Развитие мозга ребенка во время сна

Развитие мозга ребенка во время сна thumbnail

Содержание:

  • Совместный сон: опыт предков и народная мудрость
  • Раздельный сон
  • Контакт во сне
  • Близко, но не вместе

Как должны спать новорожденные и грудные дети? Большинство матерей на земном шаре вообще не задается этим вопросом и организует сон младенцев так, как это делали поколения их предков. Однако в развитых странах все иначе — все моменты ухода за ребенком строго регламентированы врачами. Есть ли научная основа у книг для родителей? Что на самом деле нужно ребенку во сне? Рассказывает ученый-антрополог.

Совместный сон: опыт предков и народная мудрость

Сон в одной постели с ребенком и положение ребенка лежа на спине (что способствует грудному вскармливанию) настолько универсальны и распространены, что большинству родителей во всем мире просто не приходит в голову спрашивать у кого-то, где их ребенок должен спать, нормально ли спать с ребенком вместе, в каком положении дети должны спать и как ребенка нужно кормить.

С рождением сына Джеффри в 1978 году мы с женой Джоан вошли в мир родительства. Обеспокоенные новым кругом обязанностей, мы читали книгу за книгой о воспитании детей. Мы оба — антропологи, и мы были несколько обескуражены тем, что прочитали в литературе по уходу за ребенком. А когда дело дошло до советов специалистов о кормлении ребенка и организации сна, мы были очень смущены. Либо все наше образование и исследования универсальных аспектов человеческой жизни были неверны, либо специалисты по педиатрии упускают или нарочно игнорируют важную информацию.

И тогда мы поняли, что в книгах по уходу за детьми не было не только того, что отражало бы особенности, доставшиеся нам от наших предков — приматов, их организации сна, но и упоминаний о современных исследованиях в области нейробиологии и психологии, которые раскрывают младенческую биологию и роль телесного контакта с матерью для развитии и роста младенца и его благополучия. Более того, мы увидели, что рекомендации по уходу за младенцами не были основаны ни на эмпирических лабораторных или полевых исследованиях новорожденных вообще, ни на межкультурных данных о том, как на самом деле живут дети.

Эти рекомендации были основаны на старых культурных идеалах 70—80-летней давности, исключительно западных и исторически новых, и в основном отражали социальные ценности врачей-мужчин, которые не только никогда не меняли пеленки, но и никоим образом не были связаны с заботой о детях, даже собственных.

Раздельный сон

Чем больше мы погружались в эти дебри, тем яснее становилось, что широко распространенная “мудрость” не имела под собой никаких научных оснований. Это открытие перевернуло мою карьеру.

Западные социальные ценности стараются подчеркнуть младенческую самодостаточность настолько рано, насколько это возможно. Этот исторический факт в нашей культуре дает понять, почему без каких-либо научных изысканий предполагается, что раннее ночное отделение ребенка от родителей необходимо для появления счастливых, уверенных, эмоционально здоровых, независимых будущих взрослых. Раздельный сон наряду с контролируемым искусственным вскармливанием поощрялся без каких-либо антропологических исследований, которые могли бы поставить эти предположения под серьезное сомнение. Педиатры и специалисты по уходу за детьми ошибочно утверждали, что это способствует развитию способности ребенка к “самоуспокоению” и приводит к тому, что младенцы вырастают в независимых взрослых.

В 90-е годы XX века в Ирвайнской медицинской школе Университета Калифорнии в лаборатории расстройств сна мы с коллегами провели первые исследования физиологических и поведенческих различий матерей и детей, спящих вместе и раздельно. Два экспериментальных исследования и одно большое трехлетнее исследование стали первыми работами, посвященными исключительно детям, находящимся на грудном вскармливании и спящим рядом с матерью (что с биологической точки зрения является нормальной моделью сна для младенца). Наша работа впервые показала, как организация сна может повлиять на ночную физиологию и поведение матерей и младенцев. Исследования ночного поведения продолжились в Университете Нотр-Дам в лаборатории поведения матери и ребенка во время сна, где мы вновь четко выявили особую способность матерей из групп высокого и низкого риска реагировать на потребности своих младенцев во время совместного сна.

