Развитие музыкального слуха у ребенка основные этапы
Лапчук Лариса Анатольевна
Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве
Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные
соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребёнка на
основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия
для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха.
По определению психолога Б. М. Теплова главными компонентами музыкального
слуха являются:
Звуковысотный слух
Тембровый
Гармонический
Мелодический
Динамический
Важнейшее проявление музыкального слуха – восприятие высоты звука.
Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления.
Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать
можно только то, что уже имеется. Развитие слуха зависит от многих
немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей,
наличие здорового или больного голосового аппарата, от состояния здоровья ребёнка.
Согласно исследованию педагога-музыканта И. П. Гейнрихса, в группах детского сада
всегда есть дети,которые:
Могут спеть чисто данный звук (в объёме их диапазона)
У этих детей слух сформировался очень рано, под влиянием условий жизни
или на основе очень хороших задатков;
Большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно
У этих детей формирование слуха близко к завершению;
Поют то интонационно точно, то фальшиво;
Все звуки поют неверно;
Верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние – интонационно точно
(дети со средним диапазоном голоса);
Поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.
В последних четырёх случаях имеет место несформированный музыкальный
слух.
Формирование слуха связано с восприятием музыкальных звуков. Учёные
доказали, что при восприятии музыки у детей и у взрослых наблюдается движение
голосовых связок. Они являются в некотором роде органам
восприятия. И на первом этапе формирования у детей музыкального слуха главным
условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом.
Обучая пению, педагог направляет процесс воспроизведения детьми звука путём
подстраивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребёнок при помощи педагога
находит нужную высоту. Затем ребёнок воспроизводит мелодию, но скорее всего
неосознанно. Для закрепления такого унисона, требуется неоднократное повторение
акта подстраивания певческого голоса ребёнка к данной высоте мелодии.
Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и
закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением
диапазона голоса.
Помимо восприятия и пения, которые являются начальной ступенью, равное
значение для полноценного развития музыкального слуха имеют такие виды
музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения и игра на
музыкальных инструментах.
Все эти виды музыкальной деятельности являются неотъемлемой частью
музыкального занятия в детском саду.
Но прежде, чем обозначить пути к развитию музыкального слуха, я хотела бы
напомнить, что первые задатки музыкальности формируются в окружающей среде
ребёнка. Это его семья и условия жизни, в которых он развивается.
Пути к развитию музыкального слуха:
Слушание классических произведений, обогащает мир ребёнка, развивает
его способность эмоционально реагировать на музыкальные образы. Слух
ребёнка воспринимает высокохудожественное музыкальное произведение, в
идеальном, качественном исполнении.
В процессе обучения пению, необходимо учить детей слушать себя,
подстраивать своё пение под звучание музыкального инструмента. Полезно
петь, исполняя мелодию на металлофоне, так как металлофон более
звонкий инструмент, а продолжительность звучания, позволяет ребёнку
более точно подстроиться.
Если ребёнок поёт в ансамбле или хоре, то важно научить его слушать во
время пения других детей, чтобы не превратить исполнение в соревнование
«кто громче?». Выбирать песни, нужно, удобные по диапазону; для
достижения высокого звучания – давать упражнения на небольшие
интервалы (секунда, терция, кварта).
Разучивая с ребёнком танцевальные композиции, нужно учить его
согласовывать движения с музыкой, вовремя начинать и заканчивать
движения, менять характер движений в зависимости от характера
музыки, передавать в движении музыкальные образы.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают
для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают
красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество
пения, музыкально-ритмических движений. Исполнение на детских
музыкальных инструментах небольших попевок, помогает развивать у
детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и
различать звуки по высоте и тембру (тембровый слух).
Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста, невозможно без игры. В
игре, ребёнок незаметно для себя, постигает азы музыкальности.
Игры для развития музыкального слуха:
1. «Лесенка» – Различение высоты звуков и направления движения
мелодии вверх, вниз.
2. «Кто поёт?» – Развивает у детей способности различать регистры.
3. «Музыкальный домик» – Развивает у детей умение различать тембр
различных детских музыкальных инструментов.
4. «Весело-грустно» – Развивает представление о характере музыки.
5. «Кого встретил колобок» – Развивает представления о регистрах.
6. «Узнай и сложи попевку» – Учит узнавать по ритмическому
рисунку, ту или иную попевку.
7. «Весёлый поезд» – Умение различать изменения темпа музыки.
8. «Громкая и тихая музыка» – Умение различать динамические
оттенки музыки.
9. «Разноцветные кубики» – Умение различать в музыкальном
произведении части, вступление и заключение.
Подводя итоги,хотелось бы закончить свои рекомендации двумя фразами:
Музыкален каждый ребёнок от рождения!
Обучайте, играйте, терпите, ждите!
Источник
Прежде чем поговорить о том, как развивается музыкальный слух у ребят дошкольного возраста, скажем несколько слов о том, что такое слух и для чего вообще его нужно развивать.
Что нужно знать о музыкальном слухе?
В быту принято считать, что музыкальный слух — это не что иное, как способность человека правильно слышать, запоминать и воспроизводить звуки. На самом деле под музыкальным слухом подразумевают целый набор способностей, к которым относят:
- чистый слух;
- чувство ритма;
- ладовое чувство и др.
Все перечисленные выше способности могут быть как врожденными, так и разработанными в ходе многочисленных тренировок. Из этого следует, что развитие слуха — это нормальный процесс, который поможет ребенку перейти на новый уровень в отношении восприятия и воспроизведения музыки.
Приобщать детей к занятиям, направленным на развитие слуха, стоит уже в дошкольном возрасте, принимая тот факт, что каждый малыш имеет свою степень восприимчивости к такого рода урокам.
Музыкальные способности, включая музыкальный слух, у каждого человека проявляются в свое время, но чаще всего активное развитие музыкального слуха и других музыкальных способностей характерно для детей раннего возраста, что лишний раз подтверждает пример известных личностей — композиторов и музыкантов, поражающих своими умениями и талантами окружающих начиная с раннего детства.
Влияние музыки на дошкольников
Можно найти малышу учителя музыки, который начнет обучать его музыкальной грамоте, начиная с простых вещей:
- нот;
- ключей;
- гамм;
- этюдов и пр.
Все это безусловно полезно для дальнейшего музыкального развития малыша, но в дошкольном возрасте никак не будет ассоциироваться у него с настоящей музыкой. Ведь в понимании детей дошкольного возраста музыка — это детские песенки и мелодии из мультфильмов.
Начиная обучаться музыкальной грамоте и игре на одном из музыкальных инструментов, ребенок не понимает, какое отношение все эти занятия имеют к той настоящей музыке, которая его трогает, которая ему нравится и запоминается. Не удивительно, что подобного рода занятия быстро наскучат малышу, он потеряет у ним интерес, а значит, и мотивацию продолжать.
Таких малышей еще рано приучать к нотам и ключам. Куда более правильным будет сосредоточить внимание на развитии в них музыкальности. Имея в дошкольном возрасте некую базу на основе многочисленных музыкальных впечатлений, малыш со временем, когда придет время обучаться в музыкальной школе, лучше справится с заданиями педагогов, связанными с прослушиванием и пониманием мелодий.
Дети, еще будучи в утробе матери, уже положительным образом реагируют на классические мелодии известных авторов. Именно поэтому так часто даже после рождения малыши отдают предпочтение классической музыке: их вкусы в некотором роде сформированы еще на этапе развития в мамином животе.
Со временем малыши начинают обращать внимание на музыку из фильмов, мультиков, вслушиваются в треки на радио и выделяют любимые мелодии. Именно в этот период для детей дошкольного возраста становится ясным: музыка занимает не последнее место в их жизни. Она помогает поднимать настроение, оставаться решительным и смелым, по-другому смотреть на привычные вещи.
Естественно, что связь малыша с музыкой будет крепче, если у него будет достаточно развит музыкальный слух. Как в этом случае могут помочь взрослые? Об этом ниже.
Занятия для развития слуха
На развитие слуха у ребят в дошкольном возрасте можно повлиять с помощью специальных занятий. В первую очередь нужно сделать так, чтобы музыка в жизни ребенка занимала значительное место. Если раньше малыш слышал мелодии только в качестве колыбельных перед сном, то теперь, в младшем или старшем дошкольном возрасте, когда он может слышать и воспринимать, музыка должна быть с ним рядом в самых разных ситуациях.
Например, если малыш в хорошем настроении и настроен на игру, ему можно предложить послушать забавные и веселые мелодии с четко выраженным ритмом. Когда кроха грустит или хандрит, можно включать ему нежные и грустные мелодии. Важно, чтобы в дошкольном возрасте дети научились различать музыку по настроению, ассоциировать ее с собственными переживаниями и событиями в жизни.
Начинать прослушивать разные мелодии можно с самого раннего детства, как только кроха научится воспринимать их на слух. Развитие годовалого ребенка уже позволяет уловить ритм во время хлопанья в ладоши или притоптывания.
Уже в младшем дошкольном возрасте можно научить ребенка выделять самые сильные, самые громкие, самые тихие, низкие или высокие ноты в музыке, предлагая для каждого отдельного случая свой вариант опознавательного действия: сильные ноты — топнуть, высокие — поднять руки вверх, низкие — присесть на корточки, тихие — приложить палец к губам и так далее.
С малышами, которые уже освоили азы речи, можно начинать заниматься, стимулируя у них развитие музыкального слуха с помощью разных музыкальных инструментов:
- детского бубна;
- металлофона;
- губной гармошки;
- трещоток;
- дудочки.
Ребенку нужно будет предложить сначала прослушать, а потом и самостоятельно извлечь из инструментов звуки, после чего определить их тип: высокие, низкие, громкие, тихие. Также определять типы звуков можно, вслушиваясь в пение птиц, лай собак, журчание воды и пр.
Например, ребенок дошкольного возраста уже должен понимать, что комар пищит, издавая высокие звуки, а мотор мотоцикла ревет, издавая низкие. Чтобы кроха лучше ориентировался, можно предложить ему описание звуков сопровождать движениями.
Со временем малышей дошкольного возраста можно начинать учить тому, как различать звуки по длительности. Совершенно лишним будет перегружать их головки информацией о размерах и нотах. Гораздо эффективнее будет показать, какую длительность имеет нота, с помощью обычного карандаша. Слушая звук, ребенок должен будет рисовать линию на бумаге, останавливаясь, как только она умолкнет. Так, например, звук от колокольчика может быть длинным и протяжным, тогда как от дудочки или барабана совсем коротким.
С детками старшего дошкольного возраста, развитие которых позволяет им считать до десяти, рисование линий на бумаге для определения продолжительности звука можно заменить счетом.
Ниже описаны интересные игры, позволяющие ускорить развитие музыкального слуха у детей. В дошкольном возрасте именно игры помогают малышам ближе познакомиться с миром музыки. Дети играют с удовольствием и интересом, не думая о том, насколько это полезно для развития их музыкальности в дальнейшем. В ходе таких игр можно будет потренировать:
- чувство ритма;
- умение отличать высоту звука;
- музыкальную память;
- тембровый слух и пр.
Простота игр делает их еще более полезными и эффективными для занятий как в домашних условиях, так и в группах раннего развития или детских дошкольных учреждениях.
Игра «Простучи мелодию»
Самая простая игра, с помощью которой, кстати, проверяют у детей степень развития слуха при поступлении в музыкальные классы. Суть игры более чем простая. Взрослый настукивает с помощью карандаша или ручки по поверхности стола мотив песенки или танца (желательно начинать со знакомых малышу мотивов), после чего предлагает то же самое сделать ребенку.
Со временем, когда дошкольник научится достаточно точно воспроизводить настукиваемую мелодию, можно будет усложнять задания, выбирая более длинные мотивы, предлагая малышу варьировать темп, ускоряя или замедляя его. Игра замечательно влияет на развитие музыкального слуха и памяти у детей дошкольного возраста.
Игра «Отгадай певца»
Отличный вариант игры для дошкольника среднего или старшего возраста, способного некоторое время сосредоточиться на задании, не отвлекаясь. Суть заключается в следующем: ребенок остается в одной комнате, а взрослый переходит в другую, где начинает деревянной палочкой стучать по разным предметам, извлекая из них звуки. Задача малыша — определить «поющий предмет».
Как только малыш научится хорошо справляться с заданием, его можно усложнить, меняя предмет, с помощью которого извлекаются звуки из других предметов. Ребенку нужно будет угадать не только «певца», но и предмет, вызывающий звуки.
Далее усложнить игру можно, предложив ребенку при прослушивании концерта выделить звуки отдельных музыкальных инструментов. Начинать нужно с самых простых вариантов, где четко слышны партии всех музыкальных инструментов. Естественно, что к этому времени малыш уже должен иметь представление о том, как звучат фортепиано, скрипка, барабаны, духовые инструменты.
Игра «Не перепутай!»
Играть в эту игру с детьми дошкольного возраста можно в том случае, если они уже знают наизусть несколько детских песенок. Суть игры сводится к тому, чтобы сбить с толку малыша, перекладывая слова одной песни на мелодию другой и наоборот. Ребенок должен будет сразу уловить несоответствие и исправить ошибку, показав, как правильно – исполнив песенку в первоначальном варианте.
Игра «Поющие бутылки»
Отлично ускоряет развитие музыкального слуха игра с помощью подручных средств – бутылок и воды.
Начинать играть в эту игру лучше с самого простого – с изучения звуков, издаваемых бутылками, когда они пустые и когда они наполнены водой, если по ним постучать ложкой. Вместе с малышом сравните звуки, поэкспериментируйте с уровнем воды в бутылках для понимания того, как изменяется звучание.
Следующим этапом игры может стать воспроизведение звуков по требованию. Малышу завязывают глаза, в это время взрослый набирает в бутылку определенное количество воды и стучит по ней ложкой, после чего выливает воду и предлагает ребенку наполнить бутылку самостоятельно нужным количеством воды, чтобы получить такой же звук.
Следующим этапом станет выстраивание звуков по высоте с помощью нескольких бутылок, наполненных водой в разном объеме. Если играть с малышом в эту игру регулярно, очень скоро он научится легко ориентироваться в том, какое количество воды нужно, чтобы получить нужный звук.
Вершиной мастерства игры в бутылки станет умение ребенка, пусть даже и с помощью взрослого, создавать из звуков, получаемых таким способом, примитивные мелодии – сначала воспроизводить знакомые мотивы, а затем и сочинять собственные.
Игра «Угадай мелодию»
Еще одна простая игра на развитие музыкального слуха, играть в которую лучше с детьми старшего дошкольного возраста, знакомыми с разными мелодиями и песенками. Правила этой игры опять же более чем простые. Взрослый прохлопывает ладонями мелодию, давая крохе понять, где она звучит тише, а где громче, где медленно, а где быстро. После этого малышу нужно ее угадать.
Правила игры можно изменять, меняясь ролями, когда ведущим будет ребенок, прохлопывающий свою мелодию.
Ритмическая гимнастика для развития слуха
На развитие музыкального слуха у ребят дошкольного возраста хорошо влияет ритмическая гимнастика. Во всем мире такие занятия пользуются огромной популярностью, особенно когда речь идет о дошкольниках.
Что такое ритмическая гимнастика? Это гимнастика, которая выполняется под ритмичную музыку и состоит из комплекса упражнений, позволяющих не только укрепить мышцы, но и поднять настроение и повысить тонус нервной системы в целом.
Как правило, ритмическая гимнастика включает в себя движения для всех частей тела и, помимо чувства ритма, слуха и памяти, способствует развитию:
- ловкости;
- пластичности;
- гибкости;
- выносливости.
Особенность гимнастики такого типа — это ощущение радости и прилива сил во время занятий, что мотивирует выполнять движения еще более энергично и даже задорно. В наше время в ритмическую гимнастику включают элементы художественной гимнастики, суставной гимнастики и танца. Заниматься ей дошкольникам лучше в компании сверстников и под руководством опытного педагога, но при желании можно устроить занятия и на дому, правильно подобрав упражнения и музыкальное сопровождение.
Во время занятий ритмической гимнастикой организм ребенка потребляет кислород в повышенном количестве, что связано с цикличностью упражнений, стимулирующих работу сердца и дыхательной системы. Обильное насыщение организма ребенка кислородом способствует его нормальному росту и развитию.
Таким образом, ритмическая гимнастика – это некий коктейль из гимнастики, аэробики, балета, йоги и танца. Но доминирующей в нем является именно гимнастика. Благодаря этому занятия имеют прежде всего оздоровительный эффект, способствуют развитию у детей музыкальной и двигательной памяти, координации.
Главное отличие ритмической гимнастики — это выполнение движений под ритмичную музыку, в результате чего организм активизируется, подготавливается к активной работе с соблюдением ритма.
Преимущества занятий ритмической гимнастикой
Дошкольный возраст, особенно старший, характеризуется быстрым физическим ростом ребенка. Малыш становится особенно активным, осваивает целый ряд новых навыков. В этот период у детей стремительным является не только физическое, но и нервно-психическое развитие: малыши учатся слушать, запоминать, анализировать, делать выводы.
В старшем дошкольном возрасте для детей не представляет труда выслушать педагога и выполнить задания, используя предыдущий удачный опыт – это касается и выполнения заданий без примера.
Регулярные занятия ритмической гимнастикой помогают детям научиться в совершенстве владеть своим телом. К концу старшего дошкольного возраста у таких детей обычно накоплено достаточно опыта ритмичных движений, развит музыкальный слух, память, чувство ритма, что является отличной базой для их дальнейшего развития в музыкальном направлении.
