Развитие мозжечка у ребенка в утробе матери

Развитие мозжечка у ребенка в утробе матери thumbnail

Каждая беременная женщина по плану проходит минимум 3 ультразвуковых скрининговых обследований. В процессе его проведения специалисты контролируют состояние плода, динамику его роста и отсутствие врожденных патологий развития. Полученные данные сравниваются с табличными значениями нормальных величин фетометрии для каждого срока вынашивания.

Таблица мозжечка по неделям

Наиболее информативным, с точки зрения обнаружения патологий развития головного мозга, является 2 скрининг. Он проводится примерно на 20 неделе беременности. В это время плод уже полностью сформирован, поэтому имея на руках результаты обследований, специалисты могут определить, есть ли отклонения или патологии в развитии.

Особое внимание уделяется состоянию мозжечка головного мозга. В норме он состоит из 3 частей: 2 полушарий и червя. Именно эта часть ЦНС отвечает за координацию движений.

Гипоплазия (задержка развития) этого рудимента головного мозга может привести к серьезным последствиям: ребенок не сможет держать равновесие, совершать согласованные действия, появятся проблемы с походкой и с выполнением плавных движений. При этой патологии часто возникают проблемы с речью.

При выявлении гипоплазии специалисты обращают внимание на значение межполушарного размера мозжечка.  Оно определяется исходя из данных полученных с помощью УЗИ головного мозга плода в черезмозжечковом сечении. В норме межполушарный размер (МРМ) во 2 триместре должен быть равен сроку беременности.

Мозжечок плода по неделям (таблица), норма МРМ, в см.

Чтобы увеличить, нажмите на таблицу.

Нормальные показатели

Измерение межполушарного пространства мозжечка плода с помощью УЗ-аппаратуры наиболее информативно до 20 недели беременности, в связи с тем, что позднее это сделать будет затруднительно – ребенок становиться больше, кости его черепа – толще.

МРМ определяется при горизонтальном сканировании головы плода УЗИ-датчиком на уровне 4 желудочка по максимальному расстоянию крайнелатеральных границ противоположных полушарий «малого мозга». Если это сделать невозможно, то в таком случае эту величину измеряют в другом сечении.

В подавляющем большинстве случаев межполушарный размер мозжечка соответствует гестационному сроку беременности, это позволяет уточнить наличие патологий ЦНС – задержки развития.

По значениям таблицы размер мозжечка плода на 36 неделе беременности менее 5,2 см, на 37 – уже 5,2 см, на 40 – более 5,8 см. Замечено, что новорожденные, имеющее межполушарный размер мозжечка более 5,3 см после рождения являются зрелыми. Таким образом, следует, что для функционально зрелого новорожденного ребенка величина МРМ должна быть больше или равна 5,3 см.

Выявление патологии и ее причины

Отклонение показателей величины МРМ и его строения при УЗИ – визуализации свидетельствует о наличии патологий. Это может быть:

  • Нарушение морфогенеза (формирования). Аномалии строения мозжечка и заднечерепной ямки: мальформация Джендри-Уокера (гипоплазия червя, его низкое расположение; расширение 4 желудочка, увеличение размера задней черепной ямки), аплазия, гипоплазия. Аномалии развития ромбовидного мозга – ромбэнцефалосинапсис, при котором происходит слияние полушарий мозжечка с объединением зубчатых ядер по срединной линии, тектомозжечковая дизрафия – «малый мозг» располагается внутри 4 желудочка.
  • Гипоплазия червя мозжечка.
  • Расстройства корковой организации. Дефекты строения коры полушарий мозжечка довольно распространенная патология ЦНС. Ввиду того что ее влияние на организацию ЦНС не велико, ее редко диагностируют. Обычно это дегенерация (разрушение) гранулярного слоя коры рудимента, гипертрофия (увеличение объема) зернистого слоя.
  • Кисты, новообразования.

