Развитие мозга у ребенка презентация
1
Развитие мозга и познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста д.б.н., профессор, академик РАО М.М.Безруких г. Сочи октября 2014 г. Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования
2
«Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой». Л.С. Выготский
3
«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Л. С. Выготский
4
Социальная ситуация развития современного дошкольника Домашнее воспитание; Сверхраннее образование; Ограниченные контакты со сверстниками. Широкое использование технических средств в процессе воспитания и обучения; Замена общения со взрослыми техническими средствами; Исчезновение игры как ведущего вида деятельности; Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов).
5
Мифы развития современного дошкольника Миф 1 – Необходимо начинать обучение как можно раньше (до 3-х лет), т.к. «окно развития мозга» закрывается в 4-6 лет. Миф 2 – Современные дошкольники больше знают, умнее своих сверстников летней давности;
6
Возрастные изменения нейронной организации сенсомоторной коры: в 3 года в 8 лет
7
Возрастные изменения ансамблевой организации нейронных группировок во фронтальной ассоциативной коре (поле 10): в 6 лет в 19 лет
8
Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительно-пространственное восприятие Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Рабочая память Зрительно-моторные координации Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Нервно-мышечная интеграция Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему) Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительно-пространственное восприятие Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Рабочая память Координация и регуляция артикуляционных движений Перевод графемы в фонему Последовательное «слияние» фонем (звуков) Семантический анализ слова ПИСЬМО ЧТЕНИЕ Т дв Тп Тп Тп Тп Электроокулограмма движений глаз при чтении Механограмма движения руки при письме Психофизиологическая структура сложных когнитивных процессов (письма и чтения)
9
Этапы развития внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте Возраст Проявление внимания Мозговое обеспечение Первое полугодие Ориентировочная реакция, открытое внимание [overt attention] Ретикулярная формация ствола. Зрительное двухолмие С 3 до 6 месяцев Появление скрытого внимания [covert attention]. Появление билатеральных установочных движений глаз Задняя ассоциативная кора Второе полугодие Формирование способности удерживать внимание к эмоциональнозначимому стимулу по инструкции взрослого. Лимбическая структура От 1 года до 3 лет Способность к организации устойчивого внимания по речевой инструкции взрослого, поддерживается эмоциональной привлекательностью. Неустойчивый характер внимания Лимбико- кортикальная система С 3 до 6 лет Увеличение количества выделяемых признаков, увеличение объема внимания Таламопариентальн ая система 6 – 8 лет Формирование механизмов произвольного избирательного внимания, вытеснение эмоционального непроизвольного внимания – произвольным когнитивным Фронтоталамическа я система
10
N90P130N P N90P130N P N90P130N P diffusechecksface checks face O TPO P O P ** ** * * * checks diffuse face N90P130N P N90P130N P N90P130N P O TPO P diffusechecks * * * * 500 ms 3-4 years 6-7 years ВП новорожденного Становление системы зрительного восприятия в онтогенезе (Д.А. Фарбер, Т.Г. Бетелева, )
11
Познавательное развитие детей, поступающих в 1 класс ( г. ) 1- организация деятельности 2- речь 3- моторика 4- зрительно- пространственное восприятие 5- интегративные функции Количество детей (в %), имеющих возрастную несформированность школьно значимых функций
12
Познавательное (когнитивное) развитие детей, поступающих в 1 класс (2009 – 2010 гг.) Показатели когнитивного развития Кол-во детей с несформированной функцией, % Организация деятельности 60 Общий запас сведений и знаний, способность к анализу, синтезу, классификации Внимание Память Речьдо 60 Моторное развитие, в т.ч. мелкой моторики Зрительное восприятие, зрительная память Зрительно-пространственное восприятие Зрительно-моторные интеграции 30-35
13
Показатели развития детей 6-7 лет. (популяционный срез, n= ) гг Количество детей, % показатели
14
C1 C2 Временная структура письма
15
Движения глаз в процессе чтения (хорошо читающий)
16
Движения глаз в процессе чтения (плохо читающий)
17
«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными…… Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать…материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье». Е.Н. Водовозова
18
Спасибо за внимание! Институт возрастной физиологии РАО г.Москва, ул. Погодинская д.8 корп.2 Тел/факс: (499)
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Педсовет «РАЗВИТИЕ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА» Дорошенкова Татьяна Ивановна, руководитель Методического объединения учителей русского языка и литературы КГОБУ«Коррекционная школа-интернат I вида»
2 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга
3 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга Всем хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. Занимаются они разными делами. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально.
4 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга
5 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга
6 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи.
7 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.
8 слайд
Описание слайда:
Асимметрия полушарий мозга
9 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Хорошо в этом отношении музыкантам, например, пианистам. Их с раннего детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития мозга − это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.
10 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства. 1. “Ухо-нос”. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.
11 слайд
Описание слайда:
“Ухо-нос”
12 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? 2. “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
13 слайд
Описание слайда:
“Зеркальное рисование”
14 слайд
Описание слайда:
“Зеркальное рисование”
15 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? 3. “Колечко”. Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
16 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? Техника НЛП «Скорая помощь» Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.
17 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? Техника НЛП «Скорая помощь» Порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л − левая рука поднимается в левую сторону, П − правая рука поднимается в правую сторону, В − обе руки поднимаются вверх.
18 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? Техника НЛП «Скорая помощь» Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
19 слайд
Описание слайда:
Как развивать полушария мозга? А Б В Г Д Л П П В Л Е Ж З И К В Л П В Л Л М Н О П Л П Л Л П Р С Т У Ф В П Л П В Х Ц Ч Ш Я Л В В П Л
20 слайд
Описание слайда:
Благодарю за внимание!
