Развитие моторной сферы у ребенка

Развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

                                                                                                                             Гайнанова Г. Р.,                                                              

учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, первая квалификационная категория

В последнее время наблюдается значительное увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, о чем свидетельствуют исследования таких ученых, как Выготский Л.С., Хватцев М.Е., Фомичева М.В. Чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Уровень развития моторной функции – один из показателей готовности к обучению в школе. Поэтому, работу по развитию моторной активности нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно, с самого раннего возраста. Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и её коррекция предупреждает нарушения устной и письменной речи.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки новых технологий внедрения СФГОС в условиях обучения детей с ОВЗ.

1. Артикуляционная моторика

Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс упражнений, который помогает детям укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата, в частности, жевательные, глотательные и мимические. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.

    Цель артикуляционной гимнастики:

 – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

 – умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

2. Общая моторика

В исследованиях Верясовой Т.В. отмечается, что двигательную функцию можно условно разделить на две относительно самостоятельные функции, которые имеют свои особенности развития:

1) крупная моторика, т.е. моторика туловища и конечностей, которая включает процессы вертикализации, равновесия, опоры и ходьбы;

2) мелкая моторика кистей рук.

Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной, когда она будет сочетаться с развитием общей и ручной моторики. У детей с нарушением речи моторика отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью, замедленностью движений или явлениями двигательной гиперактивности, суетливости.

В основу определения нормы двигательной активности могут быть положены требования:

– обеспечение необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня;

– соответствие физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие;

– соблюдение качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.

Как вид работы по воздействию на двигательную сферу можно рассматривать логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Эти занятия способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа, времени. Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

3. Мелкая моторика

У большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, сейчас же многие операции выполняют за человека машины. Все эти изменения отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Мелкая моторика пальцев рук – это различные движения и упражнения для пальчиков, задачей которых является не только осязание, но и правильные движения мелких мышц.

           Мелкая моторика является ничем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Значение развития мелкой моторики:  

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

 4.  Комплексы упражнений для развития моторных функций

 Выраженные нарушения моторных функций отрицательно влияют на формирование речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Систематические упражнения, тренирующие движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону мозга.  Сочетание традиционных и нетрадиционных приемов коррекционного воздействия повышает эффективность коррекционно-педагогической деятельности.

К нетрадиционным формам относятся биоэнергопластика и дыхательно-голосовая гимнастика.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Предлагаемый нами примерный вариант сочетает в себе различные упражнения на развитие моторной активности.

Комплекс упражнений № 1

1. «Ракета» – глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются через стороны.

Читайте также:  Оценка денверский скрининговый тест оценки развития ребенка

2. «Улыбка» – согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

3. «Трубочка» – одновременно с протяжным звуком У (губы трубочкой), соединить ладони перед грудью, локти развести в стороны.

4. «Болтушка» – рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движением широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

5. «Лошадка» – прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

6. «Коготки» – попеременно сильно растопырить пальцы, затем расслабить.

7. «Часики» – руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна).

8. «Хлоп-топ» – услышав звук И – хлопнуть в ладоши, звук Ы – топнуть ногой.

9. «Дождик»

Капля раз,                                             (Прыжок на носочках, руки на      поясе)

Капля два,                                             (Прыжок)

Очень медленно сперва.                      (4 прыжка)

А потом, потом, потом                        (Прыжки)

Все бегом, бегом, бегом.                     (Бег на месте)

Мы зонты свои раскрыли,                   (Развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли.                        (Сомкнуть руки над головой)

Комплекс  упражнений №  2

1. «Ракета» (см. комплекс 1) со звуком О.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. комплекс 1).

3. «Накажем непослушный язычок» – пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.

4. «Качели» – движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.

5.  «Болтушка» (см. комплекс 1), только руки разведены в стороны.

6.  «Лошадка» (см. комплекс 1).

7.  «Коготки» (см. комплекс 1).

8.  «Хлоп-топ» – услышав звук О, хлопнуть в ладоши, на звук У – топнуть ногой.

9.  «Дождик» (см. комплекс 1).

Комплекс упражнений № 3

1. «Ракета» – выдох со звуком У.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. комплекс 2).

3. Широко открыть рот – руки согнуть в локтях, пальцы разведены с силой. Закрыть рот – пальцы сжать в кулаки.

4. «Качели» (см. комплекс 2).

5. «Болтушка» (см. комплекс 1).

6. «Часики» – руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.  Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

8. «Накажем непослушный язычок» – пошлёпывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.

9.  «Хлоп-топ» – услышав звук А – хлопнуть, звук И – топнуть.

10. «Ёжик и барабан».

С барабаном ходит ежик,              (Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум!                                   игру на барабане)

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,               (Маршируют, спрятав руки за спину)

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,                (Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум!                                    рукой воображаемое яблоко)

Барабан в саду забыл он,               (Разводят руками)

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,             (Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум!                                   месте)

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,              (Приседают, сделав «ушки» из ладошек)

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Предложенные упражнения в комплексе способствуют улучшению артикуляционной моторики, развитию чувства ритма и координации движений, вырабатывают правильное речевое дыхание, повышают тонус коры головного мозга, готовят руку к письму, а также положительно влияют на эмоциональный фон ребенка. В целом, стимулируют развитие речи ребенка. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка младшего школьного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  2. Верясова Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса.  Изд-во: Екатеринбург: 2000.
  3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие фунций мозга ребёнка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. – М.,1973.
  4. Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
  5. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. Изд-во: Каро, 2006.
  6. Полякова М.А. Как правильно учить ребёнка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Издание второе, переработанное и дополненное/ Полякова М.А. – М.: Т. Дмитриева, 2014.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1989.
Читайте также:  Глухой ребенок развитие слухового восприятия

Источник

Статья на тему: «Развитие моторной сферы дошкольников в норме и при общим недоразвитием речи»

Основным видом деятельности дошкольника является игра. На ее основе формируется потребность в познавательной деятельности, развиваются сенсорные и моторные функции, речь и ее регулирующая и контролирующая функции. Уже с 3-4 лет игра должна быть не только пассивной, задаваемой инструкцией взрослого, но и активной, формирующей собственную программу деятельности, поддерживающей инициативу ребенка и способствующей возникновению элементов произвольности. В такой игре непроизвольное внимание и непроизвольное запоминание начинают приобретать произвольный характер [1].

Особое значение для развития дошкольника имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию сенсорных и моторных функций. Рисование, конструирование, лепка позволяют ребенку активно осваивать новые сенсорные свойства предметов такие как цвет, форма, зрительно-пространственные соотношения. В процессе таких занятий развиваются сложно координированные движения рук, зрительно-моторные координации. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника таковы, что для него большое значение имеет положительная реакция взрослых на активность ребенка в процессе игровой деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника 3–4 лет неразрывно связано с его игровой деятельностью [1].

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [3].

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной. По результатам обследования моторной сферы дошкольники с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) разделились на три подгруппы: дети с низким уровнем развития моторной сферы – 23,5 %, со средним уровнем – 28,55 %, с высоким – 48 %[4]..

У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.

У детей со средним уровнем развития моторики отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.

Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая и артикуляционная моторика. Это можно объяснить тем, что с детьми подготовительной группы длительное время проводилась коррекционная работа.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции [2].

Список литературы:

  1. Орешкина Л.В. Социальные факторы развития ребёнка на разных этапах онтогенеза. – М.: Курьер образования, 2006, №12. – с. 45-59
  2. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 160 с.
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: “Академия”, 1996. – 336 с.
  4. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

Источник

Вопрос влияния различных видов двигательной активности на психическое развитие человека давно привлекал внимание и изучался учеными с целью целостного познания человека в единстве физического и умственного развития.

Физиолог И.М. Сеченов связывал двигательные функции человека с функциями высших отделов центральной нервной системы. Он отмечал: «…Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».

Биолог и педагог П.Ф.Лесгафт в психологических исследованиях доказал, что в процессе освоения физических упражнений ребенок учится не только управлять движениями, но и также учится анализировать возникающие ощущения и впечатления. Ученый рассматривал физические упражнения не только как средство физического, но и интеллектуального и нравственного развития человека. Физическое и психическое развитие взаимосвязаны между собой в общем процессе развития личности с самого периода рождения ребенка.

Современные психологические исследования также отмечают, что разнообразные двигательные упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка (Голощекина МП., Валлон А., Агеевец В.У., Венгер JI.A., Карпов Ю.В., и др.).

В современной детской психологии используется такое понятие, как психомоторика, поясняющее как «объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями». Т.е. под психомоторикой понимается реализация психической деятельности через двигательную активность, что является особенностью развития ребенка в дошкольный период жизни.

Согласно данным науки психофизиологии двигательная активность с раннего возраста идет в параллели с развитием высших психических функций человека.

Движение является высокоэффективным возбудителем внимания, двигательными компонентами которого являются глазодвигательная активность. При осуществлении простейших действий с помощью зрения, осязания и других анализаторов ребенок вынужден учитывать характеристики используемых предметов (размер, форму, местоположение), ориентируя на них свои действия и регулируя свои мышечные усилия.

В то же время сенсорные системы, в первую очередь, зрение, оказывают значительное влияние на развитие двигательной сферы ребенка. Навыки сосредоточение глаз на предмете и слежение за движущимися предметами развиваются раньше двигательной активности по направлению к этим объектам. Дальнейшее же развитие двигательной сферы происходит с участие и контролем сенсорных систем. Осуществление двигательных функций является основой для развития представлений ребенка о времени и пространстве. Например, М.М. Кольцова отмечает, что представление порядка может возникнуть только на основании понимания последовательности действий, совершаемых ребенком.

В процессе онтогенетического развития головного мозга человека происходит усиление межполушарного взаимодействия, которое обусловлено ускорением процесса миелинизации нервных волокон мозолистого тела. У маленьких детей этому процессу содействует бимануальная координация, т.е. целенаправленные и сочетаемые движения двумя руками. А такое двигательное движение, как ползание, помимо стимуляции моторных зон коры головного мозга, также способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Согласованные движения перекрестных рук и ног (левая рука – правая нога), регулируемые противоположными полушариями мозга, способствуют развитию ассоциативных связей и создают условия для большего раскрытия потенциала мозга. При освоении данного движения у ребенка появляется потребность использовать одновременно оба глаза, и он начинает их сводить.

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года челябинск

Ползание ребенка позволяет также развивать и тактильную чувствительность. Благодаря информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела человека относительно друг друга, у ребенка создается пространственное представление о своем теле, получившее название схемы тела. Именно на этапе ползания закладывается навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка.

Клинический психолог Е.С. Лебедева отмечает, что при недостаточно развитой координации движений, работы каждого полушария и межполушарного взаимодействия, у ребенка в школе возможны проблемы при письме: он пишет буквы в зеркальном отражении, имеет плохой подчерк и гряз в тетрадках. Таким образом, если пропустить данный этап физического развития, также будет пропущен важный этап развития мозга человека.

Проведенные исследования О.В.Фроловой на тему становления движений у нормальных детей и детей с аномальным развитием доказывают важность условий, в которых растет и развивает двигательную активность ребенок. Важными факторами для становления произвольных движений в дошкольном возрасте является игра и словесное сопровождение движения. Только в процессе игры движение может стать полноценным, а слово помогает упорядочить, сконструировать и организовать само движение. Авторы делают вывод о том, что для детей с аномальным развитием движение ведет за собой значительное расширение их возможностей, а также возникновение и развитие игры.

Психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец считают, что личность развивается в процессе деятельности, а для ребенка ведущей деятельностью является игра. Игровая деятельность выражается в таких движениях, как манипуляция игрушками, во взаимодействии с окружающими взрослыми, детьми и предметами. Чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.

М.М.Кольцова, Е.А. Аркин и другие отмечают тесную взаимосвязь между двигательной и эмоциональной сферами, подчеркивая, что вызываемые движениями ощущения являются для ребенка ценными. Каждое исполненное движение, связанное с вставанием, ползанием, ходьбой и другие, вызывает у ребенка яркие эмоциональные реакции. В связи с эти потребность ребенка в двигательной активности рассматривается в качестве одной из основных и жизненно важных потребностей. При отсутствии необходимых условий для развития двигательной сферы у ребенка возникает эмоциональная вялость. М.М. Кольцова отмечает, что дефицит движения провоцирует формирование стереотипных движений (например, сосание пальцев, раскачивание тела вперед назад), которые в короткий промежуток времени становятся автоматическими, и которые сложно поддаются корректировке.

На развитие центральной нервной системы оказывают влияние афферентные импульсы от проприорецепторов, которые возникают при сокращении скелетных мышц. Например, на формирование моторной речи оказывают влияние движения пальцев рук: голосовые реакции детей 10-13 месяцев развиваются более совершенно при тренировке конкретных движений. При этом влияние проприоцептивных импульсов с мышц рук на созревание коры больших полушарий существенно только в детском возрасте, т.к. именно в данный период идет формирование речевой моторной зоны мозга.

В течение первых лет жизни ребенка формируется как понимание речи окружающих людей, так и собственная активная речь. При этом учеными, изучающими деятельность мозга и психику детей, выявлена взаимосвязь между развитием движения рук и речи.

В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи в большинстве случаев имеется при частичном недоразвитии моторики. А.В. Запорожец и др. ученые указывали, что произвольные движения формируются у ребенка при участии речи. Е.М. Мастюкова выявила корреляционную зависимость между динамикой развития моторики и речи у детей с церебральной патологией на всех этапах развития детей. По результатам электрофизиологическое исследование Т.П. Хризманом и М.И. Звонаревой было выявлено, что при выполнении ребенком ритмических движений пальцами значительно усиливается согласованная деятельность височных и лобных отделов мозга.

Исследования М.М.Кольцовой доказали, что пальцы рук имеют свое представительство в коре больших полушарий мозга человека. Она отмечает, что речевая реакция напрямую зависит от тренированности пальцев. Эти данные также подтверждаются закономерностями, обнаруженными американским ученым В.Пенфилдом: каждый участок двигательной коры связан с определенной частью тела, и области двигательной коры больше по площади у тех частей тела, которые выполняют более разнообразные функции. В его Карте двигательных и сенсорных зон коры головного мозга человека видно, что наиболее обширными являются зоны, управляющие мышцами кисти рук и мимическими мышцами.

В случае же функциональных или органических нарушений в отделах речевого аппарата возникают различные трудности в моторной деятельности, которые в дошкольном периоде препятствуют процессу обучения речи, а в дальнейшем приводят к различным ее расстройствам.

Таким образом, рассмотрев вопрос влияния двигательной активности человека на развитие высших психических функций, можно сделать следующие выводы.

Многие исследования и мнения ученых подтверждают единство физического и умственного развития на базе формирования двигательной активности с раннего возраста. Выше было рассмотрено, каким образом двигательные функции ребенка обеспечивают формирование различных видов восприятия. Важным моментом является своевременное освоение такого двигательного акта, как ползание, поскольку оно стимулирует развитие моторных зон коры головного мозга и способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Это, в свою очередь, закладывает навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка. Было также отмечено, что чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, и тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что двигательная активность является одним их существенных факторов, оказывающих влияние на развитие высших психических функций ребенка.

Психолог Зульфия Габдрахманова

(с) Габдрахманова З. Ш.

Источник