Развитие моторики для ребенка годовалого
Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.
Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:
- игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
- пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
- массаж пальчиков,
- рисование;
- лепка.
В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С РЕБЕНКОМ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Итак, приступим
1. Чистить вареное яичко
На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.
Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.
2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча
Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.
3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу
Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.
4. Проталкивать монеты в копилку
Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.
Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.
5. Выбирать из крупы мелкие предметы
Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.
6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.
Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка
- самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
- позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
- разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
- учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.
Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.
Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.
Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.
Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.
Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.
Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.
На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook. Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Читайте также:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ
Источник
Большинство упражнений для развития мелкой моторики предполагает действия с мелкими предметами – бусинами, пуговицами, монетами, мелкими камушками, фасолью, горохом и другими подобными. Однако многие специалисты не рекомендуют позволять ребенку играть такими вещами даже под присмотром родителей и с пустышкой во рту.
В этой статье – несколько идей для тренировки пальчиков ребенка безопасными средствами. Эти идеи хороши еще и тем, что в качестве «тренажеров» выступают подручные средства и игрушки-самоделки, а значит, занятия по развитию тонкой моторики у ребенка не потребуют от родителей никаких финансовых затрат.
1. Баночки с крышками.
Пластиковые бутылочки с закручивающимися крышечками, пустые флаконы из-под духов и туалетной воды, флакончики из-под лекарств, баночки с крышечками из-под детского пюре обычно в фаворитах у маленьких детей. Игры с баночками и крышечками развивают не только моторику, но и координацию – ведь баночку нужно держать одной рукой, а отвинчивать и завинчивать крышечку – другой.
2. Четки из пуговиц разного размера.
Для детей очень полезны занятия с пуговицами – разных форм, размеров, текстур и цветов. Сделать пуговицы безопасными поможет прочная нить, сложенная в несколько раз, которая продевается через отверстия в пуговицах и связывает их в разомкнутую или сомкнутую цепочку. Дети особенно любят перебирать пуговицы в таких импровизированных четках в дороге или на прогулке. Но отверстия в пуговицах должны быть настолько большими, чтобы пуговицы можно было передвигать по нитке.
3. Замочек с ключами.
После года дети становятся способны на нехитрую операцию – вставить ключ в замочек и повернуть его. А ближе к 1,5 годам они уже способны подобрать подходящий ключ для замка из нескольких других, висящих на связке. Замочек лучше к чему-нибудь прикрутить – так ребенку будет интереснее и удобнее играть. А ключи лучше выбирать без острых краев.
4. Тазик с водой и игрушками.
В тазик с водой можно бросить много небольших предметов – крышечек, колпачков, резиночек, катушек из-под ниток и т.п. Малышу можно предложить выловить их и переложить в другую емкость – руками или, например, ситом (для малыша постарше). Под тазик, конечно, лучше подстелить клеенку.
5. Подушечка с наполнителями.
Развивающую подушечку лучше сшить из кусочков ткани, разных по цвету и фактуре. Наполнителем может служить фасоль, горох, крупные бусины. К подушечке нужно крепко пришить пуговицы, бусины, замочки и любые другие мелкие детали. Можно сделать их «на резиночке», можно рядом пришить петли, в которые продеваются пуговицы и бусины, можно сделать кармашки на липучках или любые другие интересные элементы.
6. Пустые картонные коробочки.
Не стоит выбрасывать картонные коробочки, которые можно открывать и закрывать – из-под чая, духов или зубной пасты: они могут стать отличной игрушкой для годовалого ребенка.
7. Поднос с крупой.
На подносе с насыпанной ровным слоем манной или пшеничной крупой малыш может чертить линии и рисовать загогулины пальчиками – по примеру мамы, конечно. И нет опасности, что ребенок подавится крупинками – ведь они очень мелкие.
8. Кошельки, визитницы и косметички.
Мамины кошелек с кнопками и косметичка с замочком традиционно являются любимыми игрушками у детишек. Они вынимают из них разные предметы по одному, рассматривают и, вынув все содержимое, начинают складывать вещи обратно. И эта игра может повторяться несколько раз. Стоит выделить ребенку для игры пустую чистую косметичку или кошелек и наполнить их любыми безопасными предметами – малыш долго будет заинтересован новой игрушкой.
