Развитие музыкальности у ребенка в средней группе

Развитие музыкальности у ребенка в средней группе thumbnail

Валентина Владимирова
Особенности развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст – это наиболее благотворный период для первоначального целенаправленного развития музыкальных способностей. Уже в этом возрасте приобретённый сравнительно устойчивый внутренний мир позволяет использовать педагогические методы, направленные не только на развитие музыкальности, но и на развитие начальных основ музыкальной культуры. Это обусловлено тем, что музыкальное воспитание делает возможным наиболее полное раскрытие всех психологических качеств личности ребёнка

Психическое развитие ребенка-дошкольника отличается необычайным разнообразием динамичностью. Ключевые направления этого процесса связаны с развитием способностей ребенка, позволяющих ему самостоятельно обобщать уже имеющийся эмпирический (чувственный) опыт, анализировать новые ситуации и находить пути решения различных задач.

Важным для музыкальной педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: является ли они врожденными или развиваются под воздействием внешних факторов – образования, среды и т. д. От ответа

на этот вопрос во многом зависит стратегия педагогических действий, связанных с музыкальным развитием ребенка.

Опираясь на исследования С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплов выявляет природную основу способностей – задатки. В психологическом контексте проблема способностей и их задатков первоначально была разработана С. Л. Рубинштейном в 30-х годах XX века. «Исходные природные различия между людьми, писал ученый, – является различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности… Значение врожденных задатков для разных способностей различно» [3, 56]. Определяя взаимосвязь задатков и способностей, Б. М.Теплов писал: «Под способностями разумеются индивидуально-психологические способности человека, а эти последние по самому существу дела не могут врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения» [2, 533].

Музыкальность свойственна всем (или почти всем) людям. В месте с тем психологи отмечают опосредованную зависимость развития музыкальных способностей от природных предпосылок.

Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность непосредственно и эмоционально откликаясь на нее,выражающаяся:

– в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;

– в различении изменений в музыке, чередовании ее выразительных средств;

– в улавливании линия развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку и,проявляющаяся:

– в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением; сюжету игры;

– в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

– в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильной долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста,которая выражается:

– в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;

– в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

– в способности дать вербальную характеристику музыке;

– в оценке качества движений у себя и у своих сверстников.

Дети 4-5лет уже имеют достаточный музыкальный опыт,благодаря деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах и творчество.

Занятия являются основной формой обучения, структура остается прежней, но характер несколько не меняется.По-прежнему активно используется показ: у детей еще недостаточно развита координация движений, они не очень хорошо ориентируются в пространстве, у них маленький запас танцевальных движений. Вместе с тем детям уже предоставляется возможность самостоятельно искать выразительные средства передачи художественного образа. Также активно используются наглядные и игровые методы, которые позволяют вызвать интерес и эмоциональное отношение к деятельности, активность [1].

Дети среднего дошкольного возраста проявляют значительно больший интерес к инструментальной музыке. Они различают не только характер произведения, но и его жанр (танец, марш, песня, начинают высказывать свое отношение к нему.

Дети 4-5 лет уже могут петь выразительно, брать дыхание между фразами, произносить слова правильно и ясно; петь согласованно, начинать и заканчивать вместе, мелодию петь чисто.

В данном возрасте дети поют от «до» первой октавы до «ля» первой октавы.Обучать пению необходимо в благоприятной обстановке: педагог могут и умеют петь выразительно и красиво, постоянно работать над чистотой интонации и звукообразованием. При этом необходимо настраивать детей на нужную тональность, пропевать для образца начальные звуки песни с последующим их повтором детьми.При разучивании мелодии можно дать ее пропевание на различные слоги: ля, ма, но, что одновременно способствует развитию дикции. Для улучшения артикуляции можно использовать скороговорки, четверостишия; произнесение шепотом коротких фраз, пропевание куплетов, исполнение припева группой, а запева – сольно.

Самостоятельность при исполнении танцев, игр и упражнений у детей среднего дошкольного возраста уже может проявляться. Они начинают движения после вступления, меняют их в зависимости от формы (двух или трехчастной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий); выполняют движения согласованно, соблюдая заданный темп; передают игровые и танцевальные художественные образы; двигаются по кругу.

Читайте также:  Отклонение в развитии ребенка лечение

Обучая музыкально-ритмическим движениям, следует осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям. Это позволяет учитывать возможности каждого ребенка и оказывать помощь слабым и застенчивым.

Детей пятого года жизни нужно учить инсценировать несложные песни, музыкальные сказки, импровизировать пляски. Для развития

Их творческого потенциала необходимы определенные условия: навыки и умения исполнять разнообразные движения, их повторения и закрепление; наличие шапочек, лент и другой яркой атрибутики, которая вызывает желание проявлять свою творческую активность в различных ситуациях.

Обучение на детских музыкальных инструментах происходит систематически на занятиях и в повседневной жизни.Методика обучения игре на любом инструменте состоит из следующих этапов: знакомство с ударными детскими музыкальными инструментами (рассказ об истории создания каждого инструмента); постановка корпуса, рук; освоение основных приемов звукоизвлечения; разучивание музыкального произведения.

Детей учат держать инструмент без напряжения, но крепко. При этом мышцы кисти руки не должны быть напряжены. При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя – в той или иной степени – участвую плечо и предплечье. Основным способом звукоизвлечения является удар,который складывается из нескольких фаз: взмах руки, ее направленное движение к инструменту, соприкосновение с источником звука и воспроизведение звука, отскок и возвратное движение руки. Детей следует приучать к постоянному слуховому контролю, это позволяет получать красивый звук. Развитие мышц кистей рук, координация движений достигаются в результате систематических занятий, а умения вырабатываются в процессе специальных упражнений. Необходимо инструментах.

Таким образом, дети 4-5 лет могут высказывать суждения о музыке, оценивать ее и качество собственного пения; у них уже есть любимые произведения; они проявляют самостоятельность при исполнении песен и танцев; узнают мелодии по вступлению и заключению; любят ритмические движения; в играх, упражнениях и танцах передают характер произведения; исполняют программные танцевальные движения и могут использовать их в свободной пляске.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду / М. Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.

2. Способин, И. В. Музыкальная форма: учебник / И. В. Способин. – М.: Музыка, 1984. – 400 с.

3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М.: Просвещение, 1978.

Источник

Показаны публикации 1-10 из 667.
Все разделы
| Музыкальные занятия. Конспекты, НОД

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 – 5 лет

Конспект музыкального занятия «Осень пришла», для детей младшего дошкольного возраста
Конспект музыкального занятия “Осень пришла”, для детей младшего дошкольного возраста. Цель: уточнить представления детей о времени года осень; уточнить знания о жизни зверей и птиц осенью; обогащать словарный запас детей; формировать диалогическую речь; развивать слух, память,…

Конспект музыкального занятия в средней группе «Путешествие на веселом поезде»
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через развитие музыкально-художественной деятельности. Задачи: 1.Развивать у детей навыки культуры слушания музыки, умение высказывать свои впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ…

Музыкальные занятия. Конспекты, НОД – Конспект музыкального занятия в средней группе «Путешествие в Книгоград»

Публикация «Конспект музыкального занятия в средней группе «Путешествие в…»
Конспект музыкального занятия в средней группе «Путешествие в Книгоград». (художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи: 1. Развивать у детей познавательную…

Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Первые ритмы»
Ирина Боткарёва Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Первые ритмы» 1.Упражнение по музыкально-ритмической деятельности «Первые ритмы» Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание. Формы…

НОД по музыкальному развитию «Сказка на новый лад» для детей средней группы НОД по музыкальному развитию «Сказка на новый лад» для детей средней группы
Цель – Формировать у детей представление о средствах двигательной выразительности. Задачи – Развивать умение детей придумывать двигательное содержание к предложенному тексту ( сюжету); способствовать перевоплощению; побуждать к самостоятельному поиску творческих композиций;…

Занятие с применением музыкально-оздоровительных технологий для детей средней группы «В гости к Снеговику»
Дети под музыку входят в зал. ПРИВЕТСТВИЕ. Музыкальный руководитель: Ребята, какое сейчас время года? (Дети: Зима) Ух, ты, зимушка – зима, ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьёт. Вдоль по улице метёт. ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЬЮГА»: За окном бушует вьюга. У-у-у! У-у-у!…

Музыкальные занятия. Конспекты, НОД – Тематическое музыкальное занятие «День флага» для средней, старшей и подготовительной группы

Статья «Тематическое музыкальное занятие «День флага» для средней, старшей и…»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ ДНЮ РОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ФЛАГА. Ход занятия: С-1 МР: Мы живем в большой, доброй, сильной и очень красивой стране, которая называется……? Дети: Россия! А вот вам и первое задание на сегодня! С-2 Игра « найди Россию» С-3 (мультик) С-4…

Музыкальное занятие «Наш любимый детский сад» в средней группе
Программные задачи: 1. Закрепить умение различать характер музыки, самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. 2. Развивать эмоциональную отзывчивость на песню игрового, веселого характера, подпевать. 3. Одновременно начинать пение после…

Музыкальное занятие в средней группе «Сказочный домик»
Программное содержание: 1. Совершенствовать интонационную выразительность речи. 2. Учить играть на ударных музыкальных инструментах в ансамбле, узнавать по тембру их звучание. 3. Развивать певческие навыки, закреплять произношение звуков в пении. 4. Учить различать…

Читайте также:  Игры для развития ребенка на комп

Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Любимый музыкальный инструмент»
Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет : «Любимый музыкальный инструмент» 1.Упражнение по музыкально-слуховому развитию «Выбери любимый музыкальный инструмент» Интегрируемые образовательные области: коммуникация,…

Страницы:
2 3 4 … 67

Источник

Альбина Шахватова
Развитие у детей средней группы музыкально-ритмических движений

(4 года — 5 лет)

У детей четырех-пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность,умение самостоятельно определять жанры: колыбельная, плясовая, марш — и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.

К детям средней группы на занятиях музыкально-ритмическими движениямипредъявляются гораздо большие требования: педагог учит их точнее исполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно исполнять движения; будит воображение, наблюдательность детей, развивает в них инициативу и самостоятельность при выполнении заданий.

Обучая движениям, воспитатель углубляет знания и представления детей об окружающем. Так, например, в упражнениях, в играх дети своими движениями передают повадки различных зверей (хитрая лиса, трусливый заяц, злой волк и др., в хороводах про весну и березку передают светлое, радостное чувство от наблюдений, полученных на прогулке в весенний день.

Проводя музыкальные игры и разучивая пляски, педагог продолжает воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, развивает чувство ритма, музыкальную память.

Продолжая обучение умению согласовывать свои движения с характером музыки, педагог использует более разнообразные по содержанию и форме музыкальные произведения, подводит детей к различению и осознанию наиболее простых элементов музыкальной выразительности. Дети учатся понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (громко — тихо, регистровой окраски (высокое и низкое звучание, темпа (быстро — медленно) и с простейшей формой музыкального произведения. Педагог предлагает детям двигаться под музыку двух- и трехчастных произведений с ярко контрастными частями и менять движения со- гласно изменению характера музыки. Педагог учит детей воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером данной музыки.

Примером может служить «Игра с бубном» под музыку (М. Красев «Полька»).

Описание игры

Дети становятся в круг. Один ребенок с бубном в руках стоит в середине круга.

Первая часть музыки — ребенок бьет в бубен. Дети танцуют на месте, кто как хочет, согласуя свои движения с характером музыки.

Вторая часть — дети, закрыв глаза, присаживаются на корточки, ребенок с бубном тихонько выходит из круга, проходит позади сидящих детей и бесшумно кладет бубен за спиной одного из них. С последним аккордом дети, не оборачиваясь, ищут бубен руками за своей спиной.

Тот, у кого оказался бубен, идет в круг.

Третья часть — ребенок, получивший бубен, танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

Затем игра повторяется сначала с новым водящим.

В хороводах и играх под пение воспитатель учит детей передавать в движении характер мелодии и содержание текста песни — хороводные игры под песни «Васька-кот» (музыка Г. Лобачева, «Ворон» (русская народная мелодия, «Веснянка» (украинская народная мелодия) и др.

В соответствии с приобретаемыми в средней группе музыкальными умениями воспитатель уделяет главное внимание выработке умения быстро и легко изменять характер своего движения. Дети учатся в соответствии с музыкой легко и быстро переходить со спокойной ходьбы на бег, с сильного энергичного шага — на тихую ходьбу, с бега — на марш, на прыжки. В конце года дети осваивают поскоки с ноги на ногу, в плясках — разнообразные движения: выставление ноги на пятку, поочередное «выбрасывание» ног вперед, шаг на всей ступне, на носочках, приставной шаг.

Педагог учит детей в играх, в плясках, упражнениях в соответствии с разнообразием музыки двигаться врассыпную, в круге, сужать и расширять круг, двигаться небольшими группами, в парах, взявшись за одну руку, за обе руки, под руку, перестраиваться при ходьбе, изменять направление.

Приоритетное направление работы с детьми четырех-пяти лет — развитие основных движений. В этом возрасте закладываются основы всех видов ходьбы, бега, прыжков. Дети должны знать названия различных основных и танцевальных движений: высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, подскоки, прыжки, прямой галоп, качание рук, пружинки, приставной шаг и т. д.

К концу года дети должны уметь:

1) воспринимать музыку и точнее согласовывать свои движения с характером музыкальных произведений;

2) изменять движения в связи с изменением темпа, громкости звучания; в играх с пением передавать содержание текста и характер мелодии песни;

3) в музыкально-двигательных этюдах игрового характера использовать выразительную мимику и пантомиму.

Музыкальные игры, пляски и упражнения

В средней группе, так же как и в младшей, основным средством обучения движению является музыкальная игра.

Тематика игр становится более разнообразной. В играх отражается не только то, что дети непосредственно наблюдают в окружающей их жизни, но образы и явления, знакомые детям по рассказам и сказкам (игры «Самолеты», «Зайцы и медведь», «Ворон» и т. д.). Сюжет игры становится более развернутым, а действие — более детализированным, как, например, в играх «Уточка», «Кто у нас хороший?» и др. С детьми средней группы проводятся также музыкальные игры без сюжета, например игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина).

Читайте также:  Развитие ребенка екатеринбург по районам

В связи с усложнением музыки (по характеру, средствам выразительности, по форме) усложняется и построение игр. Вводятся игры с разделением детей на группы, исполняющие разные роли (игры «Уточка», «Зайцы и медведи», игры с элементами соревнования. Все эти игры помогают воспитывать в детях наблюдательность, выдержку, воображение, внимание, память,прививают необходимые навыки поведения в коллективе: честность, умение считаться с интересами сверстников, ответственность за выполнение данного задания.

В средней группе, как и в младшей, дети исполняют пляски по показу и пляски с зафиксированными движениями, самостоятельно используя знакомые движения. Используются пляски более разнообразные по построению (в парах, в кругу, пляски типа «Приглашение» — с постепенным включением в пляску большего числа пляшущих, а также и по музыкальному сопровождению.

Видоизменяется и методика разучивания музыкальных игр и плясок. Учитывая особенности данного возраста, педагог в играх, упражнениях и плясках предоставляет детям возможность самостоятельно выполнить задание, помогая им по мере необходимости показом, объяснением, указанием. Он вырабатывает у детей умения играть и плясать без его участия, самостоятельно повторять знакомые игры и пляски, упражнения.

Обучая детей, педагог использует различные приемы, варьируя их в связи с изменением содержания обучения. Знакомя детей с новыми музыкальными произведениями, с характером, средствами музыкальной выразительности (с громкостью звучания, темпом, с формой данного произведения, педагог привлекает к ним внимание детей при помощи выразительного исполнения произведения и пояснений. Все это происходит в процессе ознакомления с игрой, пляской, упражнением, с их содержанием, построением, игровыми образами.

На занятиях значительное время отводится выразительному показу движений воспитателем или ребенком. Характер пояснений воспитателя должен соответствовать характеру музыки. Так, например, ласково рассказывает он о колыбельной песне, бодро и четко дает указания при объяснении веселой игры.

Обучая двигательным навыкам, воспитатель в большей мере использует упражнения. Эти упражнения бывают направлены на усвоение умений и на разучивание отдельных движений, необходимых для той или иной игры и пляски, для выработки отдельных элементов движений. Воспитатель и здесь использует метод показа, который должен быть четким, выразительным, должен помогать детям правильно выполнять движения, согласовывать их с музыкой. В других случаях дети сначала смотрят, как выполняет движение воспитатель, а затем повторяют это движение самостоятельно.

В процессе работы следует проверить,как усваивается материал занятия: вызвать из группы двух-трех детей и предложить им показать под музыку то или иное движение, упражнение. При этом чаще всего вызываются дети, лучше усвоившие движение. Иногда вместе с ними необходимо вызывать и менее активных детей. Они подтягиваются, активизируются и двигаются лучше. Воспитатель поправляет детей, если это необходимо. Например, если ребенок вяло движется под звуки громкой и быстрой музыки, воспитатель подсказывает ему, чтобы он исполнял движения более энергично.

В зависимости от содержания и построения музыкальной игры видоизменяется и методика. В отдельных случаях педагог рассказывает о содержании игры, затем под музыку показывает движения. В других случаях педагог сначала исполняет музыкальное произведение, обращает внимание на характерные средства музыкальной выразительности, а затем уже раскрывает его содержание.

Разучивание музыкальных игр проходит в несколько этапов. При первоначальном ознакомлении с игрой воспитатель начинает с краткой беседы или рассказа. Иногда он сопровождает свое объяснение показом; в других случаях вместе с детьми включается в игру. Можно в процессе игры дать нужные указания, но предоставить детям возможность проявить большую самостоятельность. В этом случае воспитатель последовательно уточняет и совершенствует исполнение игры детьми.

На каждом занятии при разучивании игры воспитатель ставит перед детьми новые задачи. Разученная игра неоднократно повторяется. Иногда в нее вносятся новые элементы, и она видоизменяется, усложняется; игра может сочетаться с другими играми, плясками, песнями. Например, игра «Самолет» (муз. М. Раухвергера) может начинаться исполнением песни «Самолет» (музыка М. Магиденко) и закачиваться веселой пляской «летчиков».

Приведем примерные образцы последовательного разучивания игр.

Игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина)

Вот другой пример разучивания игры.

«Зайцы и медведь», «Заинька, попляши» (муз. Н. А. Римского-Корсакова)

«Медведь» (муз. В. Ребикова)

Хоровод «Уточка» (песня «Веселая дудочка», муз. М. Красева)

Танец «Приглашение» (украинская народная песня в обработке М. Раухвергера)

Программные умения: учить детей двигаться в соответствии со спокойным характером музыки запева и быстрым характером музыки припева: выразительно, задорно начинать движения припева.

1- е занятие. Слушание музыки «Гречаныки». Различать характер музыки запева и припева. Показ движений припева.

2- е занятие. Повторение движений припева. Показ движений запева воспитателем и повторение их детьми.

3-е занятие. Выполнять движения в соответствии с различным характером музыки и запева, и припева.

4-е занятие. Точно с музыкой начинать и заканчивать движения. Показ хорошо танцующей пары.

Источник