Контакт во сне

Может показаться, что во сне с ребенком мало что происходит и что организм ребенка просто нуждается во временном бездействии каждый день. Это не совсем так. Во время сна происходят всевозможные физические и неврологические процессы, в том числе развитие взаимосвязей между новыми клетками мозга. За это время мозг должен разобраться, сколько и каких его клеток (затрагивающих интеллектуальные, эмоциональные и психологические аспекты развития) будут сохранены, а сколько необходимо “отсеять”. Растущий мозг ребенка должен уменьшить потребление питательных веществ теми клетками, которые, похоже, не будут использоваться часто, так что питательные вещества смогут быть направлены в те клетки, которым они более необходимы.

Без стимуляции контактов между матерью и ребенком и взаимодействия, в том числе ночного сенсорного обмена, новорожденные клетки мозга могут быть потеряны навсегда. Это заставило некоторых специалистов по психологии развития утверждать, что младенцам гораздо вреднее недополучить неврологическое возбуждение, так как “отсеянные” клетки мозга ребенка не восстанавливаются в более поздний период. Минимизация контактов с телом матери может сделать неврологические связи менее стабильными и эффективными, ослабить структуры, которые обеспечивают ребенку основу для быстро растущих коммуникативных навыков, эмоциональности и способности эффективно регулировать собственные нужды и реагировать на них.

Близко, но не вместе

Целым поколениям родителей говорили о необходимости укладывать ребенка спать отдельно и в одиночестве, чтобы развить его независимость и дать взрослым возможность устраивать свою личную жизнь. Это культурное наследие укоренилось в западных обществах. Родителей, которые спят с детьми, часто считают бедными или ненормальными.

Хорошей новостью является то, что совсем недавно, и это в первый раз, Американская академия педиатрии (AAП) выпустила рекомендацию, что дети должны спать “близко” к матери в той же комнате. Плохая новость заключается в том, что они выступают против сна в одной постели. В этом и заключается противоречие.

Я хочу, чтобы семьи поняли, сколько всего происходит во время сна и совместного сна в том числе и при общении друг с другом через прикосновение, запах, звук, вкус. Это бессознательное общение — один из способов, которые использует наш биологический вид для улучшения здоровья и для выживания, и это также неотъемлемая часть любви и общения родителей с детьми и друг с другом. Ребенок, спящий сам по себе в кроватке, вне надзора и контроля со стороны матери или отца лишен этой жизненно важной связи и, как доказывают научные исследования, находится в зоне риска.

Когда вы смотрите на распространенность совместного сна в мире млекопитающих и в различных человеческих культурах в разные эпохи, то становится ясно, что совместный сон является универсальным во времени и практикуется широко и по-разному. Моя интуиция подсказывала мне, что это должно быть полезным, но только на основе обширных и скрупулезных научных исследований мы определили, что это действительно так.

Действительно, спать с ребенком – одно удовольствие. Только вот животные и наши далекие предки занимались сексом исключительно в целях размножения. Поэтому сон с ребенком в одной постели в настоящее время противоречиво и находит недовольство – преимущественно со стороны мужей. Еще минус – втает с постели мама – автоматически просыпается ребёнок. Я вот думаю, возможно ли комбинирование – и чтобы малыш спал и в кроватке, и иногда с мамой?

2016-10-13, Рузилюшечка

Я тоже это чувствовала интуитивно, но большой ребенок под кодовым именем МУЖ требует разлучения с ребенком на ночь!

2014-12-17, koalamama

Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.

Источник

29.01.2016

31

Для того, чтобы принимать правильные решения, очень важно обладать максимально полной информацией о предмете интереса. Воспитание детей, а тем более коррекция привычек сна — это та зона, которая особенно требует определенных знаний. Это важно для того, чтобы родители могли быть уверенным в своем выборе той или иной техники, не сдавались при первых же сложностях, а так же находили мотивацию продолжать в трудные моменты (сон случается ночью, и в 3 утра нужна вся сила воли, чтобы делать что-то правильно, а не быстро!).

Развитие мозга ребенка во время сна

Конечно, чтобы стать экспертом нужно потратить уйму времени, сил и где-то посвятить себя этому, но мы предлагаем вам сжатую версию основ о детском сне. В этом цикле мы кратко обрисуем, какой сон бывает, как он меняется и что важно для его полноценного развития у детей от рождения и до школьных лет.

Фазы сна

В целом, сон у взрослых и у детей делится на поверхностный REM-сон (основная черта — быстрое движение глазных яблок), во время этой фазы мы видим сны, и Медленный сон (non-REM, отсутствие быстрых движений глаз). Нужно помнить, что спящий мозг, это вовсе не «отдыхающий» мозг, уровень активности разный, но работа идет беспрерывная. У взрослых и у детей во время сна обе фазы сменяют друг друга: сначала медленный, потом быстрый и снова по кругу. Зрелый мозг обычно распределяет фазы в следующем порядке: медленный (40-80 минут) — быстрый (12-25 минут). Чем ближе к утру, тем чаще происходит фаза быстрого сна. Между полными циклами (медленный-быстрый сон) почти всегда происходит частичное пробуждение. В это время взрослый может перевернуться, поправить подушки или одеяло, и без усилий провалиться в новый цикл сна. На утро мы этого даже не помним. Дети между циклами могут переворачиваться, плакать (от минуты до 10 минут), и если они не умеют самостоятельно засыпать — просыпаются окончательно.

Смена циклов за ночь может происходить до 12-15 раз. Вот где навык самостоятельного засыпания становится ключевым!

REM-сон — это относительно неглубокий сон. Мозг в это время очень активен и как бы дрейфует на поверхности сознания. Видимо, для того, чтобы «не перегружать систему» в это время наступает легкий паралич всего тела — двигаются только глазные яблоки, сердечная и дыхательная мышца. Во время REM-сна происходит сохранение и распределение новой информации в памяти. Именно поэтому важно, чтобы у детей были полноценные циклы быстрого сна, с их помощью они лучше учатся, быстрее запоминают новое. Новорожденные (до 3-4 месяцев с момента предполагаемой даты родов) спят хаотично, в отличие от взрослых у них может преобладать быстрый сон (ну очень многому нужно научиться!), с него может начинаться цикличность и он занимает больший процент в общем времени сна.

non-REM (медленный сон) — это сон, который сам по себе имеет 4 этапа. Предназначение этой фазы — регенерация тканей, рост, формирование новых неврологических связей. Первые два этапа — относительно неглубокий сон, проснуться от него можно даже при небольшом окружающем шуме. Последующие два этапа характеризуются погружением в глубокий сон. В этот период человека очень трудно разбудить, а если это и удается, то он будет дезориентирован. Так же в этом отрезке происходят приступы лунатизма, разговора во сне.

Дневной сон у детей

В зависимости от возраста, количество отрезков дневного сна у детей меняется: к 4 месяцам складывается 3-4 отрезка, к 6 остается 2-3, а к 18 месяцам большинство детей спят один раз в день. Между двумя и четырьмя годами регулярный дневной сон и вовсе пропадает. Отмечу, что сон в разное дневное время не одинаков. Первый утренний сон становится как бы продолжением ночного и богат на сновидения. В это время продолжается сортировка и закрепление нового, познанного вчера. Обеденный сон — это более глубокий, в основном медленный сон. Сон в обед помогает ребенку расти в прямом смысле. Вечерний сон — это мостик, который помогает «дожить» до ночного укладывания без особого переутомления.

Гормональная регуляция: как помочь малышу спать?

Вы, скорее всего, подозреваете, что сон, как и многие процессы в нашем организме, регулируется особыми химическими соединениями — гормонами. Нет, ни в коем случае не давайте гормоны ребенку только чтобы заставить его спать! Мудрый человеческий организм сам вырабатывает все, что ему нужно.

Биологически мы все запрограммированы спать, когда становится темно. Сигнал о наступившей темноте поступает из глаз в мозг и выделяется гормон мелатонин. Именно он нас «усыпляет» и помогает спать до рассвета. Нарушение выработки этого гормона у взрослых способствует удержанию лишнего веса (спите в темноте!). Этот гормон начинает вырабатываться у детей с 3-4 месяцев (или чуть позже у недоношенных), как раз с ним и связана глобальная перестройка сна у малышей этого возраста. Как мы можем это использовать?

  1. Во-первых.
    Постарайтесь избегать ночников в спальне, или сделайте их максимально тусклыми;
  2. Во-вторых.
    Ограничьте поступление света в комнату малыша на время, когда вы хотите, чтобы он спал — раннее утро, дневной сон и т.д.;
  3. В-третьих.
    За полчаса до укладывания, попробуйте приглушить освещение. Это даст ощущение «заката» мозгу ребенка, начнет выделяться мелатонин и ему будет легче уснуть.

Кортизол — еще один герой (вернее — антигерой) в нашей истории про сон. Это гормон стресса и выделяется он, когда мы устаем. Его задача взбодрить нас, дать прилив сил и энергии, открыть второе дыхание, когда основной заряд бодрости уже исчерпан. Неплохо, правда? В нашем случае — опасно. Если позволить утомленному малышу догулять до выброса кортизола, то уложить крошку будет очень сложно. Прилив новой энергии не позволит ему расслабиться и настроиться на сон, но при этом энергия эта заемная из глубоких запасников на экстренный случай. Растрата такой энергии утомляет ребенка в несколько раз сильнее. Кроме того, кортизол не так быстро выводится из организма. Поэтому даже если малыш заснул (и поверьте, вы на это потратите оооочень много сил), проспит он недолго. Не допускайте переутомления ребенка! Следите за временем и за признаками усталости, как только заметили — быстро укладываться!

Биологические ритмы и внутренние часы

Естественные биологические ритмы человека это сложная система.

В целях упрощения выделим несколько ключевых моментов:

  • В естественных условиях (без социальных ограничений вроде графика работы или расписания занятий) биологические часы идут по 24,8 часовому кругу. Это значит, что если процессом внутреннего времени не управлять, наш график будет постоянно смещаться, и в какой-то момент мы можем с трудом заснуть и в 2 ночи, а просыпаться будем к часу дня. Практический совет: следите за тем, чтобы время отхода ко сну на ночь и время пробуждения, приемов пищи были примерно одинаковы изо дня в день. Это поможет сохранить здоровый (и удобный!) распорядок в течение всего дня.
  • Управление биологическими часами происходит не только через социальные нормы (успеть на электричку в 7,15), но и через солнечный свет. Наш организм понимает, что начался день с появлением солнечного света и готовится спать с наступлением темноты. Практический совет: Помогите ребенку проснуться ранним зимним днем, включив яркий свет в его комнате. Настройте его на сон, приглушив освещение незадолго до укладывания.
  • Температура тела тоже реагирует на внутреннее время. Когда организм считает, что наступила ночь — он снижает температуру тела, а с приближением утра — поднимает ее. Практический совет: Если уложить ребенка во время такого снижения температуры он очень быстро заснет (снижение длится около 90 минут). Держите и комнату прохладной, чтобы температура воздуха не перегревала ребенка во время засыпания.
  • Существует «идеальное время» когда уложить ребенка спать днем легче всего. Соответственно возрасту, поэкспериментируйте в отрезки с 8-9 утра и с 12-13 дня. Для младших детей пробуйте более раннее время в отрезке, для старших — подвиньтесь к его концу. Эти отрезки тоже сопровождаются снижением температуры и достаточным, но не чрезмерным накоплением усталости.

Режим дня

В связи с тем, что организм в целом и биологические часы в частности хорошо поддаются тренировке, режим дня становится ключевым моментом. Соблюдение постоянных интервалов и периодичности действий (все в пределах разумного, мы ни в коем случае не призываем вас проживать день сурка!) помогут настроить организм и на своевременный сон. В зависимости от темперамента ребенка и мамы режим дня может быть достаточно жестким (для настойчивых, негибких, сложно адаптирующихся деток) или может допускать большой процент вариативности (это подойдет для гибких, адаптивных, контактных детей).

Помните, что во время праздников, поездок в отпуск или в гости к родным, режим начинает играть еще большую роль. Не только он поможет малышу легче уснуть и набраться сил на новые приключения, но и почувствовать себя более защищенно и уверенно в новой обстановке.

Развитие мозга ребенка во время сна

Понравиласть статья? Оцените:

Источник

Содержание:

  • Недостаток ночного сна и оценки
  • Сон и память
  • Влияние недостатка сна на вес
  • Вернуть детям сон

Во всем мире дети спят на час меньше, чем 30 лет назад. Цена этого — ослабление интеллекта, ухудшение эмоционального состояния, дефицит внимания, гиперактивность и тучность. Что происходит с ребенком во сне — с его мозгом, гормональным фоном и другими системами организма? Почему недосып вреден для взрослых, но разрушителен для детей? Обзор американских исследований сна.

Согласно обзорам Национального фонда сна, 90% американских родителей считают, что их ребенок спит достаточно долго. Сами дети говорят иначе: 60% учеников старших классов сообщают о сильной дневной сонливости, и от 20 до 33% школьников засыпают в классе минимум раз в неделю.

Статистика подтверждает: большинство детей постоянно недосыпают. Половина всех подростков спит по будням меньше 7 часов. У старшеклассников время сна составляет в среднем немного больше 6,5 часа. Только 5% старшеклассников спит по 8 часов.

Несомненно, мы тоже уставали, когда ходили в школу. Но не так, как наши дети. Современные дети — начиная с младших классов и до окончания школы — спят каждую ночь на час меньше, чем 30 лет назад. Даже детсадовцы спят на 30 минут меньше, чем было раньше. Родители сильно переживают из-за сна младенцев, но сон школьников такого беспокойства не вызывает. Причин сокращения продолжительности сна много: всякого рода перегрузки, отсутствие режима, телевизор и пр.

Увы, мы игнорируем потерянный час потому, что никогда толком не знали его истинной ценности для детей. Но вот что говорят ученые-сомнологи: детский мозг развивается до 21 года, и большая часть этой работы происходит в то время, пока ребенок спит. Многие типичные проблемы подросткового возраста на самом деле являются признаками хронического недосыпа.

Самое удивительное, однако, не это. Плохой сон, оказывается, связан с такими явлениями, как пандемия тучности, нарушение внимания и гиперактивность. Некоторые ученые полагают, что проблемы со сном в период формирования ребенка могут вызвать стойкие изменения в структуре его мозга — повреждения, от которых нельзя избавиться, просто выспавшись. Возможно, что многие типичные проблемы подросткового возраста — капризность, депрессия и несдержанность в еде — на самом деле являются признаками хронического недосыпания.

Недостаток ночного сна и оценки

Доктор Ави Сейдх из университета Тель-Авива — один из приблизительно дюжины всемирно известных специалистов в области изучения сна — пару лет назад исследовал сон 77 4-классников и 6-классников. В течение трех дней половина детей должна была ложиться спать пораньше, другая — попозже. Используя регистратор активности — устройство, позволяющее определить время реального сна, — команда Сейдха установила, что дети первой группы спали ночью на 30 минут больше, второй — на 31 минуту меньше. После третьей ночи исследователь провел нейробиологический тест, позволяющий определить текущие результаты качества работы учащегося и учителя, а также то, как учителя будут оценивать способность ребенка сосредоточиваться.

Разница в выполнении теста, вызванная потерей часа сна, была больше, чем разница между нормальными 4-классником и 6-классником. Проще говоря, немного сонный шестиклассник будет работать в классе как 4-классник.

Доктор Мэри Карскадон, специалист по биологическим системам, регулирующим сон:

— Практически всем малышам позволяют позднее ложиться спать в выходные. Они вполне высыпаются — просто смещают сон на более позднее время вечером в пятницу и субботу. Однако доктор Моник ЛеБуржуа обнаружила, что изменение времени отхода ко сну влияет на выполнение стандартного IQ-теста. Каждый час смещения сна в выходные стоит ребенку 7 пунктов в тесте. Доктор Пол Сератт из университета Вирджинии оценил воздействие проблем со сном на отметки за работу со словарем, полученные школьниками младших классов. Он тоже обнаружил, что отметки снижаются на 7 пунктов.

Корреляция между длительностью сна и школьными оценками особенно ярко выражена в средней школе, потому что именно в это время резко сокращается продолжительность детского сна. Доктор Кайла Вальстрем из университета штата Миннесота изучила более 7000 старшеклассников, сопоставив их привычки, связанные со сном, и оценки. Отличники спят приблизительно на 15 минут больше хорошистов, а те, в свою очередь, спят на 15 минут больше троечников и т.д. Данные, полученные Вальстрем, почти полностью соответствуют результатам более раннего исследования более 3000 старшеклассников из Род-Айленда, проведенного Карскадон. Конечно, эти значения усредненные, но совпадение результатов двух этих исследований впечатляет. Даже 15 минут сна имеют значение!

Сон и память

Исследования показали, как недостаток сна влияет на мозг ребенка. Так, утомленные дети не могут запомнить то, что они только что узнали, потому что нейроны теряют пластичность и становятся неспособными к формированию новых синаптических связей, необходимых для запоминания.

Невнимательность может быть вызвана разными причинами. Дефицит сна истощает способности тела извлекать глюкозу из кровотока. От этого больше всего страдает префронтальная кора мозга, которая отвечает за так называемые “исполнительные функции”. К ним относятся управление мышлением, чтобы оно могло привести к цели, предсказание результатов и восприятие последствий совершенных действий. Таким образом, утомленным людям трудно контролировать свои порывы, поэтому абстрактные цели, такие как учеба, отходят на задний план по сравнению с более развлекательными занятиями. Утомленный мозг застревает на неправильном ответе и не может придумать более творческое решение, неоднократно возвращаясь к одному и тому же неверному ответу.

За последние годы ученые выяснили, чем занимается мозг, когда ребенок спит. По словам доктора Мэтью Уолкера из университета Беркли, в это время мозг перемещает то, что узнал днем, в области более эффективного хранения. Каждая стадия сна играет собственную роль в сохранении воспоминаний.

Вот пример: при изучении иностранного языка нужно заучивать слова, активизировать слуховую память для запоминания новых звуков и моторную память, чтобы правильно записать новое слово. Словарь синтезируется гиппокампом в начале ночи в течение “медленноволнового сна” — глубокого покоя без сновидений. Моторные навыки произношения обрабатываются в течение второй стадии небыстрого сна, а слуховые воспоминания кодируются в любой из стадий сна. Эмоциональные воспоминания обрабатываются во время фазы быстрого сна. Чем больше вы узнали в течение дня, тем больше вам надо спать этой ночью.

Сон детей качественно отличается от сна взрослых, потому что дети тратят больше 40% времени сна на стадию медленной волны (в 10 раз больше взрослых). Именно поэтому хороший ночной сон так важен для долгосрочного заучивания слов, исторических дат и других фактов.

— Складывается крайне опасная ситуация, — говорит Уокер, — поскольку интенсивность обучения детей резко возрастает, а объем сна, необходимого для обработки полученной информации, сокращается. Если эти линейные тенденции будут продолжаться, вскоре последует взрыв.

Влияние недостатка сна на вес

А теперь поговорим о той роли, которую дефицит сна играет в эпидемии тучности.

За последние 30 лет тучных детей стало втрое больше, половина всех детей рискует набрать лишний вес — а это всего два шага от тучности. Правительство тратит больше 1 млрд долларов в год на программы обучения правильному питанию в школах. По данным ученых из университета Мак-Мастера, из 57 таких программ лишь 4 показали хорошие результаты…

Долгое время главным злом считалось телевидение. Вместо того чтобы бегать по округе, как мы, когда были молоды, наши дети сидят перед этим ящиком в среднем по 3,3 часа в день. Связь с тучностью казалась настолько очевидной, что мало кто сомневался в справедливости этой точки зрения.

— Это было похоже на религию — верьте, и все тут! — усмехается доктор Элизабет Вандевотер из Техасского университета в Остине. — Но это не научный подход.

Проанализировав данные о 8000 семей, изучавшихся с 1968 года, Вандевотер обнаружила, что тучные дети смотрят телевизор не больше, чем их более стройные сверстники. Статистическая корреляция между тучностью и телевизором отсутствовала.

Вандевотер изучила дневники детей того времени и поняла, что было неправильно в более ранних исследованиях. Дети не меняют физическую активность на сидение перед экраном.

— Дети меняют функционально эквивалентные предметы. Если запретить телевизор, они не пойдут играть в футбол, а займутся каким-то другим сидячим видом развлечения, — считает она.

Фактически в то время, как тучность с 1970-х годов растет по экспоненте, дети смотрят телевизор всего на 7 минут в день больше. В среднем они добавляют сейчас полчаса видеоигр и рыскания по Интернету, но резкое увеличение тучности началось в 1980-х — задолго до широкого распространения домашних видеоигр и изобретения веб-браузера. Это, естественно, не значит, что сидеть перед телевизором полезно для талии. Но это значит, что детей полнит что-то другое, не телевидение.

5 лет назад доктор Ева Ван Котер обнаружила “нейроэндокринный каскад”, который связывает сон с тучностью. Потеря сна увеличивает производство гормона грелина, который сигнализирует о голоде и уменьшает количество его метаболического антипода — лептина, подавляющего аппетит. Потеря сна также увеличивает уровень гормона стресса — кортизола. Кортизол стимулирует производство жира в теле. Кроме того, разрушается человеческий гормон роста. В норме гормон роста выделяется в виде одного крупного выброса в начале сна, он очень важен для процесса расщепления жира.

Дети, которые меньше спят, чаще страдают ожирением, чем дети, которые спят больше. Среди детей, которые спят меньше 8 часов, приблизительно в три раза чаще встречаются тучные, чем среди тех, кто спит по 10 часов.

Исследование школьников Хьюстона доказало, что тучными становятся не только маленькие дети. Среди школьников средних и старших классов шансы стать тучным повышаются на 80% с каждым потерянным часом сна.

Ван Котер обнаружила, что для должной выработки инсулина и толерантности к глюкозе особенно важна стадия медленноволнового сна. Когда она позволяла испытуемым заснуть, но тут же будила их несильным стуком двери, достаточно громким, чтобы не дать достичь фазы медленноволнового сна (фактически не будя испытуемых), у них усиливалась выработка гормонов, практически так же, как в случае увеличения веса на 8–12 кг. Как уже говорилось, более 40% времени сна детей составляет фаза медленных волн, тогда как взрослые проводят в этой стадии только около 4% ночи. Это может объяснить, почему взаимосвязь между дефицитом сна и тучностью у детей выражена намного сильнее, чем у взрослых.

Вернуть детям сон

Доктор Джудит Оуэнс руководит клиникой сна при университете Брауна в Провиденс. Недавно к ней пришла на прием 15-летняя девочка с жалобами на сильные головные боли. Увы, распорядок дня девочки был просто изматывающим: после урока игры на флейте, урока игры на фаготе, танцев и выполнения домашней работы она могла поспать только 5 часов, после чего вставала каждое утро в 4:30 и отправлялась на гимнастику. Оуэнс порекомендовала сократить список занятий.

Отец девочки засомневался и потребовал от Оуэнс доказательств. Несомненно, он знал, что сон важен, но неужели он важнее, чем французский язык? Или попадание в хороший колледж?

Оуэнс попробовала привести стандартный аргумент:

— Вы позволили бы дочери ехать в машине, не пристегнувшись? Сон — такой же ремень безопасности.

Но для отца все было наоборот: урезание списка занятий подвергало его дочь опасности. Что, если она бросит одно из своих увлечений, а головные боли не пройдут?

Родители, которые должны быть защитниками сна своих детей, урезают время их отдыха. Это особенно касается последнего часа дня ребенка — назовем его смазочным часом. Это время, когда уже пора спать, но мы рассматриваем его как “смазочный фонд” потенциального времени, вид копилки, из которой мы вытаскиваем по 10 минут. В течение смазочного часа дети должны быть в кровати, но есть масса других важных дел, требующих времени.

Мы считаем сон не физической потребностью, а слабостью характера. Считается признаком слабости признать свою усталость, а признаком силы — способность справиться с желанием подремать. Сон — для слабаков.

А может, мы не видим того, что теряем, лишаясь сна? Доктор Дэвид Динджес из университета штата Пенсильвания провел эксперимент, сократив ночной сон взрослых до 6 часов. Через две недели они сообщили, что с ними все в порядке. Однако тесты показали, что этот режим повредил им в той же степени, как и 24-часовое бодрствование.

Мы справлялись с многолетним дефицитом сна, и нам это сошло с рук. Мы даже привыкли к такому режиму. Но когда речь идет о развитии мозга ребенка, хотим ли мы ему той же участи?

Источник