Развитие музыкального слуха у ребенка младшего возраста

Развитие музыкального слуха у ребенка младшего возраста thumbnail

Каждый заботливый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был хорошо развит во многих направлениях, и имел раскрытые таланты. В этот список может входить: умение рисовать, лидерские качества, музыкальный слух и многое другое. Некоторых везунчиков природа с рождения награждает музыкальными качествами и талантами. Этим деткам без труда удается спеть песенку с непростым мотивом, легко и ритмично пританцовывать, свободно взять (или узнать по звучанию) любую ноту. Но как быть тем родителям, у которых дети не имеют прекрасного чувства ритма, и не обладают мелодичным слухом? К счастью, все поправимо и эти навыки вполне реально развить самостоятельно. Ну а узнать, как сделать это максимально правильно, и как вообще развивать у ребенка музыкальный слух, можно по материалам этой статьи.

Особенности развития музыкального слуха

Достаточно важную роль в жизни человека занимает музыка. Этот вид искусства зародился очень давно, и по сей день он продолжает усовершенствоваться. Ну а музыкальные способности — это хороший вариант самовыражения человека, среди серой массы.

Согласитесь, даже в школьные годы на перемене перед уроком музыки, одноклассница-пианистка всегда привлекала всеобщее внимание сверстников, если музицировала на инструменте. А мальчишка, который лучше остальных своих одноклассников танцевал на школьной дискотеке, имел большую популярность среди девчонок, чем те, кто предпочитал постоять у стенки.Музыкальные способности детей

Отличное чувство ритма будет дополнять внутренний мир ребенка, тем самым развивая его память и мышление. А для того, чтобы научить свое чадо правильному восприятию музыки, и развить данное качество в полной мере, следует запастись терпением, и действовать советам, изложенным ниже.

Ну а первым делом нужно позволять ребенку слушать как можно больше песен разных жанров. Ведь ни для кого не секрет, что пока малыш находится в утробе матери, он слышит голоса и звуки. А потому, во время беременности, многие женщины стараются слушать преимущественно классическую музыку, полагая, что это положительно скажется на умственном развитии малыша. Но так ли это на самом деле?

В каком возрасте можно начинать развитие слуха

С появлением ребенка родители стараются создать максимально комфортные условия для него. Для начала, чтобы чадо положительно реагировало на музыку, следует петь ему песни. Малыш с рождения знает голос своих родителей и хорошо его воспринимает. И чтобы привить ему любовь к музыке, достаточно показать на своем примере: как это здорово (рекомендуется напевать не только колыбельные перед сном, а еще и веселые мелодии во время игр с малюткой, и в любое другое время).

Наиболее активное восприятие музыки у ребенка начинается с полутора до трех лет. Это подтверждено тем, что в раннем возрасте малыш опирается на свои органы чувств: обоняние, слух, зрение, и т.д. Поэтому в данный период рекомендуется максимально плотно взяться за развитие музыкального слуха у малыша.

А вот к четырем годам у ребенка формируется собственный взгляд на окружающий мир. И в это время очень важно успеть задействовать его руки. К примеру, можно приобрести детское пианино, гитару, либо другой, развивающий моторику рук, инструмент. Он будет не только формировать музыкальные навыки, но и положительно влиять на левое, и правое полушария мозга одновременно.Как развивать у ребенка музыкальный слух

При прослушивании спокойной музыки у годовалых детей задействуется центральная нервная система, и малютка без проблем запоминает мелодии по их частоте. Да и вообще, чем раньше начать заниматься с ребенком, тем скорее у него раскроются таланты. Ведь привить неистовую любовь к песням можно лишь в раннем возрасте.

Как развить у ребенка музыкальные способности

Для того, чтобы развить у ребенка музыкальные способности, с ним необходимо играть. Это обязательно нужно делать без надоедливости, и выставления каких-либо требований к малышу. В противном случае у малютки полностью пропадет интерес к вышесказанному делу, и ничем хорошим это точно не закончиться.

Ну а чтобы сделать все грамотно, рекомендуется придерживаться следующих советов и правил:

  1. Необходимо разузнать, что именно в музыке малыша больше всего радует и забавляет: танцевать, подпевать, или делать определенные движения в такт с песней. К чему больше склонен ребенок, от того и следует отталкиваться при поиске его талантов.
  2. Дети в раннем возрасте имеют отличную память. Исходя из этого нужно периодически включать детские песни с текстом, который легко запомниться ребенку. А впоследствии малыш будет самостоятельно подпевать слова, развивая свои голосовые связки.
  3. Начиная с трех месяцев можно брать погремушки, и бить ними с разной силой перед малышом. Это поспособствует тому, что он научиться отличать громкие звуки, от тихих.
  4. Если у ребенка, по вашему мнению, нет никакой тяги к музыке, то ни в коем случае не следует навязывать ему прослушивание мелодий, и т. д. А лучшим вариантом станет приобретение для него детского музыкального инструмента, с красочным и ярким оформлением. Это завлечет малыша, и даст свои положительные результаты в развитии таланта.
  5. Детям, в возрасте от 3 лет, можно пройти специально разработанный тест в домашних условиях. Чтобы проверить: различает ли ребенок звуки, предложено сделать следующее: на музыкальном инструменте нажать одну клавишу, после чего спросить малютку: какое количество звуков он услышал. Если ему сложно дать ответ, повторите игру еще раз.
  6. Очень хорошо развитию слуха способствует просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением.

Существует масса способов для правильного развития музыкального восприятия ребенка. Ну а для того, чтобы зажечь интерес в глазах младенца, родителям достаточно принимать активное участие в усвоении им новых мелодий, и изучать окружающий мир вместе с чадом.

Музыкальные задания для малыша

Чтобы дети дошкольного возраста активно проявляли интерес к музыке, психологами были придуманы специальные, развивающие слух игры. Для того, чтобы ребенок научился различать мелодии, ему следует включать веселые песни, когда он радостный, жаждет играть и резвиться. А вот когда малютка хандрит, то запускать нужно наоборот, грустные мотивы.

Ну, а перечень других игр, связанных с музыкальным развитием, изложен ниже:

  1. «Не путай». Детская игра, которая подойдет для малышей, знающих несколько песен наизусть. Суть игры такова: ребенка нужно навести на неверный след, взять мелодию из определенной песни, и переложить ее на слова другой. А вот чадо должно разузнать, в чем подвох, и исправить ошибку.
  2. «Отгадай певца». Игра подойдет для ребят, в возрасте от 5 лет. Как играть: родитель уходит от малютки в соседнюю комнату, берет карандаш, и начинает постукивать им по какому-либо предмету. Ну а задача ребенка заключается в том, чтобы он смог отгадать предмет, по которому стучал родитель. После можно поменяться ролями, для большего интереса.
  3. «Ассоциации». Для этой игры потребуется музыка. Родитель включает песню, и начинает показывать жестами то, что описано в определенной мелодии. Малыш внимательно смотрит на родного человека, и пытается повторить за ним, но самостоятельно, используя только мелодию.
  4. «Часики». Игра, которая развивает чувство ритма. Ее смысл заключается в следующем: необходимо поставить перед собой громкий будильник, где четко слышен бой стрелок. Ну а задача родителей с ребенком воссоздать топаньем ног, или же хлопками рук звук часиков «тик-так».
  5. «Хлоп-хлоп». Используя обычные хлопки в ладоши тоже можно развить слух ребенка. Для начала нужно выбрать мелодию. К примеру «та-та-та». На каждом слоге необходимо делать хлопок в ладоши, и предложить малышу повторить за вами. Вот и вся суть игры.
  6. «Музыкальные загадки». Подойдут для детей младшей школы. В их ответах должны фигурировать ноты, или музыкальные инструменты. А список подобных загадок можно найти в интернете.
Читайте также:  Развитие ребенка в 10 месяцев как развивать во что играть

Рекомендации для родителей

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что все детки с самого рождения склонны к музыкальным талантам. А вот родителям остается лишь принять это, и усердно развивать ребенка в данном направлении. Никто не обещает, что малыш сразу начнет понимать все азы музыки, и делать все так, как того желают родные. Но достигнуть результата удастся даже, если придерживаться самых простых рекомендаций.

А именно:

  1. Малышам годовалого возраста нельзя слушать много песен подряд. Лучше включить одну мелодию, длительностью в три минуты, проиграть ее один раз, и только спустя некоторого времени поставить другую композицию.
  2. Начиная с трехлетнего возраста малышу рекомендуется прослушивать аудио-сказки с музыкальным сопровождением.
  3. Слушать музыку вместе с ребенком желательно в полной тишине, чтобы посторонние звуки не отвлекали малыша, и не воспитывали в нем невнимательность.
  4. Если в малютке видно потенциал, то лучшим вариантом станет записать его в музыкальную школу, или кружок этого же направления.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Вместо заключения

Подводя итоги, следует добавить, что музыка является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. А дети, у которых есть соответствующие таланты, обладают еще и прекрасным мышлением, они более общительны, так как имеют опыт общения не только в учебном классе, но и в музыкальных кружках, школах и секциях. Такие дети более уверены в себе, не испытывают страха перед аудиторией, можно сказать, что они более гармонично развиты. Поэтому развивать слух у ребенка нужно обязательно, и с самого рождения.

Источник

Лапчук Лариса Анатольевна
Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве

Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные

соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребёнка на

основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия

для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха.

По определению психолога Б. М. Теплова главными компонентами музыкального

слуха являются:

Звуковысотный слух

Тембровый

Гармонический

Мелодический

Динамический

Важнейшее проявление музыкального слуха – восприятие высоты звука.

Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления.

Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать

можно только то, что уже имеется. Развитие слуха зависит от многих

немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей,

наличие здорового или больного голосового аппарата, от состояния здоровья ребёнка.

Согласно исследованию педагога-музыканта И. П. Гейнрихса, в группах детского сада

всегда есть дети,которые:

Могут спеть чисто данный звук (в объёме их диапазона)

У этих детей слух сформировался очень рано, под влиянием условий жизни

или на основе очень хороших задатков;

Большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно

У этих детей формирование слуха близко к завершению;

Поют то интонационно точно, то фальшиво;

Все звуки поют неверно;

Верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние – интонационно точно

(дети со средним диапазоном голоса);

Поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.

В последних четырёх случаях имеет место несформированный музыкальный

слух.

Формирование слуха связано с восприятием музыкальных звуков. Учёные

доказали, что при восприятии музыки у детей и у взрослых наблюдается движение

голосовых связок. Они являются в некотором роде органам

восприятия. И на первом этапе формирования у детей музыкального слуха главным

условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом.

Обучая пению, педагог направляет процесс воспроизведения детьми звука путём

подстраивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребёнок при помощи педагога

находит нужную высоту. Затем ребёнок воспроизводит мелодию, но скорее всего

неосознанно. Для закрепления такого унисона, требуется неоднократное повторение

акта подстраивания певческого голоса ребёнка к данной высоте мелодии.

Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и

закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением

диапазона голоса.

Помимо восприятия и пения, которые являются начальной ступенью, равное

значение для полноценного развития музыкального слуха имеют такие виды

музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения и игра на

музыкальных инструментах.

Все эти виды музыкальной деятельности являются неотъемлемой частью

музыкального занятия в детском саду.

Но прежде, чем обозначить пути к развитию музыкального слуха, я хотела бы

напомнить, что первые задатки музыкальности формируются в окружающей среде

ребёнка. Это его семья и условия жизни, в которых он развивается.

Пути к развитию музыкального слуха:

Слушание классических произведений, обогащает мир ребёнка, развивает

его способность эмоционально реагировать на музыкальные образы. Слух

ребёнка воспринимает высокохудожественное музыкальное произведение, в

идеальном, качественном исполнении.

В процессе обучения пению, необходимо учить детей слушать себя,

подстраивать своё пение под звучание музыкального инструмента. Полезно

петь, исполняя мелодию на металлофоне, так как металлофон более

звонкий инструмент, а продолжительность звучания, позволяет ребёнку

более точно подстроиться.

Если ребёнок поёт в ансамбле или хоре, то важно научить его слушать во

время пения других детей, чтобы не превратить исполнение в соревнование

«кто громче?». Выбирать песни, нужно, удобные по диапазону; для

достижения высокого звучания – давать упражнения на небольшие

интервалы (секунда, терция, кварта).

Разучивая с ребёнком танцевальные композиции, нужно учить его

согласовывать движения с музыкой, вовремя начинать и заканчивать

движения, менять характер движений в зависимости от характера

музыки, передавать в движении музыкальные образы.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают

для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают

красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество

пения, музыкально-ритмических движений. Исполнение на детских

музыкальных инструментах небольших попевок, помогает развивать у

детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и

различать звуки по высоте и тембру (тембровый слух).

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста, невозможно без игры. В

игре, ребёнок незаметно для себя, постигает азы музыкальности.

Игры для развития музыкального слуха:

1. «Лесенка» – Различение высоты звуков и направления движения

Читайте также:  Факторы влияющие на развитие ребенка в раннем возрасте

мелодии вверх, вниз.

2. «Кто поёт?»Развивает у детей способности различать регистры.

3. «Музыкальный домик»Развивает у детей умение различать тембр

различных детских музыкальных инструментов.

4. «Весело-грустно»Развивает представление о характере музыки.

5. «Кого встретил колобок»Развивает представления о регистрах.

6. «Узнай и сложи попевку» – Учит узнавать по ритмическому

рисунку, ту или иную попевку.

7. «Весёлый поезд» – Умение различать изменения темпа музыки.

8. «Громкая и тихая музыка» – Умение различать динамические

оттенки музыки.

9. «Разноцветные кубики» – Умение различать в музыкальном

произведении части, вступление и заключение.

Подводя итоги,хотелось бы закончить свои рекомендации двумя фразами:

Музыкален каждый ребёнок от рождения!

Обучайте, играйте, терпите, ждите!

Источник

Библиографическое описание:

Бреус, Т. В. Развитие музыкального слуха у детей младшего школьного возраста с помощью релятивной системы / Т. В. Бреус. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15218/ (дата обращения: 04.10.2020).



В последние 15 лет все больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Открываются центры раннего развития, детские клубы, подготовительные классы при музыкальных школах и хоровых студиях. Психологами давно установлено, что возраст от 3 до 7 лет — самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалению, еще много тех, кто сомневаются в необходимости и раннего музыкального образования, хотя еще В. А. Сухомлинский говорил: «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». [1, c. 39] Рассматривая музыкальное воспитание как сложную художественную деятельность, нужно подчеркнуть, что оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности. Одна из таких форм — исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение). В чем состоят преимущества хорового пения?

Во-первых, хоровое пение — наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Эта доступность обусловливается тем, что голосовой аппарат — «инструмент» данный каждому человеку от рождения и совершенствуется вместе с его ростом и развитием. Во — вторых, хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Содержание ее раскрывается и через слово, поэтический текст, и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как бы «удваивается». Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений.

Первое и важнейшее качество хорового пения — «чистый строй». Выработка у певцов всего хора чистоты интонирования — верного и выразительного исполнения мелодии является первой и основной задачей каждого дирижера. Успешное решение этой задачи напрямую зависит от воспитания музыкального слуха. Музыкальный слух — одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой. В широком смысле под музыкальным слухом следует понимать способность воспринимать, представлять и эмоционально переживать содержание музыкального произведения во всех его аспектах: звуковысотных, ритмических, тембровых, динамических. В узком смысле в основе музыкального слуха лежит ощущение музыкальной высоты, возникающей в результате соотношений между различными звуковыми линиями в их развитии. Различают следующие виды музыкального слуха -абсолютный, относительный, мелодический, гармонический, внутренний. Поскольку звуковысотное движение является основным «носителем смысла» в музыке, ведущую роль в ее восприятии и воcпроизведении играет именно звуковысотный слух, т.е мелодический, без которого «невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более никакое музыкальное — действование» [2, c. 93].

Несмотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт по развитию музыкальных способностей, у подавляющего большинства выпускников не развит музыкальный слух. Неразвитость музыкального слуха, неумение «чисто», мелодически правильно спеть ту или иную песню, впоследствии создает различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы «медведь на ухо наступил», ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих. А между тем именно хоровое пение способствует развитию голосовых данных, совершенствует музыкальный слух, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку.

Развитие мелодического слуха оказывает решающее влияние на чистоту интонирования хористов в хоровом коллективе. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии. Что такое лад? Лад — это организованные в определенную систему звуки различной высоты, из которых одни воспринимаются как устойчивые, образующие опорный центр лада, другие — как неустойчивые, тяготеющие к ладовому центру. Без такой ладовой настройки музыка, как художественное целое, не воспринимается и представляется нашему сознанию как случайный набор звуков. Ладовость — есть наиболее специфическое свойство музыкальной интонации, которая благодаря этому приобретает членораздельность, отличающую ее от интонации речевой. Осознание лада во всех его проявлениях — одна из главных практических задач при воспитании и развитии музыкального слуха, особенно на первом этапе обучения. На сегодняшний день известны две основных системы освоения лада. Это система относительной сольмизации, историческое становление которой охватывает тысячи лет, и абсолютная, которой менее трехсот лет. Обе эти системы преследуют одну и ту же цель: развитие ладового слуха, и ставят перед собой следующие задачи:

1) выработка у певцов чистого и выразительного интонирования;

2) развитие вокально-слуховых, ладогармонических ощущений и навыков при пении;

3) развитие внутреннего слуха;

4) развитие и выработка музыкально-теоретических знаний и навыков.

Какой же системе отдать предпочтение в работе с обучающимися?

Наша хоровая студия «Созвучие» (МБОУ г. Мурманска «СОШ № 42 им. Е. В Шовского») использует и относительную систему (релятивную), и абсолютную. Первой ступенью студии является подготовительный класс. Это хоровые группы детей 6–7 летнего возраста. Конечно, при наборе в хор проходит прослушивание обучающихся, проверяется музыкальный слух, память, ритм, но все же главным критерием отбора становится желание научиться петь. У большинства детей музыкальные способности оказываются ниже средних. Ни один звук, ни одну мелодию даже поступенную с поддержкой инструмента, чисто спеть не могут, несмотря на то, что слышат и осознают что «не попадают на звук». В таких условиях возникла необходимость выбора такой системы развития музыкального слуха, которая позволила бы в короткий срок восстановить ориентацию между слухом и голосом. Как впоследствии показала практика, относительная система сольмизации с успехом справилась с такой задачей. За год обучения у всех хористов восстановилась ориентация между слухом и голосом, все научились «сливаться в унисон», а также петь a cappella несложные вокальные попевки.

Читайте также:  12 стратегий развития мозга вашего ребенка

Что же представляет собой относительная система сольмизации? В чем ее плюсы? Как ее использовать в работе?

В абсолютной системе слоговые названия звуков — до, ре, ми, фа и т. д. соответствуют их абсолютному звучанию, в относительной, или как ее еще называют релятивной, точное слоговое обозначение ступеней лада — до, ре, ми, фа и т. д. заменяется на относительное: I ступень — Е, II ступень — ЛЕ, III ступень — ВИ, IV ступень — ТА, V ступень — ЗО, VI ступень — РА, VII ступень — ТИ. Кроме того, каждая ступень лада получает еще и мануальный знак, то есть условное изображение рукой в пространстве. Названия слогов были предложены профессором Эстонской консерватории Хейно Кальюстэ. Мануальные знаки были разработаны Сарой Гловер (1785–1867) и Джоном Кервеном (1816–1880), впоследствии они оказали влияние на венгерскую систему Золтана Кодая (1882–1967). Ручные знаки выражают характер ступеней: наиболее устойчива I ступень, поэтому кисть руки сжата в кулак, наиболее спокойна III ступень — ладонь руки смотрит вниз, V ступень — открытая ладонь обращена к преподавателю. Неустойчивые ступени изображаются ручными знаками, фиксирующими внимание на направлении их тяготений: II ступень -рука с открытой ладонью под углом 45 градусов к полу, IV ступень — рука сжата в кулак, а указательный палец направлен вниз, VI ступень — кисть руки расслаблена и пальцы свободно свисают вниз, и наконец VII ступень — рука сжата в кулак, а указательный палец направлен вверх. Зрительное изображение ступеней лада фиксируется также «лесенкой», что помогает детям быстрее усвоить соотношение ступеней лада. Таким образом, объединяются три важных компонента в развитии музыкального слуха: зрительный, слуховой, двигательный. Начинает действовать принцип: «слышу, вижу, воспроизвожу».

Ученые-физиологи и музыкальные педагоги — практики на основе учения И. Павлова о высшей нервной деятельности и условных рефлексах пришли к выводу, что процесс обучения чистому пению должен происходить «по системе образования комплексной связи слухового, зрительного и двигательного анализаторов с кинестезическими клетками коры головного мозга». [3, c. 28] В процессе овладения навыками пения с помощью относительной системы сольмизации вырабатываются соответствующие интонационно — вокальные рефлексы, которые на основе единства и взаимоотношений слуха, и работы голосового аппарата обеспечивают чистое пение хорового коллектива. Относительная система учитывает и специфику обучения детей, особенно младшего школьного возраста. Одно из основных свойств детской психики — стремление постигать мир через активное действие. Если с первых шагов обучения опираться на действия ученика, его знания будут прочными и продуктивными, так как такие действия развивают не только память, но мышление и умения. Именно поэтому параметрами, по которым следует оценивать степень усвоения знаний, должны стать различные виды действий, а не их словесные формулировки. Относительная система сольмизации строит все виды работ на действии: пой попевку и показывай ручные знаки, покажи мелодию попевки по «лесенке», «дирижируй хором», показывая ручные знаки, сочини «ответ» в песне используя «лесенку» или ручные знаки. Все эти операции доступны детям, все они выполняются с интересом и легко осмысливаются.

Хорошо известно, что дети любят делать открытия сами. Готовые истины им, попросту говоря, не интересны, они охотнее ищут и находят, нежели затверживают и выучивают. Относительная система предоставляет им такую возможность: лад берется не как готовое явление, а создается самими учащимися из типичных народных и детских интонаций, попевок, прибауток. Происходит постепенное, «пошаговое» знакомство с сочетаниями отдельных ступеней лада, постепенно соединяющихся в определенные обороты, «интонационные модели». Они закрепляются в попевках, в небольших песнях, собственных сочинениях и слуховом анализе. К достоинствам относительной системы можно также отнести следующее:

1) первый этап развития музыкального слуха учащихся не ограничен до мажором, а протекает в любой тональности, удобной для пения;

2) отсутствуют трудности, связанные с чтением нотного текста в многозначных тональностях, так как нет абсолютного названия нот;

3) последовательное освоение ступеней, ладовых закономерностей дает возможность постепенного расширения диапазона детского голоса, возможность индивидуальной работы с «гудошниками».

Несомненно, что принцип воспитания чувства лада, а через него и музыкального слуха, не на механическом пропевании гаммы или ее отдельных ступеней, а на разучивании выразительных народных попевок очень удобен для начального этапа обучения, то есть для детей 7 лет. Обучающиеся сразу включаются в работу над чистотой интонации и делают это осознанно — что очень важно в развитии музыкального слуха.

Фундаментальным средством познания мира для детей является игра. Относительная система не мешает использовать этот методический прием в музыкальном воспитании детей, наоборот, ручные знаки сопровождают каждую игровую ситуацию и на релятивной основе возникают новые виды игр, которые были бы невозможны при абсолютной системе обучения. Например, роли «дирижера», «композитора», и т. д. Показывая ручные знаки, «управляя» хором, в этой ситуации дети очень требовательны друг к другу, они весьма ревниво следят за исполнением своих указаний и стараются допустить как можно меньше собственных промахов. Ролевая установка предусмотрена и в игре «Живые нотки». Дети делятся на группы, музыкальные ступени, «ноты». Каждая «нота» поет только свою ступень, показывая ее ручными знаками. «Дирижер» (один из детей) руководит «нотами», от него зависит в какой очередности будут они звучать. В такой игре развивается навык пения «про себя» — чрезвычайно важный навык в развитии музыкального слуха, так называемый «внутренний слух». Без его функционирования невозможна никакая активная хоровая работа. Хорошо развитый внутренний слух особенно ярко проявляется в чтении нот с листа, во вступлении на любую ступень лада или аккорда без предварительного пропевания. Его тренировка, его укрепление имеет большое значение в общей проблеме воспитания музыкального слуха.

И в заключение хочется отметить, что природа одарила всех по –разному, но научно доказано, что любой ребенок, не имеющий физических дефектов слуха или голоса, может научиться правильно, «чисто» интонировать мелодию. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. И большую помощь в этом педагогам — музыкантам оказывает использование системы относительной сольмизации. Включение в музыкальный слух зрительных, мышечно-осязательных, игровых и певческих ощущений, представлений и навыков придает ему дополнительные возможности для наилучшего функционирования, обогащает музыкальную память и воображение, делает слух непосредственным орудием исполнительского творчества.

Литература:

  1. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» Минск,1982, с.39
  2. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей Изд-во «Наука»,2003,-с. 93
  3. Яковлев А. «Физиологические закономерности певческой атаки» Л.: Музыка, 1971, -с.28

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный слух, ступень, относительная система, хоровое пение, III, VII, относительная система сольмизации, развитие, ребенок, ступень лада.

Источник