Развитие музыкальности ребенка в школе

Развитие музыкальности у ребенка простыми способами вполне возможна. Только знают о них далеко не все.

Музыкальными гениями рождаются? Или ими становятся? Откуда этот талант у человека слышать звуки? Хотелось бы найти ответы на эти вопросы. Многие из нас в детстве наверное хотели бы стать хорошим певцом, выступать на сцене. И обязательно жизнь свою связать с музыкой. Это желание появляется в человеке неспроста.

Развитие музыкальности детей

Музыка всегда занимала в жизни человека одно из главенствующих мест и каждый родитель по большому счету мечтает видеть в своем ребенке будущего Моцарта или Паганини и это естественно.

Очень большое значение в становлении ребенка как личности и в развитии его дальнейших способностей, играет то окружение, в котором он растет. Характер и способности малыша развиваются именно в семье. Если его родители по профессии музыканты, то следовательно и ребенок, как правило растет и развивается в привычной ему музыкальной среде, воспитывается на волшебных музыкальных звуках. Значит, как правило, из такой семьи и выходят истинные музыканты.

Здесь все просто, среда воспитала музыканта. Другое дело, когда ребенок растет в семье инженеров, а вырастает и становится музыкантом. Откуда эти способности появляются у человека? Ведь здесь уже абсолютно другое окружение, иная среда. Нужно заметить, что музыкальные задатки присутствуют практически у каждого человека с рождения. Человек способен слышать звуки, воспроизводить их. Прислушиваясь к различным звукам, человек способен определить его фонацию, высоту звука и его длительность. Нужно помнить и о том, что не бывает людей, которым когда-то «медведь на ухо наступил».

Музыкальность – это свойство, которое человеку дано природой. И если правильно развивать эти способности, то можно развить творческую личность, которая в будущем сможет стать хорошим специалистом в музыке.

Советы по развитию музыкальных способностей

  1. Любви к музыке необходимо приучать ребенка с самого раннего возраста.
  2. Необходимо запастись терпением, приучая ребенка к музыке. Результат может быть не так быстро, но ожидание того стоит.
  3. Если у ребенка не все и не сразу получается – это вовсе не значит, что и не нужно и пытаться учить ребенка.
  4. Прежде чем говорить, что ваш ребенок бездарный, разберитесь в себе. Все ли вы дали своему ребенку для развития этих способностей?
  5. Прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу, подготовьте его к этому. Стоит показать ему инструмент, на котором он будет учиться играть в школе. Пусть ребенок попробует поиграть на этом инструменте, услышит его звук, почувствует его интонацию. Каждый ребенок способен слышать звуки, и, если вы увидите, что инструмент заинтересовал ребенка, будьте уверены, ему будет интересно учиться музыке.

Музыка давно стала частью нашей жизни. Однако не все люди одинаково ее воспринимают. Например, некоторые люди слушают музыку на ходу, в автомобиле, не особо обращая внимание на качество звука. Другие не воспринимают любимую музыку, если качество звучания мелодии, желает иметь лучшего. Именно по этому одним из важнейших элементов приобщения к музыке является правильный выбор музыкальных инструментов.

Ребенку, который любит музыку, но никогда ранее не играл ни на одном из инструментов, тяжело сделать выбор в пользу одного из них. Многие родители делают этот выбор за него и часто ошибаются. Как же избежать ошибки?

Как выбрать музыкальны инструмент для ребенка?

Для начала, попробуйте дать ребенку обще представление о музыке и музыкальных инструментах. Ходите с ним на концерты, смотрите образовательные передачи о музыке. такие магазины, как https://www.muzdrive.ru/catalog/national/ всегда рады посетителям и предоставляют им возможность ознакомления с всевозможными инструментами: аккордеоне, губной гармошке, гиатре, фортепиано, скрипке или барабане. Дайте ребенку возможность подержать и немного поиграть на всем подряд, не давите на него и не подгоняйте сделать выбор. У каждого человека свои предпочтения не только к звуку, но и к инструментам, которые его издают.

Практически каждая музыкальная школа проводит «день открытых дверей, где преподаватели имеют возможность пообщаться с детьми. Отведите его на несколько уроков в музыкальную школу. Со временем, ваше чадо само решит, что именно ему больше по-нарву и сообщит вам об этом. Возможно, в ходе выбора музыкального инструмента, он поймет, что вообще не создан для музыки. Не отчаивайтесь и пробуйте способности малыша в другой творческой отрасли: рисовании, лепке, оригами или сборке моделей.

Источник

Доброго времени суток!

Продолжаю на своем канале делиться мыслями об обучении детей в музыкальной школе.

Знаю, из всех тем эта наименее популярная, в отличие от медицины и кулинарии. Но, поскольку я отказалась от монетизации, о чем писала неделю назад и веду канал «для души», то просто не могу обойти стороной эту часть своей жизни.

Опубликую часть еще одной своей статьи из сборника научных трудов кафедры социальной и возрастной психологии. Она посвящена развитию музыкальных способностей ребенка первых лет жизни. Мне кажется, это полезно прочитать всем родителям, а не только тем, кто хочет вырастить из ребенка великого музыканта.

Великий русский композитор ХХ века, педагог и общественный деятель Д.Б. Кабалевский избрал эпиграфом к своей программе слова

В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека».

Музыка является и средством самовоспитания. Привлекая к добру, красоте, человечности тем самым она помогает человеку познать себя, почувствовать и преодолеть свои недостатки.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам до года фото

Музыкальное воспитание ускоряет умственное развитие ребенка, развитие его мышления, воображения, речи, то есть творческих способностей.

Систематические занятия музыкой способствуют также повышению обучаемости детей иностранным языкам, что особенно актуально в наше время.

Обучение в музыкальной школе – долговременный и сложный процесс, занимающий от 4-х до 7-8 лет. Однако в широком смысле музыкальное воспитание должно быть системным и начинаться как можно раньше, еще до поступления в учебное заведение с непременным участием членов семьи.

Психологами и педагогами доказано, что то, что упущено в детские годы очень сложно, а порой и невозможно наверстать в более зрелом возрасте. Подробно этим вопросом занимался советский психолог Л.С.Выгодский. Согласно его теории, которая находит неоспоримые подтверждения до сих пор, существуют так называемые сензитивные периоды развития. Сензитивный, или чувствительный период в жизни человека – время, наиболее благоприятное для развития какой-либо стороны психики, иными словами, это всплеск восприимчивости. После определенного возраста человеку становится трудно, а то и практически невозможно овладеть функцией, сензитивный период для которой уже пропущен. Невозможно овладеть речью человеку, первые годы жизни воспитывавшегося вне речевой среды. Так же и музыкальные способности, не сформировавшись в раннем детстве, не разовьются в дальнейшем.

Это не означает, что каждый человек обязан стать музыкантом, но в определенной степени развитый музыкальных слух и чувство ритма играют большую роль в освоении многих видов немузыкальной деятельности. Кроме того, полное отсутствие музыкальных способностей может негативно влиять на самооценку.

Советские психологи и педагоги получили данные о ранних сроках проявления музыкальности.

В начале первых месяцев жизни музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая реакцию оживления или покоя. Так, спокойно сидящие дети, при звуках фортепиано поворачиваются, радуются и начинают ползти по направлению к звучащему источнику.

Это подтверждает необходимость раннего музыкального воспитания, и в первую очередь развития восприятия, так как дети еще не готовы к другим видам музыкальной деятельности. Родителям рекомендуется давать детям прослушивать негромкую спокойную музыку. Для этих целей идеально подходит классическая музыка, особенно композиции В.А.Моцарта, К.Дебюсси, П.И.Чайковского. Пение колыбельных играет огромную роль как для эмоционального, так и для интеллектуального развития ребенка.

Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимают выразительность образа.

Василий в 3 месяца. Развитие мелкой моторики.

Следующий возрастной этап – раннее детство (1-3 года). В этот период у ребенка возникает стремление к музыкальной деятельности, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость: радуются или спокойно слушают музыку. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание, наиболее контрастные тембры детских музыкальных инструментов. Некоторые малыши уже способны точно воспроизвести несложную и короткую мелодию.

В этот период появляются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации, и если на втором году жизни ребенок, подпевая взрослому, повторяет окончания музыкальных фраз, то к концу третьего он может сам воспроизвести короткую песенку. Дети данного возраста часто по собственному желанию напевают, импровизируя с понравившимися им интонациями. Они охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся. Движения под музыку помогают ему выразить свое настроение.

Родителям следует расширять репертуар прослушиваемых ребенком музыкальных композиций, однако не рекомендуется использование рок-музыки. Огромное значение для развития всех психических функций имеет совместное пение с заучиванием слов. Положительное влияние оказывает игра на простейших музыкальных инструментах, таких как бубен, барабан, дудочка, гусли а также клавишных музыкальных игрушках. Благодаря этому активно развивается мелкая моторика

Третий и четвертый год жизни. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Он владеет многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть. В таком возрасте зачастую детей отдают в кружки по обучению танцам, что положительно сказывается на формировании чувства ритма и музыкального слуха, а также физическом развитии.

Почти 3 года. Праздник на территории музея-усадьбы Асеевых. Помимо выступления оркестра духовых инструментов было много интересных мероприятий для детей разных возрастов

Читайте также:  Центры развития для ребенка в нальчике

Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Этот период вопросов «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями. Может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, грустная, спокойная (ладовое чувство); звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играется мелодия (рояль, скрипка, баян) – музыкально – слуховые представления. Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе, а как в подвижной пляске.

Голос приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого.

В этом возрасте ребенка, проявляющего интерес к музыке и танцам, уже можно оформить на подготовительное отделение музыкальной школы. Некоторые дети могут присутствовать в качестве зрителей на инструментальных, вокальных или танцевальных концертах, но родители должны помнить, что очень легко перестараться, и у ребенка может проявиться негатив как непосредственно к концертам, так и к музыкальной деятельности в целом, поэтому стоит очень внимательно относиться к эмоционально-волевым особенностям дошкольника.

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, передаваемые музыкой.

У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Выпускной в детском саду у Васи

После поступления в музыкальную школу также требуется активное участие родителей. Даже необразованные в музыкальном плане члены семьи должны скорректировать режим дня ребенка для успешной деятельности, следить за регулярностью выполнения домашних заданий, давать советы по вопросам взаимоотношения с педагогами и одноклассниками.

Таким образом, развитие музыкальных способностей ребенка происходит в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить их с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, – задача семьи.

Источник

В моей педагогической практике встречаются разные ученики. В целом их возраст колеблется от 3 лет до 55. 

Этот пост я пишу для родителей, настоящих или будущих. Очень много вопросов мне задают по поводу того, как воспитывать в ребенке музыкальность

Я сразу негативно реагирую на просьбы сделать из ребенка ЗВЕЗДУ эстрады, особенно, когда последний стоит рядом, сосет леденец и, хлопая глазами, еще не представляет, что родители уже за него все решили. Я берусь только за то, что называется взрастить в ребенке музыкальность. Несомненно, музыка – это особенный мир, понимая который, человек значительно расширяет свой кругозор, палитру чувств и эмоций. Каждый второй человек на земле мечтает петь. Человек, который хорошо поет, всегда восхищает окружающих. Ему хотят подражать. Неудивительно, что многие родители хотят, чтобы их ребенок пел.

У кого-то есть средства для индивидуальных занятий в частных школах, и это неплохо.

Но сейчас я хочу рассказать о том, что вы можете сделать абсолютно бесплатно, чтобы развить в ребенке музыкальность. 

Дома, на улице, где угодно. Занятия с педагогом позволят максимально развить ребенка, но вы тоже можете внести огромный вклад. Заложить определенную базу и преумножить “природу” голоса.

Начнем.

1.  Начинать музыкальное развитие ребенка следует как можно раньше. Даже до его появления. Почему? Потому что музыкальность – это очень интуитивный ресурс, основанный на чувствах и фантазии. Интуитивность в музыке нужно взращивать. Начните с себя. Как? 

Прививая себе хороший музыкальный вкус и развивая правильные привычки. Обратите внимание на то, как вы говоритев семье и с окружающими вас людьми? Это несет в себе определенную музыкальность. Развивайте спокойный грудной тембр, привычку разговаривать мягко и неторопливо, на “улыбке”. Вырабатывайте вкус к хорошей музыке. 

2. Во время внутриутробного развития малыш слышит удары вашего сердца, они его успокаивают и дарят ему покой. Но ребенок способен слышать и то, что звучит за пределами мамы. 

Поэтому чаще разговаривайте с ребенком, слушайте музыку, желательно схожую по темпоритму с биением сердца. Слушайте классическую музыку, джаз и блюз. Вообще, в любом музыкальном жанре есть отличные композиции, не ограничивайте себя. Но умейте фильтровать. Ограничьте себя от прослушивания агрессивных и депрессивных напевов. 

3. До формирования стойкого навыка говорения, ребенка можно и нужно развивать. Покупайте детские музыкальные инструменты, пусть ребенок в процессе игры их изучает. Пусть они станут для него понятными и знакомыми. Пусть в вашем доме чаще звучит хорошая музыка. Важно самим формировать плейлист, сказать “нет” музыкальным телеканалам, где эфир гонится не за качеством, а скорее за популярностью. Пусть ребенок слышит разные проявления голоса. 

Читайте также:  Развитие ребенка в 2года 3месяца

Здесь бы я хотела остановиться подробнее.

Никто не любит детский плач или капризы. Крики и стоны. 

Но вы должны понимать и взять ответственность за то, что запрещая из раза в раз ребенку выражать свои эмоции посредством крика, плача, капризов или громкого смеха, вы обрекаете его на зажатость голоса, отсутствие тонуса диафрагмы, “сонливость” резонаторов, отвечающих за звонкость и силу голоса. 

Ко мне приходят люди, которые страдают от зажатости голосового аппарата, невозможности громко выразить свои чувства, невозможности петь. И почти каждый (!) говорит, что в детстве ему запрещали громко смеяться, плакать или иногда вредничать. Что в итоге? Резонаторы не работают, стоит огромный мышечный и психический блок. Это исправляется тяжело и долго, а иногда исправить это практически невозможно. Без свободы голоса человек не может качественно петь. 

Поэтому организуйте воспитание ребенка так, чтобы, воспитывая его дисциплинированный и скромный характер, вы не зажали ему голос. 

Это очень и очень важный момент!

4. Основой пения является дыхание. Это уже не новость.

Сразу после рождения все младенцы дышат животом. Это является наиболее правильным типом дыхания, так как полностью наполняет легкие, задействует диафрагму. Позже дыхание у девочек переходит наверх и формируется как грудное. Для вокала этот тип дыхания нежелателен. Поэтому, постарайтесь заметить этот момент, отследить его и продолжить формирование правильного певческого дыхания. Предложите ребенку представить себя бочкой, которая при вдохе наполняется и раздувается в стороны. Так же предложите ребенку лечь на спину, положите на его животик любимую книгу сказок (не слишком тяжелую) и покачайте книгу вместе с ее персонажами на воображаемых качелях, вверх и вниз, при вдохе надувая живот. Если вы будете внимательны и усердны, вы сделаете ребенку и его будущему педагогу по вокалу большое одолжение,так как сформируете правильное и устойчивое глубокое дыхание. 

5. Развивайте подвижность мимики и артикуляции. Учите ребенка улыбаться с зубами, петь на улыбке, широко открыв рот. Пусть ребенок развивает подвижность мышц лица с помощью кривляний, подражаний. Вы не представляете, как тяжело научить людей петь с правильно отрытым ртом. Но это необходимо. Не будет у вокалиста полетного, звонкого, направленного звука без правильно открытого рта и тонуса лицевых мышц. 

Отследите момент, когда ребенок начнет замыкаться и стесняться. Он начнет улыбаться с плотно сомкнутыми губами. Вот здесь вы должны проявить всю свою фантазию и находчивость, чтобы приучить ребенка показывать зубы. Даже если они растут не слишком ровными. Улыбка и прикус могут меняться, а мышечная память остается. 

То же самое касается подвижности языка. Просите ребенка дотянуться языком до носа, потом до подбородка. Говорите детские скороговорки. Делайте артикуляционные маски на гласные.

Это подарит вам хорошую, четкую дикцию.

6. Приучайте ребенка дифференцировать звуки. Во время прогулки играйте в игру “Что я слышу?”. Попросите малыша рассказать вам, что он слышит на улице. Пусть он научится различать звуки и озвучивать их. Попытайтесь изобразить те звуки, которые вы слышите. 

Это очень легкая и увлекательная игра поможет развить музыкальный слух.

7. Подражайте звукам животных. Животный мир музыкально богат и щедр. Изображайте мяуканье кошки, мычание коровы, кряканье утки, блеянье овцы, пение кукушки и петуха, лай собаки. 

8. Слушайте музыку с полиритмией. Латиноамериканскую музыку, джаз, индийскую музыку, мантры. Это все убережет вашего ребенка от формирования так называемого ритмического шаблона. Подарит ему ритмическую свободу.

9. Особенностью дошкольного и раннего дошкольного возраста является игровая форма обучения. Все имеет больший прогресс, если преподносится в форме легкой игры. Помните, что большего роста в музыкальной работе с ребенком вы достигнете, если будете предлагать непродолжительную игру (максимум 7-10 минут), при этому возвращаясь к ней изо дня в день. Будьте гибкими. Если ребенок не настроен активно петь или кривляться, предложите ему спокойный игры. Не настаивайте на определенной игре, а старайтесь увлечь.

10. Пойте детям колыбельные. Это то, что согревает сердце ребенка на всю жизнь.

Пожалуйста, родители, обращайте внимание свое на то, что у всех разная природа. Не делайте из ребенка кого-то, кем бы ВЫ хотели его видеть. Дайте ему свободу, при этом неустанно вкладывая в его развитие. Развитие не обязательно ограничивается денежными возможностями. В этом посте я рассказала вам о способах развить музыкальность, вкладывая максимум внутренних ресурсов: любви, души и гибкости, и при этом вкладывая минимум денежных средств. 

Будьте последовательны и терпеливы. Ваша главная задача – сохранить и преумножить природные данные вашего ребенка. 

И помните, вы делаете самое важное дело на свете, воспитывая и формируя личность! Успехов

Источник