Развитие музыкальных способностей ребенка игры
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
- Разработала Лиля Гилумзянова, музыкальный руководитель
Разделы: Работа с дошкольниками
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.
Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М.Теплов. В понятие “способности” по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания.
Специалисты – музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:
1) ладовое чувство – проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Музыкально- дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
На протяжении нескольких лет веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры”. Поставила цель: определение эффективности музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей.
Для достижения цели выделила задачи:
- учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
- развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
- совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
Для успешной реализации данных задач составила перспективно-тематическое планирование для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрала и классифицировала музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей:
- игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
- игры, развивающие чувство ритма;
- игры, способствующие восприятию музыки;
- игры для развития музыкальной памяти.
Возраст детей | Игры, развивающие музыкальный слух | Игры, развивающие чувства ритма | Игры, способствующие восприятию музыки | Игры для развития музыкальной памяти |
Младший и средний возраст | “Музыкальная лесенка”, “Озорное эхо”, “Где мои детки”, “У бабушки Нюры”, “Курица и цыплята”, “Кто в домике живет?” | “Песенка про имя”, “Кто твой дружок?”, “Прогулка”, “Долгий – короткий”, “Шаг и бег”, “Игры с ладошками, с палочками” | “Воротики”, “Круг и кружочки”, “Заводные игрушки” | “Сколько птичек поет?”, “Что делают в домике”и др. |
Старший возраст | “Нарисуй мелодию”, “Птичий концерт”, “Колобок”, “На чем играю?”, “Три поросенка” и др. | “Прогулка в парке”, “Шаловливые сосульки”, “Зимние узоры”, “Ритмический оркестр”, “У Белочки день рождения”, “Игры с ладошками, с палочками”, “Находим ритм в стихах и музыке” | “Слушаем внимательно”, “Верные друзья”, “Змейка”, “Забавная игра” и др. | “Волшебный волчок”, “Какая музыка”, “Сколько нас поет?”, “Сломанный телевизор” и др. |
Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.
Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.
Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.
Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках – передвижках.
Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. Стало традицией проведение совместно с родителями новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего праздника “Прилетели журавли и соловушки малы”, юбилейного концерта “С днем рожденья, детский сад!”.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально- дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. По результатам диагностики показатель высокого и среднего уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в период с 2007 по 2010 учебные годы увеличился на 12% (2007 – 2008 уч. год – 86%, 2008 – 2009 уч. год – 90%, 2009 – 2010 уч. год – 98%,)
Игры для развития чувства ритма дошкольниковА.В. Кочетова
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры. Дети рассаживаются вокруг взрослого (музыкального руководителя или воспитателя) можно предложить данную игру родителям.
“Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице”, – взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. “А теперь мы вышли на улицу, – продолжает взрослый. – Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!” Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. “Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю”, – взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. “Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок”, – ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. “Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень”, – взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. “Испугались ребята, побежали домой”, – быстро и ритмично ударяет молоточком.
ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные инструменты (металлофон, ксилофон и др.)
К игровому материалу можно добавить и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю. Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел частый, сильный дождь,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.
Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
^ Наше путешествие
Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,- говорит музыкальный руководитель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). «Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».
Учитесь танцевать
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.
При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Удачи.
Источник
Примеры музыкально-дидактических игр.
Игры для развития ритмического слуха:
– «Ритмическое эхо»
– «Определи по ритму»
– «Вспомни мелодию»
– «Узнай и спой».
Игры для развития динамического слуха:
– «Эхо»
– «Громко – тихо»
– «Громкая и тихая музыка»
Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:
– «Музыкальное лото»
– «Моя семья»
– «Угадай по голосу»
Игры на развитие певческих способностей:
– «Музыкальный волчок»
– «Из какой мы песни?»
– «Концерт»
– «Конкурс дирижеров»
Игры для восприятия музыкальных произведений:
– «Расскажи мне о музыке»
– «Клоуны»
– «Музыкальная викторина»
– «Ожившие картинки»
– «Солнышко и тучка»
Музыкально-дидактические игры (цели, методика проведения):
Игра «Ритмическое эхо»
Цель: развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению
нотной грамоте.
Оборудование: музыкальное наборное полотно, нотки.
Методика проведения игры: учитель хлопает ритм любой, известной детям, Попевки.
Дети повторяют ритм учителя и проговаривают слоги: «ти» – восьмые, «та» – четверти.
Игра «Определи по ритму»
Цель: развитие ритмического слуха, внимания, быстроты реакции, памяти, тембрового
слуха.
Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический
рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая; картинки иллюстрирующие
содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки,
треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.). Каждому играющему дают
по 2-3 карточки.
(Иллюстрации карточки прилагаются).
Ход игры: учитель исполняет ритмический рисунок знакомой песни или Попевки на
одном из музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой
закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
Ритм можно прохлопать, простучать кубиками, палочками, ложками и т.д. при повторении
игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.
Примечание: На усмотрение учителя и в зависимости от подготовленности класса
ритмический рисунок на карточках может быть изображен виде длительностей. Или
ритмический рисунок можно изобразить в виде коротких или длинных полосок.
Игра «Вспомни мелодию»
Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение
точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.
Игровой материал: ритмические схемы на карточках или на наборном полотне.
Методика проведения игры: учитель на доске изображает ритм или ритмическую
схему фрагментов из известных музыкальных произведений или песен, а дети должны,
прохлопав ритм, узнать мелодию.
Примечание: Эта игра позволяет учителю разучивать ритмически трудные фрагменты
из вокальных произведений.
Игра «Узнай и спой»
Цель: развитие ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих
способностей.
Игровой материал: карточки по числу участников. На карточках изображены
ритмические схемы фрагментов из знакомых детям произведений.
Методика проведения игры: учитель раздает детям карточки с ритмическими
фрагментами из песен. Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно
его воспроизвести голосом.
Примечание: На карточках могут быть разные ритмические схемы из одного
вокального произведения. Можно выстроить целую «цепочку» из этих схем и тогда
получится целое произведение, ритм которого дети должны исполнить «цепочкой» и
узнать.
Игра «Эхо»
Цель: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать
комплексное представление о песне.
Методика проведения игры: учитель пропевает фразу из песни, а учащиеся должны
повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется
и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются
разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает
игру любому ученику, справившемуся с заданием.
Игра «Громко – тихо»
Цель: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции.
Игровой материал: игрушка.
Методика проведения: из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса.
Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти,
руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления
используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере
приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.
Игра «Музыкальное лото»
Цель: развитие тембрового слуха, внимания, памяти, речи, воспитание слушательской
культуры.
Игровой материал: карточки (по числу учащихся), на которых изображены различные
музыкальные инструменты. (Образец карточки прилагается).
Методика проведения игры: учитель раздает карточки каждому ребенку. Ученики
прослушивают музыкальное произведение, и закрывают фишками те инструменты,
которые исполняют музыку. Это может быть один или несколько музыкальных
инструментов. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл фишкой звучащие
инструменты.
Игра «Моя семья»
Цель: развитие тембрового слуха, умение различать регистры.
Игра «Музыкальный волчок Игровой материал: карточки с изображением членов семьи: мамы, папы, ребенка.
(Образцы карточек прилагаются).
Методика проведения игры: учитель раздает карточки каждому ученику. При
прослушивании музыкального фрагмента или произведения целиком, учащиеся
определяют тембр звучания голоса. И поднимают ту карточку, которая соответствует
музыке.
Игра «Угадай по голосу»
Цель: развитие тембрового слуха, сформировать представление о тембре.
Методика проведения игры: учитель вызывает детей (количество зависит от фраз,
предложений или куплетов в песне). Каждый ребенок получает «роль», т.е. будет
исполнять фрагмент из знакомой песни. Затем дети уходят в конец класса и поют каждый
свою часть песни.
»
Цель: закрепление песенного репертуара, развитие ритмического слуха, внимание,
памяти.
Игровой материал и методика проведения игры: картонный круг по краю которого
наклеены иллюстрации к песням. В центре круга движущаяся стрелка. Направление
стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок. (Иллюстрация прилагается).
Примечание: Игру можно провести для закрепления выученных песен (в конце
четверти, года) или как концерт для именинника.
Игра «Из какой мы песни?»
Цель: развитие певческих навыков, чистого интонирования, слуха, памяти, закрепление
выученного репертуара.
Игровой материал: иллюстрации к разученным детьми песням или использовать
рисунки детей (домашнее задание).
Методика проведения игры: учитель предлагает детям иллюстрации известных песен
или героев песен, дети отгадывают. Исполняется песня в разных вариантах: по ролям,
ансамблем, с солистами, в инсценировке и т.д.
Игра «Концерт»
Цель: развитие певческих навыков, память, воспитание исполнительской и
слушательской культуры.
Методика проведения игры: после разучивания нескольких песен (можно в конце
четверти, полугодия), учащиеся исполняют знакомые им песни в концертном исполнении:
с солистом, ансамблем, в виде инсценировки, «цепочкой», в костюмах, в масках и т.д.
Игра «Конкурс дирижеров»
Цель: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков
импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.
Методика проведения: каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает
свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет
один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп
исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит
исполнением всей песни в своем темпе.
Игра «Солнышко – тучка»
Цель: обучение нотной грамоте, развитие ладового чувства, закрепление понятий
«мажор», «минор», воспитание слушательской культуры.
Игровой материал: 2 карточки по количеству детей в классе, на которых изображены
тучка и солнышко. (Иллюстрации прилагаются).
Методика проведения игры: при прослушивании музыкальных произведений,
учащиеся поднимают соответствующую карточку. После прослушивания объясняют,
почему подняли именно эту карточку. Ребенку, который правильно поднял карточку и
сумел грамотно объяснить – фишка – «нотка».
Игра – загадка «Расскажи мне о музыке»
Цель: формировать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его,
воспитание слушательской культуры и определять вид развития музыки.
Методика проведения игра: учитель предлагает прослушать песню или музыкальное
произведение и быть готовым ответить на любой вопрос. Например: ваше впечатление о
прослушанной музыке (песне); какой лад?; композиторская или народная музыка (песня)?
и т.д. Выслушав выступления учеников, учитель называет детей (награждает), у которых
были самые интересные ответы.
Примечание. Эту игру можно использовать на уроках во время различных видов
деятельности. Количество вопросов зависит от подготовленности класса, репертуара и
темы урока.
Игра «Клоуны»
Цель: воспитание слушательской культуры, развитие ладового чувства и музыкальной
памяти.
Игровой материал: два клоуна в разноцветных костюмах. Один клоун грустный, а
другой веселый. Фланелеграф. (Иллюстрации прилагаются).
Методика проведения игры: учитель исполняет произведение Д.Б.Кабалевского
«Клоуны». Учащиеся, слушая музыку, должны определить музыка какого клоуна звучит и
выложить на фланелеграфе самого клоуна в определенном костюме. Если музыка
мажорная, веселая, то клоун веселый, в ярком костюме и наоборот.
Примечание. Играя в эту игру, можно использовать музыку на усмотрение учителя. Для
закрепления ладового чувства и определения характера музыки.
Игра «Музыкальная викторина»
Цель: закрепление знаний о музыкальных произведениях, композиторах, развитие
музыкальной памяти и слушательской культуры.
Методика проведения игры: учитель исполняет или дает в записи музыкальные
произведения знакомые детям. Игру можно применять после разучивания как вокальных,
так и инструментальных произведений. Игру проводить для закрепления знаний учащихся
в конце каждой четверти или года.
Игра «Ожившие картины»
Цель: закрепление пройденного материала, развитие музыкальной памяти,
ритмического и музыкального слуха.
Игровой материал: рисунки учащихся (домашние задания за четверть).
Методика проведения игры: учитель помещает новые рисунки детей за четверть и
предлагает им узнать, какая картинка «ожила». Учитель исполняет (или в грамзаписи)
отрывки из музыкальных произведений или фрагменты песен. Дети отвечают на
дополнительные вопросы.
Заключение.
Игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках, помогают
активизировать интерес у школьников к урокам музыки, развивают их творческие
способности, помогают ребятам раскрыться.
Использование всех вышеназванных методов и приемов обучения музыки помогают не
только в деле обучения музыке, но и воспитания личности ребенка, потому что они
активизируют мыслительную деятельность школьников, оказывают положительное
влияние на ее развитие.
Самым главным считаю, чтобы ребенок не только научился на уроке, но и чтобы урок
затронул его душу.
В процессе музыкально-дидактической игры у учащихся развивается память. Они
запоминают композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные жанры,
элементы музыкальной речи.
Вывод:
1. Музыкально-дидактические игры помогают детям не только творчески работать
на уроках, но и применять эти знания в жизни.
2. Предложенные музыкально-дидактические игры можно расположить
относительно тематике уроков, учитывая психологические особенности классов,
интересы учащихся, а также закрепляя и развивая определенные знания, умения,
навыки.
Систематичность применения музыкально-дидактических игр на уроках музыки
позволяет сделать вывод о том, что игры оказывают непосредственное влияние на
развитие музыкальных способностей, творческого мышления, способности к
самовыражению.
Источник