Развитие музыкально ритмических движений ребенка
Развитие музыкально-ритмических движений
у детей дошкольного возраста в детском саду
Памятка для родителей с примерами ритмических игр.
Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические движения. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. И музыкально-ритмическое воспитание, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности. Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку.
Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движения, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески).
Работа музыкального руководителя по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности, строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человека и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие пожалуй только в детском саду.
Музыкально-ритмические движения:
– формируют красивую осанку, учат выразительным, пластичным движениям;
– развивают восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;
– совершенствуют танцевальные движения, используя все виды шага;
– выразительно и качественно дополняют танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;
– учат прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;
– способствуют развитию творческого потенциала каждого ребенка.
В нашем детском саду уделяется огромное внимание музыкально-ритмическому развитию детей. Основное место в музыкально-ритмических движениях занимают игры.
Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познаёт жизнь.
На занятиях подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Продолжительность занятий обусловлена возрастом занимающихся (3-4 года – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут), занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм. Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Третья часть занятия – музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы. Проводя музыкальные игры и разучивая пляски, музыкальный руководитель продолжает воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, развивает чувство ритма, музыкальную память. Продолжая обучение умению согласовывать свои движения с характером музыки, музыкальный руководитель использует более разнообразные по содержанию и форме музыкальные произведения, подводит детей к различению и осознанию наиболее простых элементов музыкальной выразительности. Дети учатся понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (громко-тихо), регистровой окраски (высокое и низкое звучание), темпа (быстро-медленно) и с простейшей формой музыкального произведения. Музыкальный руководитель предлагает детям двигаться под музыку двух- и трехчастных произведений с ярко контрастными частями и менять движения согласно изменению характера музыки, учит детей воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером данной музыки.
Музыкально-ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально-волевых качеств личности. Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность. Таким образом, музыкально-ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Памятка родителям, которые хотят развить у детей чувство ритма.
-старайтесь использовать любой подручный предмет, который можно отстукивать ритм песенки, стихотворения или просто слова.
– научите играть в ваши игры друзей ребенка.
Помните:
1.чем чаще вы будете играть с ребенком в музыкальные игры, тем быстрее ребенок будет развиваться и у него появится интерес к музыке, к ритму.
2. если говорить с ребенком спокойным голосом, правильно и чётко произносить слова, исправляя его речь, произнося по слогам слово, то ребенок научится чувствовать ритмику слов. Он быстрее научится читать, и ритмические игры будут для него более понятными.
3. только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии ребенка. Нужно широко использовать игровые ситуации и следить, чтобы ребенок не переутомился, не начал скучать.
Игры, развивающие чувство ритма
Научи матрёшку танцевать
Игровой материал: большая и маленькая матрешки.
Ход игры
«Большая матрёшка учит танцевать маленькую»,- говорит взрослый и отстукивает большой матрешкой со столу ритмический рисунок. Ребенок повторяет этот ритм маленькой матрёшкой.
Сыграй попеку
Игровой материал: любые шумовые музыкальные инструменты или игрушки (ложки, палочки, кубики, ксилофон и т. п.)
Ход игры
Взрослый предлагает ребенку сыграть знакомую попевку («Петушок», «Андрей-воробей», «Солнышко» и т.п.)
Раз, два, три, ну-ка повтори
Ход игры
Дети стоят в кругу, хлопают в ладошки и говорят:» Раз, два, трип, ну-ка повтори! Ну-ка не зевай! За мной (Аня, Ваня и др.) повторяй!» Ребенок, которого назвал взрослый, отхлопывает любой несложный ритм, все дети его повторяют.
Варианты игры
- Хлопать можно в ладоши, по коленям, по плечам, а также притопывать, щёлкать пальчиками.
- Повторять могут не все одновременно, а только тот, на кого укажет взрослый.
Источник
Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста
Мастер – класс для педагогов образовательной организации
Музыкальный руководитель: Морочковская Татьяна Витальевна
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
В нашем дошкольном учреждении организован художественно-эстетический центр. Одним из направлений художественно-эстетического центра является студия “Весёлый каблучок” по развитию музыкально-ритмических движений у детей.
Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Используя свой опыт работы по развитию музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста, на основе особенностей детей музыкальный руководитель Морочковская Т.В.. организовала практикум по обучению педагогов музыкально-ритмическим движениям
Цель данной разработки: развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
- Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
- Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа.
- Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
- Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
- Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.
Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений.
Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.
На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
На занятиях ритмикой подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей.
Продолжительность занятий обусловленное возрастом занимающихся (3-4 года – 15-20 минут; 4-5 лет – 20-25 минут; 5-7 лет – 30-35 минут); занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Третья часть занятия – музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используется детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.
Музыкально-ритмические занятия проводятся с применением различных структур:
- Тематическое занятие
- Сюжетное занятие
III. Игровое занятие
- Импровизация
- Тематическое занятие.
Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.
Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений.
На занятие используются:
- Основные виды движений:
а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.
б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ (“бабочки”, “птички”, “ручейки” и т.д.), широкий (“волк”), острый (бежим по “горячему песку”).
в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – “лошадки”, легкое поскакивание.
- 2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.
Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
- Плясовые движения.
– Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой “выбрасывание” ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.
Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.
- Сюжетные занятия.
Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок.
В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)
Цель занятия: Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок.
Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики.
Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения.
Занятие состоит из основных трех частей.
Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. “сказочная зарядка”
Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.
Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.
Можно использовать следующие сюжетные темы:
“На лесной опушке”, “Новогодняя сказка”, “Путешествие по сказкам”, “Теремок”, “Осень в гости к нам пришла”, “Весенняя карусель”.
III. Игровые занятия.
Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.
Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.
В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки.
Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.
В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие анной теме занятия.
Можно использовать следующие темы игровых занятий:
“В гостях у трех поросят”, “Путешествие в Морское царство”, “Поход в зоопарк”, “В гости к чебурашке” и др.
- Занятие импровизация
Занятие импровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально- ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии.
Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме.
Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.
Ход занятия
- Дети входят под музыку в зал. Педагог и приветствует словами: – Девизом сегодняшнего праздника будет – “Танцуй веселей с нами поскорей”.
Конкурс – соревнование – итог года.
Выбираем лучших танцоров.
Конкурс “разминка”.
Определяются те, кто лучше всех умеет повторить за педагогом движения.
Выполнение общеразвивающих упражнений по музыку – импровизация на любую знакомую мелодию.
- Конкурс на лучшее исполнение танца. Танцы “Кузнечик”, “Два веселых гуся”, “Каравай” и др.
- Конкурс повтори за мной. Танец “Если весело живется”.
- Конкурс на лучшее исполнение танцевального движения. Танец “Лавота”.
Победителем считается тот, кто выполнит все задания и не расцепит рук.
Подведение итогов: определение и награждение победителей медалями: “Лучший танцор”, “Веселый танцор”, “Внимательный танцор”, “Талантливый танцор” и т.д.
Работа по реализации данного курса проводилась в течение двух лет. В результате диагностического обследования детей выявилась положительная динамика в развитии, кроме этого разученные с детьми музыкально-ритмические композиции используются в праздниках, концертах.
Источник
Полина Синюгина
Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста
Разнообразные типы музыкальной деятельности дарят ребятам
мгновения удивительного человеческого самовыражения, формируют
музыкальный навык и основы творчества. Приобретение основных также
ритмико-двигательных навыков, умения грамотно и художественно четко
передвигаться дает детям истинное удовольствие. При этом у детей
раздвигаются границы образного видения мира, а элементарные и обычные
действия превращаются в плясовые, становятся имитированием поведения
необходимого художественного образа, который реализуется в том или
другом виде музыкальной деятельности. Простые, абсолютно всем хорошо
знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая
соответствующее музыкальное оформление, обретают необходимую
поведенческую окраску и тем самым меняются в воодушевленные
эмоциональные процессы.
Дети могут выполнить ритмично и выразительно движения в
соответствии с различными характером, регистрами и динамикой музыки;
узнают музыку марша, бега, пляски, колыбельной, польки; определяют
форму музыкального произведения (одно-, двухчастную, выбирают
соответствующие движения;активно включаются в творческие задания:
самостоятельно воспроизводят сложные сюжеты, импровизируют, передавая
определенное настроение и состояние (грусти, печали, радости,восторга:
цветок растет, расцветает, радуется солнышку, закрывается перед дождем и
на ночь и т. д., их движения становятся более выразительными.
На занятиях в старшей группе педагог не прекращает углублять,
конкретизировать понятия о бодром, веселом, подвижном характере музыки.
Воспитатель кроме того регулярно привлекает интерес ребенка к точности
движений, помогая ребятам наиболее сознательно подчинять их музыке.
Дети учатся понимать точность и неправильность собственных движений.
Формируя у ребенка музыкальное восприятие, педагог привлекает интерес кразным оттенкам того или иного характера музыки. Однако в русской
плясовой мелодии характер движений различается большим размахом
энергичностью, а в «Польке» М. И. Глинки — легкостью и изяществом.
Музыку бодрого маршевого характера дети передают в ходьбе, также
учитывая некоторые различия в характере данного марша. К примеру, под
четкий марш Д. Люлли ребята идут более чеканным шагом. Под
праздничную маршевую мелодию песни Д. Покрасса «Москва майская»
шагают шире, энергичнее.
Углубляются, уточняются навыки выразительного исполнения
основных видов движения:
ходьбы,
бега,
прыжков.
Ходьба становится четкой, ритмичной, энергичной под маршевый
характер музыки или плавной, спокойной под хороводную песню. Более
разнообразным также становится характер бега: то широкий, с большим
отрывом от земли, то легкий, танцевальный, то стремительный.
Видоизменяется характер поскоков: помимо легких, танцевальных поскоков
используются и подвижные поскоки, с энергичными движениями, с большим
подниманием ноги, согнутой в колене. Разучиваются упражнения и элементы
плясок: шаг галопа, польки, выставление ноги на носок и пятку, а также
некоторые элементы русской пляски.
От детей требуется умение двигаться в различных построениях и
направлениях: перестраиваться из маленьких кружков в большой круг в
соответствии с контрастными частями музыки, двигаться вперед и назад в
небольших шеренгах со сцеплением рук. В плясках педагог знакомит детей с
различными построениями («звездочками», «воротцами» и др.). В ряде игр и
упражнений воспитатель продолжает работу над поочередным действием
подгрупп детей, пар, над своевременным их вступлением, четким
окончанием действия. Основным средством обучения остается игра, но значительно большее
место, по сравнению с занятиями в средней группе, отводится пляскам и
упражнениям. Большее место в репертуаре старшей группы занимают
народные хороводы и пляски. Педагог стремится к тому, чтобы дети
почувствовали основной характер народного танца.
Разучивание игр в старшей группе, как и в средней, проходит
несколько этапов:
первоначальное ознакомление с игрой;
последующее ее разучивание;
закрепление в повторных занятиях.
Так, первое ознакомление детей с игрой должно как можно больше
стимулировать активность детей, вызывать их на самостоятельное решение
задания. Так, например, в игре «Теремок» дети должны попытаться
самостоятельно передать образы различных зверей.
На втором этапе проводится тщательная работа над качеством
движения: его точностью, выразительностью. Постепенно уточняется
представление детей о данной музыке.
На третьем этапе дети должны усвоить данную игру, исполнять
самостоятельно, непринужденно, выразительно, сознательно. Если дети
хорошо усвоили игру, если она им нравится, то они обычно отражают ее в
своих творческих играх.
Примерный образец разучивания игры-пляски
«Найди платок»
(карельская народная мелодия)
Программные умения: двигаться легко, в соответствии с танцевальным
характером музыки, используя знакомые плясовые движения; отмечать в
движении переход от одной части произведения к другой и передавать
динамические изменения (на тихую музыку — легкие движения, на громкую
—более подчеркнутые: разведение рук в стороны и скрещивание их на
груди).Последовательность занятий
1- е занятие. Слушание музыки: отметить веселый, плясовой характер
музыки, двухчастную форму.
Показ воспитателя: 1-я часть — легкие плясовые движения (по
выбору); 2-я часть — разведение и скрещивание рук (1-й и 2-й такты,
повороты вокруг себя (3-й и 4-й такты).
Воспитатель пляшет с платочком. У всех детей тоже платочки.
Повторение детьми движений, показанных воспитателем.
2- е занятие. Дети разделены на две группы и по очереди танцуют. Не
танцующие отмечают наиболее красивые движения отдельных танцующих.
Затем дети меняются ролями.
3- е занятие. Игра-пляска проходит, как дано в описании, но роль
водящего и пляшущего исполняют музыкальный руководитель и
воспитатель. Игра проводится под пение мелодии без фортепианного
сопровождения.
4- е занятие. Роль водящего и пляшущего исполняют по очереди дети.
Далее, на основе развития музыкально-ритмических движений,
пластических возможностей детей, расширения их двигательного опыта,
можно перейти к следующему этапу — творческому самовыражению в
движении под музыку. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых
композициях предлагается импровизация на определенный музыкальный
фрагмент — проигрыш, запев, припев и т. д. Например, в композиции
«Танцуйте сидя» дети на проигрыш сами придумывают общеразвивающие
упражнения, на проигрыш в композиции «Три поросенка» — пляску поросят
и т. д. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют
переключаемость внимания развитие произвольности движений, а с другой
— готовят импровизации на целостные музыкальные произведения.
Задача — накопить двигательный опыт, сформировать навыки и
умения, а для этого нужно много двигаться, чтобы добиться автоматизма, тоесть навыка, и этот этап работы можно рассматривать как интенсивный
тренинг.
Далее можно переходить к творческим заданиям, к которым относится
инсценировка песен. Так, сначала детям предлагается прослушать песню,
проговорить текст, затем — игровые «пробы», в которых дети пытаются
выразить в движениях содержание песни.
На этом этапе работы можно использовать следующие методические
приемы:
слушание музыки и беседы о ней;
рисование, словесные описания музыкальных образов;
подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих
интерпретировать музыкальный образ;
пластические импровизации детей, «пробы» без показа педагога;
показ вариантов движений педагогом — детям предлагается выбрать
наиболее удачный.
Для того чтобы достигнуть действительно художественной, а не
простой интерпретации музыкальных произведений в пластике, нужна
большая и тщательная работа над двигательными способностями. Однако
непосредственно процесс данной технической работы также должен быть
привлекательным, игровым и креативным. И тогда ребята станут
совершенствоваться, учиться движениям легко и непроизвольно, незаметно
для себя осваивая различные и трудные двигательные комбинации. А это, в
свою очередь, станет стимулировать их общее развитие.
Источник