Развитие мозга формирование познавательной деятельности ребенка

Развитие мозга формирование познавательной деятельности ребенка thumbnail

Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Сотрудники Монтессори центров «Созвездие» подготовили обзор основных фактов о работе детского мозга.

Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша

Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?

Что происходит до рождения?

В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.

Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.

Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.

Мозг новорожденного. Какой он?

Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.

Мозг новорожденного. Какой он?

Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.

Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.

Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.

Как растёт мозг?

Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.

Зрительная кора

Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!

Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.

Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.

Мозжечок

Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.

Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.

Как растёт мозг?

Миелинизация нейронов

Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.

Читайте также:  Занятия по развитию ребенка в утробе матери

От простого к сложному

Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.

Более подробную информацию о детском мозге можно послушать у заведующего лаборатории мозга и когнитивных исследований Сергея Киселёва:

Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?

Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.

Социальное окружение

Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.

Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.

Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.

Сбалансированное питание

Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.

Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?

Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.

Физическая активность

Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!

Читайте также:  Физическое и психическое развитие ребенка и заболеваемость

Новые впечатления – залог здоровья!

Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.

Новые впечатления – залог здоровья!

В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.

Избегайте травмирующих ситуаций

Несомненно, трудности и разочарования также необходимы ребенку, как и позитивные эмоции, но только проблемы, которые малыш способен решить сам или с помощью родителей не травмируют его психику. Согласитесь, одно дело застать малыша рыдающим из-за того, что шнурки на ботинках не хотят завязываться сами, другое же дело успокоить ребенка, который преждевременно столкнулся с насилием, болезнями или недостатком в семье.

Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.

Выводы

Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.

Заключение

Развитие мозга – это сложнейший процесс, до сих пор не до конца изученный учеными. Тем не менее существует уже достаточно данных, которые позволяют специалистам по детскому развитию делать свои занятия максимально полезными для малышей. Педагоги и психологи детского Монтессори центра «Созвездие» используют только проверенные методики, основанные на научных данных о развитии детей.

Заключение

Посещение детьми дошкольных клубов и различных развивающих занятий имеет массу преимуществ: ребенок расширяет свой круг знакомств, становится самостоятельнее и увереннее, получает новый жизненный опыт и просто проводит время с пользой, а родители получают несколько часов свободного времени, которые бывают так необходимы. Специалисты наших детских клубов всегда стараются подобрать оптимальную программу для детей в соответствии с предпочтениями семьи. Приходите знакомиться с нашим детским центром на бесплатном пробном занятии, мы обязательно подберем подходящее расписание для вашего малыша!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник

Книги, соавтором которых я являюсь, и ссылки на интернет ресурсы, где их можно приобрести:

“Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте”, под ред. Р.И.Мачинской, Д.А.Фарбер

mozgovye_mehanizmy_oblozhka_1_0.jpgВ книге представлены исследования нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе развития познавательной деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста. Рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности системной мозговой организации целостного зрительного восприятия, рабочей памяти, произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности. Специальное внимание уделено роли систем произвольной регуляции в развитии познавательной деятельности ребенка и его адаптации к систематическому обучению в школе.

Книга предназначена для специалистов в области детской и педагогической психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии и студентов высших учебных заведений психолого-педагогического профиля.

Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / под ред. Р. И. Мачинской, Д. А. Фарбер. – М.  : НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК,  2014. – 440 с.

ISBN 978-5-9770-0762-7 (МПСУ)
ISBN 978-5-9936-0096-3 (НПО «МОДЭК»)

УДК 159.922.8
ББК 88.8

Оглавление

Введение 5
Раздел I. Информационные и регуляторные компоненты в структуре познавательной деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста    
Глава 1. Формирование познавательной деятельности в детском возрасте (О. А. Семенова) 16
Глава 2. Нейропсихологический анализ информационных и регуляторных компонентов познавательной деятельности у детей в возрасте от 5 до 10 лет (О. А. Семенова) 42
Раздел II. Нейрофизиологические механизмы формирования целостного зрительного восприятия в предшкольном и младшем школьном возрасте  
Глава 3. Системная мозговая организация зрительного восприятия и ее формирование в онтогенезе (Д. А. Фарбер)      65
Глава 4. Мозговая организация распознавания деталей и целого при восприятии сложных изображений у детей предшкольного и младшего школьного возраста (Р. И. Мачинская, Е. В. Крупская)  95
Глава 5. Мозговая организация опознания неполных изображений в предшкольном и младшем школьном возрасте (Д. А. Фарбер, Н. Е. Петренко) 134
Раздел III. Нейрофизиологические механизмы формирования управляющих функций в предшкольном и младшем школьном возрасте  
Глава 6. Управляющие системы мозга и их морфофункциональное созревание у детей (Р. И. Мачинская) 157
Глава 7. Мозговая организация предстимульного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста (Р. И. Мачинская, Н. В. Дубровинская) 220
Глава 8. Мозговая организация рабочей памяти в младшем школьном возрасте (Т. Г. Бетелева, Р. И. Мачинская,  А. В. Курганский, Д. А. Фарбер) 237
Глава 9. Формирование центральных механизмов управления произвольными движениями у детей предшкольного и младшего школьного возраста (А. В. Курганский) 262
Раздел IV. Нейрофизиологические факторы риска школьной дезадаптации  
Глава 10. Проблема исследования мозговых механизмов трудностей учебной адаптации (Р. И. Мачинская, О. А. Семенова) 315
Глава 11. Нейрофизиологические факторы когнитивных дефицитов у детей предшкольного и младшего школьного возраста (О. А. Семенова, Р. И. Мачинская 323
Список литературы 380
Читайте также:  Презентация концепции воспитания и развития ребенка

https://www.ozon.ru/context/detail/id/29203241/

https://www.bookvoed.ru/book?id=379770

“Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь”, авторы: Ц.А.Шамликашвили, О.А.Семенова  

pochemu_rebenku_trudno_uchitsya_oblozhka.jpg

В книге врача, психолога, юриста и практикующего медиатора Цисаны Шамликашвили и детского нейропсихолога Ольги Семеновой структурировано и доступно изложены основные принципы системного подхода к решению проблем, связанных с трудностями учебной адаптации. Авторы рассматривают учебную дезадаптацию комплексно, с точки зрения ее возможных мозговых механизмов и тех основных потребностей ребенка, ущемление которых приводит к снижению мотивации к обучению. В книге даны рекомендации, помогающие разобраться в причинах, ведущих к учебной дезадаптации, и в том, как помочь ребенку справиться с трудностями обучения и гармонизировать его взаимоотношения с ближайшим окружением. Книга рассчитана на учителей, воспитателей, родителей, всех тех, кто работает с детьми и кто неравнодушен к проблемам подрастающего поколения.

Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010
Страниц: 304
Формат: 60×90/16

ISBN 978-5-98872-014-0; 2010 г.
 

https://www.ozon.ru/context/detail/id/5533508/

https://www.pedknigi.ru/books/5533508.html

“Физиология развития ребенка”, под ред. Безруких М.М. 

fiziologiya_razvitiya_rebenka_oblozhka.jpgВ руководстве изложены имеющиеся в мировой литературе данные и результаты исследований коллектива авторов о закономерностях развития физиологических систем и целостного организма ребенка с периода новорожденности до достижения зрелости. Руководство ориентировано на широкий круг читателей — студентов биологических и психологических факультетов университетов, педагогических и медицинских вузов, физиологов, психологов, педиатров, неврологов, специалистов по функциональной диагностике, лечебной физкультуре и физическому воспитанию, гигиенистов, педагогов. Руководство включает 14 глав, посвященных как теоретическим основам физиологии развития ребенка, так и возрастным особенностям функционирования основных физиологических систем и определяющих их механизмов на разных этапах развития.

Руководство ориентировано на широкий круг читателей — студентов биологических и психологических факультетов университетов, педагогических и медицинских вузов, физиологов, психологов, педиатров, неврологов, специалистов по функциональной диагностике, лечебной физкультуре и физическому воспитанию, гигиенистов, педагогов.

Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, твердый переплет, 2010
Количество страниц: 768
Тираж книги: 3000
Формат книги: 60×84/16 (145×200 мм)

ISBN: 978-5-9770-0358-2, 978-5-89395-925-3

https://www.booksiti.net.ru/books/11855600

“Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка”, под ред. Фарбер Д.А. 

razvitie_mozga_i_formirovanie_poznavatelnoy_deyatelnosti_rebenka_oblozhka.jpgВ книге обобщены результаты исследования коллектива авторов и современные литературные данные о формировании когнитивных процессов, лежащих в основе познавательной деятельности ребенка. Представленные в книге результаты нейроморфологических, нейрофизиологических и нейропсихологических исследований позволяют охарактеризовать возрастную специфику мозгового обеспечения когнитивных процессов, определяющих функциональные возможности ребенка в процессе воспитания и обучения.

Книга предназначена для физиологов, психологов, педагогов и студентов психолого-педагогического профиля.

Издательство: МПСИ, 2009
Страниц: 432

ISBN: 978-5-9770-0361-2

“Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь”, авторы: Безруких М.М.,  Крупская Е.В., Крысюк О.Н., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. 

deti_s_sdvg_oblozhka.jpg

В книге рассмотрены основные аспекты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): диагностика, причины и механизмы, варианты коррекции. Пособие предназначено для студентов педагогических и психолого-педагогических специальностей вузов, педагогов и психологов-практиков, а также родителей, которых волнуют проблемы гиперактивных детей.

Редактор: Фельдштейн Д.И.
Издательство: МПСИ, 2009 г.
Страниц: 248 (Офсет)

ISBN: 978-5-9770-0383-4

Оглавление

Введение
Раздел 1. Феномен СДВГ: причины и механизмы возникновения и развития
Раздел 2. Выявление признаков ДВГ методом анкетирования
Раздел 3. Междисциплинарная диагностика уровня развития регуляторных функций мозга у детей с СДВГ
Раздел 4. Интеллектуальное развитие детей с СДВГ
Раздел 5. Социальные сферы рисков в развитии детей с СДВГ – семья, детский сад, школа
Раздел 6. Подготовка ребенка с СДВГ к школе
Раздел 7. Комплексная психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ
Приложения
Список литературы

https://www.ozon.ru/context/detail/id/4635954/

https://www.labirint.ru/books/216557/

Источник