Развитие моторики ребенка по месяцам

Развитие моторики ребенка по месяцам thumbnail

Развитие моторики ребенка по месяцам

Первый год – самый важный для развития крохи. 

Именно в это время он учится управлять своим телом, ползать, вставать и ходить – на языке специалистов это называется крупной моторикой. Что же нужно знать о моторном развитии малыша и как помочь ему с успехом пройти все стадии?

Вашему малышу 1 месяц

В спокойном состоянии ручки малыша согнуты в суставах и прижаты к туловищу, пальчики сжаты в кулачки. В короткие минуты бодрствования ребенок хаотично двигает ручками и ножками. Но через пару-тройку недель кроха уже будет способен недолго лежать спокойно и расслабленно, то есть обретет контроль над своим телом – это и есть первый шаг в развитии крупной моторики ребенка.

К концу первого месяца малыш, лежа на спине,  самостоятельно может поворачивать головку в стороны и долго держит ее ровно по средней линии. Примерно в это же время появляются так называемые реакции оживления – ребенок начинает замирать при резком звуке, способен сосредоточивать взгляд на предмете (игрушке, лице матери) и следить за движущимся объектом, не поворачивая головы.

  • Важно: 

Чтобы правильно развиваться, младенец первые три месяца должен как можно больше находиться на руках у матери – ведь в соответствии с тонусом ее тела ребенок формирует свой мышечный тонус. Не бойтесь, что ребенок излишне привяжется к рукам и будет специально капризничать, чтобы вы его взяли. До трех месяцев ребенку крайне важно знать, что мама рядом и позаботится о нем по первому зову. Если же малыша редко брали на руки, единственный способ почувствовать свое тело для него – это гиперподвижность. Такие дети постоянно находятся в движении. В результате они нередко вырастают неусидчивыми, из-за чего испытывают трудности в обучении и общении.

Вашему малышу 2 месяца

Кроха становится более активным. Он чаще отводит ручки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня, разжимает кулачки, поворачивает головку в стороны. Начинает более продолжительное время (пока неуверенно) удерживать головку в вертикальном положении. Малыш фиксирует взгляд на неподвижных предметах, четко реагирует на звуки и недолгое время прислушивается к ним. Начинает улыбаться, когда с ним разговаривают мама или папа. Поэтому побольше общайтесь с крохой, показывайте ему интересные игрушки. Если он чем-то заинтересовался и демонстрирует это взглядом, поднесите его ближе к предмету, помогите потрогать, расскажите, что это такое. Однако не стоит развлекать усталого или плачущего ребенка. Все, что ему нужно, когда он устал – это уют и покой.

Вашему малышу 3 месяца

В этом возрасте ребенок уже может удерживать вложенную в руку игрушку, пытается тянуть ее в рот. В положении на животе он поднимает голову и опирается на ручки, согнутые в локтях. Самостоятельно может поворачиваться со спины на бок. Хорошо удерживает голову в вертикальном положении. Пока малыш лежит на спине, попробуйте аккуратно потянуть его за руки вверх. Вы увидите, что кроха будет сгибать шею, приподнимая головку. Когда ребенок видит мамину грудь или бутылочку, он начинает улыбаться, гулить и активно двигать ручками и ножками, выражая радость. Мама может петь песенки, потешки – малышу очень интересно в этот момент наблюдать за ее лицом и слушать голос.

Вашему малышу 4 месяца

Поскольку главное средство познания мира для ребенка сейчас – это осязание, он настойчиво тянет все в рот. Не препятствуйте этому. Если же вы беспокоитесь о гигиене, лучше почаще мойте игрушки с мылом, а ручки малыша протирайте детскими влажными салфетками.

Увидев яркую игрушку, ребенок тянется к ней и пытается схватить. Сначала он с трудом удерживает погремушку, но вскоре будет держать ее вполне уверенно и даже попытается размахивать ею из стороны в сторону, иногда ударяя себя при неудачной попытке.

  • Важно:

Если малыш в 4 месяца не интересуется игрушками, не пытается дотянуться до предметов, стоит посоветоваться с педиатром.

Гиперопека крайне вредна для ребенка. Если к нему бегут со всеми игрушками по первому же крику, у него не будет стимула двигаться.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в тушино

Вашему малышу 5 месяцев

У малыша новое достижение – теперь он умеет поворачиваться со спины на живот. Лежа на животе, он приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки. Сейчас главное – дать ребенку простор для игры и развития. Он должен иметь возможность дотягиваться до любимых игрушек и получать от этого удовольствие. Для начала подойдет мобиль, по которому кроха может бить ручками, когда лежит в кроватке. Старайтесь размещать предметы на мобиле по-разному: не только прямо перед глазами малыша, но и левее, правее, чтобы стимулировать разнообразие движений у ребенка.

  • Важно:

Освоение каждого движения для крохи должно быть осмысленным, а не механическим. Так, поворот со спины на живот малыш сделает только за игрушкой. Когда мы учим ребенка новым движениям чисто механически (например, поворачиваться со спины на живот, просто подтягивая его за ручку), мы тем самым приучаем его к быстрому механическому типу ответа – без обдумывания задачи.

«Хочется обратить внимание мам на то, что развитие крупной моторики самой по себе – это не цель. Движение для ребенка – это просто способ удовлетворить интерес к окружающему миру. Малышу интересно, когда двигаться нужно за чем-то – дотянуться до лица мамы, яркой игрушки, звенящего колокольчика. Главная мотивация для ребенка – это игра. Не столь важно, в каком возрасте кроха перевернулся, сел или пополз. Потому что, если он это сделал в положенное именно ему время, он будет развиваться нормально. Если же ребенка просто подгонять под некие средние нормы, не учитывая его индивидуальных особенностей, вас ждет много проблем, начиная от поведенческих и заканчивая трудностями в обучении. Не гонитесь за результатами, ведь каждый ребенок индивидуален.

Дети сейчас живут в таком комфорте, что очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью – он играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все – познавательная активность, а моторной реализации у нее нет. В итоге кроха переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность. В дальнейшем таким детям умственное усилие надо сопровождать двигательной активностью. Например, слушать учителя и ходить по классу».

Вашему малышу 6 месяцев

Движения малыша становятся все более уверенными и скоординированными. Так, лежа на животике и опираясь на ручки, он уже может оторвать одну руку от поверхности и потянуться за игрушкой. Он одинаково ловко держит игрушку как в левой, так и в правой руке. Лежа на спине, малыш увлеченно играет со своими ножками, тянет их в рот. Следит глазами за упавшей игрушкой, поднимает ее. А еще кроха умело поворачивается со спины на живот и обратно, и эта игра ему очень нравится.

Вашему малышу 7-8 месяцев

В этом возрасте кроху уже нужно начинать высаживать на ровную поверхность. Как правило, он уже довольно хорошо держит равновесие и способен подолгу сидеть самостоятельно, занимаясь с игрушками. Когда он поймет всю выгоду сидячего положения, то будет пробовать садиться и сам. Для этого он сначала встает на четвереньки, а потом отталкивается ручками и садится на попку. Некоторые малыши начинают копошиться и пытаться сесть из положения на спине за счет мышц брюшного пресса. Но редко у кого это получается.

  • Важно:

В 7-8 месяцев кроха уже пытается ползать. Поначалу он подолгу раскачивается назад и вперед, стоя на четвереньках (таким образом он учится плавно переносить вес с рук на ноги), затем у него получается поочередно отрывать от пола по одной руке. Как только кроха научится сохранять равновесие на двух точках опоры (одна рука – одна нога), он готов ползти.

Читайте также:  Методы развития ребенка по месяцам

Ползание ребенка – это самый яркий этап в развитии крупной моторики. В это время малыш впервые начинает выстраивать зрительное пространство сверху вниз: он смотрит вперед (туда, куда ползет) и следит, куда при этом встают его ноги и руки. Если малыш не ползал, у него сформировано только горизонтальное зрение. И когда такой ребенок в будущем сядет за парту, он сможет смотреть только вперед. Чтобы посмотреть в тетрадь, ему нужно лечь на стол. Поэтому, даже если ваш ребенок не ползал в положенное время, научите его ползать хоть в 3 года, хоть в 6 лет. Для этого надо создавать игровые условия, в которых он будет вынужден ползать. Например, устроить «домики» из стульев, под которыми ему надо будет проползать, чтобы дотянуться до любимой игрушки.

Вашему малышу 9-10 месяцев

Постепенно малыш понимает, что он может двигаться не только горизонтально, когда ползает, но еще и вертикально. В этот момент кроха впервые пробует вставать, держась за решетку кроватки или любую другую устойчивую опору. Сделайте так, чтобы ребенку захотелось вставать: разложите его любимые игрушки на стульях или диване.

Чтобы кроха начал ходить, держась за опору, можно класть игрушку на один конец дивана, когда он стоит у другого. В какой-то момент ему надоест опускаться на четвереньки и ползти к цели, и он начнет двигаться вдоль дивана приставными шагами (боком). Постепенно ребенок отрывает от опоры одну руку и начинает делать первые шаги лицом вперед (боком к опоре) – как все люди. Не проявляйте нетерпения и не требуйте от ребенка, чтобы он встал раньше времени. Если он пока не хочет этого, пусть тренирует головной мозг и мышцы ползанием.

  • Важно:

В этот период многие матери начинают ограждать ребенка от чрезмерно активных действий, опасаясь, как бы он не набил себе шишек. И совершенно напрасно. Во-первых, он физиологически к этому приспособлен (у него оптимальное соотношение массы и высоты для падения), а во-вторых, дети, которых в детстве оберегали от падений и ушибов, вырастают без чувства страха – они просто не знают, что такое опасность. А человек, у которого не развит инстинкт самосохранения, не оберегает себя.

Вашему малышу 11-12 месяцев

Ваш кроха очень вырос – он может ходить, держась за ваши руки, и даже пытается делать отдельные шажки самостоятельно. Но движения при ходьбе у него пока неуверенные, и он часто падает. Ближе к году ребенок уже может сделать 3-4 самостоятельных шага от опоры до опоры. Можно считать, что ребенок научился ходить, когда он во время движения может самостоятельно остановиться посреди комнаты и не упасть. В этот период ребенок уже может вставать без опоры. Если малыш уронил игрушку, он приседает, чтобы поднять ее, а затем вновь встает. Сделав первые самостоятельные шаги, ребенок учится поворачиваться стоя, чтобы увидеть, что находится у него за спиной.

  • Важно:

Некоторые дети начинают ходить намного позже сверстников. Если ваш кроха не пошел в 12 месяцев, не отчаивайтесь, но и не забывайте о том, что двигательная активность позволяет судить о развитии нервной системы в целом – будьте в контакте с опытным неврологом или педиатром.

???? Бережный подход к детям, уважение к малышам, признание безграничной ценности детского “Я САМ”, а также многолетняя практика работы с детьми и родителями и опыт многодетного отца легли в основу нового авторского цикла мини-лекций Олега Леонкина для мам и пап малышей от 0 до 3-х лет “Онлайн- азбука. Действительно важное”.

???? Онлайн-азбука – это большой сборник лекций, который включает более 60 видео-роликов про моторику, психику, игрушки по возрастам, диагнозы ортопедов и многое другое, что действительно важно знать родителям.

Онлайн-азбука принимает участие в распродаже October SALE от Олега Леонкина с 21 по 30 октября: приятно снижены цены на все курсы, также мы приготовили специальные предложения с ценами более чем в два раза ниже.

Читайте также:  Развитие ребенка в ваших руках забрамная боровик

Об авторе

Олег Леонкин, детский реабилитолог, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу, муж и отец 5-х детей.

Уже больше 25 лет я работаю на стыке 3 наук: медицины, педагогики и психологии, из них 18 лет с “особыми детьми”.

Наблюдая за ребенком, я анализирую порядка 40 факторов, вижу этап развития, чувствую потребности ребенка и знаю о его проблемах. Слушаю родителей и верю им. Думаю, делаю выводы, соединяю и объясняю. Перевожу с детского языка на взрослый.

Развитие моторики ребенка по месяцам

Источник

Новорожденный малыш с каждым днем учится управлять своим телом. Как продвигаются успехи малыша месяц за месяце? Какие навыки он осваивает?

Младенец - фото

Младенец (фото Fotolia.com)

1 месяц. Вкладывайте малышу в ручку погремушку с толстой удобной ручкой — он будет крепко сжимать ее. У новорожденного это пока еще ее автоматическая реакция — хватательный рефлекс, но на его основе потом сформируется и осознанный навык. А главное — уже идет тренировка мелкой моторики кисти, которая тесно связана с психоречевым развитием крохи!
 2–3 месяца  Двухмесячный младенец берет игрушку всей ладошкой, крепко удерживая ее, но особенный прогресс достигается в три месяца: движения ручек становятся более свободными. Малыш охотится за игрушкой, манипулирует с висящими над кроваткой погремушками — берет их в ручки, ощупывает, тянет в ротик, засовывает туда же пальчики, тянет пеленку…
 4–5 месяцев  Четырехмесячный грудничок тянется к игрушкам, захватывает их, во время кормления придерживает ручками грудь или бутылочку со смесью. Пятимесячный орудует ручками куда более уверенно — берет протянутую игрушку, поднимает погремушку и долго удерживает ее в ручках.

Ребенок с игрушкой - фото

Ребенок с игрушкой (фото Legion-Media),

 6–7 месяцев  Полугодовалый умеет еще больше! Он свободно манипулирует с игрушками — перекладывает их из одной ручки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. Семимесячный и вовсе лихо управляется с ней: стучит одной игрушкой о другую, бросает на пол и ждет вашей реакции.
 8-9 месяцев  Восьмимесячный ребенок  хлопает в ладошки и повторяет другие выученные с мамочкой движения, например, машет ручкой, гладит зайку или киску. Кстати, активное развитие мелкой моторики кисти происходит на 9-м месяце. Еще недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладошка, которой он действовал, как черпаком: загребал кубик, придерживая всеми пятью пальчиками. И вдруг в один прекрасный день он осторожно берет этот самый кубик двумя пальчиками — большим и указательным!

Ребенок в манеже - фото

Ребенок в манеже (фото Fotolia.com)

Умению действовать двумя пальчиками придается важнейшее значение! Поэтому для проверки психомоторного развития малыша 8–9 месяцев педиатры используют тест с пуговицей. Возьмите ту, что покрупнее (от пальто), и дайте малышу. Смог удержать ее между большим и указательным пальчиками — молодчинка! Если нет , то придется поработать над этим навыком. Разумеется, играть пуговкой крохе нельзя, ведь мелкие предметы давать опасно!
9 месяцев  К 9-му месяцу происходит и специализация указательного пальчика: малыш трогает им заинтересовавший его предмет, показывает мамочке — пойдем туда или сюда. Забудьте об этикете, запрещающем указывать пальцем! Это правило не для младенцев: ведь оно тормозит их развитие. Еще одно достижение — малыш сдергивает с головки свою шапочку или платочек. Воспринимайте это не как озорство, а как показатель нормального психомоторного развития.
 10 месяцев  На 10-м месяце ребенок энергично манипулирует с игрушками — резиновую сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. То же самое он проделывает с коробками, формочками и мисками разного размера.
 11-12 месяцев  В 11 месяцев новый успех: кроха сам снимает и надевает кольца пирамидки, а в год на равных участвует в игре в ладушки, загибает пальчики, когда вы их ему считаете, с увлечением крутит диск игрушечного телефона или нажимает на его кнопки. А через пару месяцев он уже сможет самостоятельно управляться с ложкой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие ребенка — 10-й месяц — возрастает угроза травм

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник