Развитие мышление памяти и речи игры для ребенка

Юлия Петрищева
Игры на развитие внимания, мышления, воображения и памяти

Игры на развитие внимания, мышления, воображения и памяти.

Развивающая игра “Знакомые “

Игра на развитие мышления для детей 3 – 4 лет.

Участники игры рассаживаются недалеко от водящего. Отвернувшись они должны угадать источник звука. Водящий с помощью предметов издает различные шумы и звуки.

Развивающая игра “Перелетные птицы”.

Игра на развитие мышления для детей 3 – 4 лет.

Детям нужно по цепочке назвать перелетных птиц. Можно выбрать и другие темы.Например: овощи, фрукты, цветы, посуда, мебель и т. д.

Развивающая игра “Орел и решка “.

Игра на развитие мышления для детей 3 – 4 лет.

Дети делятся на две команды и встают с разных сторон комнаты. Ведущий подбрасывает монету вверх в центре комнаты. Если “орел”, то команда 1 пытается догнать и захватить в плен членов команды 2, перетащив их на свою стороны, где становятся их игроками. Если “решка” догоняет команда 2.

Развивающая игра “Попробуем иначе “.

Игра на развитие мышления и внимания детей 5-7 лет.

Участникам игрыпредлагаются самые обычные предметы: кирпич, веревка, книга, газета и т. д.Задание: что можно сделать с этими предметами, кроме их обычного применения, с которым мы прежде всего знакомы?

Эта игра развивает способность видеть разнообразные свойства предметов и, используя эти новые свойства, найти новые способы применения предметов, порой даже совсем неожиданные.

Развивающая игра “Может быть так или нет “.

Игра на развитие мышления и внимания для детей 5-7 лет.

Педагог читает детям отрывки из стихотворения “Радость” и “Путаница” К. И. Чуковского,спрашивает: “может быть так или нет”. Предлагает дать им правильный ответ.

Рады, рады, рады.

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады.

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины

То не дождь пошел

Из облака, и не град,

То посыпался из облака виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из под земли

Сладким медом потекли.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили,

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит.

Развивающая игра “Дорисуй”

Игра на развитие внимания детей 4- 5 лет.

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их.Например: машина без колёс, дом без крыши и т. п.

Развивающая игра “Кто спрятался”

Игра на развитие внимания детей дошкольного возраста.

Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 –4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»

Развивающая игра “Найди лишнее”

Игра на развитие внимания и мышления детей дошкольного возраста.

Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.Например: лиса, медведь, волк, воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).

Развивающая игра “Найди лишнее”

Игра на развитие внимания детей.

Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности.Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т. п.

Развивающая игра “Чего не хватает”

Игра на развитие внимания.

Воспитатель называет части тела человека,а дети должны выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т. д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку).

Развивающая игра “Овощи и фрукты”

Игра на развитие внимания.

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».

Развивающая игра “Поезд”

Игра на развитие внимания.

Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд едет в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.

Развивающая игра “Летает прыгает плавает”

Игра на развитие внимания.

Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т. д., а дошкольникам нужно без слов показать какие движения они умеют делать.Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т. д.

Развивающая игра “Сделай как у меня”

Игра на развитие внимания.

Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т. п.

Развивающая игра “Ладошки”

Игра на развитие воображения

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Развивающая игра “Неоконченный рисунок”

Игра на развитие воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

Развивающая игра “О чем рассказала музыка”

Игра на развитие воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Развивающая игра “Что это такое?”

Игра на развитие воображения.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

Развивающая игра “Поможем художнику?”

Игра на развитие воображения.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

Читайте также:  Семья ведущий фактор развития личности ребенка

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

Источник

Дети с самого рождения готовы развиваться и учиться. С года важно начинать играть с ребенком не только в «Ладушки», «Сороку-ворону», но и в другие занятные игры. Это время активного развития речи, логики, памяти и многого другого. Давайте узнаем, как малыша увлечь действительно интересным занятием, которое помимо этого станет еще и отменным развивающим методом. Но помните, что многие игры из прописанных возможны только под присмотром взрослых!

Еще больше интересных публикаций для родителей на сайте mommysjoy.ru

Лепка и рисование: развитие мелкой моторики, которая отвечает за интеллект и речь

А также эти занятия улучшают зрение, память, внимательность. Да это просто интересно и весело! Если с ребенком начать заниматься рисованием и лепкой уже с года, то малыш будет расти активным и смышленым.

Начать рисовать можно и до года. Для самых маленьких художников отменно подойдут пальчиковые краски, грифельная доска и мелки. Используйте большие альбомные листы, можно ватман. Деткам от полутора лет можно предложить уже поработать с кистью и обычными красками, фломастерами и карандашами.

Лепить начинайте в год. Катайте с малышом из пластилина или теста шарики, колбаски, составляйте из них гусениц, снеговиков, зверушек и цветочки, раскладывая по листу бумаги или на картон. С двух лет дети могут осваивать более сложные фигуры.

Тесто для лепки можно сделать самостоятельно из соленой воды и муки. Этот материал эластичный и хорошо поддается лепке. Помимо прочего, он безопасен, если ребенок проглотит кусочек, ему ничто не будет угрожать. Но так как тесто невкусное, малыш вряд ли захочет снова его попробовать.

Игры, развивающие моторику

  • Пазлы. Для годовалых малышей выбирайте головоломки из 4-6 деталей. Со временем покупайте более сложные.
  • Игрушка из пятилитровой бутылки. Возьмите обычную бутылку из пластика на пять литров. У нее широкое горлышко, поэтому подойдет только она. Пластик не бьется, поэтому безопасен, ребенок не порежется. Дайте малышу разноцветные крышки от пластиковых бутылок меньшего размера — от газировки, минеральной воды. Главное, чтобы их было много и они имели разные цвета. Пусть ребенок закидывает в бутылку по одной крышке, покажите, как это делается. А затем их достает, перевернув бутылку. Помимо развития мелкой моторики, эта простая игра поможет запомнить цвета и начать считать — скидывая крышки в бутылку, вслух считайте, ребенок будет запоминать.
  • Макаронные изделия — рожки, спиральки и так далее. Можно их них делать бусы, составлять аппликации, раскрасив в разные цвета. А еще их можно пересыпать из банки в банку, перебирать — отделять рожки от спиралек или ракушек.
  • В кастрюля насыпьте крупу, в нее погрузите и спрячьте несколько небольших игрушек. Малыш с радостью будет копаться в крупе, отыскивая игрушки, перебирать горох пальчиками, это же так приятно на ощупь и развивает заодно моторику!
  • На цветном листе картона проделайте несколько дырок с помощью дырокола. Покажите малышу, как через дырки продевать шнурок, плести из него через отверстия узоры и фигуры.
  • Давайте ребенку застегивать молнии и пуговицы.
  • Возьмите большую сумку с карманами, разложите по ним игрушки, пустые баночки от кремов, помад и так далее, все это застегните и дайте ребенку. Такой набор обрадует малыша, чем простые игрушки, он будет усердно открывать кармашки, вытаскивая из них «взрослые вещи», станет их рассматривать и изучать, складывать обратно.

Игры на счет

Математика — увлекательный предмет, заниматься этой наукой нужно начинать уже с годовалого возраста. Вместе с ребенком считайте все, что видите: продукты, деревья, предметы, игрушки и так далее.

Купите карточки для счета с изображением зверей, цветочков, машинок. С годовалым ребенком считайте каждый день предметы на этих карточках. В полтора-два года можно будет приобрести и карточки с цифрами: посчитали зверушек — показали карточку с определенным числом.

Для счета используйте кубики, кольца пирамидки, монетки, просто пересчитывайте пальчики на ручках и ножках малыша, свои. Не забывайте про считалки, стишки на счет, песни.

Логика и мышление

Для развития логики и мышления используйте предметы разных размеров и цветов. Покажите, как расставлять игрушки от самой маленькой до самой большой, и наоборот. Пирамидка в этом деле очень поможет, ребенок будет складывать кольца от большого к маленькому.

Изучайте цвета. Разложите карточки, бусинки, крышки от пластиковых бутылок разных цветов, перемешайте все. Покажите малышу, что нужно распределить предметы по цветам на несколько кучек.

Нарисуйте воздушный шарик, вокруг него колючие и не колючие предметы (иголки, ежик, кактус, цветок, флажок и так далее). Спросите у малыша, какие предметы могут лопнуть шарик.

Развитие памяти и речи

Со второго года жизни у деток начинает активно развиваться речь, он запоминает все, поэтому смело учите! Например, покажите мячик и проговаривайте свои действия: «Смотри, это мяч. Он круглый, синий, гладкий и катается по полу. А это кубик, он квадратный, красный, тоже гладкий, но не катается».

Просматривайте картинки и фотографии. Спрашивайте у малыша, кто изображен, что делает. И пусть ребенок не умеет говорить, отвечайте сами на свой вопрос: «А это кто? Это кот. Он ловит рыбу на речке», «А это кто? Это машина, она везет молоко в магазин».

Проговаривайте все, что происходит: «Идет дождик, капельки падают — кап-кап», «Мама варит кашу», «Что делает Варя? Она рисует кошку», «Папа кушает» и так далее.

Читайте малышу стишки, потешки, пойте детские песенки. Повторяйте одну по несколько раз, чтобы не запутать ребенка, он должен запомнить сначала одни стишок или потешку, и только потом слушать новый.

Также про развитие речи вы можете прочесть в наших других материалах: Развитие речи у детей до трех лет: как формируется, когда малыш скажет первое слово, занятия и упражнения, Как научить ребенка говорить: правила раннего развития речи, Почему ребенок не хочет говорить: рекомендации Комаровского для развития речи у детей

Читайте также:  Особенности развития познавательных процессов ребенка дошкольного возраста

Постоянно ребенка просите что-нибудь принести, сделать. Всегда и все показывайте, объясняйте что это и для чего.

Играть в развивающие игры с малышами нужно не меньше 15 минут в день. Важна стабильность, не пропускайте занятия. Если малыш отказывается играть, не заставляйте, предложите немного позже.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», где много полезных публикаций в помощь мамочкам и папочкам!

Читайте также по теме: Простые и не затратные развивающие игры для детей от полутора до пяти лет

Источник

«Где мы побывали, что мы повидали?» (25 мин.; народная игра).

Цель игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Игру желательно проводить на свежем воздухе или в просторной комнате.
Группа детей делится пополам: «дедушка и внучата» — те, кто будет отгадывать загадки, а вторая группа их будет загадывать. Между группами по земле или полу проводится черта, за которую нельзя выбегать дедушке и внучатам, когда они будут ловить убегающих детей. «Дедушка и внучата» отворачиваются, а учитель с другой группой детей тихо договариваются, какую «загадку» будут загадывать. Договорившись, они подают знак «дедушке и внучатам».

Происходит такой диалог:
— Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
— Здравствуйте, внучата!
— Здравствуйте, ребята! — отвечает «дедушка с внучатами».
— Где вы побывали? Что вы повидали?
— Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали — не скажем, но зато мы вам покажем!

Свою «загадку» дети показывают в движениях. Например, они «собирают в лесу грибы и ягоды». Дети наклоняются, аукаются и т. д. В случае, если «дедушка и внучата» правильно отгадали «загадку», вторая группа детей уточняет и дополняет ответ. Если предлагается ошибочное решение, дети убегают, а «дедушка и внучата» стараются их поймать. Но нельзя перебегать за черту, которая была проведена в начале игры.
После показа 1—2 загадок выбираются новые «дедушка с внучатами».

«Ну-ка, отгадай!»

Цель игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только «да» или «нет».
Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». За-тем задает вопрос второй ребенок из второй под. группы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д.
После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.
Примечания:
1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это — человек?» и т. п.
2. Если в течение 8—10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.
3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

«Картинки-загадки»

Цель игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

«Парные картинки» (25 мин.)

Цель игры. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставления) .
Процедура игры. Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.
В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

«Определи игрушку» (25 мин.)

Цель игры. Развитие смысловой памяти и мышления.
Процедура игры. Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3—5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3—5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

«Угадай игрушку» (25 мин.)

Цель игры. Развитие восприятия, наблюдательности и мышления.
Процедура игры. Выбирается один водящий, который выходит на 2—3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать «загадку». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят «Правильно!» или «Неправильно!».

Читайте также:  Уровни развития эмоциональной сферы ребенка

Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать «загадку». Если ответ неправильный, показать «загадку» предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

«Лишняя игрушка» (25 мин.)

Цель игры. Развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.
Процедура игры. Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2—3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Входит первая группа и, посовещавшись, берет «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4—5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться «Лишняя картинка»).

«Перечисли предметы» (25 мин.)

Цель игры. Развитие восприятия, наблюдательности и смысловой памяти.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию «Я иду гулять», тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1—2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит «Правильно!», после неправильного — «Неправильно!». Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

«Сочини предложение»(25 мин.)

Цель игры. Развитие мышления и фантазии.
Процедура игры. Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания:
1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

«Противоположность» (25 мин.)

Цели игры. Развитие мышления и речи.
Процедура игры. Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы), «вода» (вода — это * наполнитель, а чашка — это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Определения» (25 мин.)

Цель игры. Развитие мыслительных ассоциативных связей.
Процедура игры. Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. п.

«Придумай загадку» (25 мин.)

Цель игры. Развитие речи и мышления.
Процедура игры.
Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д.

Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

«Пословицы» (25 мин.)

Процедура игры. Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу «Тише едешь — дальше будешь» дети интерпретируют так: «Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь», «Это значит — нельзя спешить».
А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую: «Семь раз отмерь, один отрежь».

Пословицы:
1. «Дело мастера боится».
2. «Всякий мастер на свой лад».
3. «На все руки мастер».
4. «Портной испортит — утюг загладит».
5. «Картошка поспела — берись за дело».
6. «Без труда и в саду нет плода».
7. «Каков уход, таков и плод».
8. «Больше дела — меньп1е слов».
9. «Всякий человек у дела познается».
10. «Горе есть — горюй, дело есть — работай».
11. «Без дисциплины жить — добру не быть».
12. «Заработанный хлеб сладок».
13. «У кого сноровка, тот и действует ловко».
14. «Без начала нет конца».
15. «Без порядка толка нет».
16. «Без работы пряников не купишь».
17. «Глаза боятся — руки делают».
18. «Чтоб не ошибиться, не надо торопиться».
19. «Без труда нет добра».
20. «Труд — лучшее лекарство».
21. «Терпение и труд все перетрут».
22. «Будешь книги читать — будешь все знать».
23. «Дом без книги, что без окон».
24. «Хлеб питает тело, а книга питает разум».
25. «Где ученье — там уменье».
26. «Ученье и труд вместе живут».
27. «Ученье — свет, а неученье — тьма».
28. «Почитай учителя, как родителя».

Источник