Вызвать развитие патологий строения мозжечка может большое количество факторов, в том числе:

  • Наследственность. Играет немаловажную роль, по той причине, что любые физиологические отклонения у родителей в будущем могут сказаться на развитии ребенка. Перед планированием беременности женщина и мужчина должны пройти ряд обследований и анализов для выявления риска развития патологий у потомства.
  • Неблагоприятная окружающая среда. Загрязнение природы продуктами нефтехимической промышленности, выхлопными газами, высокое содержание канцерогенных веществ и пестицидов в продуктах питания сказывается на здоровье будущих родителей. Поэтому в группу риска развития различных патологий ЦНС входят дети, чьи родители работают на вредном производстве, взаимодействуют с токсичными веществами, проживают рядом с крупными промышленными заводами или в зонах с повышенным радиационным фоном.
  • Нездоровый образ жизни. Курение, алкоголизм, употребление наркотиков родителями сказывается на здоровье будущих детей.
  • Инфицирование. Проникновение в организм будущей матери опасных вирусов и патогенных бактерий может обернуться для малыша опасными патологиями. Беременность может закончиться плачевно, если инфицирование произошло до 12 недель беременности. На больших сроках болезнетворные организмы могут вызвать у плода различные патологии. Например:
  1. токсоплазмоз провоцирует развитие у ребенка микроцефалии, менингоэнцефалита, гидроцефалии, поражение ЦНС.
  2. краснуха влечет глухоту, слепоту, глаукому и поражение костной системы плода;
  3. гепатит «В» опасен из-за высокой вероятности проникновения вируса к плоду через плаценту, в этом случае примерно 40% детей не доживает до 2 лет;
  4. цитомегалия, может спровоцировать слепоту, глухоту, цирроз печени, поражение ЖКТ, энцефалопатию;
  5. бледная трепонема – поражение костной системы, печени, почек, ЦНС, врожденный сифилис;
  6. гонококк – заболевания глаз, сепсис, конъюнктивит, у беременной – воспаление плаценты плода.

Профилактика развития различных патологий ЦНС заключается в предотвращении воздействия вышеизложенных факторов риска. Будущим родителям рекомендуется задолго до зачатия заняться своим здоровьем, следить за питанием и образом жизни. В период беременности женщине необходимо делать плановый скрининг (особенно на 20 неделе беременности) и следить за своим состоянием.

Оценка статьи:

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка…

Источник

Рефлексы эмбриона. Мозжечок и его функции у плода

Контроль, осуществляемый головным мозгом над функциями всего тела, в значительной степени зависит от афферентных импульсов, вступающих из органов чувств, значительно более специализированных, чем нервные окончания в коже. Такие органы, как органы равновесия, слуха и зрения, играют исключительно важную роль в определении характера соответствующих реакций сегментарных эффекторов и через них — реакций организма в целом.

Изменения в положении тела действуют на особые чувствительные окончания в полукружных каналах. Через определенные, связанные между собой афферентные нейроны импульс направляется в синаптический центр (ядро Дейтерса), расположенный на границе между продолговатым и задним мозгом. Отсюда импульс проходит по нисходящему пути (tractus vestibulo-spinalis) и попадает в соответствующие двигательные нейроны определенного сегмента. Эта дуга может участвовать в автоматической реакции равновесия, возникающей в ответ на его внезапное нарушение.

Слуховые и зрительные стимулы передаются к центрам среднего мозга. Слуховые стимулы, возникшие в улитке, передаются через ряд чувствительных нейронов к синаптическим центрам, расположенным в нижних бугорках четверохолмия, а отсюда по эфферентным проводящим путям в соответствующие двигательные нейроны какого-нибудь или всех сегментов. Эта дуга участвует в создании непроизвольной реакции на внезапный шум.

Рефлекторная реакция на внезапное зрительное восприятие осуществляется при помощи такой же дуги, как и дуга, участвующая в создании реакции на звуковые стимулы. Зрительная дуга начинается чувствительными волокнами, выходящими из сетчатой оболочки глаза. В верхних бугорках четверохолмия после прохождения через зрительный бугор и кору импульсы переходят в эфферентные волокна. Эфферентные волокна проходят к эффекторным механизмам тела по проводящим путям, идущим параллельно тем путям, которые участвуют в осуществлении реакции на звуковые стимулы. С этой дугой может быть связано почти автоматическое отскакивание в ответ на внезапную вспышку ослепляющего света.

рефлексы эмбриона

Мозжечок и его функции у плода

Каждый рефлекс, назависимо от того, будет ли он межсегментарным или внутрисегментарным, включает ли он спинальные или черепномозговые нервы и центры обладает относительно простым механизмом действия. В сложных и более осознанных действиях, с участием головы и нескольких частей тела, приобретают значение различные координирующие центры головного мозга, как, например, мозжечок и полосатое тело. Мозжечок получает импульсы (чувство положения) со всех сегментарных уровней тела и импульсы ориентации в пространстве от полукружных каналов и других нейросенсорных окончаний в ухе. Эти импульсы приходят в мозжечок на той же стороне, на которой они возникли.

Так, например, импульсы из нервно-мышечного веретена произвольной мышцы шеи или из телец Пачини передаются через периферический афферентный нейрон (4а1) в спинной мозг. Этот нейрон первого порядка вступает в синапс в дорзальном роге шейного отдела спинного мозга с афферентным нейроном второго порядка (4а2), отросток которого переходит на другую сторону и поднимается к мозжечку. В мозжечке он вновь переходит на ту сторону тела, где он возник. После прохождения через ряд синапсов в мозжечке импульс опять переходит на противоположную сторону и может попасть в эфферентный центр, например в красное ядро (К) среднего мозга. Из красного ядра он еще раз переходит на другую сторону и передается по волокнам (4е1) руброспинального тракта в эфферентные нейроны (4е2) шейного отдела спинного мозга. Эта цепь нейронов связана с изменениями в положении головы и верхних конечностей относительно туловища при удержании равновесия. Различные цепи нейронов этого типа обусловливают сохранение нормального положения и поддерживают мышечный тонус соответствующих мышц. Их деятельность приводит к непрерывному, точному и координированному действию мышц, к так называемому синергичному типу мышечного контроля, примером которого может служить соприкосновение концов указательных пальцев или касание указательным пальцем кончика носа при закрытых глазах. Обе эти реакции обычно используются в клинике в случаях подозреваемого нарушения функции мозжечка.

Физиологические взаимоотношения между вестибулярным аппаратом внутреннего уха и мозжечком можно продемонстрировать при помощи следующего общеизвестного примера. Когда кто-нибудь поскользнется на льду, то его первой двигательной реакцией будет общая реакция тела, при которой мышцы рук, ног и туловища производят некоординированные сокращения. В этой реакции главную роль играет проводящий путь, уже обозначенный нами как третья руга. Проходя по этой дуге, импульс, посланный из полукружных каналов в момент, когда неожиданное поскальзывание вывело тело из равновесия, попадает в ядро Дейтерса, откуда через синапс направляется прямо через нисходящий вестибуло-спинальный тракт к эфферентным нейронам (Зе2), иннервирующим мускулатуру рук, туловища и ног. В то же самое время импульс поступает также в мозжечок (31аг). Из мозжечка он переходит (31е1) через ядро Дейтерса (D) и вестибуло-спинальный тракт в двигательные нейроны. Таким образом, вестибуло-спинальный тракт служит конечным путем, общим и для импульсов, направляющихся прямо к эффекторам через вестибулярные центры мозга, и для импульсов, проходящих более спинный путь через мозжечок. Участие мозжечка приводит к тому, что движения становятся более координированными и поэтому более эффективными.

Импульсы, возникшие в вестибулярном аппарате, посылаются из мозжечка через средний мозг и зрительный бугор вперед, к коре головного мозга. Однако этот путь через кору относительно длинен. Поэтому протекает определенное время, прежде чем человек окажется в состоянии сознательно контролировать свои действия (через пирамидный тракт, Те1, проходящий к двигательным центрам спинного мозга, иннервирующим мускулатуру рук, туловища и ног). В результате человек обычно падает, если мозжечково-вестибулярный рефлекс не обеспечит соответствующей реакции на создавшуюся ситуацию.

– Также рекомендуем “Зрительный бугор эмбриона. Произвольный и регуляторный контроль у плода”

Оглавление темы “Развитие мышц и нейронов эмбриона”:

1. Мышцы промежности плода. Морфогенез мышц головы и шеи эмбриона

2. Формирование мышц шеи эмбриона. Развитие мышц головы плода

3. Нейроны и синапсы эмбриона. Функциональные классы нейронов плода

4. Нервы эмбриона. Спинной мозг плода

5. Проводящие пути эмбриона. Формирование проводящих путей плода

6. Рефлексы эмбриона. Мозжечок и его функции у плода

7. Зрительный бугор эмбриона. Произвольный и регуляторный контроль у плода

8. Развитие нервной системы эмбриона. Ранняя стадия формирования нервной системы у плода

9. Гистогенез спинного мозга эмбриона. Нейроглия плода

10. Клетки головного мозга эмбриона. Развитие нейроглии плода

Источник

Если вы только что обнаружили, что беременны, вы, вероятно, проведете следующие месяцы, задаваясь вопросом, как растет и развивается ваш ребенок. Такие вопросы, как: «какого цвета будут глаза моего ребенка?» или «когда мой ребенок сможет меня услышать?» Вы можете даже задаться вопросом о развитии мозга вашего ребенка.Развитие мозга плода обычно идет по довольно предсказуемому сценарию – нервная система, или головной и спинной мозг вашего ребенка, является одной из первых систем, которые у него начинают развиваться.

Мозг вашего ребенка.

В целом, есть пять различных областей мозга, с которыми знакомы ученые. К ним относятся головной мозг, мозжечок, ствол головного мозга, гипофиз и гипоталамус.

Головной мозг – это самая большая часть мозга. Он отвечает за мысли, чувства и воспоминания. Кора головного мозга, включает лобную и височную доли, является частью этой области. Мозжечок является частью головного мозга, отвечающей за управление двигательными функциями, в то время как ствол головного мозга является частью, которая контролирует наиболее важные функции вашего ребенка, такие как частота сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление.

Гипофиз – это железа размером с горошину, которая выделяет гормоны в организм вашего ребенка. Эти гормоны отвечают за рост и обмен веществ. Гипоталамус – это та часть мозга вашего ребенка, которая отвечает за температуру тела, голод, жажду, сон и эмоции.

Как развивается мозг вашего ребенка.

Как только вы узнаете, что беременны, мозг вашего ребенка уже работает. На самом деле, всего через четыре недели после зачатия формируется нейронная пластинка, которая является основой головного и спинного мозга вашего ребенка. Когда он становится длиннее, он складывается, пока эта складка не превращается в канавку. В конце концов, эта канавка превратится в нервную трубку. Нервная трубка, расположенная вдоль спины плода, имеет важное значение для развития головного и спинного мозга вашего ребенка, которые развиваются из нервной трубки.

Первый триместр.

Примерно через семь недель после начала беременности мозг и лицо вашего ребенка начинают активно расти. Кроме того, как только нервная трубка закрывается, она изгибается и выпячивается в три секции, обычно называемые передним мозгом, средним мозгом и задним мозгом. Сразу за задним мозгом находится часть, которая в конечном итоге превратится в спинной мозг вашего ребенка. Вскоре эти области мозга станут пятью различными областями мозга, включая головной мозг, мозжечок, ствол головного мозга, гипофиз и гипоталамус. Также появились углубления, которые в конечном итоге станут ноздрями вашего ребенка, тоже формируются и зачатки сетчатки глаз.

Ваш ребенок развивает определенные участки мозга, это происходит на шестой неделе беременности, когда начинается первая электрическая активность мозга. Эта активность представляет собой первые синапсы вашего ребенка, что означает, что нейроны вашего ребенка могут общаться.

Однако эта деятельность все еще очень примитивна и состоит из неорганизованного возбуждения нейронов. К десятой неделе беременности голова вашего ребенка становится более круглой и на одиннадцатой неделе беременности она все еще составляет около половины его длины. Но скоро тело все равно догонит голову ребенка по размерам.

Второй триместр беременности.

Во время второго триместра беременности мозг вашего ребенка посылает сигналы на сокращение диафрагме и грудным мышцам, что очень похоже на практику дыхания. Примерно в это же время ваш ребенок совершает свои первые сосательные и глотательные движения. К 21 неделе естественные глотательные рефлексы вашего ребенка позволяют ежедневно проглатывать немного околоплодных вод. 

К концу второго триместра беременности ствол головного мозга ребенка, который контролирует частоту сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление, почти полностью развит и находится чуть выше спинного мозга и ниже коры головного мозга. Более того, нервная система плода достаточно развита, чтобы ваш ребенок испугался громких звуков снаружи матки. В этот момент ваш ребенок может даже повернуться в сторону вашего голоса или голоса вашего партнера.

Третий триместр беременности.

Во время третьего триместра беременности мозг вашего ребенка становится тяжелее почти в три раза. Также происходит быстрое развитие нейронов и проводников. Более того, прежде гладкая поверхность мозга плода становится все более и более рифленой и начинает напоминать вид мозга, который вы привыкли видеть. Между тем, мозжечок развивается очень быстро. На самом деле, он развивается быстрее, чем любая другая область мозга вашего плода.

К тому времени, когда ваш ребенок рождается, мозг в значительной степени напоминает мозг взрослого человека. Но, важно помнить, что до полноценного завершения развития еще далеко. Создание инфраструктуры для зрелого мозга и наличие зрелого мозга – это не одно и то же. Например, хоть кора головного мозга быстро развивается в утробе матери, на самом деле она не начинает функционировать, пока не родится доношенный ребенок. Затем мозг устойчиво созревает в ответ на окружающую среду вашего ребенка.

Факторы, влияющие на развитие головного мозга плода.

Есть много факторов, которые могут повлиять на развитие мозга плода, но большинству здоровых женщин не нужно радикально менять свою жизнь, чтобы способствовать здоровому развитию мозга ребенка. 

Наиболее важным фактором оптимального роста мозга является здоровый образ жизни, который включает в себя здоровое питание и физические упражнения. Также очень важно исключить алкоголь и сигареты, потому что эти вещества могут ухудшить образование и клеток головного мозга плода.

Инфекции.

В целом, инфекции представляют наибольший риск для растущего и развивающегося ребенка. Но большинство мам обладают иммунитетом к самым опасным из них, к которым относятся ветрянка и корь. Однако токсоплазмоз, некоторые заболевания, передающиеся половым путем, и цитомегаловирус также вызывают беспокойство и должны быть обсуждены с вашим врачом.

Стресс.

Итак, как насчет других факторов в вашей жизни, таких как стресс? Влияют ли они на развитие мозга плода? Некоторые исследователи считают, что стресс может влиять на рост и развитие мозга ребенка. Одно исследование показало, что стресс матери во время беременности изменяет нейронные связи в мозге ее нерожденного ребенка.

Мозжечок наиболее уязвим к воздействию раннего жизненного стресса.

Холин.

Холин – необходимое питательное вещество, найденное в яйцах, говядине, и печени, может помочь предотвратить проблемы с развитием мозга плода, даже когда беременные мамы страдают от болезни, такой как грипп.

Кроме того, исследователи обнаружили, что в возрасте одного года дети, чьи мамы перенесли инфекцию и имели более низкий уровень холина, имели детей с резко сниженной способностью обращать внимание, тихо играть и обниматься со своими родителями. Ни одного из этих эффектов не было замечено, когда мама имела более высокий уровень холина в организме.

Интересно, что пренатальные витамины обычно не содержат холина. В результате исследователи пришли к выводу, что добавки, которые рекомендуются беременным женщинам, могут помочь будущим матерям достичь высокого уровня холина, необходимого их детям. Как с любыми добавками, их применение необходимо обсудить с врачом.

Как помочь развитию мозга плода.

Каждая мать хочет дать своему ребенку самое лучшее начало в жизни. Но иногда бывает трудно понять, что делать, особенно с таким количеством советов в книгах, журналах и в интернете. Просто слушайте своих врачей и следуйте их советам. Скорее всего, они предложат вам простые советы, помогающие сохранить здоровье как вам, так и вашему ребенку.

Накормите свое тело.

Когда вы едите здоровую пищу, пьете много воды и принимаете пренатальные витамины, вы даете развивающемуся мозгу вашего ребенка питание, которое ему нужно для оптимального роста.

Делайте больше упражнений.

Если вы не занимались спортом до беременности, вы должны поговорить с вашим врачом, прежде чем начать любой режим упражнений. Как правило, прогулки, аквааэробика и пренатальные занятия йогой являются безопасными вариантами физической активности при беременности. Просто убедитесь, что вы не переборщили. Не стоит рисковать травмировать себя или своего развивающегося ребенка.

Избегайте токсинов.

Токсины вредны для всех, включая беременную маму и ее нерожденного ребенка. К счастью, избежать токсинов в окружающей среде довольно легко, если вы не работаете в компании по химчистке, на ферме или на фабрике, и в этом случае вы можете попросить, чтобы вас перевели в менее токсичную область производства.

В целом, вы должны избегать длительного воздействия чистящих средств, обращать внимание на предупреждения о качестве воздуха и избегать загрязняющих веществ от интенсивного автомобильного движения.

Управляйте своим стрессом.

Существует множество исследований, которые связывают высокий уровень стресса во время беременности с неблагоприятным развитием головного мозга плода. Сделайте все возможное, чтобы уменьшить стресс в своей жизни. Облегчите свою рабочую нагрузку и научитесь расслабляться. Один из способов уменьшить стресс – это сосредоточиться на различных техниках релаксации, таких как дыхательные упражнения, ведение дневника и медитация.

Поговорите со своим малышом.

Исследования показывают, что, когда вы разговариваете со своим ребенком в утробе, вы закладываете основу для его социального и эмоционального развития. Эти односторонние беседы также повысят языковые навыки и навыки памяти в будущем. Так что, убедитесь, что вы говорите со своим ребенком на регулярной основе.

Включайте музыку.

Есть много разногласий по поводу того, будет ли музыка Моцарта для вашего нерожденного ребенка повышать IQ, но воспроизведение музыки, в общем, хорошо для вас обоих. Музыка, особенно классическая, может быть не только расслабляющей, но и может помочь вашему нерожденному ребенку научиться новым звукам и тонам.

Откажитесь от алкоголя и курения.

Не курите и не пейте во время беременности! 

Например, употребление алкоголя может препятствовать развитию когнитивных клеток головного мозга плода. Употребление алкоголя во время беременности часто приводит к снижению IQ, плохим когнитивным навыкам, дефициту внимания, импульсивному поведению и даже плохой координации. Никотин уменьшает кровоток и питание вашего ребенка, потому что он сужает ваши кровеносные сосуды. Это также влияет на когнитивные клетки головного мозга.

Заключение.

Когда речь заходит о развитии мозга плода, лучшее, что вы можете сделать, чтобы поддержать развитие и рост мозга вашего ребенка – это вести здоровый образ жизни. Это включает в себя правильное питание, физические упражнения, получение большого количества сна и снижение уровня стресса. Если вы обеспокоены своей диетой или уровнем стресса, обратитесь к врачу. Есть вещи, которые вы можете сделать сегодня, чтобы встать на правильный путь и обеспечить рост и развитие мозга вашего ребенка на должном уровне.

Источник

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста