Развитие моторики у ребенка дцп
Упражнение с массажным мячиком
Движения соответствуют тексту
Я мячом круги катаю, между ладоней
Взад – вперед его гоняю, смена рук
Им поглажу я ладошку, соответственно
Будто я сметаю крошку. смена рук
И сожму его немножко, соответственно
Как сжимает лапу кошка. смена рук
Каждым пальцем мяч прижму соответственно
И другой рукой начну. смена рук
А теперь последний трюк: переброс мяча из руки в руку
Мяч летает между рук.
Су – Джок терапия
Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массируют мышцы рук, при необходимости помогает взрослый. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до его покраснения и появления ощущения тепла, при этом можно проговаривать стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Упражнения на ковриках «травка»
Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка», кладем его на колени или стол и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке Прыгаем всеми пальцами
Целый день скакали зайки. по коврику
И катались по траве, Прокатываем ладони от основания
От хвоста и к голове. к кончикам пальцев
Долго пальцы так скакали, «Допрыгать» и «лечь» ладонями
Но напрыгались, устали. на коврик
Мимо змеи проползали, Ладони по очереди ползут,
«С добрым утром!» – им сказали. как змеи.
Стала гладить и ласкать Ладони поочередно гладят коврик.
Всех зайчат зайчиха – мать.
Шла медведица спросонок, « Переступаем» ребром ладони-
А за нею – медвежонок. как косолапый мишка.
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки. 2-е и 3-е пальцы «идут».
Стали книжки открывать Кисти раскрываются, как книжки,
И в тетрадочках писать. ладонями вверх.
Упражнение с линейкой
Ребенок кладет линейку под середину среднего пальца, указательный и безымянный – снизу линейки и начинает покачивать линейку, имитируя движение крыльев самолета. Затем то же самое проделывают другой рукой.
В от волшебный самолет
Отправляется в полет
Он планирует над партой
Ну, а где же наша карта?
Упражнение с ручкой
Р ебенок кладет ручку на средний палец руки, большим пальцем прижимает ручку, указательным начинает покачивать ее. Затем то же самое проделывают другой рукой.
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим ее прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
Упражнения с крупными бигуди
Ребенок катает бигуди между ладонями вперед-назад, руки держит перед собой.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы
Мы любим забавы
Холодной зимы.
Упражнения с прищепками
Бельевой прищепкой ребенок прищепляет ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет:
«Га-га-га!»
Упражнения с зубными щетками
Растирают щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцев.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики!
Упражнения для проведения пальчиковой гимнастики
«В гости».
В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук).
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний –
Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставлены только мизинцы)
Постучался на порог. (кулаки стучат друг о друга).
Вместе пальчики-друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки).
Друг без друга им нельзя.
Затем можно провести упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук, сжатых в кулаки.
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять (разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять. (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинцев)
В домик спрятались опять. (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).
При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.
Источник
Елена Губанова
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
ДЦП прежде всего – это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития ребенка, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. Развитие мелкой моторики и координация движений являются одним из важнейших аспектов развития детей дошкольного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание.
Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость.
Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику.
Игры с пластилином, с тестом, глиной
Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.
– скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д.
– разрезать на кусочки,
– мять и отщипывать,
– выкладывать рисунок,
– надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток,
– поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек)
Рисование, раскрашивание
Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.
-Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.
– Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой
– Рисование краской, гуашью.
– Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.
– Работа по трафарету.
– Рисование по опорным точкам.
– Работа с линейками и лекалами (обводить) .
– Работа в книжках – раскрасках.
Аппликация
Способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.
– наклеивание готовых форм,
– вырезывание несложных деталей,
– использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка).
Игры с бумагой
Способствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.
– Складывание различных фигур.
– Разрывание бумаги на мелкие части.
– Комкание и скатывание бумажного мячика.
Игры с конструктором и мозаикой
Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.
-собирание по схеме,
– свободная деятельность.
Игры с пуговицами – пуговичный массаж
Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.
-Катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди,
– заполнять просторную коробку пуговицами,
– перетереть пуговицы между ладонями,
– пересыпать их из ладошки в ладошки,
– застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы.
– складывание пуговиц «пирамидкой»,
– составление узора из пуговиц.
Игры с крупами
Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.
– Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,
– пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки,
– «волшебный мешочек» – угадывание на ощупь (различные крупы,
«Сухой бассейн» из фасоли и гороха
– выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,
– выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв,
Игры со счётными палочками, спичками
Способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, пространственного мышления.
– Брать палочки, спички разными пальцами, от указательных – к мизинцам,
– перекладывание с одного места на другое,
– выкладывание рисунка по схеме, букв, цифр,
– свободная деятельность,
Игры с водой и песком
Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.
– «закапывание» и «вылавливание» игрушки, предмета,
– поиск «клада»,
– различные изображения (рисование) на песке,
– переливание воды из одной баночки в другую,
– переносить пластмассовую чашку с налитой водой из одной комнаты в другую.
Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами
Способствуют развитию мелкой моторики, развитие ловкости рук, мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета, формы, величины.
– перебирать, брать разными пальчиками,
– перекладывать с ладони на ладонь, на стол и так далее,
– находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме,
– нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок,
– выкладывание по образцу,
-перекладывание из одной ёмкости в другую.
– изготовление поделок.
Игры с ленточками
Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера.
– Складывать ленточки,
– наматывать на палочку,
– завязывать бантик,
Штриховка
Способствует развитию мелкой моторики, умение правильно и уверенно держать карандаш, ориентировка на листе бумаги, развитие внимания, усидчивости, развитие мускульной памяти
Виды
1. Раскрашивать короткими частыми штрихами.
2. Раскрашивание мелкими штрихами.
3. Круговая
4. Длинными параллельными отрезками.
5. Сетка.
Правила
1. Только в заданном направлении.
2. Не выходить за контуры фигуры.
3. Соблюдать параллельные линии.
4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5см.
Например, игры: «От дома к дому», различные лабиринты, «Снежная королева», «Помоги зайке убежать от лисы» и так далее.
Игры с прищепками
Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.
– Перекладывать с одной руки в другую,
– доставать прищепки из корзинки,
– прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,
– «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку,
Ниткография (ниткопись)
Способствует развитию мелкой моторики, развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.
– наматывание нитей на клубок,
– распускание моточков,
– выкладывание узоров по образцу, букв, цифр.
– завязывание узелков и связывание верёвочек,
Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными, рука подготовиться к письму. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память, формируется художественный вкус.
Помните!
Именно, хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта!
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев!
Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносят
положительные результаты:
1. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов
2. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений
3. Улучшается речь.
4. Развивается память, мышление, внимание.
5. Улучшаются движения пальцев руки.
6. Определяется ведущая рука.
7. Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.
8. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.
Источник
Коррекционная работа по развитию общей моторики с детьми с диагнозом ДЦП. Общая моторика-это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела.
У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить.
Разнообразие двигательных нарушений влияющих на развитие моторики у детей с ДЦП: Нарушения мышечного тонуса ( по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии ). Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). Наличие насильственных движений (гиперкинезы, тремор). Нарушения равновесия и координации движений. Нарушение ощущений движений. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных ( стато-кинетических ) рефлексов.
Списочный состав группы-10 человек. 9 человек с диагнозом ДЦП.
У 6 детей – спастическая диплегия: поражены и руки , и ноги , причем нижние конечности затронуты в большей степени, повышение мышечного тонуса ( спастичность) в конечностях , ограничение силы и объема движений ; ноги приведены , согнуты в коленных суставах, наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает опорность стоп , осанку , затрудняет стояние и ходьбу; руки приведены к туловищу , согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки . 1 ребенок – Атонически – астатическая форма – Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений , тремор , гиперметрия ( несоразмерность , чрезмерность движений ). 1 ребенок -Артрогриппоз- поражение верхних конечностей.
В МДОУ созданы хорошие условия для развития общей моторики у детей с ДЦП. Группа хорошо оборудована, есть спортивный комплекс, батут, скамейки, опорные тележки, ходунки, поручни. На каждого ребенка имеется спортивный инвентарь: обручи, ленты, флажки, кубики, султанчики, гимнастические палки, ортопедические мячи разного цвета и размера. Для мышечной тренировки используются мячи, кубы, валики разного размера и веса. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Специфические особенности развития моторики детей требует подбора особых сочетаний методов и приемов, которые позволяют формировать определенные двигательные навыки способствующие развитию основных движений. В работе по развитию у детей общей моторики решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных нарушений.
В своей работе используем целый комплекс разнообразных средств и приемов. Чем тяжелее двигательное нарушение, тем больше взрослый помогает ребенку, а так же взрослый проговаривает последовательность выполнения движений. При выполнении некоторых движений дети выполняют лишь элемент.
Планируем и проводим подготовительную работу. Для каждого ребенка отрабатывается исходное положение. При проведении занятий, упражнений, игр по развитию общей моторики не допускаем переутомляемости детей. Для каждого ребенка дозировка индивидуальна. В ходе коррекционной работы решаем следующие задачи: 1. Формирование контроля над положением головы и ее движениями. 2. Обучение разгибанию верхних частей туловища . 3. Тренировка опорной функции рук ( опора на предплечья и кисти ). 4. Развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и с живота на спину ).5. Формирование функции сидения и самостоятельного присаживания . 6. Обучение вставанию на четвереньки , развитие равновесия и ползания в этом положении . 7.Обучение вставанию на колени , затем на ноги. 8.Развитие возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой . 9. Стимуляция самостоятельной ходьбы и коррекция ее нарушений. 10. Уменьшение гипертонуса мышц , укрепление ослабленных групп мышц и нормализация мышечного тонуса . По результатам диагностики нами были разработаны коррекционные комплексы на каждого ребенка , коррегирующие упражнения на спортивном комплексе (Упражнения на гимнастической стенке : «Выше поднимись» , « Лягушка» , «Змейка» ,»Потянем ноги!» и т.д.); Батуте –«Стой» , «Возьми игрушку» , «Неваляшка» , «Удержись» и т.д. Ортопедическом мяче –«Крылышки», «Аист» ,»Хлопни» , «Бабочка» ,» Веточка «, «Елочка « , « Зайчик» и т. д. ; упражнения по укреплению мышц стопы и профилактики плоскостопия. Все комплексы общеразвивающих упражнений включают упражнения с предметами : мячом , палкой , обручем и др. Применение предметов усиливает эффективность упражнений , дает детям выбор различных мышечных ощущений ( упражнения с мячами разной массы ) ; они являются зрительными ориентирами , ограничителями движений ( гимнастическая палка позволяет фиксировать положение рук , способствует более точному выполнению движений )
Развитие общей моторики у детей с ДЦП достигается : организации развивающей среды ; осуществлении индивидуально – дифференцированного подхода; использовании различных средств . оптимизирующих развитие общей моторики с помощью специально разработанной программы , представленной упражнениями для мышечной тренировки , подвижными и малоподвижными играми ,лечебными играми и упражнениями на спортивном комплексе , батуте , ортопедическом мяче .
Особенности физического развития детей с ДЦП
В работе Е.М. Мастюковой, о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.
Второй тип отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4-6 недель жизни.
В дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками.
При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.
Данный вопрос освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.
У данной категории детей (с ДЦП) может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.
Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляется при подвижных играх. Выполнение упражнений на занятиях физической культуры затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.
У дошкольников с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным.
Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
После обследования ребенка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК, воспитателями, логопедами. Такая комплексная работа помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени.
Воспитание двигательных навыков у детей с ДЦП целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр.
Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.
Как указывает К.А. Семенова, в своей работе, является воспитание необходимого двигательного стереотипа. Целью таких упражнений является коррекция вертикальной позы, обучение ходьбе в новых условиях.
Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходунки, следят за положением туловища. Ребенок не должен наклоняться вперед, в сторону, подтаскивать ноги.
При ДЦП необходимо длительное, планомерное и последовательное лечение: в клиниках, санаториях, курортах, интернатах, специализированных ДОУ. Решению этой задачи способствуют различные формы организации занятий физическими упражнениями.
С помощью разнообразных средств физического воспитания у детей формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая затем помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в игровые и трудовые операции. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения и игры систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позо-тонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.
О возможностях восстановительного лечения ДЦП изложено Т.Г. Шамариным и Т.И. Беловой. В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин, Белова, Шматко, Беляева).
Авторы рекомендуют воспитание способности самостоятельно сидеть проводить с 5-6 месяцев жизни ребенка (то есть, придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).
Приведем некоторый набор упражнений:
Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.
Положение “сидя”. Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой – активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.
Положение “сидя”. Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.
Источник