9. Прищепки.
Нетугие прищепки и веревочка, натянутая между ножками стула, станут отличным средством тренировки маленьких пальчиков.
10. Коробка с отверстиями.
Из коробки из-под обуви или мелкой бытовой техники или контейнера для продуктов можно сделать отличную игрушку-проталкиватель. Для этого нужно подобрать небольшие предметы, у которых одна сторона представляет собой какую-либо геометрическую фигуру – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Например, это могут быть: колпачки от флаконов с туалетной водой – они бывают самой разной формы, катушка из-под ниток, крышечка от крема, яйцо от «Киндер-сюрприза», пустой коробок из-под спичек, кубик, ластик и т.п. В крышке коробки нужно проделать отверстия разной формы (соответственно, круглой, квадратной и т.п.) так, чтобы подобранные мелкие предметы могли пройти в отверстия. При этом отверстия нужно сделать так, чтобы каждый предмет мог пройти только в одно отверстие, которое соответствует ему по форме. Эта игрушка поможет развить не только тонкую моторику, но и усидчивость, терпение, внимательность, координацию.
11. Бассейн с крупой.
Кастрюлю до половины нужно наполнить чечевицей, манкой, пшеничной крупой, гречкой – чем-то одним или сочетанием круп. В крупе нужно спрятать небольшие игрушки и показать малышу, как можно в кастрюльке их отыскивать и доставать. Вместо кастрюли можно взять любую другую емкость.
12. Книжки с картинками.
Любая книжка, странички которой малыш способен листать, будет тренажером для развития мелкой моторики. Ребенку будет легче листать странички, если книжка будет картонной или между ее страницами будет лежать вкладыши – например, открытки. А если сделать книжку с аппликациями (например, в обычную тетрадку наклеить вырезанные картинки из журналов и старых книжек), она будет способствовать и развитию тактильной чувствительности.
© Автор: Ксения Зародова – Женский журнал
Источник
Как я уже писала ранее, очень важно подбирать занятия с малышом соответственно его возрасту и интересам. По мере роста ребенка, интересов у него становится все больше, а моторика совершеннее. Необходимо всегда соответствовать растущим познавательным потребностям малыша, вводить новые занятия, знакомить его с новыми игрушками. В этой статье я хочу представить вашему вниманию несколько развивающих игр для детей 1 года. Все эти игры мы с дочкой проиграли не один десяток раз. Игры помогут развить моторику вашего ребенка, научат его орудовать разнообразными игрушками и предметами.
Вообще в возрасте 1 года предметная деятельность для ребенка является наиболее важной. Именно ощупывая, рассматривая и даже ломая игрушки и другие попавшиеся под руку предметы, малыш стремительно развивается, он познает физические свойства вещей. Поэтому предоставляйте ребенку как можно больше возможностей для его исследований, старайтесь поменьше запрещать. Надеюсь, игры из этой статьи помогут вам с малышом интересно провести время. Вторую часть игр читайте здесь:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
Итак, как заниматься с ребенком 1 года:
1. Раскладывать небольшие предметы по ячейкам
На первый взгляд, занятие это довольно обычное, но для годовалого карапуза оно очень увлекательное. Еще бы, ведь в этом возрасте у ребенка настоящая страсть что-нибудь куда-нибудь складывать и выкладывать. Для игры хорошо подойдет форма для льда или палитра. В их ячейки можно складывать небольшие камушки, пуговки или любую другую мелочевку (желательно, однородную, т.е. только пуговицы или только камушки). С детьми чуть постарше в форме для льда ряды из камушков можно выкладывать по цветам.
2. Осваивать орудийные действия
В возрасте 1 года малыш продолжает активно осваивать первые орудия. По-прежнему очень актуально играть с молоточком, забивая шарики в дырочки, насыпать песок совочком в ведро (подробнее здесь), учиться самостоятельно кушать ложкой. Предлагаю добавить к вашему арсеналу еще одну развивающую игру.
Вариант 1. Предложите ребенку при помощи небольшого сита с ручкой или ложки выловить из воды плавающие предметы (желательно, чтобы ложка была с дырочками, хорошо подойдет ложка для спагетти). Плавающими предметами могут быть мячики для настольного тенниса, пробки от бутылок, маленькие резиновые игрушки. Также вам понадобится большая миска, из которой малыш будет вылавливать плавающие игрушки, и небольшая тарелочка, в которую вы будете складывать ваш улов.
Очень важно, чтобы ребенок участвовал в игре от самого начала и до конца, т.е. сначала вы вместе с малышом идете в ванну и набираете в миску воду, вместе аккуратно несете миску, затем ребенок сам выкладывает игрушки в воду, сам вылавливает, а по окончании работы также вместе идете выливать воду. Старайтесь дать понять малышу, что он все делает сам, вы помогаете только при необходимости. Именно на таких принципах основывается вся методика Марии Монтессори.
Попозже, когда малыш уже будет уверенно справляться с ложкой и ситом, можно будет предложить ему вот такие щипцы.
Существуют также готовые наборы для игры в ванной, состоящие из сачка и нескольких резиновых игрушек. Суть игры с набором примерно такая же. Отличается лишь тем, что в данном случае пространство воды не так сильно ограничено, ребенку придется вылавливать ускользающие игрушки, перемещаясь по всей ванной. Но зато диаметр сачка значительно больше ложки, что, безусловно, облегчает задачу.
Вариант 2. Доставать предметы из миски (или кастрюли) не менее интересно и тогда, когда в ней нет воды. В этом варианте игры предлагаю вам для разнообразия взять орудие побольше – кухонный половник – и доставать им, например, такие предметы как кусочки поролона, орехи в скорлупе, пустые баночки, цилиндры из строительного набора, пробки от бутылок, теннисные шарики и т.д. Старайтесь избегать предметов угловатой формы (например, кубиков), доставать их поварешкой не очень легко, малыш может расстроиться, что у него не получается.
3. Играть с рамкой-вкладышем
На данном этапе вам понадобятся самые простые рамки-вкладыши (My-shop, KoroBoom), а именно такие, где есть не только прорези для вкладышей, но еще и изображение вкладываемого предмета на заднем фоне. Играя с такой рамкой, ребенок при подборе вкладыша ориентируется не на форму проема, а на изображение. Для годовалого малыша такая рамка-вкладыш будет понятнее.
Поначалу, пока ребенок еще не совсем освоился с игрушкой, играть можно так: берем в руки, например, вкладыш с собачкой, и спрашиваем «Где на картинке собачка?», когда ребенок показывает, говорим «Значит сюда и поставим ее» и предлагаем вставить собачку в прорезь самостоятельно. Если попытается – хорошо, нет – вставляем сами. Вскоре малыш уловит суть игры и будет расставлять вкладыши по местам уже без наводящих вопросов. Игра отлично развивает моторику – для годовалого ребенка не такая уж и простая задача попасть в прорезь. Развиваются и первые аналитические способности – отыскиваем сходные картинки.
Здесь сразу хочется сказать про еще один хит — игру “Секретики”. Она похожа на классическую рамку-вкладыш и не менее полезна для маленьких трудолюбивых пальчиков. Но здесь интерес малыша будет подстегивать еще и эффект неожиданности. Малыш с огромным любопытством будет заглядывать под вкладыши, пытаясь поскорее увидеть, что же там спрятано.
4. Играть с колпачками
Мой муж, увидев набор колпачков (My-shop, Лабиринт, KoroBoom) впервые, сказал, что это полная ерунда, мол та же матрешка, только хуже. Однако это неправда, и это очень скоро стало ясно.
Когда мы первый раз показали дочке эти колпачки, она проиграла с ними час без перерыва. Игрушка на самом деле очень полезная и многофункциональная. Представляет она собой набор из нескольких колпачков (у нас их 10), последовательно вкладываемых друг в друга.
Как играть с колпачками?
- Колпачки можно складывать друг в друга. Детям в этом возрасте очень нравится складывать одни предметы в другие, во время игры у них складывается понимание о вместимости тары, они учатся сравнивать емкости.
- Из колпачков можно строить пирамидку, поначалу с маминой помощью, конечно.
- Если в вашем наборе цвета колпачков повторяются, можно объяснять на колпачках одинакового цвета понятия «большой» и «маленький». Например, вы выбираете два зеленых колпачка, предъявляете их ребенку и объясняете, какой из них большой, а какой маленький. Как я уже писала ранее, понятие размера лучше всего изучать на предметах, которые по всем своим остальным свойствам (кроме размера) абсолютно идентичны. Поэтому колпачки для этой цели подходят как нельзя лучше.
Играя с колпачками вы постоянно называете цвета, что несомненно поможет ребенку их запомнить. Можно вместе с малышом отбирать колпачки какого-то одного цвета.
Колпачки можно как бы прятать, накрывая меньший колпачок бОльшим и приговаривая «Где маленький колпачок? Спрятался!». Дети очень любят играть в такие прятки, и это заодно дает ребенку понимание, какой колпачок больше, а какой меньше.
Чем-то похожая по своей сути игрушка — радуга. Принцип игры тот же, но здесь от ребенка требуется бОльшая точность движений.
5. Катать машинку по дорогам, горкам, с грузом
О том, что для всестороннего развития катать машинку полезно не только мальчикам, но и девочкам я уже писала ранее. После года вы можете предлагать малышу не просто катать машину беспорядочно, а катать ее по дорожкам, попутно тренируя координацию движений ребенка. По каким дорогам катать машину? Например, можно вырезать дорогу из бумаги или газеты и приклеить скотчем к полу (на время, конечно). Еще вариант – сделать дорогу из большого напольного пазла. Такой вариант удобен еще и тем, что при желании он легко складывается и убирается с глаз. Главное требование к дороге на данном этапе — она должна быть не слишком извилистой и не слишком узкой, иначе годовалому ребенку будет трудно катать по ней машину.
Научите малыша нагружать в машину-грузовик кубики и отвозить их по месту назначения Пусть в одном углу комнаты у вас будет склад «кирпичей», а в другом – «стройка», объясните, что строительный материал необходимо доставить на место, там же и башенку попробуйте построить.
Также вы можете показать ребенку, как можно катать машинку с горки, ему это очень понравится!
6. Рвать бумагу или вату
Наверняка ребенок уже и сам пытался порвать ваш любимый журнал или книгу. Вместо того чтобы запрещать малышу это увлекательное занятие, дайте ему то, что уже давным-давно прочитано и не представляет для вас никакой ценности. Лучше всего подойдут старые газеты, яркие журналы. Вы можете также показать крохе, как рвать вату и это будет для него совершенно новый опыт.
Как правило, в этом возрасте детям больше всего нравится разбирать предметы на части, складывать и раскладывать их. Поэтому очень важно, чтобы в детской у малыша были сборно-разборные игрушки, состоящие из нескольких частей (такие как пирамидка, матрешка, сортер, цветные колпачки), тогда он не будет ломать другие игрушки и рвать книги, пытаясь таким образом разделить их на части. Когда моя дочь Таисия была в этом возрасте, каждый день на кухне у меня был полный разгром. Дочь трясла шкафы с кастрюлями и прочей кухонную утварью. Маленькие формочки и стаканчики складывала в кастрюли, потом выкладывала, перекладывала, закрывала кастрюли крышками.
Итак, теперь вы знаете еще 5 вариантов игр, способных разнообразить ваш досуг с годовалым малышом. Но это еще не все! Читайте также продолжение статьи
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
Кроме того, обратите внимание на статьи с играми для малышей от 9 месяцев. Большинство игр в этих статьях по-прежнему актуальны для малыша и сейчас (в частности, сбор пирамидки, строительство из кубиков, игры с матрешкой, коробочками и др.).
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С РЕБЕНКОМ ОТ 9 МЕСЯЦЕВ. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2
С уважением, Яна Разначенко
Источник