Развитие музыкальных способностей ребенка дипломная работа

Особенности музыкального воспитания и значение развития творческих и музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Экспериментальная работа по изучению влияния восприятия музыки на развитие музыкальных способности дошкольников.

  • Творческие способности, их особенности у детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность как условие развития творческих способностей. Особенности использования индивидуального и дифференцированного подходов в изодеятельности в детском саду.

    курсовая работа, добавлен 30.05.2016

  • Понятие художественного творчества, условия и средства его развития у детей дошкольного возраста. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство выявления творческих способностей у дошкольников разных возрастных групп.

    курсовая работа, добавлен 18.05.2012

  • Возрастные особенности современного ребенка среднего школьного возраста. Задачи музыкального воспитания детей, развитие музыкальных и творческих способностей, умения активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

    курсовая работа, добавлен 10.05.2016

  • Ознакомление с научными данными о педагогических условиях развития музыкальных способностей детей. Исследование влияния музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности. Рассмотрение особенностей музыки романтизма и импрессионистов.

    статья, добавлен 26.12.2017

  • Понятие творческих способностей и творческого мышления дошкольников. Экспериментальное исследование проблемы развития интеллектуального мышления у детей на материале математики. Изучение творческих способностей дошкольников с помощью тестов Е.Б. Торренса.

    дипломная работа, добавлен 30.10.2008

  • Понятие общих и специальных творческих способностей у детей. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества. Основные виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами.

    дипломная работа, добавлен 04.06.2017

  • Проблемы развития креативных способностей детей. Методы и меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников. Исследование особенностей творчества в учреждениях дополнительного образования на примере кружка “Умелые руки”.

    курсовая работа, добавлен 12.11.2009

  • Теоретические аспекты развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста. Рассмотрение методов и приемов развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

    курсовая работа, добавлен 11.10.2016

  • Показатели музыкальных способностей учащегося. Виды музыкального слуха и методы его развития. Воздействие декламационного метода обучения на развитие музыкальных способностей. Проверка эффективности его использования в работе с начинающим пианистом.

    реферат, добавлен 04.11.2014

  • Ритмическая гимнастика как средство физического воспитания детей, особенности ее проведения с дошкольниками. Организация и проведение диагностики по выявлению уровня развития музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа, добавлен 17.06.2017

  • Источник

    Дипломная работа

    Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

    по специальности 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования»

    Читайте также:  Курск центр развития ребенка спектр курск

    Содержание

    Введение

    Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

    .1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема

    1.2 Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

    1.3 Формы организации детской музыкальной творческой деятельности

    Выводы по первой главе

    Глава 2. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий

    2.1 Анализ программ музыкального воспитания дошкольников

    .2 Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ

    .3 Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников

    Выводы по второй главе

    Заключение

    Приложение №1

    Введение

    Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

    Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

    Эта проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы нашей работы: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

    Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.

    Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 5 – 6 лет.

    Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:

    1.определены особенности музыкального воспитания дошкольников;

    2.выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;

    .разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.

    .предложены методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

    Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:

    1.Определить особенности музыкального воспитания дошкольников на основе анализа психолого-педагогической литературы.

    2.Выявить и экспериментально проверить педагогические возможности системы музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей у старших дошкольников.

    .На основе полученных результатов сформулировать методические рекомендации по организации работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.

    Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, Подьяков Н.Н, Усова А,П., Люблинская А.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М, Жуковская Р.И.); музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников (Ветлугина Н.А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б.М., Д.Б. Кабалевский, Б.В. Асафьев, Б.М. Неменский).

    Читайте также:  Контрольная работа психическое развитие ребенка

    Методы исследования: 1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; 2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; 3) наблюдение; 4) беседа.

    Глава 1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

    .1 Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема

    Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность – воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.

    Музыкальное искусство – один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности – звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка – мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.(8)

    Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний.

    Читайте также:  Как развивать ребенка при задержке речевого развития

    Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.

    Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.(14)

    Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем.

    Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости. Обусловленность проявления различных способностей ярче всего была представлена в концепции Френсиса Гальтона. Он стал последовательным «дарвинистом» и связал в своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи, выраженные в них, подвергались постоянной критике и сомнению в их правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, а с другой – зависимость проявлений способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.(45)

    Б.М. Теплов, рассматривая понятие «способность» выделяет три основных признака.

    Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

    Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

    В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.(34)

    Б.М. Теплов подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Не в том дело, указывает он, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.

    Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отве

    Источник