Развитие моторики рук ребенка ручной труд

Развитие мелкой моторики через ручной труд.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В.А.Сухомлинский)

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.  

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают перед школой. Это оборачивается фиксированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.  

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

– систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

– последовательность (от простого к сложному).

– все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Любое достижение ребёнка должно быть оценённым.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики – рисование, лепка, аппликация, конструирование, вышивание. Необходимо привить детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: работы выходного дня, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, вышиванием, бумагопластикой, ребёнок не научиться писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребёнка умелой.  

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное –  способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

 Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.). Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Занимая ребёнка ручным трудом, помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда – это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте ручной труд заключается в разнообразной предметной деятельности:

– застёгивание и расстёгивании пуговиц;

– шнурование ботинок;

– шнуровка на специальных рамках;

– нанизывание колец на тесьму;

– игры с мозаикой;

– сортировка мозаики по ячейкам;

– игры с конструкторами;

– перебирание круп, зёрен.

Занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства и приобщать к социальной активности необщительных детей.

Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Дети часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленности к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы: рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость. Для родителей я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители могут видеть на выставках. Стенды регулярно обновляются к праздникам. Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что ручной труд является эффективным методом развития мелкой моторики рук. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.  

Источник

Марина Безрукова
Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В педагогическом процессе формирование творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности.

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО направлена на создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала в общем, а в частности развитие мелкой моторики рук – является продуктивная художественно – творческая деятельность.

Современные психологи и физиологи констатируют, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям,приходилось больше делать руками: перебирать крупу, вязать, вышивать. В настоящее время любой домашний труд автоматизирован, что соответственно отдаляет ребенка от многих ручных операций. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

На современном этапе большое педагогическое значение для развития детей дошкольного возраста имеет занятия ручным трудом.

На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

Ручной художественный труд – это деятельность, которая помогает изготавливать реальные предметы, в дальнейшем используемые в играх, развлечениях, быту.

Ручной труд является обязательным как считают ученые Кольцова М. М, Пинский Б. И, Антакова-Фомина Л. В компонентом в развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания, позволяет развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, способствует духовному развитию.

Многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности. Сухомлинский в книге о воспитании писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка”.

Исследовательскую работу проводила с детьми старшей группы на протяжении года. Нами были определены цель и задачи педагогической работы.

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд.

Задачи:

• Способствовать развитию мелкой моторики пальцев, кистей рук;

• Содействовать развитию умения детей мастерить из различных видов материала (пластилина, салфеток, бросового материала, различных круп, пуговиц);

• Способствовать развитию воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Работу по реализации поставленной цели и задач проводила в несколько этапов: констатирующий, формирующий, контрольный этап.

Констатирующий этап работы.

Свою работу начала с изучения уровня развития мелкой моторики руки детей. Диагностические задания разработаны в соответствии исследованиями Н. Озерецкого. Диагностика проводилась с помощью методики «Колобок» и «Солнышко»по следующим критериям:

1. Скорость выполнения работы;

2. Целенаправленное направление руки;

3. Координация движения руки.

Детям предлагалось практическое задание: картинки силуэты «Колобок» и «Солнышко», чаша с горохом и предлагалось выложить горохом колобка. Необходимо было быть внимательным накладывать аккуратно, переворачивать шляпкой вниз.

Результаты диагностики показали следующее:

20% – дети справились самостоятельно, сделали все аккуратно;

50% – дети справились с помощь воспитателя, многие дети не понимали задание и не проявляли большого интереса;

30% – дети не справились с заданием.

Проанализировав работы детей, мы сделали вывод, что дети проявляют незначительный интерес к ручному труду, слабо владеют координацией рук.

На втором этапе был обновлён и расширен центр художественного творчества, т. к предметно –пространственная среда имеет немаловажное значение в художественно-эстетическом воспитании. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Материал располагается в пластмассовых шкатулках. Каждому виду материала отводится определённое место. Отдельные коробки расставляются так, чтобы было удобно ими пользоваться. Также имеются альбомы с видами тканей, разной фактуры бумаги, схем и образцов поделок. Находится в центре художестве творчества «чудо-ящик» с разнообразными безопасными предметами (коробочки, куски обоев, и т. д.)

В целях систематизации развивающей работы с детьми разработала перспективно – тематическое планирование.

Образовательная деятельность детейосуществляется в следующих блоках:

1 блок Совместная деятельность взрослого и детей

– НОД,

– Совместная деятельность в ходе режимных моментов

2. Блок – самостоятельная деятельность детей

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми.

Формы работы с детьми:

-НОД,

-Создание игровых ситуаций

-Создание проблемных ситуаций

-Дидактические игры

С целью поддержания интереса детейпроводим различные мероприятия:

-Выставки «Осенние фантазии», «Новый год у ворот», «Весенний вернисаж»;

-Изготовление подарков к различным праздникам.

Приобщение к ручному труду мы начали в начале учебного года. В сентябре месяце заготавливали различные материалы необходимые для занятий (листья, бросовый материал, различные по структуре ткани, крупы и т. д).На самом первом этапе мы проводили занятия-беседы «О свойствах бумаги», «Ознакомление со свойствами ткани» эти беседы детям очень понравились. Детям было очень много узнать о свойствах бумаги, а главное различают несколько видов (гофрированная, цветная, папирусная, газетная и т. д) из бумаги делали различные поделки.

Вводили пальчиковые игры, массаж пальцев и кистей рук, игры с тестом, глиной которая привела детей в восторг когда был процесс замешивания глины с водой, хотя многие дети перепачкались но результатом остались довольны. В работе стали использовать различные виды круп от которых дети получали не наименьшую радость. Например дети рисовали дорожку и необходимо было выложить дорожку фасолью, это требовало концентрации внимания, ловкости рук, а самое главное, это игры способствовали развитию мелкой моторики.

Спустя некоторое время ввели пластилинографию. Мы разминали небольшие кусочки пластилина в руке, потом от центра размазывали пластилин по картону самой первой работой был кленовый лист; размазывали водоросли по картону. После пластилинографии мы использовали различные крупы. Например, нарисовали пластилином ягодку, а вместо точек поставили горох было удивительно красиво.

Непосредственно образовательная деятельность по ручному труду с природным материалом тесно связана с лепкой.

В процессе работы с детьми использовали следующие методы обучения (классификация В. И. Ядэшко):

1. Игровые методы.

Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма. Она активизирует познавательные процессы и развивает фантазию и воображение.

2.Наглядные:

• рассматривание образцов, схем;

• демонстрация иллюстраций по теме занятия;

• наблюдение.

3.Словесные:

• художественной литературы;

• беседы;

• объяснение и обсуждение хода работы;

• подбор стихотворений по различным темам.

4.Практические:

• индивидуальная работа детей;

• совместная деятельность взрослого и детей;

• опора на личный опыт детей.

С детьми мы провели несколько краткосрочных творческих проектов: «Город зимой», «Красавица осень», «Госпожа Метелица», «Поздравляем маму». Обучение детей коллективному труду – одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого я предлагала детям вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.

Для того чтобы работа по направлению была успешной, было налажено взаимодействие с родителями. Родители были вовлечены в образовательную деятельность через совместные творческие дела,такие как:

• Разработка методических рекомендаций в помощь родителям (памяток «Как развивать детскую моторику»«Роль ручного труда в приобретении уверенности в себе», «Организация ручного труда в семье»);

• Мастер-класс «Мастерим подарок своими руками»;

• Совместные экскурсии;

• Организация и проведение совместных детско-родительских выставок семейного творчества.

• Создании и обновлении развивающей среды в группе (изготовление пособий для игр).

После формирующего этапа мы обратились к контрольному этапу.Его цель: сравнить результаты, полученные на констатирующем этапе с конечным.

Результаты диагностики показали следующее:

71% – дети справились самостоятельно, сделали все аккуратно, скорость выполнения работы высокая, направление действия рук координированы и целенаправленное.

29% – дети справились с помощь воспитателя, направления действия рук целенаправленное, качество работы среднее.

Также проанализировав работы детей, мы сделали вывод, что интерес к ручному труду вырос, дети увереннее владеют координацией рук.

Источник