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Всем хорошо известно, что мозг состоит из
двух частей: левой и правой.
Занимаются
они разными делами. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у
кого-то правая, а у самых счастливых обе. Выигрывают, естественно, последние,
использующие своё богатство максимально.
Какое же значение имеет использование этих особенностей в коррекционной работе с детьми, в частности для обучения учащихся школ I вида.
В процессе работы с детьми, выяснилось, что леворукие и праворукие дети по разному воспринимают учебный материал.
При этом на это восприятие учебного материала ни как не влияет особенность их развития по сравнению с обычными школьниками.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-691998
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Конспект игры – занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий
Тема: «Командир моего организма – МОЗГ».
Цель:
- Дать детям представление о том, что мозг – важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.
Задачи:
- Образовательные:
– дать знания о том, что мозг является своеобразным «командиром» принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» (глаза, язык, уши, нос, руки) и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам.
– закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) и уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
– познакомить детей с его удивительным свойством – памятью.
- Развивающие:
– развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
- Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение детей к своему организму.
Объяснение технологии: цель здоровьесберегающей технологии-обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
Методы и приемы:
- Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
- Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
- Наглядные: показ, демонстрация;
- Словесные: беседа, вопрос-ответ;
- Игровые: игровые упражнения;
- Практические: упражнения.
Средства обучения:
- Демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточка мозг, череп, грецкие орехи, карточки с изображением органов чувств, схема «Цветовые центры мозга», рисунок с изображением кораблика, правила «Как сохранить мозг здоровым»).
- Тарелка с продуктами (булка, апельсин, чеснок), три стакана воды, различной на вкус (солёная, сладкая, кислая), чайная ложка на каждого ребенка, лист бумаги на каждого ребенка, простые карандаши, грецкие орехи.
Активизация словаря:
Центр зрения, слуха, осязания и обоняния, извилины, кора мозга.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях перед мольбертом. Воспитатель задает вопросы детям:
-Кто такой командир? (Ответы детей)
– А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?
(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга) (слайд 1)
– Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)
– Это головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга).
– Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке (цветная таблица с изображением черепа) (слайд 2). Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть – это кора мозга.
– На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками – бороздками» коры головного мозга) (слайд 3).
– Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.
– А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
– У нашего «командира» – мозга есть память. Он может запоминать на долгие – долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
-Наш мозг можно сравнить с компьютером – (Картинка) (слайд4). Почему? (Ответы детей.)
А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)
– Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.
-Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Воспитатель проводит пять игровых упражнений.
-Давайте поиграем.
Игровое упражнение
«Угадай, кто тебя позвал?»
Один ребенок отворачивается, а остальные по очереди называют его имя. Ребенок-водящий угадывает голоса товарищей.
-Кто, Саша, тебе подсказал, что это был голос Сережи? (Память).
-При помощи чего ты узнал его голос? (Ушей). Это первый наш помощник.
– Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми,
хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их (слайд 5).
Игровое упражнение
«Определи на вкус».
Воспитатель предлагает детям попробовать прозрачную воду из трех стаканов, приглашая три человека одновременно.
-Что же ваша память вам подсказывает? (В первом стакане вода кислая, во втором – соленая, в третьем – сладкая). От кого вашему «командиру» – мозгу пришло такое сообщение? (От языка).Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными). Это второй помощник (слайд 6).
Игровое упражнение
«Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится на тарелке (апельсин, чеснок, хлеб).
– Ребята, под этой салфеткой кое – что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут. Нос – третий помощник. (Дети поочередно выполняют задание) (слайд 7).
– Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз).
Игровое упражнение
«Узнай друга».
Из группы детей выбираются два человека. С закрытыми глазами они «исследуют» других детей, касаясь руками головы, волос, одежды.
-Кто же тебе подсказал, что это был Саша? (Память). А от кого мозг принял донесение, что это был Саша? Это наши руки – четвертый помощник (слайд 8).
Игровое упражнение
«Зрительный диктант».
Дети садятся за столы. Воспитатель несколько секунд показывает рисунок с корабликом. Дети должны нарисовать увиденное изображение на листе. (Дети выполняют задание).
-Кто передал мозгу эти сведения? (Глаза).
-Кто подсказал, что это кораблик? (Память).
-От кого мозг принял сигнал? (От глаз) Это пятый помощник (слайд 9).
Гимнастика для глаз «Белка».
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо – влево)
Гостя вкусно угощала:
– Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх – вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и открыть).
Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).
-Давайте рассмотрим с вами схему «Цветовые центры мозга»: зрительный слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой. (Воспитатель показывает схему) (слайд 10).
-Теперь вы знаете, почему я наш мозг все время называю «командиром»? (Ответы детей). Мозг в считанные секунды принимает сигналы, поступающие из различных органов тела, сортирует их, а затем посылает команды всем частям тела (пальцам, векам, ногам, носу, плечам) выполнить то или иное действие. Все эти центры мозга умеют работать вместе, вот как мы с вами.
-А как сохранить мозг здоровым? Что для этого необходимо делать? ( Ответы детей). На мольберте правила «Как сохранить мозг здоровым»:
- Делать зарядку;
- Соблюдать режим;
- Правильно питаться;
- Быть на свежем воздухе;
- Узнавать новое.
-Это те правила, которые мы с вами выполняем в детском саду постоянно (слайд 11).
-Хорошо поработали, все молодцы.
Источник