Развитие моторики пальцев рук ребенка в год

???? Здравствуйте всегда, дорогие мои читатели!
Рада нашей встрече с вами!

Мы часто получаем рекомендацию развивать мелкую моторику рук. А что это такое? Почему это так важно? Как развивать? Предлагаю обсудить это подробно.

Мелкая моторика – это возможность выполнять разнообразные движения человеком при скоординированном участии нервной и мышечной системы при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук.

Буду признательна Вам за подписку и/или отклик – этим Вы поддержите развитие канала! Спасибо!

К мелкой моторике относят почти все движения кистей и пальцев рук от самых простых (например, удержание ложки в руке) до таких сложных, как письмо. От уровня развития мелкой моторики зависит и почерк человека.

Известный педагог В.О. Сухомлинский утверждал: «Гениальность ребёнка – на кончиках его пальцев». Почему же именно кончики пальцев так важны и почему именно они определяют гениальность человека?

Хорошее развитие пальцев рук, это одновременно и хорошее развитие координации действий «рука-глаз»: процессы действий пальцами рук происходит под управлением зрительного центра.

Все центры головного мозга, говоря упрощенно, взаимосвязаны между собой, поэтому, развивая мелкую моторику, через зрительный центр мы одновременно стимулируем и развитие зон, отвечающих за речь ребёнка.

При развитии мелкой моторики мы напрямую развиваем умение действовать, одеваться, писать.

А вот непрямое влияние мелкой моторики на ребёнка не менее важно, потому что развивается и память, и речь, и логическое мышление, и умение анализировать, и фантазия, и творческие способности ребенка.

???? Развитие мелкой моторики у ребёнка начинается с первых хватательных движений малыша, но этого мало для того, что бы умело держать ручку в руках. Детям разного возраста полезно играть разными по размеру игрушками для развития мелкой моторики.

Чем старше становятся дети , чем мельче должны быть их игрушки. Пазлы, мозаика, лего — великолепные тренажеры в развитии мелкой моторики и соответственно письма.

???? Дети дошкольного возраста любят много рисовать, и это увлечение их полезно развивать. Для начала можно использовать раскраски, а со временем нужно стимулировать ребёнка рисовать на различных по фактуре листах бумаги.

???? Все это поможет развить мелкую моторику рук. Важно только учесть, что все занятия должны быть представлены детям как игра, чтобы дети были мотивированы на участие в своем ведущем и таком любимом деле.

???? Дети очень любознательны и любопытны, и заинтересовать их поэтому очень легко. Особенно важно часто менять материал, с которым работает ребёнок. Например, сегодня он складывает пазлы, завтра рисует песком, послезавтра складывает мозаику, позже лепит крупу на пластилин.

Все просто и легко, главное, увлекательно и ребёнку интересно.

Упражнений на развитие мелкой моторики рук – великое множество. Можно подобрать подходящие, составить из них комплексы и менять их ежедневно. И полезно, и ребенку не наскучат такие занятия.

Для облегчения подбора игр, можете воспользоваться некоторыми советами.

✔️ «Пальчиковые игры»

Это инсценировка детских стихов, сказок, рифмованных стишков при помощи пальцев рук. Они помогают не только размять и укрепить мышцы рук, но и провоцируют навыки ориентировать в пространстве.

Старайтесь использовать упражнения, где будет задействован каждый пальчик ребёнка. Также нужно следить, что бы реализовалось постепенное напряжение и расслабление мышц, и ребёнок работал с полной отдачей, иначе не будет результата.

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: в коре головного мозга существуют отдельные области, отвечающие за действия каждого пальца, поэтому для получения результата нужно, чтобы работали все пальцы рук.

✔️ «Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками»

Детям нравятся упражнения с пинцетом и пипеткой.

Это самый доступный материал для игр с ребёнком в домашних условиях. Бусы, крупа на кухне, камешки с моря или с дороги – все это легко отыскать без финансовых вложений.

Можно поиграть с ребёнком в сортировку разных бусин, покатать их между пальчиками. Угадывать с закрытыми глазами предметы. Можно нанизывать на леску бусины. Все это простые доступные игры, которые помогут улучшить моторику рук.

Понятно, что все игры с мелкими предметами должны происходит под бдительным присмотром взрослого.

✔️ «Игры с песком»

Игры с песком – это бескрайний простор для развития мелкой моторики и фантазии. Строим башни, зоопарк, дома – замки для принцессы.

Полезно знать родителям: песок может быть доступен не только летом. Можно взять коробку, выкрасить дно синим цветом, промыть и просушить песок. Затем, поместив в песок небольшие игрушки животных, людей, транспорт, вы создаете целый мир для ребёнка и его развития.

Он сможет моделировать горы и равнины, реки и озера, дома и гаражи –и все это поможет развитию ориентирования в пространстве, соотношению величин и форм.

✔️ «Рисование, аппликация, оригами, соленое тесто и пластилин»

Чем больше ребёнок рисует, тем лучше укрепляются его мышцы, ведь карандаш не только зрительно похож на ручку, карандаш требует нажатия — дополнительная стимуляция мышц пальцев рук, а также помогает развитию ориентирования в пределах листа, формирует зрительный контроль, развивает творчество, формирует умение выражать свои чувства.

Оригами очень хорошее средство для развития памяти и логического мышления. Соленое тесто и пластилин помогают выучить формы предметов, формируют гибкость психики.

Чем старше дети, тем более мелкий рисунок они могут изобразить

Полезно РОДИТЕЛЯМ: не ограничивайте фантазию ребёнка, старайтесь, что бы ребёнок делал композиции, не ограничивайте его отображением отдельных предметов.

✔️ «Шнуровка»

Давно уже в магазинах можно увидеть огромное количество разных шнуровок. Встречаются деревянные, поролоновые, картонные. Все они –выходцы из шнуровок, разработанных М. Монтессори.

Шнуровка прекрасно стимулирует развитие мелкой моторики, побуждая ребёнка создавать из шнуровки изображение, развивает фантазию, тактильные ощущения, логическое мышление.

Существует множество способов и методик развития мелкой моторики. В помощь вам ссылки на публикации, где представлены отдельные из них, – чуть ниже.

Главное, использовать их, не упустить время, когда ребенок нуждается в разнообразных помогающих его развитию техниках и упражнениях, регулярно заниматься с ним.

А ваши старания обязательно принесут пользу вашему ребенку, и вы увидите очередной скачок в его развитии. Совместная же работа с ним, вместе проведенное время сблизят вас с ребенком еще больше!

5 простых упражнений для развития речи 2-3х – летнего малыша

“Психогимнастика для мозга” помогает ребенку умнеть, а взрослому не стареть. Занятие для детей и взрослых в домашних условиях

Видео “Ребенок плохо пишет – Задания от нейропсихологов, которые помогут это исправить”

Успехов вам!

Источник

Все мамы знают, что у детей нужно раз­ви­вать мел­кую мото­рику рук. Но не все знают, как пра­вильно это делать, да и вообще что явля­ется мел­кой мото­ри­кой и какие осо­бен­но­сти она имеет? Какие заня­тия, игры и упраж­не­ния стоит про­во­дить с детьми для раз­ви­тия мото­рики? Рас­смот­рим подробно все эти вопросы.

Общее поня­тие и осо­бен­но­сти мел­кой мото­рики детей

Мел­кая мото­рика – это спо­соб­ность выпол­нять мел­кие и точ­ные дви­же­ния кистями и паль­цами рук и ног в резуль­тате ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных дей­ствий важ­ней­ших систем: нерв­ной, мышеч­ной и кост­ной. Отно­си­тельно мото­рики кистей и паль­цев рук часто при­ме­няют тер­мин лов­кость. Область мел­кой мото­рики вклю­чает боль­шое коли­че­ство раз­но­об­раз­ных дви­же­ний: от про­стых жестов (напри­мер, захват игрушки) до очень слож­ных дви­же­ний (напри­мер, писать и рисовать).

Раз­ви­тие мел­кой мото­рики играет важ­ную роль для общего раз­ви­тия ребенка. Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется уже с ново­рож­ден­но­сти. Сна­чала малыш раз­гля­ды­вает свои руки, потом учится ими управ­лять. Сна­чала он берет пред­меты всей ладо­нью, потом только двумя (боль­шим и ука­за­тель­ным) паль­чи­ками. Потом ребенка учат пра­вильно дер­жать ложку, каран­даш, кисть.

У мел­кой мото­рики есть очень важ­ная осо­бен­ность. Она свя­зана с нерв­ной систе­мой, зре­нием, вни­ма­нием, памя­тью и вос­при­я­тием ребенка. Также уче­ные дока­зали, что раз­ви­тие мел­кой мото­рики и раз­ви­тие речи очень тесно свя­заны. А объ­яс­ня­ется это очень про­сто. В голов­ном мозге рече­вой и мотор­ный цен­тры рас­по­ло­жены очень близко друг к другу. Поэтому при сти­му­ля­ции мотор­ных навы­ков паль­цев рук рече­вой центр начи­нает акти­ви­зи­ро­ваться. Именно поэтому для свое­вре­мен­ного раз­ви­тия речи ребенка необ­хо­димо боль­шое вни­ма­ние уде­лить раз­ви­тию мел­кой мото­рики. Мел­кая мото­рика непо­сред­ственно вли­яет на лов­кость рук, на почерк, кото­рый сфор­ми­ру­ется в даль­ней­шем, на ско­рость реак­ции ребенка.

По осо­бен­но­стям раз­ви­тия мел­кой мото­рики ребенка в даль­ней­шем судят о готов­но­сти его к обу­че­нию в школь­ном учре­жде­нии. Если все в порядке, то ребе­нок под­го­тов­лен к обу­че­нию письму, умеет логи­че­ски мыс­лить и рас­суж­дать, имеет хоро­шую память, кон­цен­тра­цию, вни­ма­ние и вооб­ра­же­ние, связ­ную речь.

Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется посте­пенно, это инди­ви­ду­аль­ный про­цесс и у каж­дого ребенка он про­хо­дит сво­ими тем­пами. Сна­чала дви­же­ния малыша нелов­кие, неуме­лые и негар­мо­нич­ные. Чтобы помочь малышу совер­шен­ство­вать мел­кую мото­рику, нужно играть с ним в раз­ви­ва­ю­щие игры (в интер­нет-жур­нале «Раз­ви­тие» есть ста­тьи про раз­ви­ва­ю­щие игры для детей в 1 год, а также игры для раз­ви­тия детей в 2 года).

Заня­тия, игры и упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой моторики

Суще­ствует мно­же­ство заня­тий, игр и упраж­не­ний для раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Их можно раз­де­лить на сле­ду­ю­щие группы: паль­чи­ко­вые игры, игры с мел­кими пред­ме­тами, лепка и рисо­ва­ние, мас­саж паль­чи­ков. Ста­тьи о раз­ви­тии ребенка по системе Мон­тессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рас­смот­рим наи­бо­лее про­стые и эффек­тив­ные игры:

1. Мас­саж ладошек

Это самый про­стой и уни­вер­саль­ный для любого воз­раста спо­соб раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Своим паль­цем водите по ладо­шкам ребенка, гладьте их и мас­си­руйте. Свои дей­ствия сопро­вож­дайте при­сказ­кой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с дет­ства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых малень­ких рас­прям­лять паль­чики и хло­пать в ладоши.

3. Раз­ры­ва­ние бумаги

Это упраж­не­ние под­хо­дит дет­кам с 7 меся­цев. Дайте малышу несколько листов мяг­кой цвет­ной бумаги. Он с удо­воль­ствием ощу­пает ее, нач­нет вер­теть в руках и рвать. Это заня­тие доста­вит ему неска­зан­ное удовольствие.

4. Пере­ли­сты­ва­ние страниц

После года раз­ры­ва­ние бумаги можно заме­нить пере­ли­сты­ва­нием стра­ниц какой-нибудь книжки с кар­тин­ками или журнала.

5. Бусы

Детям нра­вится пере­би­рать мел­кие пред­меты, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с буси­нами раз­лич­ного раз­мера и формы. Ребе­нок будет с радо­стью и заин­те­ре­со­ван­но­стью пере­би­рать их пальчиками.

6. Вкла­дыши-мисочки

Из них можно стро­ить башенки, вкла­ды­вать их друг в друга. Эта игра фор­ми­рует у ребёнка поня­тие о раз­мере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет тро­гать крупу рукой или про­сы­пать её сквозь паль­чики. Эта игра хорошо раз­ви­вает мел­кую мото­рику и так­тиль­ные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки раз­ные крупы и дайте ребенку по оче­реди опус­кать руку в каж­дую из банок. Так он смо­жет про­щу­пать раз­ные кру­пинки и брать их паль­чи­ками. Можно услож­нить задачу. На гла­зах ребенка зако­пайте какой-нибудь малень­кий пред­мет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попро­бует найти этот предмет.

9. Рисо­ва­ние на песке

Насыпьте на под­нос песок. Возь­мите паль­чик ребенка в свою руку и про­ве­дите им по песку. Начать можно с про­стых фигур – линий, пря­мо­уголь­ника, круга, посте­пенно услож­няя задание.

Игрушки для раз­ви­тия мел­кой моторики

10. Горошина

Вам пона­до­бятся горо­шина и баночка со сни­ма­ю­щейся крыш­кой. Пока­жите ребенку, что сна­чала надо снять крышку, затем взять горо­шину паль­чи­ками и поло­жить в баночку, после закрыть крышку. Попро­сите ребенка про­де­лать те же дей­ствия. Не рас­стра­и­вай­тесь, если с пер­вого раза ничего не полу­чится. Пока­жите малышу всю цепочку дей­ствий мед­ленно несколько раз и тогда он обя­за­тельно смо­жет все повто­рить. Актив­ным дет­кам эта игра быстро надо­едает, в этом слу­чае не нужно их застав­лять. Пред­ло­жите ребенку дру­гую игру.

11. Завин­чи­ва­ние крышек

Такое про­стое заня­тие, как завин­чи­ва­ние и рас­кру­чи­ва­ние кры­шек банок, буты­лок, пузырь­ков раз­ви­вает лов­кость паль­чи­ков. Пред­ло­жите вашему малышу сосуды раз­ного раз­мера и формы, это сде­лает игру более разнообразной.

12. Засте­ги­ва­ние, рас­сте­ги­ва­ние и шнуровка

Для этого упраж­не­ния не потре­бу­ется ника­ких допол­ни­тель­ных игру­шек. Посте­пенно вклю­чайте ребенка в про­цесс оде­ва­ния. Пусть сам засте­ги­вает и рас­сте­ги­вает себе пуго­вицы и мол­нии. Это не только разо­вьет дви­же­ния рук, но и при­учит ребенка к само­сто­я­тель­но­сти. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненуж­ный боти­нок со шну­ров­кой, кото­рый ста­нет пре­крас­ным тре­на­же­ром для рук.

13. Лепка

Лепка под­хо­дит для детей раз­ного воз­раста. Для лепки под­хо­дят пла­сти­лин, глина, тесто. Когда соби­ра­е­тесь что-то испечь, обя­за­тельно позо­вите с собой ребенка. Ему очень понра­вится мять и рас­ка­ты­вать тесто. К тому же он будет горд, что помо­гает маме.

Упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой мото­рики рук

14. Рисо­ва­ние и раскрашивание

Очень полезно обво­дить кон­тур кар­ти­нок, состо­я­щий из пунк­тир­ных линий, а также рас­кра­ши­вать объ­екты раз­лич­ной формы. Очень полезно рисо­вать на вер­ти­каль­ных поверх­но­стях: стене, доске, зер­кале. Поэтому жела­тельно пове­сить малышу спе­ци­аль­ную доску, чтобы он рисовал.

15. Соби­ра­ние мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выби­рают паз­злы и моза­ики с круп­ными частями. Паз­злы также тре­ни­руют воображение.

16. Выре­за­ние

Купите малышу дет­ские нож­ницы, клей-каран­даш, цвет­ную бумагу и кар­тон. Научите его масте­рить. Выре­зайте кар­тинки, при­кле­и­вайте их, делайте сне­жинки и т.п. Это не только разо­вьет мел­кую мото­рику, но и про­стран­ствен­ное вооб­ра­же­ние и твор­че­ское мышление.

Однако, стоит запом­нить одну про­стую вещь. Игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики должны про­во­диться под наблю­де­нием взрос­лых. Иначе ребе­нок может про­гло­тить какую-нибудь мел­кую деталь или пода­виться ей. Играть в игры и выпол­нять упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие мел­кую мото­рику, нужно систе­ма­ти­че­ски. Зани­май­тесь с ребен­ком каж­дый день и скоро заме­тите, что дви­же­ния вашего малыша с каж­дым разом ста­но­вятся все более плав­ными, чет­кими и скоординированными.

Источ­ник: сайт Развитие.ру

Источник

Статья:

У многих детей наблюдаются нарушения в координации движений пальцев рук: пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, пальцы вялые, ребенок затрудняется в выполнении отдельных заданий. Поэтому очень важно начать вовремя развивать мелкую моторику. Данная работа подготавливает почву для последующего формирования речи. Как только движения пальцев рук достигают достаточной точности, начинается развитие самостоятельной речи ребенка. Взаимосвязь этих процессов обусловлена близким расположением речевой и двигательной зоны в коре головного мозга.

Отставание в развитии мелкой моторики препятствует овладению детьми навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции с мелкими предметами, сдерживает развитие игровой деятельности. Умение свободно и непринужденно двигать пальчиками – показатель того, что активная речь вашего ребенка формируется своевременно.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук помогают вашему ребенку быстрее освоить речевые звуки, стимулируют формирование правильной речи.

Рекомендуемые упражнения: игры с мелкими предметами и пластилином, нанизывание колец пирамидки, катание и собирание шариков, игры с матрешками, открывание и закрывание предметов, потешки с пальчиками.

Наиболее эффективными будут упражнения по тренировке пальцев рук:

  1. Посчитать пальчики. Выпрямлять пальчики по одному и считать их. С момента рождения рекомендуется слегка отводить их и массировать поглаживающими движениями.

  2. Ладони на столе. Ребенок сидит за столом, руки лежат на столе ладошками вверх. На счет «раз» – пальцы врозь, «два» – вместе.

  3. «Пальчики здороваются». Малыш сидит, руки перед собой. На счет «раз» – соединяются большие пальцы обеих рук, «два» – указательные пальцы, «три» – средние, «четыре» – безымянные, «пять» – мизинцы.

  4. «Человечек». Сидя за столом, изображать человечка. Сначала бегают указательный и средний пальцы правой руки по столу, потом левой.

  5. «Наперегонки». Обе руки предыдущие движения выполняют одновременно.

  6. «Коза». Вытянув указательный палец и мизинец одной рукой, затем второй рукой, изображаем козу.

  7. «Козлята». Эти движения выполняются одновременно двумя руками.

  8. «Очки». Изобразить очки, сделав два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их.

  9. «Зайчик». Вытянуть вверх указательный, средний, большой, безымянный и мизинец, соединить их над головой.

  10. «Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе – «деревья стоят», широко развести пальцы – «ветки раскинулись».

  11. «Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

  12. «Гнездо». Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.

  13. «Корни растения». Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

  14. «Солнечные лучи». Расставить пальцы и поднять руки вверх.

  15. «Паук». Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.

  16. «Стол». Правую руку согнуть в кулак, сверху положить левую руку ладонью вниз.

  17. «Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

  18. «Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединив кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

  19. «Ромашка». Соединить обе руки и прямые пальцы, развести их в стороны.

  20. «Ежик». Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх (колючки у ежика).

  21. «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

Выполнение этих упражнений требует от ребенка внимания и усидчивости, что не каждому малышу доступно в раннем возрасте. Поэтому важно обратить занятия в игру, заинтересовать его. Тогда он сам с удовольствием будет ожидать эти занятия, повторять задания и радоваться точности, синхронности воспроизводимых движений своих пальчиков. А вы заметите положительную динамику в способностях вашего малыша: он уже лучше понимает обращенную к нему речь, улучшилось звукопроизношение, внимание стало устойчивым, увеличилась работоспособность и усидчивость.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник