
происходит не сразу, а лишь к концу младшего
школьного возраста, примерно к 3-4 классам. В
школьном возрасте усложняются связи мышления и
речи. Складывается интеллектуальная функция
речи, когда она выступает орудием мышления. Слово
фиксирует результат познавательной
деятельности, закрепляет его в сознании ребенка.
Ребенок не только констатирует воспринимаемое
или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает,
делает выводы, открывая в предмете скрытые связи
и закономерности. Включение речи в
познавательную деятельность приводит к
интеллектуализации всех познавательных
процессов. Речь перестраивает чувственное
познание, изменяет соотношение мышления и
действия, закрепляет оценки, суждения, приводят к
развитию высших форм интеллектуальной
деятельности
Речь как средство развития мышления
Известно, что современная школа
уделяет много внимания развитию мышления в
процессе обучения. Возникают вопросы: какое
место в решении этой задачи принадлежит речи и
речевым упражнениям? Можно ли отождествлять
речевое развитие с развитием мышления?
В отвлеченном мышлении важнейшая роль
принадлежит понятиям, в которых обобщены
существенные признаки явлений. Знание слова,
обозначающего понятие, помогает человеку
оперировать этим понятием, то есть мыслить. Таким
образом, обладание языком, запасом слов и
грамматических форм создает предпосылку для
развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал:
“Речь – это канал развития интеллекта. Чем
раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее
будут развиваться знания”.
Однако, отождествлять развитие речи с
развитием мышления было бы неправомерно.
Мышление шире речи, оно опирается не только на
язык. Мыслительная работа стимулирует речь.
Обогащение речи, в свою очередь, оказывает
положительное влияние на развитие мышления.
Важно, что бы новые языковые средства, которые
усваивает школьник, наполнялись реальным
смыслом. Это обеспечит связь мышления и речи.
Значит, речь шлифует мысль,
совершенствует ее, развивает мышление. Такова
диалектическая связь развития речи и мышления.
Особенности общения
С поступлением ребенка в школу
происходят изменения в его взаимоотношениях с
окружающими людьми, причем довольно
существенные. Изменяется содержание общения, в
него входят темы, не связанные с игрой, то есть
выделяется как особое деловое общение с
взрослым.
Характер отношений между учениками,
между учениками и учителями:
– умение учащихся слушать ответы
соучеников;
– умение ученика корректно
высказывать свою точку зрения;
– предоставление учителем
возможности для ученика проявить индивидуальные
особенности;
– использование личного опыта
ученика;
– эмоциональная удовлетворенность
учащихся на уроке;
– оценка учащимися оптимальности
способа деятельности на уроке;
– уважительное уважение учителя к
каждому ученику.
В развитии речи выделяют три линии:
– работа над словом;
– работа над словосочетанием и
предложением;
– работа над связной речью.
Упражнения в связной речи: рассказы,
пересказы, сочинения – представляют собой
высшую ступень в сложной системе речевых
упражнений, в них сливаются все умения – и в
области словаря, и на уровне предложения, и по
логике и композиции текста и графико –
орфографические умения.
Объяснительная речь – самая сложная
форма речи в младшем возрасте. Она опирается на
развитие мышления и требует от ребенка умения
устанавливать и отражать в речи причинно –
следственные связи. Объяснительная речь
передает достаточно сложное содержание.
Развитие мышление – основа речевых
упражнений
Важнейшим источником материала для
речевых упражнений является сама жизнь – все то,
что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте
школьников особенно ценна его часть –
наблюдение. Соединение материала наблюдений и
непосредственного опыта с материалом,
почерпнутым из книг, так же служит средством
развития мышления и речи школьников, особенно в
связных текстах.
Развитие речи предполагает освоение
не только содержательной, но и образной,
эмоциональной стороны языка. Чем выразительнее
речь, тем более она речь, а не только язык, потому
что чем выразительнее речь, тем более в ней
выступает говорящий, его лицо, он сам. Таким
образом, выразительность рассматривается как
качественная характеристика речи, которая
связана с проявлением индивидуальности
человека.
Для обучения средствам речевой
выразительности используются следующие
упражнения. Например, можно предложить детям
произнести с разной интонацией (приветливо,
небрежно, просяще и т.д.) самые обычные слова:
возьми, принеси, помоги и т.д. Или привлечь
внимание к тому, как можно изменить смысл фразы,
переставляя логическое ударение: “Дай мне
куклу”, “Мама пришла за мной” и т.д. При этом не
надо забывать, что интонация учителя – образец
для подражания, поэтому, прежде чем дать детям
задание, следует неоднократно попробовать
выполнить его самому.
Понятнее, доступнее становится
окружающий мир, когда знаешь, почему одну ягоду
назвали земляникой, а другую – черникой, почему
одна порода собак – овчарки, а другая – лайки,
почему один цветок – одуванчик, а другой –
колокольчик.
Развитие речи на уроках окружающего
мира
Для развития речи детей я использовала
уроки окружающего мира. Выбор этой цели на
уроках, знакомящих школьников с природой,
историческими событиями, объясняется следующим:
– развитие речи идет в этом случае в
непринужденной, свободной атмосфере, на основе
живого интереса учащихся к объектам природы, к
историческим событиям, прошлому нашей страны;
– природа предоставляет большие
возможности для речевого развития.
На каждом уроке окружающего мира,
намечаю задачу развития речи, учитывая при этом
своеобразие изучаемого материала и
целесообразность выбора речевой задачи. В этом
случае дети лучше усваивают изучаемый материал,
знания приобретают качества системности и
становятся для учащихся актуальными.
Примеры заданий по окружающему миру
– Назвать общие признаки:
ели и сосны | ромашки и гвоздики |
березы и осины | голубя и дятла |
малины и смородины | воробья и вороны |
– Чем отличается?
осень от весны | белый гриб от мухомора |
лето от зимы | лиственное дерево от |
– Что можно сказать о тигре, кошке,
мыши, слоне как о животных?
– Назови признаки времен года: лета,
осени, зимы, весны.
– При изучении растений можно
рекомендовать следующий план описания того или
иного растения:
– как называется растение?
– что это: трава, кустарник или дерево?
– где растет: в лесу, в поле, на болоте,
в водоеме?
– какой величины и формы стебель,
цветки и листья?
– для чего используют это растение?
Виды головоломок, игр, кроссвордов для
детей очень разнообразны. Я обращаюсь к тем из
них, которые предназначены специально для
развития умственных способностей школьников,
совершенствования и тренировки их памяти,
мышления, которые помогают лучшему усвоению и
закреплению приобретенных в школе знаний,
пробуждения у учащихся живого интереса к
изучаемым предметам, стимулируют нестандартные
и интересные решения, помогают ребенку оценить
уровень предложенных решений.
Часто практикую минутку “Почемучку”.
Вопрос ПОЧЕМУ? Должен звучать и в процессе
наблюдений природы, и на уроках математики,
труда, истории, на всех уроках. Постоянное
обращение к причинным зависимостям в процессе
познания – это залог развития мышления.
Например:
– Почему двойные рамы предохраняют
помещение от холода?
– Почему в жаркое время года,
обмахивая лицо, мы ощущаем прохладу?
– Почему вода в реках и озерах не
промерзает до дна?
– Почему при безоблачном небе морозы
бывают сильнее? (облака для земли все равно, что
одеяло, они не дают остывать земле) и т.д.
Большое внимание необходимо уделять
обогащению словарного запаса детей,
рассказывать им о происхождении слов и понятий.
Эту работу можно проводить при изучении темы
“Родственные слова”. Пусть дети сами попробуют
объяснить “родство” следующих слов:
диктор – диктант
перчатки – наперсток
пятница – пятерка
В других случаях потребуется помощь
учителя или этимологического словаря.
“Динамо” – динамит (сила)
лопух – лопата (форма листа)
павлин – павильон (шатер)
1 класс, “Крылатые выражения”.
Раскрыть смысл крылатых выражений:
– рукой подать – быстро;
– прикусить язык – замолчать.
Продолжение статьи
Источник