Считается, что двигаться под музыку, соблюдая ритм, дети могут с самого раннего возраста в связи с потребностью в двигательной активности. Движения дошкольников легкие и непринужденные, если выполняются под музыку, которая им нравится.
Ритмичная гимнастика вызывает интерес и положительные эмоции у дошкольников, помогает развивать их музыкальный и эстетический вкус. Начинать работать над упражнениями можно с детьми в возрасте трех лет – тогда к моменту поступления в школу они уже будут достаточно подготовлены и физически, и музыкально, легко улавливая ритм на слух, выполняя движения натурально и красиво.
Итак, ритмическая гимнастика — это отличное средство, позволяющее не только эффективно влиять на развитие музыкального слуха детей в дошкольном возрасте, но и улучшать их физическое развитие, формировать эстетический вкус.
Занятия такой гимнастикой помогают справиться с напряжением, способствуют улучшению умственной и физической работоспособности, поднимают настроение и улучшают состояние в целом.
Музыка, сопровождающая занятия, способствует проявлению у детей интереса к происходящему, а также помогает им запоминать и качественно выполнять движения в указанной последовательности.
Как правильно подбирать музыкальное сопровождение?
Выбор музыки для ритмической гимнастики — это ответственный момент. Существует несколько требований по отношению к музыкальному произведению. Важно, чтобы композиция была простой и недлинной, способствовала развитию слухового восприятия и музыкального вкуса.
Учитывать нужно все, начиная от содержания и заканчивая чувствами, которые вызывает произведение. Самый правильный вариант — это художественные музыкальные произведения, построенные не только на ритме, но и на динамике, темпе, типе звукопроизношения. Только в этом случае можно будет говорить о выразительности произведения и возможности выполнения в его сопровождении четких, выразительных ритмических движений.
Подбирая фонограмму для комплекса упражнений, нужно выбирать музыку в одном стиле, стараясь избегать смешения направлений. Кроме того, во внимание нужно принимать возраст детей, уровень их физической и музыкальной подготовки, характер упражнений и так далее. Отличный вариант — музыка из известных мультфильмов, а также некоторые эстрадные и народные песни, хорошо знакомые дошкольникам.
Пристального внимания заслуживает народная музыка, преимущества которой заключаются в разнообразии жанров и используемых художественных образов. Среди народных произведений встречаются как плавные и нежные мелодии, так и энергичные танцевальные или мелодии в среднем темпе. Именно народная музыка помогает детям достичь того эмоционального подъема, когда занятия приносят максимум радости.
Что касается эстрадной музыки, то здесь также можно подобрать танцевальные мелодии с четким ритмом и электронными эффектами. Для ритмической гимнастики такая музыка особенно хорошо подходит, так как является знакомой дошкольникам.
Вслушиваясь в музыку, дети смогут воссоздать в памяти алгоритм выполнения упражнений, проводя ассоциации с отдельными музыкальными моментами, фразами, частями.
Полезные рекомендации по развитию слуха у дошкольников
Чтобы стимулировать у детей развитие музыкального слуха, действовать нужно комплексно. Пусть несколько раз в неделю малыш занимается ритмической гимнастикой в компании сверстников, а в свободное время дома играет и занимается с родителями или просто танцует под любимую музыку.
Также нужно позаботиться о том, чтобы кроха рос в музыкальной атмосфере. Это совсем не означает, что музыка должна звучать из всех колонок с утра до вечера без выбора направления. Музыка должна присутствовать в жизни малыша в дозированном количестве, чтобы он не потерял к ней интерес, и не в качестве фона, а для удовольствия и полноценного осмысленного прослушивания.
В свободное время, например во время прогулок с малышом, обязательно нужно время от времени заводить разговоры о музыке, отдельных произведениях и их авторах, предлагая ему рассказать все, что он об этом думает. Со временем малыш может попробовать свои силы, сочиняя простые мелодии и песенки, подбирая их на музыкальных инструментах.
Достаточно будет нескольких занятий ритмикой в неделю и регулярных таких диалогов, чтобы через несколько лет малыш самостоятельно проявил заинтересованность к миру музыки и, используя развитый слух и знания, попробовал освоить какой-либо музыкальный инструмент.
Кто знает, может быть, именно ваш ребенок станет великим музыкантом, композитором, танцором или исполнителем песен, прославившимся на весь мир. В одном можно не сомневаться: планомерное и деликатное приобщение ребенка к музыкальному миру, регулярные занятия, направленные на развитие музыкального слуха и вкуса, не пройдут даром и помогут малышу вырасти гармоничной личностью со своими эстетическими пристрастиями.
Источник