Развитие моторной сферы у ребенка с зпр

Развитие моторной сферы у ребенка с зпр thumbnail

Особенности развития мелкой моторки у детей с ЗПР

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Она отмечала, что исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР :

1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;

2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

3) отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4) социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия. В любом случае, ЗПР у дошкольников – это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.

Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обуславливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций. На первом году жизни показателями нарушения темпа нервно-психического развития могут служить:

– снижение ориентировочной активности и потребности в ориентировочно исследовательской деятельности, что проявляется в слабой выраженности ориентировочных реакций, замедлении реакции зрительного и слухового сосредоточения;

– более позднее появление «комплекса оживления», недостаточная активность при эмоциональном общении со взрослым;

– в доречевом периоде – более позднее появление гуления, лепета, первых слов, неадекватная реакция на жесты, мимику и интонации взрослых, этапы гуления и лепета растянуты во времени;

– замедленный темп формирования статических (связанных в равновесием) и локомоторных (способность к передвижению) функций;

– запаздывание в развитии ручной моторики и зрительно-моторной координации.

Выраженность перечисленных недостатков психомоторного и речевого развития зависит от степени тяжести поражения ЦНС. Проблемы в развитии ребенка могут усугубляться ранней сенсорной и эмоциональной депривацией, если он воспитывается в неблагоприятных социальных условиях.

В норме основными достижениями ребенка к 1 году являются овладение самостоятельной ходьбой, специфические манипуляции с предметами, коммуникативно-познавательная активность, понимание обращенной речи в хорошо знакомой ситуации, появление первых слов. К этому возрасту общение со взрослым приобретает не только эмоциональный, но и ситуативно-деловой характер. Нормально развивающийся ребенок активно сотрудничает со взрослыми. Эти достижения становятся основой для развития психики на втором и третьем году жизни – развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, овладения действиями (использованием предметов по назначению), дальнейшего формирования речи, овладения предметно-игровой деятельностью. Особое значение имеет своевременное развитие речи, за счет чего происходит качественная перестройка и интеграция психических функций.

В раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет) отклонения в развитии ребенка становятся более очевидными, даже если они не имеют грубого характера. Прежде всего, следует обращать внимание на развитие общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности (как ребенок реагирует на предметы, узнает ли их, стремится ли их исследовать, находит ли одинаковые, использует ли их по назначению). Важный диагностический показатель – коммуникативная активность ребенка, его возможности сотрудничества со взрослым. В этот возрастной период в норме происходит бурное развитие речи. У проблемного ребенка обнаруживается недоразвитие речи, при этом несформированной оказывается не только активная речь, но и понимание обращенной к ребенку речи.

Однако, оценка уровня психомоторного и речевого развития ребенка должна производиться очень осторожно. На его развитие могут влиять многие факторы: унаследованные особенности организма, общее состояние здоровья, особенности условий жизни и воспитания. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные условия, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном или постнатальном периоде, или неблагоприятное сочетание этих факторов. Безусловно, дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруднена. При различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, «безречевым», неговорящим, может быть ребенок как с нарушенным слухом, так и с умственной отсталостью, алалией, аутизмом). Нарушения могут касаться одной или нескольких функций, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими отклонениями.

Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.

Такие дети почти не владеют речью – пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания – многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников психологи-исследователи В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др. отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени). У. В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка Кроме того, У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М. С. Певзнер). В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С. Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности .

Читайте также:  Развитие слепого ребенка до года

ЗПР у ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия. В любом случае, ЗПР у дошкольников – это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.

Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:

1. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

2. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса с вышеописанной категорией детей обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна и разнородна по составу. Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.

3. Диагностическая работа, на мой взгляд, должна строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании необходимо использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л, С, Цветковой и др.

Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно, т. е. в раннем и дошкольном возрасте, организованная коррекционно-педагогическая помощь. Дети с перечисленными вариантами ЗПР могут быть направлены в специализированные детские сады или коррекционные группы при массовых детских садах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.

