Развитие моторики для ребенка годовалого ребенка
Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.
Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:
- игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
- пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
- массаж пальчиков,
- рисование;
- лепка.
В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Итак, приступим
1. Чистить вареное яичко
На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.
Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.
2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча
Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.
3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу
Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.
4. Проталкивать монеты в копилку
Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.
Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.
5. Выбирать из крупы мелкие предметы
Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.
6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.
Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка
- самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
- позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
- разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
- учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.
Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.
Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.
Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.
Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.
Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.
Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.
На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook. Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Читайте также:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ
Источник
Большинство упражнений для развития мелкой моторики предполагает действия с мелкими предметами – бусинами, пуговицами, монетами, мелкими камушками, фасолью, горохом и другими подобными. Однако многие специалисты не рекомендуют позволять ребенку играть такими вещами даже под присмотром родителей и с пустышкой во рту.
В этой статье – несколько идей для тренировки пальчиков ребенка безопасными средствами. Эти идеи хороши еще и тем, что в качестве «тренажеров» выступают подручные средства и игрушки-самоделки, а значит, занятия по развитию тонкой моторики у ребенка не потребуют от родителей никаких финансовых затрат.
1. Баночки с крышками.
Пластиковые бутылочки с закручивающимися крышечками, пустые флаконы из-под духов и туалетной воды, флакончики из-под лекарств, баночки с крышечками из-под детского пюре обычно в фаворитах у маленьких детей. Игры с баночками и крышечками развивают не только моторику, но и координацию – ведь баночку нужно держать одной рукой, а отвинчивать и завинчивать крышечку – другой.
2. Четки из пуговиц разного размера.
Для детей очень полезны занятия с пуговицами – разных форм, размеров, текстур и цветов. Сделать пуговицы безопасными поможет прочная нить, сложенная в несколько раз, которая продевается через отверстия в пуговицах и связывает их в разомкнутую или сомкнутую цепочку. Дети особенно любят перебирать пуговицы в таких импровизированных четках в дороге или на прогулке. Но отверстия в пуговицах должны быть настолько большими, чтобы пуговицы можно было передвигать по нитке.
3. Замочек с ключами.
После года дети становятся способны на нехитрую операцию – вставить ключ в замочек и повернуть его. А ближе к 1,5 годам они уже способны подобрать подходящий ключ для замка из нескольких других, висящих на связке. Замочек лучше к чему-нибудь прикрутить – так ребенку будет интереснее и удобнее играть. А ключи лучше выбирать без острых краев.
4. Тазик с водой и игрушками.
В тазик с водой можно бросить много небольших предметов – крышечек, колпачков, резиночек, катушек из-под ниток и т.п. Малышу можно предложить выловить их и переложить в другую емкость – руками или, например, ситом (для малыша постарше). Под тазик, конечно, лучше подстелить клеенку.
5. Подушечка с наполнителями.
Развивающую подушечку лучше сшить из кусочков ткани, разных по цвету и фактуре. Наполнителем может служить фасоль, горох, крупные бусины. К подушечке нужно крепко пришить пуговицы, бусины, замочки и любые другие мелкие детали. Можно сделать их «на резиночке», можно рядом пришить петли, в которые продеваются пуговицы и бусины, можно сделать кармашки на липучках или любые другие интересные элементы.
6. Пустые картонные коробочки.
Не стоит выбрасывать картонные коробочки, которые можно открывать и закрывать – из-под чая, духов или зубной пасты: они могут стать отличной игрушкой для годовалого ребенка.
7. Поднос с крупой.
На подносе с насыпанной ровным слоем манной или пшеничной крупой малыш может чертить линии и рисовать загогулины пальчиками – по примеру мамы, конечно. И нет опасности, что ребенок подавится крупинками – ведь они очень мелкие.
8. Кошельки, визитницы и косметички.
Мамины кошелек с кнопками и косметичка с замочком традиционно являются любимыми игрушками у детишек. Они вынимают из них разные предметы по одному, рассматривают и, вынув все содержимое, начинают складывать вещи обратно. И эта игра может повторяться несколько раз. Стоит выделить ребенку для игры пустую чистую косметичку или кошелек и наполнить их любыми безопасными предметами – малыш долго будет заинтересован новой игрушкой.
9. Прищепки.
Нетугие прищепки и веревочка, натянутая между ножками стула, станут отличным средством тренировки маленьких пальчиков.
10. Коробка с отверстиями.
Из коробки из-под обуви или мелкой бытовой техники или контейнера для продуктов можно сделать отличную игрушку-проталкиватель. Для этого нужно подобрать небольшие предметы, у которых одна сторона представляет собой какую-либо геометрическую фигуру – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Например, это могут быть: колпачки от флаконов с туалетной водой – они бывают самой разной формы, катушка из-под ниток, крышечка от крема, яйцо от «Киндер-сюрприза», пустой коробок из-под спичек, кубик, ластик и т.п. В крышке коробки нужно проделать отверстия разной формы (соответственно, круглой, квадратной и т.п.) так, чтобы подобранные мелкие предметы могли пройти в отверстия. При этом отверстия нужно сделать так, чтобы каждый предмет мог пройти только в одно отверстие, которое соответствует ему по форме. Эта игрушка поможет развить не только тонкую моторику, но и усидчивость, терпение, внимательность, координацию.
11. Бассейн с крупой.
Кастрюлю до половины нужно наполнить чечевицей, манкой, пшеничной крупой, гречкой – чем-то одним или сочетанием круп. В крупе нужно спрятать небольшие игрушки и показать малышу, как можно в кастрюльке их отыскивать и доставать. Вместо кастрюли можно взять любую другую емкость.
12. Книжки с картинками.
Любая книжка, странички которой малыш способен листать, будет тренажером для развития мелкой моторики. Ребенку будет легче листать странички, если книжка будет картонной или между ее страницами будет лежать вкладыши – например, открытки. А если сделать книжку с аппликациями (например, в обычную тетрадку наклеить вырезанные картинки из журналов и старых книжек), она будет способствовать и развитию тактильной чувствительности.
© Автор: Ксения Зародова – Женский журнал
Источник
Дети в возрасте от года вполне сложившиеся индивиды, ребенок начинает ходить, а главное, поглощает и перерабатывает огромное количество информации об окружающем его мире. До трех лет он должен научиться не только бегать и прыгать, но и выучить язык окружающих его людей, правильно понимать и отвечать на вопросы, пересказывать сказки или рассказы. Также различать предметы по цвету, величине и форме, уметь считать до десяти и выполнять простейшие арифметические действия. Для того чтобы облегчить ребенку этот колоссальный труд и созданы развивающие игры для детей от одного года.
Игрушки для детей предмет обучающий, а поэтому очень важный
Игры для физического развития
Только начавший ходить ребенок еще не в полной мере может управлять своим телом, поэтому надо совершенствовать его двигательные навыки, всячески поощрять его двигательную активность. Для этого подойдет мяч, а также заводные игрушки на колесиках.
Мяч можно катать, бросать, класть из одной коробки в другую. Мать должна простыми словами описывать то, что она делает с мячом, а затем просить ребенка повторять за ней эти действия. Когда малыш освоит самые простые процессы, необходимо усложнить условия игры, например, попросить забросить мяч в коробку, или догнать его.
Дети очень любят наблюдать за заводными зверушками, догонять их, или возить игрушку с колесиками на веревке. Это тоже можно использовать в играх.
Игры для развития мелких мышц кистей
Кисти человека – это очень тонкий и точный инструмент, пользоваться которым дети начинают учиться с самого раннего возраста. Это важно еще и потому, что отвечающие за слаженное четкое движение кистей и пальцев рук центры головного мозга, находятся в непосредственной близости от центров речи. Поэтому, задействуя двигательные центры, мы стимулируем развитие разговорной речи.
Очень важными для детей являются постоянно повторяющиеся игры в пальчики. Дети лучше воспринимают указания взрослых, если необычные движения пальцев сопровождается стихами или песенками, такими как «Сорока-белобока…» или «Мы делили апельсин…».
Обычно к году дети начинают проявлять интерес к рисованию, такие попытки что-либо изобразить на бумаге надо всячески поощрять.
Игра с мелкими игрушками, бусинами или просто крашеной фасолью развивает не только точность движений, но и тактильную чувствительность. Дети учатся отличать гладкие предметы от шероховатых, холодные от теплых. Во время игры с мелкими предметами следует следить, чтобы дети не брали их в рот.
Развивающие и обучающие игры для малышей от года
Особое внимание детские психологи уделяют играм, способствующим развитию у детей:
- логического мышления;
- наблюдательности;
- памяти;
- речи.
Например, прятки с предметами. Нужно спрятать любимую игрушку ребенка и попросить ее найти, дав при этом подсказку: игрушка находится в желтой коробке, на диване. Можно использовать музыкальные лампы или шкатулки, предложив ребенку найти ее по звуку.
Развивающие игры для детей от одного года позволяют облегчить детям тяжелый труд познания окружающего мира
Очень важны игры для развития памяти и внимания:
- Рассмотрите с ребенком картинку;
- Подробно опишите и покажите, что на ней изображено;
- Затем попросите ребенка самому найти на картине дом, собаку, кошку.
Изучить цвета помогут ребенку цветные карандаши, мелки, цветная бумага. Выучив название какого-либо цвета, обязательно попросите малыша найти такого же цвета предмет в комнате, на картинке, на одежде.
Помочь ребенку запомнить формы фигур, таких как круг, квадрат, треугольник и прямоугольник можно начертив их на бумаге, показав на картинке или с помощью предметов в комнате. Когда ребенок будет хорошо ориентироваться в этих фигурах, можно начать играть с ним в такие настольные игры как мозаика, геометрическое лото, начать делать аппликации.
Полезные, развивающие речь постановочные игры, всегда любимы детьми. Говорящие голосом мамы, папы, бабушки герои любимых сказок, вызывают у детей массу положительных эмоций. Исполняющий главную роль малыш, начинает фантазировать, нередко изменяя ход представления.
Если дома есть кукольный театр можно поставить пьесу с настоящими говорящими куклами.
К двум годам ребенок предпочитает все еще играть с родителями, чем общаться со сверстниками. Иногда дети предпочитают играть одни в различные ролевые игры. У девочек появляются любимые куклы, а у мальчиков – машины. Дети любого пола очень любят играть с говорящими зверушками.
Групповые развивающие игры
Чаще всего такие игры используются воспитателями в детском саду. Интерактивные игры учат детей общаться, понимать друг друга.
Примером для такой игры может стать любая сказка, многочисленные герои которой, по походу повествования взаимодействуют друг с другом, например «Теремок» или «Репка»:
- Сначала воспитатель читает сказку и объясняет детям все непонятные слова и выражения – что такое репка, где она выросла, почему дед не смог ее вытянуть.
- Дальше разделяет всю группу по шесть человек, по количеству персонажей. Просит каждого ребенка нарисовать доставшегося ему героя. После этого воспитатель ставит фанерную репку, а детей и их нарисованных персонажей просит расположиться, около нее, как написано в сказке.
- Во время игры дети взаимодействуют между собой, иногда конфликтуют. Воспитатель, внимательно следя за ними, объясняет, что они сделали не правильно и как нужно поступать в этой ситуации. Полученные во время игры знания и опыт общения, пригодятся ребенку в дальнейшем.
Выводы
Интересные развивающие игры позволяют ребенку справиться с нелегкой задачей развития речи, помогают приобрести знания об окружающем мире, дают первые уроки общения и взаимодействия в коллективе.
Читайте в следующей статье: чем занять ребенка в дороге
Источник