Развитие мышления для ребенка 6 лет

Развитие мышления для ребенка 6 лет thumbnail

Скворцова Елена Анатольевна
Развитие логического мышления у детей 5–6 лет

Консультация для родителей детей старшей группы

«Развитие логического мышления у детей 5-6 лет»

Логическое мышление – залог успеха. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.

Как показывают последние исследования детских психологов, в развитии логического мышления у детей есть постепенный переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. И вам, родителям отводится важная роль научить малыша-дошкольника свободно пользоваться анализом, сравнением, обобщением, классификацией предметов и явлений. Простыми словами, дети с помощью нас взрослых, через игровые занятия обучаются простейшим логическим операциям. Развивать логическое мышление у дошкольников помогают дидактические игры. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

От чего зависит логическое мышление? Оно зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях.

Как правило, такие задатки определяются генетически. Ученые полагают, что на долю наследственности отводится в среднем 70% ребенка. Но это не значит, что их нельзя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении.

И это не природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Логика – это рассуждение. Логическое мышление – способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий “подвох” и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Приведу примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно используются на занятиях в детском саду. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала с детьми 5-6 лет.

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под елкой?

5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т. д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).

Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).

Зимой и летом одним цветом? (ёлка).

Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

Логические игры.

«Назови одним словом»

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом.Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -. , птицы -.

«Классификация»

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.

Найди лишний предмет

Детям предлагается четыре картинки или произносится вслух четыре слова, из которых только три можно объединить по общему признаку – форме, цвету, значению. Ребенок называет лишний предмет и объясняет почему он так считает.

Варианты картинок или слов:

Яблоко, слива, огурец, груша (лишний предмет (слово) огурец, потому что это овощ, а остальные – фрукты (слова обозначают фрукты).

Молоко, творог, сметана, хлеб

Читайте также:  Год и десять месяцев ребенку развитие

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

Платье, свитер, шапка, рубашка

Береза, дуб, сосна, земляника Воробей, синица, стрекоза, ворона

Дуб, колокольчик, береза, рябина

Мяч, карандаши, кукла, машинка

«Аналогии»

Ребенку предлагается подобрать слово, аналогично первой паре слов

Варианты слов:

Ложка – кушать, а нож- ….

Пила – пилить, а топор – ….

Тетрадь – писать, а книга – …. Игла – шить, ножницы – ….

Кровать – спать, стул – …

Можно разнообразить игру и предложить ребенку исправить ошибку.

«Исправь ошибку»

Муха – ползает, змея – летает.

Пироги – варят, суп – пекут.

Собака мяукает, а кошка лает.

Лицо чистят, а зубы умывают. Врач – учит, учитель – лечит.

Певица танцует, а балерина – поет.

Ночью светло, а днем темно.

Стимуляция логического мышления с помощью вопросов «Сколько?», «Где?», «Когда?»

Вопрос «Сколько?»

1. Сколько у тебя глаз, ушей, носов, пальцев на правой или левой руке, ноге?

2. Сколько времен года?

3. Сколько дней в неделе? 4. Сколько цветов в радуге? 5. Сколько рогов у коровы?

6. Сколько ножек у стула?

8. Сколько звезд на небе?

Вопрос «Где?»

1. Где продают лекарства?

2. Где растут фрукты?

3. Где люди могут плавать зимой?

4. Где берут книги для чтения?

5. Где пекут хлеб? 6. Где смотрят спектакли?

7. Где ремонтируют часы?

8. Где люди подстригаются?

9. Где оставляют автомобили, когда ими не пользуются?

Вопрос «Когда?»

1. Когда на деревьях появляются листочки?

2. Когда небо темное?

3. Когда люди ужинают?

4. Когда светит Солнце? 5. Когда начинает таять снег?

6. Когда люди завтракают?

7. Когда в доме включают свет?

8. Когда убирают урожай?

«Чередование»

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.

«Сравнение предметов» (понятий)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.Задайте ему вопросы: “Ты видел муху? А бабочку?”. После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить.Снова задайте вопросы: “Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?” (Дети особенно затрудняются в нахождении сходства).

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

«Небылицы»

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: «Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера – иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака,как зарычит на меня: “Ку-ка-ре-ку!” – и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?»

«Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю – сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду – и уплыла».

Развитию логического мышления способствуют различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры,где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.

Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей.

Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время, можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада домой. Но это не только тренировка интеллектуальных способностей детей, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития детей 5-6 лет.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка в современном мире

Источник

Развитие мышления для ребенка 6 лет

Кадр из мультфильма «Гадкий я»

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

Развитие мышления для ребенка 6 лет

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

2. Смотри-бери-пиши-рисуй

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Развитие мышления для ребенка 6 лет

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Развитие мышления для ребенка 6 лет

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

Развитие мышления для ребенка 6 лет

5. Загадки и головоломки

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Развитие мышления для ребенка 6 лет

Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Развитие мышления для ребенка 6 лет

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:

занимательные задания для развития логики у детей

Занимательная логика и математика для развития мышления у детей 5-12 лет

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

Источник

Развитие логического мышления ребенка 6 лет

Как развивать логическое мышление ребенка?

В данной статье мы расскажем вам как развивать логическое мышление детей 6 лет с помощью игр.

Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, требующий не только высокой активности умственной деятельности, но и знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений, которые закреплены в словах.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Логические приемы — сравнение, анализ, классификация, синтез, доказательство и другие — применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным, научается мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Читайте также:  Высокое гармоничное физическое развитие ребенка

Игры на развитие логического мышления детей

Что выше?

◈ На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое?

◈ Предложите ребенку нарисовать деревья.

Где какой напиток?

◈ Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?

Кто где живёт?

Необходимый инвентарь: фигурки животных или карточки с их изображением, три кубика разного цвета или картинки трех домиков.

◈ Расскажите ребенку, что в лесу жили зайчик, лисичка и медвежонок. Каждый жил в своем домике. Домик зайчика был не желтый и не синий, а медвежонок жил не в желтом и не в белом домике.

◈ Предложите ребенку отгадать, кто в каком домике живет, и расселить животных по своим домикам.

Цветы из клумбах

Необходимый инвентарь: цветы трех разных видов и три фигуры (круг, квадрат и треугольник), вырезанные из картона.

◈ Предложите ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом:

Красные цветы (розы) росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые (календула) — не на круглой и не на треугольной. Где какие цветы росли?

Я загадал…

◈ Загадайте какой-либо предмет. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить, что загадано. Например:

— Этот предмет летает?

— Да.

— У него есть крылья?

— Нет?

— Он высоко летает?

— Нет.

— Он одушевленный?

— Нет.

— Он сделан из пластмассы?

— Нет.

— Из железа?

— Да.

— У него есть пропеллер?

— Да

— Это вертолёт?

— Да.

Я беру с собой в дорогу…

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями самых разных предметов.

◈ Подготовьте несколько картинок с изображениями различных предметов. Выложите их картинкой вниз. Предложите ребенку отправиться в путешествие, например, поездка на поезде или морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым.

◈ Берите карточки по очереди и рассказывайте о том, как может пригодиться этот предмет.

◈ Предметы на картинках должны быть самыми разными. Может быть, этот предмет совсем не нужен в путешествии, тогда его нужно положить в отдельную стопку.

◈ Обыгрывайте различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

◈ Совет: напишите под предметами их названия.

Пищевые цепочки

◈ Поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе. Рассмотрите пару «хищник — жертва».

◈ Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.

♦ Луг, поле:

капуста — гусеница — воробей;

злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;

травы — насекомые — птицы;

травы, цветы — шмель, пчела.

♦ Водоемы:

комар — лягушка — цапля;

червяк — рыба — чайка;

ряска — малек — хищная рыба.

♦ Лес:

растения — гусеница — птицы;

растения — грызун — хищные птицы;

растения — заяц — лиса, волк;

грибы — белки — куницы.

Распредели правильно

Необходимый инвентарь: 24 карточки с изображениями разных людей.

◈ Все изображенные на карточках должны отличаться друг от друга цветом волос, глаз, ростом, выражением лица.

◈ Предложите ребенку распределить фигурки по четырем комнатам: в одну поместить всех детей, в другую — всех темноволосых, в третью — всех веселых, в четвертую — всех женщин.

◈ Какие люди остались вне комнат? Какие могут войти в две, три или четыре комнаты?

Рассели птиц

Необходимый инвентарь: 20 карточек с изображениями птиц.

◈ Птицы на карточках должны быть разные: домашние, дикие, перелетные, зимующие, певчие, хищные и т. п.

◈ Предложите ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами.

◈ Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Крестики-нолики

Необходимый инвентарь: бумага, две ручки.

◈ Очень известная и очень простая игра. Нарисуйте квадрат из девяти клеток 3×3.

◈ Объясните ребенку правила игры: каждый из игроков выбирает себе крестик или нолик. Затем по очереди игроки ставят свои значки в пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым выстроит три своих значка (крестики или нолики) в прямую линию (по вертикали, горизонтали или диагонали).

◈ Есть еще усложненный вариант игры. Правила остаются прежними, а вот поле увеличивается на одну клетку: в нижнем ряду справа дорисуйте еще одну ячейку (как на рисунке).

Развитие мышления для ребенка 6 лет

Похожие статьи:

Подвижные игры для детей от 6 до 7 лет

Математические игры для ребёнка 6 лет

Развитие воображения детей 6 лет

Подвижные игры для детей 6 лет

Игры для развития памяти детей 6 лет

Источник