Развитие мышц движений у ребенка

У детей, в отличие от взрослых, отношение массы мышц к массе тела меньше. Считается, что у новорожденного доношенного ребенка масса мышц составляет 23,3% от массы тела, у ребенка 8 лет — уже 27,7%, в 15 лет — 32,6%, а у взрослого — 44,2%.

С периода новорожденное до периода зрелости масса мышечной ткани возрастает в 37 раз, в то же время масса скелета увеличивается в 27 раз. С возрастом меняется и распределение мышечной ткани. Чем меньше ребенок, тем больше мышечной массы приходится на туловище, чем он старше, тем больше мышц приходится на конечности. У детей раннего возраста преобладает тонус мышц-сгибателей. В более старшем возрасте он становится слабее.

Гистологическое строение мышц детей имеет возрастные особенности. У новорожденных диаметр мышечного волокна равен 7 мкм, а к 16 годам он увеличивается до 28 мкм и больше. Параллельно росту миофибрилл уменьшается количество ядер в мышечном волокне. Нарастание толщины и дифференциация мышечного волокна идут параллельно с развитием соединительнотканного каркаса мышц — эндомизия и тримизия, достигающих своего развития к 8—10 годам.

К моменту рождения рецепторный аппарат мышц сформирован. В последующие годы идет перераспределение промиорецепторов в мышцах, которые испытывают наибольшее растяжение. В первые несколько месяцев после рождения у ребенка происходит увеличение количества терминальных ответвлений и площади нервных окончаний. За счет этого развивается эффективный контроль за мышечной активностью, но развитие нервных окончаний и эффективный контроль за деятельностью мышц осуществляются при условии постоянной физической нагрузки. В развитии мышечной деятельности у детей большую роль играют тренировка, повторяемость и совершенствование новых быстрых навыков. У ребенка, в отличие от взрослого, мышцы чувствительны к действию ацетилхолина, однако отмечается снижение их чувствительности к электрическому току (мышцы отличаются низкой возбудимостью). С возрастом их возбудимость возрастает в десятки раз, мышечная активность усиливается.

У новорожденных повышена хронаксия мышц. С возрастом в связи с дифференциацией, ростом и развитием мышечного волокна мышечная работа постепенно увеличивается. Интенсивность нарастания мышечной силы у мальчиков и девочек различна. У мальчиков показатели силы (динамометрия) в нормальных условиях выше, чем у девочек. Наивысший прирост мышечной силы и выносливости детей обоих полов определяется к 17 годам.

Развитие мышечных групп у детей неравномерное. У ребенка первых лет жизни развиваются крупные мышцы плеча и предплечья, с 6—7 лет — мелкие мышцы кистей, отвечающие за тонкие координированные движения рук. Деятельность детей в разные возрастные периоды направлена на развитие движений, которые помогают приспособиться к окружающему миру. До 5—6 лет — это развитие общих двигательных умений, после 5—6 лет — развитие тонкой координации: письмо, лепка, рисование. С 8—9 лет происходит дальнейшее нарастание объема мышц вследствие постоянной деятельности мышц рук, ног, спины, плечевого пояса, шеи. В конце периода полового развития отмечается прирост объема мышц не только рук, но и спины, плечевого пояса и ног.

После 15 лет интенсивно развиваются мелкие мышцы, обеспечивающие точность и координацию мелких движений. Совершенствование координации движений происходит неравномерно, что связано со становлением нейроэндокринной регуляции двигательной активности. Но к 10—12 годам движения становятся полностью координированными. До 15 лет большинство детей нуждается и ограничении мышечной деятельности, которая должна быть строго дозированной. На этом основаны ограничение детского и подросткового труда в промышленности, сокращенный рабочий день, обязательный дополнительный отпуск, запрещение работать на вредных предприятиях.

В период полового созревания наблюдается дисгармоничность двигательных навыков. У детей в этот период появляются угловатость, неловкость, резкость движений из-за интенсивно нарастающей массы мышц, иннервация которых отстает от потребностей. Поэтому для развития мышечной системы в этот период нужны физические упражнения, которые строго дозируются. Создаются условия для формирования стереотипов движения, которые скоординированы на высокую двигательную активность по выполнению физической работы.

У детей 3—4 лет обязательной двигательной нормой считают от 9 до 15 тыс. шагов, у школьников 11—15 лет — 20 тыс. шагов. По времени эти движения выполняют в течение 4,5—6 ч в день. Хотя показатель прироста мышечной силы у девочек несколько меньше, чем у мальчиков, показатель становой силы у девочек в возрасте 10—12 лет выше, чем у мальчиков. До 6—7 лет в обеих группах детей относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) одинаковая. С 10—12 лет она начинает превалировать у девочек, а после 14 лет — у мальчиков. Гипокинезия, т.е. ограничение двигательной активности, приводит к инверсии развития мышц. Развиваются ожирение, вегетативно-сосудистые дистонии, нарушения скелета. С другой стороны, усиление физической нагрузки без врачебного контроля в детском возрасте приводит к тяжелым последствиям — мышечной гипертрофии, переходящей в атрофию, прекращению роста скелета. Для занятий спортом существуют возрастные ограничения.

Методы исследования мышечной системы

При исследовании мышечной системы визуально оценивают степень и равномерность развития мышечных групп, а пальпаторно — их тонус, силу и двигательную активность.

У детей дряблость мышц, недостаточность их развития наблюдают при нарушении питания, малых физических нагрузках, тяжелом заболевании. Атрофия мышц имеет место при невритах, полимиозите, гемартрозах, ревматоидном артрите. Увеличение собственно мышц отмечается при регулярных занятиях спортом. О развитии мышц можно судить по положению лопаток, форме живота. В норме живот втянут вовнутрь или слегка выступает за уровень грудной клетки, лопатки подтянуты к грудной клетке. При обильном отложении подкожного жирового слоя измеряют его толщину, после чего судят об истинном развитии мышц. При внешнем осмотре всегда определяют симметричность развития мышц. При гемофилии (на фоне гемартрозов суставов), одностороннем параличе или другом поражении мышц наблюдается асимметрия их развития.

Общее снижение мышечного тонуса наблюдается при рахите, длительных заболеваниях, недостаточной физической нагрузке, истощении. Мышечное истощение (общее или местное) может быть диагностировано при проведении измерения симметричных окружностей (ног, рук). Мышечные асимметрии чаще наблюдают при врожденных недоразвитиях групп мышц, при травматических поражениях конечностей, заболеваниях центральной и периферической нервной системы.

Тонус мышц ребенка оценивают при осмотре его позы, конечностей. У недоношенных детей мышечный тонус снижен, поэтому в положении лежа на животе на руке исследователя конечности у них довольно свободно свисают. У доношенного новорожденного тонус мышц-сгибателей повышен. По мере овладения статомоторными навыками повышенный тонус сгибателей исчезает. Если у ребенка любого возраста имеется повышенный или пониженный тонус с правой или левой стороны, это свидетельствует о патологии.

При выявлении сниженного или повышенного тонуса с одной или двух сторон используют некоторые приемы обследования. Например, для проверки тонуса ребенку, лежащему на спине, осторожно разгибают согнутые нижние конечности, прижимая их к столу. Когда исследователь отнимает свои руки от ребенка, ноги его сразу же возвращаются в исходное положение. При снижении тонуса полного возврата не будет. Есть еще один прием. Обхватив туловище ребенка руками, исследователь поворачивает его вниз головой. При нормальном тонусе голова располагается в одной вертикальной плоскости с туловищем, руки слегка согнуты, а ноги немного вытянуты. Если тонус мышц снижен, то голова и ноги располагаются вертикально. Если тонус повышен, руки и ноги усиленно согнуты, голова запрокинута назад.

Мышечный тонус верхних конечностей у грудных детей проверяют методом тракции. Ребенка, лежащего на спине, берут за запястье и тянут на себя, стараясь посадить. Сначала ребенок разгибает руки, затем всем телом подтягивается. При снижении тонуса отсутствует подтягивание тела, а при его повышении — отсутствует разгибание рук.

У недоношенных детей вплоть до достижения нормального гестационного возраста возможна мышечная гипотония. Возникающие вслед за этим явления гипертонуса могут сохраняться до возраста 5—6 месяцев.

Нарушения мышечного тонуса у детей раннего возраста чаще всего связаны с повреждением в родах центральной нервной системы, в грудном и старшем возрасте причиной могут быть нейроинфекции, травмы черепа, острые и хронические нарушения питания или водно-солевого обмена, недостаток витамина D.

Исследование активных и пассивных движений в суставах конечностей и позвоночнике производят обеими руками. Существуют нормы объема движений в суставах в зависимости от возраста. Ограничение, невозможность пассивных или активных движений чаще всего связаны с нарушениями мышечного тонуса и поражением суставов. При длительно текущем процессе в суставе очень часто развивается мышечная контрактура за счет поражения сопротивления пораженных мышц. От контрактуры следует отличать «разболтанность» — релаксацию сустава, когда снижен мышечный тонус. Ригидность мышц определяется постоянным высоким равномерным их сопротивлением. При окончании исследования напряжение мышц быстро снижается.

Различают и спастическое состояние мышц, когда при проведении пассивных движений у ребенка ощущается мышечное напряжение, которое в отличие от ригидности непостоянно и возрастает во время движения.

Активные мышечные движения изучают у бодрствующего ребенка во время игры с ним. Следят за умением манипулировать игрушкой, ходить, приседать, т.е. за всем объемом движений, и проводят возрастную оценку этих манипуляций. Во время выполнения этих процедур выявляют ограничения движений в суставах и отдельных мышечных группах, изменения их объема, болевые ощущения.

Затем определяют мышечную силу. У ребенка младшего возраста пытаются отнять игрушку. У ребенка старшего возраста мышечную силу оценивают по выполнению им физических манипуляций или проводят динамометрию: ручную и становую. Если показатели силы кисти находятся в пределах 25—75 центилей, то они средние.

Мышечную систему у детей исследуют и инструментально. Используют измерение механической и электрической возбудимости С помощью электромиографов, хронаксиметров. Исследуют и биохимические параметры мышечной ткани. Для этого определяют уровень аминокислот, ферментов в крови и моче. Проводят биотест мышц.

Источник

Общее мышечное развитие ребенка. Объем и сила пассивных и активных движений

Исследование двигательных функций включает оценку общего мышечного развития, объема и силы активных и пассивных движений, состояния мышечного тонуса и координации.

Общее мышечное развитие. Мышцы к моменту рождения развиты умеренно. Их масса составляет 20—22% общей массы новорожденного. По мере роста ребенка относительная масса мышц постепенно увеличивается и к 5—7 годам достигает 40—42%. Общее мышечное развитие определяется путем осмотра, пальпации, измерения симметричных участков сантиметровой лентой.

Атрофии мышц характеризуются уменьшением их объема. Они могут быть диффузными и локальными. Причиной мышечных атрофии могут быть периферические парезы и параличи. У детей раннего возраста они развиваются чаще всего при родовой травме плечевого сплетения или отдельных нервов, полиомиелите. Центральные парезы и параличи также могут приводить к мышечным атрофиям. Атрофии мышц — один из наиболее постоянных симптомов наследственных нервно-мышечных заболеваний.

У новорожденных и грудных детей мышечные атрофии могут наблюдаться при врожденных гемиаплазиях. Гемиаплазия (гемигипоплазия) — недоразвитие одной половины тела, возникающее в результате неполноценного конституционального развития. Определенную роль в их развитии могут играть трофические расстройства при внутриутробных нарушениях маточно-плацентарного кровообращения. Атрофия может касаться только мышц лица. При этом на стороне аплазии уплощены кости лица и черепа, уже глазная щель, уменьшено в размерах ухо. Недоразвитие грудино-ключично-сосковой мышцы может быть причиной кривошеи. В некоторых случаях гемигипоплазия сопровождается дисплазией тазобедренного сустава, недоразвитием стопы. Мышечный тонус на стороне аплазии снижен. Сухожильные рефлексы нормальные, иногда несколько повышены. По мере роста и развития атрофия несколько компенсируется, асимметрия сглаживается. Подобные асимметрии нередко можно выявить у родителей ребенка. Реже наблюдается врожденное недоразвитие отдельных мышц (большой грудной мышцы, мышц живота и др.).

Гипертрофия мышц у детей раннего возраста встречается гораздо реже, главным образом при миотонии Томсена. Дети с гипертрофиями обычно имеют атлетическое телосложение. В некоторых случаях гипертрофии одних мышц сочетаются с атрофией других, как, например, при аутосомно-рецессивной форме миотонии, синдроме Корнелии де Ланге. Псевдогипертрофии внешне выглядят так же, как истинные гипертрофии, но при этом мышцы плотны на ощупь. Локальные псевдогипертрофии наблюдаются при прогрессирующей мышечной дистрофии Дюшена.

мышечное развитие ребенка

Объем и сила пассивных и активных движений.

Уровень спонтанной и произвольной двигательной активности определяют, наблюдая за новорожденным и грудным ребенком во время бодрствования, игр, кормления. Обращают внимание да то, как ребенок тянется к игрушке, манипулирует ею, сидит, ползает, ходит. При этом выявляют характер движений, их симметричность.

У новорожденных объем спонтанных движений ограничен мышечной гипертонией. В ногах он несколько больше, чем в руках. В ногах можно наблюдать сгибание, разгибание, отталкивание в положении на животе и на спине, перекрест. Все движения в руках совершаются на уровне груди, пальцы сжаты в кулачок. С ростом и развитием ребенка уменьшается ретракция проксимальных отделов, руки отводятся в стороны, поднимаются выше горизонтального уровня, а затем постепенно включаются и дистальные отделы конечностей.

Увеличение объема активных движений идет параллельно нормализации мышечного тонуса и развитию произвольной двигательной активности. При центральных и периферических параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата и мышц наблюдаются ограничение объема активных движений, их асимметрия.

Мышечная сила оценивается при попытке исследователя помешать активным движениям ребенка. У детей раннего возраста исследование активной силы затруднено, так как выполнение инструкции по заданию еще невозможно.

Пассивные движения оцениваются, когда ребенок бодрствует и спокоен. При исследовании пассивных движений определяют степень подвижности суставов, сопротивление, оказываемое при этом ребенком, мышечный тонус. Движение конечностями следует проводить ритмично и одновременно, не применяя силы и не вызывая тем самым отрицательной реакции со стороны ребенка. Если он начинает плакать, беспокоиться, исследование надо прекратить, так как при возбуждении мышечный тонус повышается.

По сопротивлению пассивным движениям судят о состоянии мышечного тонуса. У новорожденных и детей первых месяцев жизни повышенное сопротивление пассивным движениям является физиологическим. При пассивных движениях физиологическая сгибательная гипертония легко преодолевается. Объем пассивных движений может быть ограничен при резком повышении мышечного тонуса, мышечных и суставных контрактурах. Увеличение объема пассивных движений связано с мышечной гипотонией или со слабостью связочно-суставного аппарата. Сопротивление пассивным движениям, активная сила и объем движений регистрируются отдельно для мышц шеи, туловища, плеча, предплечья, кистей, бедер, голеней и стоп.

– Вернуться в оглавление раздела “Неврология.”

Оглавление темы “Оценка нервной системы ребенка.”:

1. Кожная чувствительность. Методы оценки кожной чувствительности

2. Нарушения кожной чувствительности. Обоняние у ребенка

3. Оценка вкусовой чувствительности. Зрение

4. Цветоощущение ребенка. Оценка остроты зрения

5. Вестибулярная система ребенка. Оценка слуха детей

6. Оценка двигательной сферы детей. Глазодвигательный, блоковидный и отводящий нервы ребенка

7. Косоглазие детей. Птоз у ребенка

8. Лицевой нерв. Парез лицевого нерва у ребенка

9. Бульбарный и псевдобульбарный паралич у ребенка. Безусловные рефлексы у детей

10. Общее мышечное развитие ребенка. Объем и сила пассивных и активных движений

Источник

9. Развитие мышц у ребенка

Рост мышц после рождения. Еще в первой половине внутриутробного периода развития мышцы приобретают присущую им форму и структуру. В дальнейшем их длина и толщина быстро увеличиваются. Они растут в длину соответственно с ростом костей скелета путем удлинения мышечных волокон и особенно сухожилий, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям. Рост в толщину в небольшой степени происходит за счет образования новых волокон из находящихся в мышцах остатков первичной мышечной ткани. Однако в основном (примерно на 90%) рост в толщину происходит путем увеличения диаметра волокон. У новорожденных он не превышает 10-15 тысячных долей миллиметра, а к 3-4 годам увеличивается в 2-2,5 раза. В последующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей организма, и главным образом от двигательной активности.

У новорожденного на долю мышц приходится 20-22% веса всего тела, т. е. примерно вдвое меньше, чем у взрослого человека, мускулатура которого чаще всего составляет 35-45% веса тела. Следовательно, за весь период от рождения до взрослого состояния увеличение веса мускулатуры должно быть вдвое более интенсивным, чем увеличение общего веса тела. Однако первое время, пока ребенок не начал ходить, мышцы растут даже медленнее, чем весь организм в целом. Так, за первые 4 месяца жизни общий вес тела увеличивается вдвое, а вес мышц возрастает только на 60% и составляет 16% веса тела. С конца первого года жизни, под влиянием тренировки, рост мышц постепенно становится более интенсивным, и к 6 годам на долю мышц снова приходится около 22% общего веса тела, а к 8 годам – 27%. Особенно интенсивно растут мышцы в период от 14-15 до 17-18 лет. Так, на долю мышц приходится в 14 лет в среднем 30% веса тела, а в 18- 20 лет – 40%.

Развитие движений. К появлению на свет двигательный аппарат у ребенка достаточно развит, чтобы выполнять целый ряд простейших движений.

Способность мышц сокращаться появляется еще раньше – уже к концу второго месяца внутриутробной жизни. Постепенно развивается мышечный тонус, причем в период внутриутробного развития и в грудном возрасте тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей, что имеет значение для сохранения естественного положения тела в матке (рис. 17).

Рис. 17. Положение плода в матке
Рис. 17. Положение плода в матке

К концу третьего месяца человеческий плод в ответ на прикосновение к кисти может сжать пальцы в кулак. Еще через месяц начинают изредка появляться еле заметные и очень медленные сокращения мышц туловища и конечностей, главным образом разгибателей. Это так называемые шевеления. Постепенно они становятся более частыми и настолько выраженными, что беременная женщина ясно их ощущает. Задолго до рождения появляются дыхательные движения, выражающиеся в небольшом попеременном увеличении и уменьшении объема грудной клетки, а также глотательные и сосательные движения. Элементарная координация движений, необходимая для сгибания и разгибания конечностей, для сосательных, глотательных и дыхательных движений, для движений головы, несомненно, появляется еще до рождения. Однако протекают движения крайне медленно.

Уже в первые дни жизни ребенок проявляет большую двигательную активность. В основном, это беспорядочные движения конечностей. При положении на животе ребенок поворачивает в сторону головку, затем туловище и, как бы перекатываясь, ложится на спину. Если держать его в вертикальном положении, головка наклоняется вперед, так как ее центр тяжести находится впереди точки опоры, т. е. места сочленения черепа с позвоночником, а тонус задних шейных мышц недостаточен, чтобы поддерживать правильное положение головы.

Рис. 18. Развитие движений в первые два года жизни
Рис. 18. Развитие движений в первые два года жизни

На втором месяце жизни ребенок поворачивает голову в сторону света и несколько позднее в сторону звука. В положении на животе он приподнимает голову, а к концу второго месяца, опираясь на руки, поднимает не только голову, но и грудь.

Трехмесячный ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Движения его рук постепенно становятся все более разнообразными. В возрасте 4-5 месяцев они начинают хорошо контролироваться зрением: увидев новый предмет, ребенок протягивает к нему руки, хватает и, как правило, тащит в рот.

К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различные предметы, поднимается на ноги. Постепенно он начинает ползать на четвереньках, а к концу года или в первые месяцы второго года жизни, сначала то и дело падая, а затем все более уверенно ходит по комнате без посторонней помощи.

Освоение вертикального положения туловища или всего тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппарате: во-первых, резко повышается тонус и сократительная способность мышц-разгибателей; во-вторых, появляются изгибы позвоночника, которые способствуют сохранению равновесия, оказывают пружинящее влияние при ходьбе, беге, прыжках и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положения тела. Позвоночник новорожденного по всей длине имеет слабо выраженную выпуклость, обращенную кзади; в его нижней части выпуклость выражена сильнее – это крестцово-копчиковый изгиб. Шейный изгиб начинает образовываться к концу второго месяца, когда тонус задних шейных мышц увеличивается и ребенок начинает сначала поднимать головку в положении лежа на животе, а затем держать ее при вертикальном положении туловища. Обращенная вперед выпуклость шейной части позвоночника становится хорошо выраженной значительно позднее, когда ребенок самостоятельно и подолгу сохраняет позу сидения. Одновременно более отчетливо выявляется обращенная назад выпуклость средней части позвоночника – грудной изгиб. Частое положение сидя и особенно стоя способствует образованию поясничного изгиба, обращенного выпуклостью вперед. Обычно этот изгиб становится заметным лишь на 2-м году жизни (рис. 19).

Рис. 19. Появление изгибов позвоночника в связи с сидением и стоянием
Рис. 19. Появление изгибов позвоночника в связи с сидением и стоянием

У детей дошкольного возраста изгибы еще только формируются и в сильной степени зависят от положения тела. После длительного лежания, например после ночного сна, шейный изгиб и особенно поясничный могут совершенно исчезать, вновь появляясь и усиливаясь к концу дня под влиянием сидения и ходьбы. Даже в младшем школьном возрасте изгибы в течение ночи значительно уплощаются. Изменчивость изгибов постепенно исчезает.

Для детей дошкольного возраста характерна чрезвычайная гибкость туловища, что объясняется большой толщиной и податливостью межпозвоночных хрящей и поздним окостенением эпифизов позвонков. Изгибы позвоночника образуются, а впоследствии закрепляются под влиянием давления со стороны верхних частей тела. Направление давления зависит от осанки, т. е. позы при сидении, стоянии и ходьбе.

Источник