Развитие мозга ребенка по годам таблица
Ваш мозг сильно меняется между рождением и юностью. Он увеличивается в размере, изменяет количество содержащихся внутри ячеек и трансформирует степень связности. Изменения не прекращаются, когда вам исполняется 18 лет. На самом деле, теперь ученые считают, что ваш мозг продолжает созревать и настраиваться на свои 20 лет. Итак, когда же человеческий мозг, наконец, завершит свое развитие? И, несмотря на все усилия, необходимые для создания, что такого особенного в конечном результате?
Развитие мозга
Мозг взрослого человека во многом отличается от мозга подростка. В период между детством и взрослой жизнью мозг теряет серое вещество, поскольку лишние нейроны и синапсы отсекаются. Темп убытков замедляется к 25 годам. В то же время некоторые области мозга укрепляют свои связи друг с другом, а основные нервные тракты покрываются изолирующим миелином , который увеличивает белое вещество мозга . Пик объема белого вещества приходится примерно на 40 лет.
Большая часть добавленного белого вещества представляет собой усиленные связи между широко разделенными областями мозга. В детстве и юности большинство мозговых сетей организовано локально – области, расположенные рядом друг с другом, работают вместе для выполнения когнитивной задачи. По мере взросления отдаленные участки мозга начинают связываться друг с другом, что приводит к более крупным и более широко распределенным сетям.
Самая важная область мозга, которая должна стать полностью «подключенной» во взрослом возрасте, – это префронтальная кора – передняя часть лобной доли. Эта область отвечает за многие из наших когнитивных способностей более высокого уровня, такие как планирование, решение проблем и принятие решений. Это также важно для когнитивного контроля – способности подавлять импульсы в пользу более подходящих действий. Мозг взрослого человека лучше устроен для когнитивного контроля, чем мозг подростка, на который больше влияют эмоции, награды и общественное признание, когда дело доходит до принятия решений.
Интеллект также достигает пика в раннем и среднем зрелом возрасте, примерно в возрасте от 25 до 60 лет. Однако интеллект включает в себя множество различных когнитивных способностей, каждая из которых развивается в своей собственной временной шкале. Пик подвижного интеллекта, который включает в себя такие способности, как решение проблем и выявление закономерностей, составляет около 30 лет. Напротив, кристаллизованный интеллект, который имеет дело со словарным запасом и знанием фактов, увеличивается примерно до 50 лет.
Хотя мозг взрослого человека более когнитивно развит, чем подростка, во взрослой жизни может не быть ни одной точки, в которой все (или даже большинство) наших когнитивных функций работали бы с максимальной производительностью.
Рассмотрим подробнее как развивается мозг по годам.
Развитие мозга ребенка по годам
Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.
Развитие в 0 – 4 года
Раннее развитие – В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.
Ощущения – области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.
Зрение – Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.
Развитие в 6 лет
Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.
Разум – жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.
Развитие в 9 лет
Мелкая моторика – Если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активнее всего развивается между 8 и 9 годами. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности.
Математика – К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.
Развитие в 13 лет
Рассудительность – префронтальная кора созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.
Эмоции – глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.
Логика – В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.
Развитие в 15 лет
Специализация – в подростковом возрасте изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.
Развитие в 17 лет
Абстрактное мышление – Тёмно синий и фиолетовый цвет созревших областей префронтальной коры головного мозга показывает, почему в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.
Развитие в 21 год
Высшие психические функции – Хотя, на первый взгляд, кажется, что мозг практически полностью развился в подростковом возрасте, области тёмно-синего и фиолетового на этой картинке показывают, что сильный недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.
Зрелость – мозг 21-летнего молодого человека практически созрел. Но области зелёного свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу всё ещё есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.
Как вы видите мозг развивается быстро и активно, но для его функционированности нужны постоянные занятия. Развивайте малышей и себя вместе с mentalar.
Источник
Понимание, как работает мозг, какие его части и когда созревают, за что, за какие процессы отвечают разные подразделы мозга — эти знания особенно важны для родителей.
Мозг является одним из самых важных органов в организме человека. Для понимания процессов роста человека, взросления, способности ребенка/подростка/взрослого на какие-либо поступки, оценки, поведение, т.п. (на «зрелое поведение»- в общем) необходимо понимать, а как мозг работает, какие его части и когда созревают, за что, за какие процессы отвечают разные подразделы мозга.
Такие знания особенно важны для родителей ВЧ-детей, ВЧ-подростков, чтобы не обременять ребенка своими завышенными ожиданиями, прессом фраз «а ты уже в возрасте Х лет должен был бы…» (и следует череда требований, которые ребенок не в состоянии выполнить, потому что мозг еще не «созрел»).
Согласно исследования в частности Д-ра Гордона Ньюфелда (Институт Г.Ньюфелда, Ванкувер, Канада), развитие некоторых отделов мозга у ВЧ-детей (а следовательно- и развитие функций мозга) происходит медленнее, на этапы требуется большее количество времени, и мозг дозревает дольше.
Возрастные этапы созревания мозга.
Интерактивная иллюстрация, демонстрирующая этапы созревания тканей головного мозга (нажмите для проигрывания)
Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Не смотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.
Чтобы увидеть, как созревает мозг, нажимайте на флэш-анимацию. Цветовая шкала обозначает созревание тканей мозга, от красного, оранжевого и жёлтого – к зелёному, синему и фиолетовому.
0 – 4 года
Раннее развитие – В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.
Ощущения – области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.
Зрение – Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.
6 лет
Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.
Разум – жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.
9 лет
Мелкая моторика – Если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активнее всего развивается между 8 и 9 годами. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности.
Математика – К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.
13 лет
Рассудительность – префронтальная кора созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.
Эмоции – глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.
Логика – В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.
15 лет
Специализация – в подростковом возрасте изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.
17 лет
Абстрактное мышление – Тёмно синий и фиолетовый цвет созревших областей префронтальной коры головного мозга показывает, почему в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.
21 год
Высшие психические функции – Хотя, на первый взгляд, кажется, что мозг практически полностью развился в подростковом возрасте, области тёмно-синего и фиолетового на этой картинке показывают, что сильный недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.
Зрелость – мозг 21-летнего молодого человека практически созрел. Но области зелёного свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу всё ещё есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.
Автор: Ольга Писарик
Поделитесь этим постом со своими знакомыми!
Источник
Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!
Источник
Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».
Мозговые волны
Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:
- дельта;
- тета;
- альфа;
- бета;
- гамма.
Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.
Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).
Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.
Бета (14-30 Гц):
- концентрация, волнение, бдительность, познание;
- высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.
Альфа (8-13,9 Гц):
- релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
- сонливость, медитация, вход в подсознание.
Тета (4-7,9 Гц):
- фаза сна REM;
- увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
- интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
- гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.
Дельта (0,1-3,9):
- «бессонный сон»;
- выпуск гормона роста;
- глубокое, нефизическое состояние, транс;
- вход в подсознание.
Пренатальное развитие
Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.
На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.
Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.
Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:
- 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
- 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
- 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
- 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
- 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
- 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
- далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.
Неонатальное развитие ГМ
Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.
Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.
Как развивается мозг ребенка до года:
- при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
- при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
- каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
- каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
- формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
- чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
- передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
- на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
- до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.
Развитие ГМ в течение первых лет жизни
Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.
В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.
В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.
Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.
В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.
В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.
В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.
У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.
Мозговые заболевания у детей
Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.
В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:
- церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
- гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
- эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.
Болезни у недоношенных детей
Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.
Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.
Как поспособствовать развитию детского ГМ?
Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.
Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.
Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков
Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.
- Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
- Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
- Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.
Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.
Заключение
Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.
Источник