У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостачточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Для выявления уровня отклонений мелкой моторики применяются различные диагностические методы, часть из которых была использована мной в данной работе. Это позволило мне составить представление о характере нарушений мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследовать разработать рекомендации по проведению коррекционной работы с ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии. // Вопросы психологии, 1996 – № 5

2. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3 – е переработанное. – СПб.: Детство – Пресс , 2004.

3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004.

Источник

Двигательные
нарушения у детей с ЗПР – составная
часть ведущего дефекта. Полученные в
различных исследованиях сведения о
развитии движений у детей с ЗПР дают
возможность охарактеризовать основное
своеобразие их психофизического
развития, отмечаются следующие нарушения:

– своеобразная
моторная недостаточность;

– несформированность
сложных координаторных схем;

– недостаточная
ориентировка в частях собственного
тела;

– неловкость ручной
моторики;

– нарушение
произвольной регуляции движений;

– недостаточная
скоординированность и нечеткость
непроизвольных движений;

– трудности
переключения и автоматизации;

– двигательная
неловкость;

– недостаточность
таких двигательных качеств как точность,
выносливость, гибкость, координация;

– задержка мышечной
координации, что проявляется при езде
на велосипеде, при беге, прыжках;

– с трудом сохраняют
равновесие, стоя на одной ноге (в позе
Ромберга), при ходьбе по прямой линии,
прочерченной на полу;

– повышенная
двигательная активность из-за
недостаточности тормозных механизмов,
а медлительность и двигательная
пассивность встречаются реже;

– неумение подчиняться
заданному (музыкальному или словесному)
ритму;

– усложнение характера
двигательной реакции сопровождается
увеличением времени реакции. Время
реакции выбора на простые сигналы у
младших школьников с ЗПР существенно
больше, чем при нормальном развитии;

– у многих детей
наблюдаются гиперкинезы;

– некоторых детей
наблюдаются мышечные подергивания;

– не умеют двигаться
в группе, в строю;

При задержке
созревания ЦНС у детей, задерживается
и нарушается формирование интегративной
деятельности мозга, что проявляется
как в недостаточной сформированности
более сложных форм произвольных движений,
так и в наличии отдельных проявлений
примитивных врожденных двигательных
реакций.

Н.П. Вайзман отмечает
у детей с ЗПР своеобразный двигательный
облик: избыточность, излишество и
богатство движений, непринужденность
игровой моторики.

Читайте также:  Методика развития ребенка от года до трех лет

При экспериментальных
исследованиях детей с ЗПР были выявлены
нарушения двигательных способностей,
связанные с координацией движений:

– недостаточная
способность дифференцировать
пространственные параметры движений;

– недостаточная
способность к быстродействию, выражающаяся
в сложности поддержания максимального
темпа движений и в увеличении времени
сложной двигательной реакции;

– недостаточная
выраженность моторной ассиметрии;

– трудности сохранения
равновесия.

особенности мелкой
моторики

Наиболее страдает
у детей данной категории моторика кистей
и пальцев рук. Отклонения в развитии
моторной сферы у детей с ЗПР создают
определенные трудности, особенно
неблагоприятно влияют на овладение
навыками рисования, ручного труда,
письма. Обнаруживаются неточность и
неловкость движений, трудности в
воспроизведении поз руки и пальцев.
Особые затруднения обнаруживаются при
выполнении попеременных движений,
например попеременного сгибания в кулак
и распрямления пальцев рук или сгибания
большого пальца при одновременном
распрямлении остальных пальцев той же
руки. При выполнении произвольных
движений, у детей часто проявляется
излишнее напряжение мышц.

Двигательные
способности детей являются частью общих
способностей, существуют во взаимосвязи
и взаимодействии с другими сторонами
развития ребёнка, что определяет
необходимость коррекционной работы по
преодолению двигательных нарушений у
детей с ЗПР.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Специфика развития зрительно-моторной координации у детей с задержкой психического развития.

Актуальность.

Сегодня проблемы задержки психического развития (ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности.

Задержка психического развития – (ЗПР) или «минимальная мозговая дисфункция» – это замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа.

Причинами возникновения данного нарушения считаются три группы факторов.

К первой группе факторов относятся:

– наследственность;

– употребление алкоголя в период беременности;

– табакокурение в период беременности;

– выраженные токсикозы;

– перенесенные женщиной в период вынашивания ребенка вирусных заболеваний, например краснуха;

– внутриутробное кислородное голодание плода;

– резус- конфликт.

Ко второй группе факторов относятся:

– родовые травмы;

– асфиксия плода;

– преждевременная отслойка плаценты.

Третья группа факторов – это неблагоприятные условия воспитания, ранняя депривация, длительные психотравмирующие ситуации.

Диагностировать замедленное психическое развитие (ЗПР) становится возможным в возрасте четырех лет. Чаще всего нарушение становится выраженным в дошкольном возрасте, посредством проверок и тестирования на определения готовности ребенка к школьному обучению. Важное значение имеет правильная диагностика, которая позволит отличить тяжелые формы замедленного психического (ЗПР) от олигофрении, и ЗПР от педагогической запущенности (обусловленнной, прежде всего, социальными факторами).

В ходе проведения диагностики дети с ЗПР показывают следующие результаты:

  • незрелость мышления (мыслительная деятельность детей с ЗПР инертна, они с большим трудом переключаются с одного задания на другое);

  • сниженный интерес к познавательным заданиям (игровые интересы преобладают над учебными, им сложно сделать волевое усилие и полностью выполнить задание, при неудачах склонны замыкаться в себе);

  • мотивационная сфера детей с ЗПР также дисгармонична, наиболее это проявляется в отношении мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. Дети с ЗПР имеют правильные представления о школьном обучении, о времени отводимом на уроки и перемены, об ожиданиях учителей и т.д. в отличие от детей с олигофренией которые не имеют адекватных представлений о школе. Однако дети с ЗПР стараются сохранить дошкольный образ жизни.

  • у детей с ЗПР страдает и коммуникативная сфера. Старшие дошкольники не готовы к внеситуативно-личностному общению со взрослыми, они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения.

  • нравственно – этическая сфера детей с ЗПР также отстает в развитии от нормально развивающихся сверстников. Дети плохо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

  • память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и долговременной памяти;

  • восприятие у детей с ЗПР снижено по сравнению с нормально развивающими детьми (это ограничивает возможности наглядно -образного мышлении);

  • характерным признаком детей с ЗПР является недостаточность развития мелкой моторики, и следовательно зрительно-моторной координации (это влияет на формирования навыка письма, самообслуживания, возникновения во время школьного обучения оптической дисграфии).

Степень выраженности нарушений в психомоторном развитии и других перечисленных выше нарушений зависит от тяжести поражения ЦНС и могут быть усугублены неблагоприятными социальными условиями.

Однако при наличии таких нарушений при диагнозе задержка психического развитие, можно говорить о возможной успешной коррекции. Положительные результаты дает своевременная и правильно организованная коррекционная педагогическая помощь. Для организации необходимой коррекционно-педагогической помощи важное значение имеет углубленная диагностическая работа, т.к. категория детей с ЗПР разнородна по составу и полиморфна.

Коррекционно-педагогическая помощь будет результативна только с учетом углубленного психолого-педагогического обследования.

Замедленное психическое развитие (ЗПР) – это не олигофрения. У детей с ЗПР более широкая зона ближайшего развития, у нет специфических для олигофрении тяжелых нарушений речи, опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Возникновение олигофрении всегда имеет биологические причины, тогда как возникновение ЗПР не всегда биологически обусловлено (определенная роль принадлежит и социальному фактору в виде неблагоприятных условий воспитания, ранней депривации, длительной психотравмирующей ситуации).

Если нарушения в развитии сохраняются у ребенка к девяти годам, то рекомендуется задуматься о наличии у него олигофрении. Наличие диагноза задержка психическое развитие или олигофрения (умственная отсталость) устанавливается на основании заключения ПМПК.

Немало важное значение в развитии детей с ЗПР принадлежит семье. В семьях не уделяющих должного и правильного отношения к воспитанию и развитию своего ребенка, аномалия в развитии может стать более выраженной. Однако не стоит окружать ребенка с ЗПР гиперопекой, т.к. это негативно повлияет на развитие личности ребенка (возможно развитие капризности, агрессии, не самостоятельности), рекомендуется сочетать опеку с разумной требовательностью.

В данной статье будет рассмотрена специфика развития зрительно-моторной координации у детей с замедленным психическим развитием.

Цель статьи: описать специфику развития зрительно-моторной координации у детей с замедленным психическим развитием (ЗПР). Привлечь внимание к необходимости развития данной психической функции у ребенка с ЗПР в дошкольном возрасте.

Изложение основного текста.

Зрительно-моторная координация – это выполнение точных, координированных действий под контролем зрения, т.е. в «системе глаз – рука».

Нарушения в развитии зрительно-моторной координации могут быть не выявлены в дошкольном возрасте. И только поступив в первый класс обнаруживается, что ребенок не может списать с доски и учебника, написать в прописи нужную букву, много допускают ошибок при списывании и не могут найти ошибки. Все это может привести, к затруднения в освоении школьной программы.

Важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития графического навыка является зрительно-моторная координация.

Читайте также:  Значение технического творчества в развитии ребенка

Графический навык – это правильно сформированные движения пишущей руки, на основе этих движений формируется навык письма. Несвоевременная коррекция графического навыка значительно затруднена, а порой невозможна.

Для развития зрительно-моторной координации необходимо выполнять задания на копирование геометрических фигур, простых рисунков, использовать инновационные методики.

Развивать графические навыки, необходимо в дошкольном возрасте.

Развитие зрительно-моторной координации напрямую зависит от развития мелкой моторики рук.

Зрительно-моторная координация и мелкая моторика относятся к высшим психическим функциям.

Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки.

Для развития мелкой моторики требуется специальная тренировка.

Развитие мелкой моторики положительно влияет на процессы в коре головного мозга, связанные с развитием речевых и интеллектуальных способностей.

Достаточный уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации дает возможность ребенку успешно освоить конструирование, изобразительное искусство, родной язык, навык письма, трудовые навыки

У детей с ЗПР имеются следующие отклонения в двигательной сфере: недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, нарушение произвольной регуляции движений. Также у многих детей встречается пониженный и повышенный мышечный тонус. При пониженном мышечном тонусе нажим на карандаш слабый, линии получаются еле видные, с повышенным мышечным тонусом рисуя карандашом, ребенок быстро устает и нуждается в отдыхе чтобы закончить задание.

Детям с диагнозом замедленное психическое развитие (ЗПР) трудно работать с пазлами, конструктором. Им сложно застегивать пуговицы, держать ложку, правильно держать карандаш, зашнуровать обувь. Работа с ножницами, лепка также вызывает у них затруднения.

Наиболее часто нарушения в развитии мелкой моторики и зрительно-моторной координации наблюдаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

У данной группы детей выделяют следующие нарушения в развитии мелкой моторики: синкинезии, повышенный мышечный тонус, тремор рук, нарушения координации движений.

При исследованиях графических и моторных навыков у детей с олигофренией с замедленным психическим развитием (ЗПР) и нормально развивающимися детьми. Были получены следующие результаты: своей моторной активностью дети с ЗПР больше приближены к нормально развивающимся детям, но развитие графических навыков, контроля и произвольности действий они более схожи с детьми с олигофренией.

Многими исследователями было установлено, что дети с ЗПР имеют нарушения в развитии мелкой моторики и зрительно-моторной координации, что является препятствием в развитии графомотрного навыка и других навыков необходимых для обучения в школе.

Среди причин затрудняющих обучение У.В. Ульенкова называет и незрелость моторной сферы детей с ЗПР, и в первую очередь недостатки мелкой моторики рук

Клинико-нейропсихологическое исследование, проведенное К.С. Лебединской , И.Ф. Марковской и Л.И. Растягайловой (1976), выявило, что для всех детей с задержкой психического развития наиболее общей чертой является недостаточность двигательного тонуса, ведущая к нарушению автоматизации движений и действий.

Н.Ю. Борякова (2002) в учебно-методическом пособии «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» указывает на необходимость совершенствования двигательных функций детей с ЗПР, начиная с раннего возраста, поскольку дети, поступающие в специализированные группы детского сада, отличаются целым рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обуславливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, в процессе одевания и др.

Н.Г. Любушкина (1976),отмечала у них нарушение онтогенеза моторных функций, в результате чего у детей наблюдалось недоразвитие моторных предпосылок, способствующих обучению графическим навыкам. Данный фактор, наряду с другими причинами, обуславливает неподготовленность детей к обучению в школе.

Одной из важнейших причин возникновения нарушений двигательной сферы у детей с ЗПР является отставание в созревании корковых механизмов, организующих и регулирующих двигательную активность.

В работе И.Ф. Марковской (1995) была выявлена дисфункция лобных структур мозга, характерная для всех детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Исследования функций этих структур обнаружило некоторое отставание в созревании нервной системы, проявляющееся в недостаточности звена контроля

Необходимо проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР.

Применение традиционных педагогических мер, недостаточно в работе с детьми с замедленным психическим развитием. Дети имеющие диагноз ЗПР нуждаются в дополнительной мотовации, в работе с ними необходимо сочетать игру и развивающие задания. Популярной инновационной методикой является песочная терапия. Для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации эффективно применять рисование песком фигур, мандал, простых узоров и рисунков. Занимаясь песочной терапией дети не отвлекаются и полностью погружаются в творческий процесс. Даже дети с сопутствующим нарушением СВДГ (синдром гиперактивности) проявляют заинтересованность и выполняют задания с применением песочной терапии.

Выводы. В соотвествии с целью и задачами статьи представлено описание специфики развития зрительно-моторной координации у детей с ЗПР.

Одной из важнейших причин возникновения нарушений двигательной сферы у детей с ЗПР является отставание в созревании корковых механизмов, организующих и регулирующих двигательную активность.

Многие исследователи считают нарушения в развитии мелкой моторики характерным признаком детей с ЗПР.

Зрительно-моторную координацию и мелкую моторику необходимо развивать в дошкольном возрасте, чтобы избежать трудностей в освоении школьной программы. Многие родители только перед школой начинают уделять внимание развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики, т.к. обнаруживают у ребенка трудности в работе с карандашом. Для ребенка это оборачивается дополнительной нагрузкой. Родители хотят в кратчайшие сроки научить ребенка правильно держать карандаш и выполнять задания. Ребенок с ЗПР нуждается в своевременной и правильно организованной коррекционно-педагогической помощи.

В работе с детьми данной категории необходимо применение инновационных методик, например песочной терапии. Дети с ЗПР нуждаются в дополнительной мотивации, важно их заинтересовать. Рекомендуется сочетать игру и развивающие занятия.

Для того чтобы добиться положительных результатов, необходимо не упустить время, а именно дошкольный возраст. Поскольку поступив в школу и столкнувшись с трудностями, ребенок будет замыкаться в себе, огорчаясь неудачам, это может привести к нарушениям поведения и к значительному отставанию в школьной программе.

  1. Ульенкова У. В.Шестилетние дети с задержкой психического развития.— М.: Педагогика, 1990.—184 с.: ил.

  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. –– М.: Издательство Московского университета, 1985/

  3. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М., 1993. ч. II. – С. 149-176.

  4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.

.

Источник