Развитие музыкальных способностей у ребенка 4 лет

Развитие музыкальных способностей у ребенка 4 лет thumbnail

Некоторые дети обладают врожденными музыкальными талантами – они ритмично двигаются под музыку или хорошо поют. Однако если у вашего ребенка нет явно выраженных способностей к музыке, не стоит отчаиваться. Ведь легче всего сказать: «Моему сыну медведь на ухо наступил». Все можно развивать – и музыкальный слух, и музыкальные способности. Главное, было бы желание!

С чего стоит начать?

Начните с эмоциональной стороны. Ребенку нужно привить любовь к искусству, пробудить в нем эстетические чувства. Слушайте вместе с малышом различные детские песни, классическую музыку. Спросите у него, какие эмоции вызвала прослушанная мелодия? Может, захотелось танцевать, или, наоборот, погрустить, сидя у окошечка.

Предложите ребенку пофантазировать. После прослушиваемой музыки спросите кроху, что он представляет, слушая ее. Поверьте, фантазия ребенка может вас очень удивить. После услышанной «Болезни куклы» Чайковского четырехлетний Миша сказал, что это очень печальная музыка и даже его любимый дракончик заболел после нее. Для полета фантазии хорошо подойдет «Детский альбом» П.И. Чайковского. Здесь собраны разнохарактерные пьесы, в которых есть где проявить свою фантазию. Состав:

1. Утренняя молитва;
2. Зимнее утро;
3. Мама;
4. Игра в лошадки;
5. Марш деревянных солдатиков;
6. Болезнь куклы;
7. Похороны куклы;
8. Вальс;
9. Новая кукла;
10. Мазурка;
11. Русская песня;
12. Мужик на гармонике играет;
13. Камаринская;
14. Полька;
15. Итальянская песенка;
16. Старинная французская песенка;
17. Немецкая песенка;
18. Неаполитанская песенка;
19. Нянина сказка;
20. Баба Яга;
21. Сладкая греза;
22. Песня жаворонка;
23. Шарманщик поет;
24. В церкви.

Кроме всего, попробуйте порисовать под исполняемую музыку. Это отличный способ самовыражения ребенка.

Познакомьте ребенка с различными музыкальными инструментами. Хорошо, если в арсенале крохе есть уже 3-4 детских музыкальных инструмента и он знаком с их особенностями. Смотрите презентации с музыкальными инструментами. Расскажите, что они бывают клавишные, духовые, струнные, ударные. Рассматривайте картинки. Хорошо, если презентация оснащена звуками, чтобы ребенок мог не только посмотреть инструмент, но и услышать его звучание, тембр.

Осваивать ритм можно с простейшего прохлопывания сильной доли в мелодии, добавляем к этому топание ногой в ритм музыке или приседание. Начинающему «музыканту» выбираем мелодию, где сильный звук не слишком частый, чтобы кроха мог сконцентрироваться еще и на движениях.

Поиграйте с ребенком в игру «Угадай мелодию». Взрослый загадывает мелодию, хорошо известную ребенку и прохлопывает ее ладошками. Учитываем нюансы – когда мелодия должна звучать громко, хлопаем громко, когда тихо – хлопаем тихо. Предложите малышу угадать, что это за песенка. Затем поменяйтесь местами, предлагая ребенку загадать мелодию. Небольшой совет: в детских песенках старайтесь выбирать припев, так как ребенок не всегда сможет удержать в памяти весь ритм песни.

Чтобы развивать музыкальный слух ребенка, начните знакомить его с высокими и низкими звуками. Для начала используйте свой голос или игрушечные музыкальные инструменты малыша. Замечательно, если у вас есть фортепиано дома. Спросите его: «Кто к нам пришел в гости?» Папа – низкий звук или голос, мама – средний, ребенок – высокий. На пианино покажите малышу, как летает и жужжит комарик (высокий регистр), как лает собачка (средний регистр), как трубит слоник (низкий регистр). Предложите ребенку побывать то комариком, то слоником, подпевая им голосочком то тоненьким, то низким.

Дома развивать слух ребенка можно с помощью даже обычных предметов быта. Возьмите кастрюлю, стеклянный стакан, чашку, тарелку и т.д. Еще нам понадобится карандаш. Держите его за самый кончик, по очереди стуча им по каждому предмету. Послушайте эти звуки. Они различные по высоте. Сочините свою мелодию. Затем поиграйте в «Угадайку», отгадывая, какой предмет звучал.

Для развития музыкального слуха поиграйте с ребенком в «Музыкальные бутылки». Возьмите для игры различные стеклянные емкости – стаканы, рюмки, бутылки. Начинайте игру с небольшого количества предметов (не больше 3), постепенно добавляя. Еще нам понадобится металлическая ложка или вилка. Давайте представим, что у вас есть стеклянные бутылки. Наберите в одну немного воды. Возьмите вилку за самый конец и постучите по горлышку бутылки. Предложите малышу сделать такой же звук с помощью еще одной бутылки с водой. Обратите его внимание, что количество воды должно быть одинаковым. Далее пробуем создавать другие звуки – для этого в бутылки набираем разное количество воды. Пробуйте сыграть мелодию, выстраивая звуки от самого высокого к самому низкому. Затем можно чередовать звуки по высоте, сочиняя свою мелодию.

Длительность звука можно изучать, используя обычный карандаш. Положите перед ребенком лист бумаги. Предложите ему рисовать линию в то время, когда будет звучать нота. Как только нота перестает звучать, малыш отрывает руку от бумаги. Смотрим на наши рисунки – оказывается, ноты бывают длинными и короткими, подобно нашим линиям.

Источник

Татьяна Петровна Филимонова
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.

Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б. М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания.

Специалисты – музыканты выделяют три вида музыкальных способностей.

1. Ладовое чувство.

2. Музыкально-слуховое представление.

3. Чувство ритма.

Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Научить правильно владеть этим инструментом, идти от простого к сложному, постепенно поднимаясь к вершинам исполнительского мастерства – главная задача педагога.

Чтобы обучать дошкольника пению необходимо знать, что объем детского голоса невелик, голосовые связки у малыша тонкие и хрупкие. Поэтому голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

Темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого, поэтому фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения до нового вдоха. Объем звуков мелодии песен не должен превышать возможностей певческого диапазона. У детей 3-4 лет всего 4-5 звуков. В 6-7 лет он расширен до8 звуков. В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.

Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Мелодии песен необходимо разучивать без текста, на какой-нибудь слог, в этом случае все внимание ребенка сосредоточено на звуковысотной линии. Текст песен нужно разучивать в медленном темпе, чтобы ребенок успел хорошо, правильно проговаривать все слова. Сложные по ритмическому рисунку мелодии необходимо разучивать отдельно, пользуясь жестом руки (вверх, вниз, прохлопывать, затем одновременно прохлопывать и пропевать на какой-либо слог. Во время пения необходимо следить за губами ребенка, они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот. Необходимо учить детей во время пения дышать спокойно, не поднимая плеч, сохраняя воздух в легких до окончания фразы, экономично его расходуя. Для этого надо учить детей дуть на пламя свечи, одуванчик и т. д.

Перед пением необходимо «разогревать» голос ребенка, используя распевки на трех-пяти звуках, пропевая их от разных ступеней лада. Необходимо учить ребенка во время пения правильно держать корпус, при правильном положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроен на процесс пения.

Во время пения в сопровождении инструмента дети учатся слушать себя и контролировать, чтобы голос поющего и звук, издаваемый инструментом, сливался в единое целое.

Прежде чем пропеть звук песни, важно правильно услышать его, точнейшим образом повторить голосом. Это очень важно, ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.

Все дети рождаются с музыкальными способностями, но у одних они более ярко выражены, у других менее ярко. Детям, у которых более ярко выражены музыкальные способности, необходимо больше уделять внимание для того, чтобы их природные данные целенаправленно развивать как можно в более раннем возрасте. Для этих детей была переработана более сложная программа по вокалу.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет. Данная программа тесно связана с изучением современных методов музыкального развития детей дошкольного возраста и опирается на мой многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях.

Целью программы является развитие музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса, метроритмического чувства, обучение детей пению без сопровождения, в сопровождении фортепиано, а также под инструментальную фонограмму, приобретение навыков импровизации, умение слушать и понимать музыку различных стилей и направлений, доступную для восприятия детьми дошкольного возраста. А также осуществление индивидуального подхода к личности каждого ребенка и формирование у них навыков совместного музицирования.

Принципиальность и новизна предлагаемой программы заключается в том, что работа проводится одновременно с отобранными детьми от 4-7 лет. Учитываются возможности певческого диапазона, ведь эти дети с 4-х лет с расширенным диапазоном, они способны чисто интонировать и пропевать ноты в диапазоне 8-10 звуков.

Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповых занятий,и каждое из них имеет обязательные составные части: распевание – основная форма освоения певческой лексики; работа над произведениями.

На индивидуальных занятиях больше идет работа над произведениями, потому что содержание и сложность песни отражает круг интересов ребенка и его возрастные особенности.На групповых занятиях ведется работа над распевками: дети учатся чисто интонировать на одном звуке, правильно выполнять логическое ударение в словах, брать дыхание перед фразами, пропевать гласные в словах, петь протяжно, естественным голосом, без крика, вырабатывать активную артикуляцию.

Осуществляется индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учитываются психофизиологические особенности и осуществляется дифференцированный подход к развитию его певческого голоса. Во время работы со способными детьми необходимо с одной стороны вызывать у детей интерес к пению, а с другой – дать зримый художественный результат творческого процесса в виде публичных выступлений, участие в конкурсах коллектива.

Одним из результатов работы по этой программе стало создание на базе детского сада № 5 подготовительной группы детской эстрадной вокальной студии «Конфетти». В составе студии «Конфетти» в 201 4г. дети стали Лауреатами международных конкурсов «Московское созвездие» (г. Москва, «Петровский парадиз» (г. Санкт-Петербург).

Отличительные черты программы – систематичность, последовательность, поэтапность, распределение материала от простого к сложному, что способствует быстрому и прочному усвоению программы.

При освоении программы в полном объеме, дети лучше подготовлены к обучению музыки в учреждениях дополнительного образования и специальных музыкальных учебных заведениях. Для успеха освоения программы требуется время и конечно регулярные занятия пением.

Пение – искусство столь же сложное, сколь удивительное и прекрасное.

Источник

Характеристика возрастных возможностей музыкального развития детей 4-5 лет

Для ребёнка 5 года жизни характерны избирательный подход к видам музыкальной деятельности. Одним из любимых видов деятельности остаётся слушание музыки (каквокальной, так и инструментальной). Накопленный за предыдущие года обучения слуховой опыт позволяет проявлять себя в слуховой деятельности. Детям нравится содержание музыкальных произведений, связанное с их жизнью в детском саду (а не только в семье), т.к. они способны сопереживать настроению и содержанию музыки, соответствующей их собственному опыту. Поэтому ребёнок легко устанавливает элементарные связи между знакомыми ему жизненными явлениями и музыкальными образами произведений.

В этом возрасте ребёнок, как правило, в общем виде улавливает развитие музыкального образа. Он начинает более внимательно вслушиваться и способен замечать изменения средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне может осознавать необходимость этих изменений, что говорит о дальнейшем развитии его музыкального мышления. Появляются первые аргументированные эстетические оценки музыки и осознанное избирательное отношение к ней.

В процессе слушания музыки продолжается активизация таких музыкальных способностей, как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма. Ребёнок обращает более пристальное внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкальной ткани произведения. В отношении музыкально – сенсорных способностей можно с полным основанием утверждать, что первые пять лет – золотая пора их становления.

Поскольку в этот период интерес ребёнка к музыке велик, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти.

Однако в этом возрасте ещё продолжается процесс развития органов слуха. Барабанная перепонка ещё нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.

На 5 году жизни ребёнок по прежнему проявляет большой интерес к пению. Любит петь со сверстниками и взрослыми, а так же самостоятельно (в основном поёт в пределах квинты).

Его любимые песни обычно отличаются ярким характером и образами, связанными с жизнедеятельностью в семье, детском саду. Осознанно использует в пении средства выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки) и внемузыкальные (выразительная мимика). Ребёнок правильно пропевает мелодии отдельных небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки, соблюдает несложный ритмический рисунок. Ему доступно напевноезвуковедение, он может пропевать небольшие фразы песни, не прерывая дыхания. Певческий диапазон в пределах ре-ля первой октавы, однако, в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются по – прежнему небольшими.

Голосовой аппарат (певческий) ребёнка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, поэтому и продолжительность пения не должна превышать 5-7 минут; во время пения нельзя опускать голову, т.к. при этом гортань сдавливается, затрудняется прохождение воздуха, вследствии, чего возникает перенапряжение голосового аппарата. Дикция у многих детей остаётся нечёткой, некоторые вообще неверно произносят отдельные звуки.

Ребёнок в этом возрасте ещё не может следить за правильностью собственного пения.

Дальнейшее физическое развитие, которое продолжается на пятом году жизни, изменяет ребёнка внешне: он становится более стройным, пропорционально сложенным и в области музыкально – ритмических движений у него появляются новые возможности: движения под музыку выполняются гораздо осознаннее, ребёнок способен менять их самостоятельно в связи изменением характера, ритма, темпа, динамики, регистра звучания 2-3 частного произведения. Ребёнку удаются довольно сложные движения, построенные на чередовании или одновременным действием руками и ногами; танцевальные шаги и движения он может начинать с правой ноги (после показа и указаний взрослого), повышается качество исполнения движений.

Вместе с тем, возможности 4-5 летних детей в музыкально – ритмической деятельностипо – прежнему остаются сравнительно небольшими: лёгкость движений относительна; синхронность движений в паре, в подгруппе у многих вызывает затруднения; выразительность движений недостаточна. Хотя условно – рефлекторные связи при обучении детей данного возраста музыкально – ритмическим движениям закладываются легко (после 2-4 повторений со словесным подкреплением), но устойчивость они приобретают лишь после 25-30 повторений и не всегда отличаются прочностью: длительность игры и пляски непродолжительна, т.к. у ребёнка пока ещё возбуждение преобладает над торможением.

Для ребёнка 5 года жизни по – прежнему характерен интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах, поскольку собственную музыкальную деятельность и очевидный её результат он ощущает сразу и реально. Он начинает разбираться в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, может их сравнивать, выделять из многих других.

Дети способны воспринимать и воспроизводить, осваивать простую ритмическую пульсацию, незамысловатый ритмический рисунок. Они с удовольствием импровизируют несложные ритмы марша, плясовой. Ритмические импровизации легко осваиваются ими на детских музыкальных инструментах со звуком неопределённой высоты: бубне, барабане, треугольнике, на самодельных музыкальных игрушках. К этому времени у детей улучшается координация движений руки, обогащается слуховой опыт, поэтому они уже способны воспроизводить на пластинах металлофона элементарные ритмические рисунки.

Источник

     Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

 Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Итак, Теплов Б.М. выделяет  три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство – проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3) чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Конкретизируя понятие о ладовысотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии.

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей, может проявиться очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Ладовое чувство – музыкальные звуки организованны в определенном ладу.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие – неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников:

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:

«Музыкальные игрушки»

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

« Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

«Рыбки»

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 – выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 – руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими “ныряющее” движение.

4 – качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 – ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 – быстро качаем ладонями (дрожь).

7 – запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»

(1)Вот это – мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит – останусь сухим.

(3)А вот моя книжка, могу почитать,

(4)Могу вам картиночки в ней показать.

(5)Вот это – мой мяч, очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю над головой.

(7)А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 – Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 – Раскрываем ладони “книжечкой” (сомкнуты мизинцы)

4 – Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 – Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

Рекомендации музыкальному руководителю:

1.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2.Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

3.Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах, развивать музыкальные способности.

4.Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

5.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

Рекомендации к педагогу:

1.Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулиро?